ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-5859/14 от 22.05.2014 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

29 мая 2014 года

Дело № А50-5859/2014

Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 29 мая 2014 года.

Арбитражный суд Пермского края

в составе:

судьи Аликиной Е. Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котовой К. Н. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пермгазэнергосервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании ненормативного правового акта,

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности, предъявлен паспорт;

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности, предъявлен паспорт, ФИО3 по доверенности, предъявлен паспорт;

ООО «Пермгазэнергосервис» (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю (далее – заинтересованное лицо) от 17.01.2014 № П-29-06/0001 незаконным.

Заявленные требования мотивированы правомерностью действий оператора по обработке персональных данных граждан, являющихся абонентами по договорам теплоснабжения для бытовых нужд, а также правомерностью передачи персональных данных этих лиц агенту для осуществления расчетов за коммунальные услуги.

Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю заявленные требования не признало, указывая на правомерность выданного предписания, поскольку обработка персональных данных граждан и передача этих данных третьим лицам производились в отсутствие письменного согласия субъектов персональных данных.

Посчитав, что подготовка к рассмотрению дела завершена, суд в порядке п. 4 ст. 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд УСТАНОВИЛ:

На основании требования прокуратуры Пермского края от 18.12.13 г. № 7/2-68-2013 и приказа руководителя Управления Роскомнадзора от 2012.13 г. № 998 должностными лицами Управления Роскомнадзора по Пермскому краю проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Пермгазэнергосервис» по вопросу соблюдения обязательных требований законодательства РФ в области персональных данных.

По результатам проверки составлен акт № А-59-06/0004 от 17.01.14 г., из которого следует, что ООО «ПГЭС» допустило следующие нарушения:

обрабатывает персональные данные собственников жилых помещений (фамилия, инициалы, адрес, суммы задолженности), проживающих в г. Перми по адресам: ул. Черняховского, <...> кв. 12, 13, 51; ул. Черняховского, д. 54, кв. 21; ул. Черняховского, д. 60 кв. 2, 25, 26; ул. Черняховского, д. 78 кв. 59, 80, 72, 81, 92, 98, 99; ул. Бушмакина, <...>, в отсутствие правовых оснований, указанных в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту Федеральный закон № 152-ФЗ);

передало (поручило) другому лицу (ОАО «Пермэнергосбыт») на основании агентского договора от 19.03.13 г. № 123-191/13 в целях формирования и ведения базы данных ООО «ПГЭС» по потребителям, формирование общего счета-квитанции по жилищно-коммунальным платежам и направление его потребителям, приема оплат по выставленным квитанциям собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах, обработку персональных данных собственников помещений, проживающих по вышеперечисленным адресам (фамилия, инициалы, адрес, сумма задолженности) без их согласия или иного основания, предусмотренного Федеральным законом, в связи с чем нарушило требования ч. 3 ст. 6, ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 152-ФЗ;

раскрыло ОАО «Пермэнергосбыт» персональные данные собственников помещений, проживающих по вышеперечисленным адресам, без их согласия или иного основания, предусмотренных федеральным законом, в связи с чем нарушило ст. 7 Федерального закона № 152-ФЗ.

По результатам проведенной проверки Управлением вынесено предписание от 17.01.2014 г. № П-59-06/000, в соответствии с которым ООО «ПГЭС» предписано в срок до 01.04.14 г. устранить вышеперечисленные нарушения, о чем сообщить Управлению письменно с приложением документов, подтверждающих правомерность обработки и передачи третьему лицу персональных данных собственников помещений, проживающих по указанным адресам ( л. д. 13-14).

Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

В силу ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3) обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);

4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;

5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;

10) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);

11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Частью 3 ст. 6 Федерального закона № 152-ФЗ предусмотрено, что оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов выездной проверки,

Заявителем предоставляются услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения гражданам, проживающим в г. Перми по адресам: ул. Черняховского, <...> кв. 12, 13, 51; ул. Черняховского, д. 54, кв. 21; ул. Черняховского, д. 60 кв. 2, 25, 26; ул. Черняховского, д. 78 кв. 59, 80, 72, 81, 92, 98, 99; ул. Бушмакина, <...>.

Собственниками жилых помещений, расположенных по указанным адресам, выбран способ управления многоквартирным домом: непосредственное управление, от своего имени. Письменные договоры горячего водоснабжения, теплоснабжения с каждым из собственников помещений, осуществляющих непосредственное управление многоквартирным домом, за исключением одного лица (ФИО4) заключены не были, письменное согласие указанных лиц на обработку персональных данных оператором не получено.

В целях осуществления расчетов за жилищно-коммунальные услуги ООО «ПГЭС» (Принципал) заключен с ОАО «Пермэнергосбыт» (Агент) агентский договор от 19.03.13 г. № 123-191/13, по условиям которого общество поручило своему агенту совершать следующие действия: осуществлять расчет объема и стоимости жилищно-коммунальных услуг, потребленных потребителями при использовании жилого помещения, и пени за просрочку их оплаты, а также начисление сумм к оплате за потребленные жилищно-коммунальные услуги; формирования и ведения базы данных ООО «ПГЭС» по потребителям, включая сведения о начислении сумм оплаты за жилищно-коммунальные услуги и учете сумм поступивших платежей в размере оказываемых услуг; формирование общего счета-квитанции по жилищно-коммунальным услугам, его печать и направление потребителям, в том числе с информацией, включаемой в квитанцию в соответствии с законодательством и (или) по указанию Принципала ( п. 1.2 договора). Во исполнение условий договора ОАО «Пермэнергосбыт» направляло гражданам, проживающих по указанным адресам, уведомления об оплате суммы долга, в которых были указаны их персональные данные, сведения о размере задолженности за жилищно-коммунальные услуги.

Согласия граждан на передачу персональных данных третьему лицу

получено не было.

В соответствии с ч. 2 ст. 164 ЖК РФ договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

В силу ч. 8 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Таким образом, в случае наличия письменного договора, заключенного между собственником помещений и ресурсоснабжающей организацией, согласия субъекта на обработку его персональных данных не требуется, поскольку это необходимо для исполнения договора (п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 152-ФЗ). В остальных случаях в целях обработки персональных данных оператор должен получить согласие субъектов персональных данных, что соответствует требованиям ст. 6 Федерального закона №с 152-ФЗ.

Доводы заявителя о том, что указанные договоры могут заключаться путем совершения конклюдентных действий ( ст. 540 ГК РФ), а потому такое согласие не требуется, не приняты во внимание арбитражным судом,

поскольку это противоречит ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ.

Судом оценены и не приняты во внимание доводы заявителя о том, что согласия граждан на передачу персональных данных для обработки третьему лице не требовалось.

Действительно, ч. ч. 15, 16 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

  Однако, заявителем не учтено, что лица, передающие персональные данные агентам для расчетов с гражданами за жилищно-коммунальные услуги в порядке ст. 155 ЖК РФ, располагают ими по основаниям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона № 152-ФЗ.

В противном случае они не вправе осуществлять не только передачу персональных данных, но и их обработку.

В соответствии со ст. ст. 7, 9 Федерального закона № 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.

Поскольку заявителем, являющемся оператором, осуществляющем обработку персональных данных, нарушены условия и принципы обработки персональных данных, закрепленные в Федеральном законе № 152-ФЗ, оспариваемое предписание является законным и обоснованным.

Оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Госпошлина, не зачтенная судом по данному заявлению, подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Пермгазэнергосервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>) справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 105 (сто пять) руб. 43 коп., уплаченной по платежному поручению № 2980 от 09.10.13 г. Указанное платежное поручение храниться в материалах дела арбитражного суда Пермского края № А50-19789/13.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья

Е.Н.Аликина