Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
07 апреля 2014 года | Дело № А50- /2014 |
Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен апреля 2014 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Балякиной О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитиной А.Н.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Администрации г. Соликамска Пермского края (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к ответчику – Открытому акционерному обществу «Уралкалий» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о взыскании денежных средств в размере 611 912 руб.
с участием:
от Истца – не явился, извещен;
от Ответчика – ФИО1 доверенность № 369 от 24.12.2013г., паспорт.
Установил:
Администрация г. Соликамска Пермского края (далее – администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества «Уралкалий» денежных средств в сумме 611 912 руб.
В обоснование требований ссылается на то, что Постановлениями главы г. Соликамска № 195 от 08.11.11, № 132 от 28.09.12 ответчик ошибочно был включен в список лиц – участников муниципальной адресной Программы Соликамского городского округа по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на 2011г.-2012г., утвержденной Постановлением Администрации г. Соликамска № 1246-па от 21.09.2011 в рамках реализации регионального проекта «Достойное жилье» на предоставление субсидий для приобретения жилых помещений. Целью программы является переселение граждан из ветхих (аварийных) домов путем предоставления собственникам и нанимателям жилых помещений безвозмездных субсидий из средств бюджета Пермского края. В соответствии с пунктом 3.2.2 Постановления Правительства Пермского края № 14-П от 08.02.2008, пунктом 1.8 муниципального проекта Соликамского городского округа Пермского края, утвержденного Решением Соликамской городской Думы № 571 от 25.03.2009 право на получение субсидий принадлежит только гражданам. Ответчик является юридическим лицом, следовательно, не может быть получателем субсидии.
Ответчик заявленные требования не признал, в представленном отзыве и судебных заседаниях указал, что денежные средства им получены на основании заключенного с истцом соглашения, которое исполнено сторонами в полном объеме, истец в счет выкупа жилого помещения ответчика перечислил денежные средства на приобретение нового жилого помещения, ответчик передал ему выкупленное жилое помещение. Считает, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащих сносу или реконструкции, имеют равные права и гарантии. В настоящее время аварийным дом снесен, ответчик лишен возможности пользоваться нежилым помещением. Считает, что удовлетворение требований истца приведен к нарушению прав ответчика.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
В соответствии со статьями 15 и 32 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением № 47 от 28.01.2006г. утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с Законом Пермского края от 24 декабря 2007 года N 165-ПК «О региональном фонде софинансирования расходов» Постановлением Правительства Пермского края № 14-П от 08.02.2008 утвержден Порядок реализации приоритетного регионального проекта "Достойное жилье". В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами Постановлением Администрации г. Соликамска № 1246-па от 21.09.2011 утверждена муниципальная адресная Программа Соликамского городского округа по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на 2011г.-2012г. (далее – Программа). Решением Соликамской городской Думы № 571 от 25.03.2009 утвержден муниципальный проект Соликамского городского округа по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов в рамках реализации приоритетного регионального проекта «Достойное жилье».
Так как на основании акта обследования и заключения межведомственной комиссии (л.д. 8-11) многоквартирного дома № 3 по ул. Спортивная в г. Соликамске № 69 от 21.12.2010 Постановлением Главы Администрации г. Соликамска Пермского края № 1713-па от 19.12.2011 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, он был включен в Приложение № 1 к Программе «Перечень домов, расположенных на территории Соликамского городского округа, которые подлежат расселению и сносу в рамках реализации подпроекта «Ликвидация ветхих (аварийных) домов». Приложением № 2 к Программе установлено, что объем расходов денежных средств краевого бюджета, необходимых для переселения жильцов в комнате <...> составляет 611 912 руб.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № 038904 от 29.06.2011 указанная комната принадлежит на праве собственности ОАО «Уралкалий».
Постановлениями главы г. Соликамска № 195 от 08.11.11, № 132 от 28.09.12 на основании письменного заявления и обязательства передать принадлежащее ОАО «Уралкалий» помещение (комната) в собственность Администрации (л.д. 35-36), ответчик включен в список лиц – участников муниципальной адресной Программы Соликамского городского округа по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов на 2011г.-2012г., утвержденной Постановлением Администрации г. Соликамска № 1246-па от 21.09.2011 в рамках реализации регионального проекта «Достойное жилье» на предоставление субсидий для приобретения жилых помещений.
В соответствии с перечисленным, 17.04.2012г. между Управлением имущественных отношений Администрации г. Соликамска (администрация) и ОАО «Уралкалий» (собственник) заключено соглашение об изъятии жилого помещения путем выкупа, согласно которому администрация изымает путем выкупа жилое помещение: 1 комнату в 3-комнатной коммунальной квартире по адресу <...>; одновременно с комнатой выкупается доля в праве собственности на общее имущество в коммунальной квартире и доля в праве собственности на общее имущество жилого дома (вспомогательные помещения, места общего пользования) (л.д. 42-44). Изымаемое помещение имеет общую площадь 22,3 кв.м. (16,8 кв.м. – жилая площадь, 5,5 кв.м. – вспомогательные помещения, места общего пользования). Выкупная цена определена в размере субсидии, которая предоставляется Администрацией и составляет 611 912 руб. Администрация обязуется произвести расчеты по оплате выкупаемого жилого помещения в течение 30 дней с момента регистрации сделки по передаче жилого помещения в собственность администрации в Соликамском отделе управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Росреестра). Жилое помещение изымается без подписания акта приема-передачи.
24.09.2012г. истец во исполнение Постановления Администрации г. Соликамска Пермского края от 10.09.2012 № 1111-па «О перечислении Администрацией города Соликамска денежных средств бюджета Пермского края на приобретение жилых помещений участникам Муниципальной адресной Программы по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов Соликамского городского округа платежным поручением № 58373 перечислил денежные средства в размере 611 912 руб. в пользу ФИО2, являющегося продавцом квартиры по договору купли-продажи с ОАО «Уралкалий» (покупатель) (л.д. 45-46, 50-51). ОАО «Уралкалий» зарегистрировало право собственности на вновь приобретенную квартиру, что подтверждается свидетельством 59-БК № 505569 (л.д. 47).
Жилой дом № 3 по ул. Спортивная в г. Соликамске во исполнение обязательств по муниципальному контракту от 08.10.2012 снесен, что подтверждается актом № 000138 от 03.12.2012.
Таким образом, суд установил, что стороны (истец и ответчик) в полном объеме исполнили обязательства по соглашению об изъятии жилого помещения друг перед другом.
В ходе проверки эффективности расходования денежных средств в рамках приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» (л.д. 52-55) Контрольно-счетной палатой Соликамского городского округа было выявлено, что в нарушение подпункта 3.2.2 Постановления Правительства Пермского края № 14-П от 08.02.2008 и пункта 1.8 муниципального проекта Соликамского городского округа Пермского края, утвержденного Решением Соликамской городской Думы № 571 от 25.03.2009 денежная субсидия в размере 611 912 руб. на приобретение другого жилого помещения взамен аварийного получена не гражданином (физическим лицом), а организацией ОАО «Уралкалий», что, по мнению КСП, является необоснованным.
Невозврат ответчиком указанных денежных средств по требованиям администрации послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности доводы сторон и имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. ст. 9, 65, 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
На основании ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
При этом, законодатель не разграничивает права собственников, являющихся физическими или юридическими лицами. Нормы права, регулирующие вопросы изъятия и возмещения стоимости объектов недвижимого имущества, не содержат каких-либо исключений из правила о компенсации стоимости таких объектов.
Довод администрации о том, что субъектами безвозмездного субсидирования в том смысле как это предусмотрено нормами действующего законодательства, являются только физические лица, судом не принят во внимание, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения данного спора, так как прекращение права собственности заявителя на нежилое помещение является следствием его изъятия путем выкупа по соглашению с администрацией от 17.04.2012г. и последующего сноса жилого дома, в котором оно расположено.
Фактический снос жилого дома свидетельствует о невозможности использования заявителем спорного нежилого помещения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ суд пришел к выводу о том, что в связи со сносом жилого дома, в котором было расположено помещение ответчика, произошло прекращение права собственности с равноценным возмещением.
В связи с изложенным отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья О. ФИО3