ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-5912/10 от 03.03.2011 АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Пермь

10 марта 2011года Дело № А50-5912/2010

Резолютивная часть решения оглашена 03.03.2011г.

Решение в полном объеме изготовлено 10.03.2011г.

Арбитражный суд Пермского края

в составе судьи Н.В. Гусельниковой

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Г.Л. Пономаревым,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юность Пермского края»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю

заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю», ФГУП «ФКЦ «ЗЕМЛЯ»

о признании незаконными действий

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1 – представитель, паспорт, доверенность от 19.01.2011г.

от заинтересованного лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю – ФИО2 – представитель, доверенность № 41 от 10.12.2010г., паспорт.

от заинтересованного лица ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю»: ФИО3 – представитель, доверенность № 48 от 11.01.2011г., паспорт.

от заинтересованного лица ФГУП «ФКЦ «ЗЕМЛЯ»: не явились, извещались.

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Юность Пермского края» (далее общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением и просит признать действия Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее Управление Росреестра по Пермскому краю, заинтересованное лицо) незаконными по исправлению технических ошибок, допущенных при ведении кадастрового учета, выразившихся в изменении кадастровой стоимости земельного участка с

кадастровым номером 59:01:4311005:0030, расположенного по адресу: <...>. В порядке устранения допущенного нарушения просит обязать Управление Росреестра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления ранее установленной кадастровой стоимости данного земельного участка.

Общество в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), уточнило заявленные требования, просило признать незаконными действия Управления Росреестра по отнесению земельного участка площадью 41 081,63 кв. м с кадастровым номером 59:01:4311005:0030, расположенного по адресу: <...>, к виду функционального использования (6 группа) – «земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами»; обязать Управление Росреестра для разрешения вопроса по разграничению, квалификации и оценке данного земельного участка, отнести указанный земельный участок к виду функционального использования (10 группа) – «земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения», исправить ошибки, устранить допущенные нарушения и произвести соответствующие изменения и дополнения в кадастровых документах, с признанием недействительности кадастрового паспорта земельного участка от 14.12.2009 № 5901/301/09-47231, в части порядка определения кадастровой стоимости земельного участка с применением удельного веса не по шестой, а по десятой группе функционального использования земель, направить измененные сведения о кадастровой стоимости земельного участка, информацию изменении вида (категории) функционального, фактического использования земельного участка обществу (т.1 л. д. 29-31). Уточнения заявленных требований приняты судом.

Решением от 21.05.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 решение суда оставлено без изменения.

Постановлением суда кассационной инстанции от 28.10.2010г. решение Арбитражного суда Пермского края от 21.05.2010 по делу № А50-5912/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 по указанному делу отменено. Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края. Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела суду необходимо установить связано изменение кадастровой стоимости спорного земельного с принятием постановления Правительства Пермского края от 11.05.2007 № 91-п «Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края» удельного показателя кадастровой стоимости земель, или с отнесением данного земельного участка к иной группе видов функционального использования земель, чем была установлена при постановке земельного участка на кадастровый учет.

Определением суда от 11.01.2011г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГУП «ФКЦ «Земля» (т.2 л.д.48-49)

Определением суда от 07.02.2011г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГУ «Земельная кадастровая палата по Пермскому краю» (т.2 л.д.48-49)

В судебном заседании заявителем доводы поддержаны. Пояснив, что земельный участок площадью 41 081,63кв.м. кадастровый номер 59:01:43 1 1005:0030 по адресу <...> приобретен по договору купли-продажи земельного участка №189-72 от 16.01.2007 г. на основании Приказа управления земельных отношений администрации г. Перми от 27.12.2006 г. №261-з. При регистрации права собственности данного земельного участка вид разрешенного использования установлен не был, поскольку свидетельство о государственной регистрации права от 02 мая 2007 г. Серия 59 БА 0570481 было получено раньше принятых и утвержденных Правил землепользования и застройки. На основании Указа Губернатора Пермской области от 01.09.2004 г. №132 «О кадастровой стоимости поселений Пермской области», удельная стоимость определялась по виду функционального использования по графе «Земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения». Согласно кадастровому плану земельного участка от 30.03.2007 г. кадастровая стоимость участка составляет 24 624 329,022 руб., исходя из которой уплачивался земельный налог. 22 декабря 2009 г. ООО «Юность Пермского края» был получен кадастровый паспорт земельного участка от 14 декабря 2009 г. № 5901/301/09-47231 в котором указана кадастровая стоимость 519 768 480,11 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости (руб./м2); 12 652,0900). Разрешенное использование (назначение) согласно кадастровому плану и паспорту; «Под 2-этажное кирпичное здание дома спорта с подвалом (лит.А), 1-этажное кирпичное здание гаража (лит. Б), 2-этажное кирпичное здание павильона-раздевалки (лит. В)» без определения вида функционального использования участка. Считают, что указанные действия по отнесению земельного участка с кадастровым номером 59:01:4311005:0030 к шестой группе функционального использования земельных участков, повлекшие увеличение кадастровой стоимости земельного участка, произведены Управлением Росреестра незаконно, нарушают права и законные интересы общества, подлежат исправлению как техническая ошибка, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.

Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Пермскому краю с доводами заявления не согласилось. Поддержал доводы, изложенные в отзыве. Из отзыва следует, что кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу <...>; с кадастровым номером 59:01:43 1 1005:30 определена верно. Изменение кадастровой стоимости земельного участка заявителя произошло не вследствие исправления технической ошибки, а в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316. Кадастровая стоимость земельного участка заявителя была определена заново в связи с чем, нормы ст. 21 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «государственном земельном кадастре» применены быть не могут. Проведение государственной кадастровой оценки и  определение в ее результате кадастровой стоимости земельного участка не может рассматриваться как техническая ошибка.

Заинтересованное лицо ФГУ «ЗКП по Пермскому краю» доводы Управления Росреестра поддержало. В отзыве указало, что согласно правоустанавливающего документа на землюот 27.12.2006 № 261-3 «О предоставлении ООО «Юность Пермского края» земельного участка в Мотовилихинском районе» заявителю предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номере 59:01:4311005:30 «под 2-этажное кирпичное здание дома спорта с подвалом (лит. А), одноэтажное кирпичное здание гаража (лит. Б), 2-этажное кирпичное здание павильона - раздевалки (лит. В)» и поставлен на государственный кадастровый учет 30.03.2007. Данная формулировка вида разрешенного использования являет многофукциональной. Удельный показатель кадастровой стоимости принимается по 6 группе видов: «Земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами». Применение удельного показателя для расчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4311005:30, имеющего значение вида разрешенного использование «под 2-этажное кирпичное здание дома спорта с подвалом (лит. А), одноэтажное кирпичное здание гаража (лит. Б), 2-этажное кирпичное здание павильона - раздевалки (лит. В)» по 10 группе не может быть произведено. Изменение кадастровой стоимости спорного земельного участка произошло не в следствии исправления технической ошибки, а в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки земель в соответствии с постановлением правительства РФ от 08.04.200 № 316.

Заинтересованное лицо ФГУП «ФКЦ «Земля» в судебном заседании 07.02.2011г. пояснил, что заявитель правильно отнесен к 6 группе. К 10 группе объекты заявителя не могут быть отнесены. ФГУП «ФКЦ «Земля» была проведена работа по определению удельного показателя кадастровой стоимости за метр квадратный кадастрового квартала. Земельный участок заявителя отнесен к 6 группе вида использования земель при проведении ГКОЗ, определен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 12 652,00руб.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя по следующим основаниям.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый нормативный акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) возлагается на орган, которое совершило действие (бездействие).

Из материалов дела следует:

Заявитель является собственником спортивного комплекса, назначение: нежилое, Лит.А-2, Лит.Б-1, Лит. В-2 – этажей (подземных этажей –Лит.В-1), общей площадью 31 490,4кв.м. инв. № 4-103Н, лит. А, Б, В, а, а1, а2, а3, а4, в, в1, в2 ,в3, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, Г6, Г7, Г10, 1, 2, 3, 4, 5, 6, I, II, III, IV, V, VI, VII, по адресу Пермский край г. Пермь Мотовилихинский район, ул. Патриса Лумумбы,д2 на основании акта приема- передачи от 14.08.2006г., Постановления исполкома Российского комитета физкультурно-спортивной организации «Юность России» №02 от 20.06.2006г., Приказа № 23 от 14.08.2006г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.11.2008г., запись о регистрации № 59-59-22/063/2008-076 (т.1 л.д.40).

На основании Приказа Управления земельных отношений администрации г. Перми № 261-з от 27.12.2006г. (т.1 л.д.8), с заявителем заключен договор купли- продажи № 189-72 от 16.01.2007г. земельного участка площадью 41 081,63кв.м. с кадастровым номером 59:01:43 1 1005:0003, предназначенный под 2-этажное кирпичное здание дома спорта с подвалом (лит.А), 1-этажное кирпичное здание гаража (лит.Б), 2 –этажное здание павильона-раздевалки (лит.В) по адресу <...> (т.1 л.д.9-10)

02.05.2007 произведена государственная регистрация права заявителя на данный земельный участок под 2-этажное кирпичное здание дома спорта с подвалом (лит.А), 1-этажное кирпичное здание гаража (лит.Б), 2 –этажное здание павильона-раздевалки (лит.В) (т.1 л.д.12).

В кадастровом плане земельного участка от 07.03.2006 № 01/06-06-1450 указано, что земельному участку, расположенному по адресу: <...>, присвоен кадастровый номер 59:01:4311005:0003, он относится к категории земель поселений, имеет разрешенное использование – для спортивной базы, его кадастровая стоимость составляет 20 452 127,4 руб.(т.1 л.д.14)

Согласно кадастрового плана земельного участка от 30.03.2007 № 01/07-02-06213 земельному участку площадью 41 081,63 кв. м с кадастровым номером 59:01:4311005:0030, ранее был присвоен кадастровый номер 59:01:4311005:0003, он относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование – под двухэтажное кирпичное здание дома спорта с подвалом, литера А, одноэтажное кирпичное здание гаража, литера Б, двухэтажное кирпичное здание павильона-раздевалки, литера В, его кадастровая стоимость составляет 24 624 329,022 руб. В графе «особые отметки» данного кадастрового плана указано, что удельный показатель кадастровой стоимости земель составляет 599,4 руб.(т.1 л.д.16)

Согласно кадастровой выписке от 14.12.2009 земельный участок площадью 41 081,63кв.м., расположенный по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Патриса Лумумбы, д2, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 59:01:43 1 1005:30. Данный кадастровый номер является равнозначным кадастровому номеру 59:01:43 1 1005:0003. Имеет разрешенное использование – под 2-этажное кирпичное здание дома спорта с подвалом (лит.А), 1-этажное кирпичное здание гаража (лит.Б), 2 –этажное здание павильона-раздевалки (лит.В), его кадастровая стоимость определена в размере 519 768 480.1067 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 12652.09 руб./кв.м.(т.1 л.д.17)

Заявитель полагает, что на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет были определены цель его предоставления и вид функционального использования в связи с чем земельный участок был верно отнесен к 10 группе видов функционального использования («земли под объектами оздоровительногои рекреационного назначения»). Управление Росреестра произвело изменение вида функционального использования названного земельного участка отнеся его к 6 группе («земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами»). Общество считает, что приведенные изменения в государственный кадастр внесены Управлением Росреестра в нарушение установленной законодательством процедуры, без разрешения вопроса о возможности внесения данных изменений в судебном порядке и уведомления общества – собственника спорного земельного участка. Нарушение своих прав и законных интересов, а также наступление неблагоприятных последствий в связи с внесением Управлением Росреестра оспариваемых изменений в государственный кадастр общество видит в увеличении кадастровой стоимости спорного земельного участка, а, следовательно, и увеличении налогооблагаемой базы.

Суд не соглашается с доводами заявителя, считая их ошибочными исходя из следующего.

В силу п.5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2 ст. 66 Земельного кодекса РФ).

В соответствии п. 3 ст. 70 Земельного кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент постановки земельного участка заявителя на кадастровый учет (30.03.2007г.), государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О

государственном земельном кадастре» (утратил силу в связи с принятием,

Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ) государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра)

Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Правительством РФ от 08.04.2000 № 316 государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.

Согласно п.3 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 № 206)

Государственная кадастровая оценка земель (ГКОЗ) основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п.4 названных Правил).

Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты ГКОЗ.

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 № 206) (п.11 Правил).

В соответствии с п. 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Кадастровая стоимость земельных участков категории земель населенных пунктов определяется путем перемножения удельного показателя кадастровой стоимости земли - на площадь земельного участка. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов устанавливается по виду функционального использования, определенному в соответствии с разрешенным использованием, указанного в документе о предоставлении земельного участка.

Согласно правоустанавливающего документа на землюприказа Управления земельных отношений Администрации г. Перми от 27.12.2006 № 261-3 «О предоставлении ООО «Юность Пермского края» земельного участка в Мотовилихинском районе» заявителю предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 59:01:4311005:30 «под 2-этажное кирпичное здание дома спорта с подвалом (лит. А), одноэтажное кирпичное здание гаража (лит. Б), 2-этажное кирпичное здание павильона - раздевалки (лит. В)» (т.1 л.д.8)

Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 № П/337 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, которая содержит механизм определения удельных показателей кадастровой стоимости земель поселений по видам функционального использования земель.

Указанной Методикой предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется с учетом территориальной зоны, вида функционального использования земельного участка и площади земельного участка. При этом определение удельного показателя кадастровой стоимости земель осуществляется в пределах оценочных зон (кадастровых кварталов).

В приложении № 1 к указанной Методике указаны 14 видов функционального использования земель для целей государственной кадастровой оценки.

Во исполнение Указа губернатора Пермской области от 20.04.2001 № 100 проведена государственная кадастровая оценка земель в Пермской области.

Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений утверждены Указом губернатора Пермской области от 01.09.2004 № 132 «О кадастровой стоимости земель поселений Пермской области» и действовали до 01.01.2008г. В результате оценки, кадастровая стоимость данного участка в период с 30.03.2007 по 31.12.2007 года составила 24 624 329,022 руб. При этом расчет произведен с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель, равного599,4 руб./кв.м по группе вида функционального использования «Земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения», утвержденного Указом губернатора Пермской области от 01.09.2004 № 132.

Постановлением Правительства Пермского края от 11.05.2007 № 91-п «Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края» с 1 января 2008 года вновь утверждена кадастровая стоимость земель Пермского городского округа.

Кадастровая стоимость земель Пермского городского округа Пермского края определены в приложении к вышеназванному Постановлению, по 14-ти видам функционального использования в разрезе оценочных зон (кадастровых кварталов).

14 видов функционального использования земель, указанных в приложении к Постановлению Правительства Пермского края от 11.05.2007 № 91-п, соответствуют 14 видам функционального использования земель, указанных в Методике, утвержденной Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 № П/337.

Квартал, в котором находится земельный участок, принадлежащий заявителю, имеет номер 59:01:43 1 1005 (строка № 2732).

Земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объединениями включены в графу 8 (удельный показатель кадастровой стоимости 12 652,09 руб. за 1 кв. м)

Ранее необходимость наличия в Едином государственном реестре земель сведений о разрешенном использовании каждого земельного участка была предусмотрена пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Внесение сведений о разрешенном использовании участка в государственный земельный кадастр регламентировалось Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденным Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15.06.2001 № П/119.

В соответствии с п. 3 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от 15.06.2001 № П/119, сведения в государственный земельный кадастр вносятся только на основании и в точном соответствии с представленными на государственный кадастровый учет документами.

В соответствии с пунктом 6.2.17 указанного Приказа в строку «9» заносится разрешенное использование (назначение) в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка.

Приказом Управления земельных отношений администрации г. Перми от 27.12.2006г. № 261-3 «О предоставлении ООО «Юность Пермского края» земельного участка в Мотовилихинском районе» заявителю предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 59:01:43 1 1005:0003 площадью 41081,63 кв.м «под 2- , этажное кирпичное здание дома, спорта с подвалом (лит.А), 1-этажное кирпичное здание гаража (лит.Б), 2-этажное кирпичное здание павильона-раздевалки (лит.В)», принадлежащие заявителю на праве собственности на основании свидетельств о государственной регистрации права от 30.10.2006г. 59 БА № 407741, от 30.10.2006г. 59БА 407739, от 30.10.2006г. 59 БА № 407740 (т.1 л.д.8). Земельный участок поставлен на государственный кадастровый; учет 30.03.2007 (т.1 л.д.16,17).

Поскольку вид разрешенного использования данным приказом не установлен, заинтересованным лицом правомерно внесена в графу 9 «разрешенное использование» цель предоставления земельного участка - под 2- , этажное кирпичное здание дома, спорта с подвалом (лит.А), 1-этажное кирпичное здание гаража (лит.Б), 2-этажное кирпичное здание павильона-раздевалки (лит.В).

Указанный приказ является правоустанавливающим документом на принадлежащий заявителю земельный участок, и в установленном порядке не оспорено и недействительным не признано.

Постановлением Правительства Пермского края от 11.05.2007 № 91-п «Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края» была утверждена стоимость 1 квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования, что соответствует требованиям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Руководствуясь указанным постановлением, Управление Росреестра внесло сведения об экономических характеристиках земельного участка (в том числе, сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка) в государственный земельный кадастр, что нашло отражение в кадастровой выписке от 14.12.2009, его кадастровая стоимость определена в размере 519 768 480.1067 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 12652.09 руб./кв.м.(т.1 л.д.17)

Таким образом, в строку «Разрешенное использование» внесена цель предоставления земельного участка с кадастровым номером 59:01:43 1 1005:0003, указанная в приказе Управления земельных отношений от 27.12.2006 Администрации г. Перми.

Вид разрешенного использования «земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами» предусмотрен в пункте 1.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель. (Приказ Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов»)

Указом Губернатора Пермского края от 23.06.2006 № 110 «О кадастровой оценке земель» Департаменту имущественных отношений области поручено представить результаты государственной кадастровой оценки земель на утверждение губернатору края для установления кадастровой стоимости земельных участков.

Отнесение земельного участка с кадастровым номером 59:01:43 1 1005:0003 к указанному виду разрешенного использования осуществлено на основании результатов государственной кадастровой оценки земель составленных в виде оценочной описи. Приложение «акт определения кадастровой стоимости земельных участков», проведенных ФГУП «ФКЦ «Земля» на основании государственного контракта №5 от 08.08.2006г. об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермской области.

Как следует из представленной в материалы дела выписки из оценочной описи спорный земельный участок отнесен к 6 группе вида использования земель при проведении ГКОЗ с разрешенным использованием для спортивной базы, определен удельный показатель кадастровой стоимости 12 652 руб./кв.м.

Поскольку по результатам ГКОЗ спорный земельный участок отнесен к 6 группе вида использования земель, определен его удельный показатель кадастровой стоимости, то по таким основаниям у Управления Росреестра имелись полномочия по присвоению вида разрешенного использования земельного участка «земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами».

Как следует из материалов дела, общество оспаривает действия Управления Росреестра по внесению в Государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, с нарушением Управлением Росреестра процедуры внесения в государственный кадастр недвижимости размера кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.

Выше норма статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации судом приводилась.

Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правительство Пермского края, как это следует из преамбулы, во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. №945 «О государственной кадастровой оценке земель», от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», в соответствии с Указом губернатора края от 23 июня 2006 г. № 110 «О кадастровой оценке земель» и на основании представленных управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермской области от 08.12.2006 № 01-9-164 результатов выполненных работ по актуализации кадастровой оценки земель Пермского городского округа, приняло постановление от 11.05.2007 № 91-п «Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края» (Постановление № 91-П), которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель Пермского городского округа Пермского края согласно приложению.

Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.

Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания Постановления № 91-П), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 №2006) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Правительство Пермского края Постановлением от 11.05.2007 № 91-п утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель в соответствии с приложением к этому постановлению.

Постановлением № 91-п была утверждена стоимость одного квадратного метра для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования, что отвечает требованиям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Поэтому определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно Постановлению № 91-п должно осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.

Указанная позиция выражена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума № 7309/10 от 21.09.2010.

Управление Росреестра не утверждало кадастровую стоимость земельных участков, а внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр по той оценке, которая утверждена Постановлением № 91-п.

При таких обстоятельствах действия заинтересованного лица не противоречат какому-либо нормативному правовому акту, в связи с чем не могут нарушать права и законные интересы заявителя и, соответственно, не могут быть признаны незаконными.

Также суд отмечает, что заявитель желая быть отнесенным в 10 виду функционального использования «земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения», должен быть отнесен к особо охраняемой территории как того требует п. 10 ст.85, п.3,4 ст.94 Земельного кодекса РФ и ст. 12 Градостроительного кодекса РФ.

Вместе с тем заявитель представляет градостроительный план данного земельного участка на 17.03.2008г. где указано, что земельный участок расположен в территориальной зоне Р-4, зона спортивных комплексов и сооружений, основными видами использования являются спортивно-зрелищные сооружений, физкультурно-оздоровительные сооружения, специальные спортивно-развлекательные сооружения (т.1 л.д.19-21)

В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 земельный участок заявителя расположен в территориальной зоне ЦС-3. Данная территориальная зона в соответствии со ст.52.2 Правил землепользования и застройки является зоной спортивных и спортивно-зрелищных сооружений,  в связи с чем земельный участок в данной зоне не может быть отнесен к виду функционального использования «земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения».

Заявитель ссылается, что Управление Росреестра обязано исправить допущенную им техническую ошибку, однако техническая ошибка в данном случае отсутствует, что также следует из принятого решения Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю (правопредшественник Управление Росреестра) от 15.02.2010г. № 5901/10-1131 (т.1 л.д.23). Как указано судом выше на территории Пермского края ГКОЗ проводилась два раза: на основании Указа губернатора Пермской области от 20.04.2001 № 100 «О проведений государственной кадастровой оценки земель на территории Пермской области» и oт 23.06.2006 № 110 «О кадастровой оценке земель» по результатам которых определялась кадастровая стоимость конкретного земельного участка.

Техническая ошибка допущена в 2007году.

Согласно п. 2.1.16 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых и существующих земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. №222, кадастровая стоимость данного участка должна определяться по наибольшему значению кадастровой стоимости для видов разрешенного использования, указанных в правоустанавливающем документе. Для данного участка - по виду функционального использования «Земли гаражей и автостоянок». В соответствии с Указом губернатора Пермской области от 01.09.2004 №132 в период с 30.03.2007 по 31.12.2007 года кадастровая стоимость должна составлять – 269 130 277,109 руб.

Согласно приказу Росземкадастра от 15.06.2001 г. № П/119 запись об ошибочности сведений о земельном участке в государственном земельном кадастре (далее – ГЗК) должна оформляться в соответствии с общими правилами исправления технических ошибок в ГЗК. Пункт 3 статьи 21 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» предусматривает, что «в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда».

Исправление ошибки в 2007году могло быть осуществлено на основании решения суда, однако постановлением от 11.05.2007 № 91-п «Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края» Правительство Пермского края утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель в соответствии с приложением к этому постановлению.

При изложенных судом обстоятельств суд считает, что факт внесения ошибочных сведений в 2007году само по себе не означает, что действия по верному определению в 2008г. являются технической ошибкой и подлежат исправлению по правилам ст. 21 ФЗ

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:43 1 1005:30 правомерно определена по 6 группе видов функционального использования земель «Земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объединениями».

Доводы заявителя о необходимости определения кадастровой стоимости спорного земельного участка по 10 группе видов функционального использования земель Методики ГКОЗ поселений, к которой относятся земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения, подлежат отклонению в связи с несоответствием указанной группе вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:01:43 1 1005:30.

Ссылка заявителя в возражениях на отзыв на Типовой перечень видов разрешенного использования, утвержденного приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152 «Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», также отклоняется.

Типовой перечень разработан в соответствии с Методическими указаниями по государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39.

Указанные методические указания вступили в силу 26.05.07 и не действовали на дату принятия Постановления Правительства Пермского края от 11.05.07 № 91-п «Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края». В связи с чем, работы по определению кадастровой стоимости земельных участков на территории Пермского края в соответствии с этими Методическими указаниями не проводились.

Также на дату принятия Постановления № 91-п не было принятого Решения №29 от 24.02.2009г. Пермской городской Думы, которым внесены изменения в Решение городской Думы от 26.06.2007г. № 143, о включении в границы территориальной зоны спортивных комплексов и сооружений (Р-4 зона рекреации) земельного участка стадиона «Трудовые резервы» по ул. Патриса Лумумбы,2

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления ООО «Юность Пермского края» нет.

По правилам ст.110 АПК РФ судебные расходы относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме – 10.03.2011г.) через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.

Судья Н.В. Гусельникова