ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-6042/12 от 06.12.2012 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул. Екатерининская, 177, г. Пермь, 614068

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

13 декабря 2012 года

Дело № А50-6042/2012

Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе: судьи В.В. Удовихиной

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Ю.Черенцевой, рассмотрев в судебном заседании дело

по иску ООО «УК «Наш дом»

к ответчикам: 1) Администрация Александровского городского поселения Пермского края, 2) МБУ «Олимп» Александровского городского поселения

о взыскании задолженности

В заседании приняли участие:

от истца: ФИО1 (доверенность от 11.01.2012г.)

от ответчиков: 1) не явился (извещен), 2) не явился (извещен)

ООО «УК «Наш дом» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковыми требованиями (уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ) о взыскании с Администрации Александровского городского поселения задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов: № 10 по ул.Чернышевского и №35 по ул.Ленина г.Александровска за период с апреля 2009г. по февраль 2012г. в сумме 146 683 рубля 73 копейки.

В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования в полном объеме. Ссылаясь на ст.ст. 210, 249, ГК РФ, п. 1 ст. 37, ст.ст. 39, 155, 158 ЖК РФ, указал, что ответчики не возмещали расходы за работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, исходя из утвержденных тарифов.

Ответчик-1 исковые требования не признал, правовую позицию изложил в письменном отзыве на уточненное исковое заявление. Указал, что обязанность по несению расходов на содержание общего имущества в указанный истцом период лежит на втором ответчике, у которого нежилые помещения находились в оперативном управлении.

Ответчик-2 исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск (л.д. 23.24 т.2).

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Как следует из материалов дела,Истец является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов № 10 по ул.Чернышевского и №35 по ул.Ленина г. Александровска, что подтверждается протоколами общих собраний собственников помещений от 03.09.2007 и 29.08.2007 г., а также договорами на управление многоквартирными домами. Истец управляет указанным имуществом по настоящее время.

В указанных многоквартирных домах находятся нежилые помещения площадью соответственно 296,9 кв.м. и 368,4 кв.м., находящиеся в собственности Муниципального образования Александровское городское поселение на основании законов Пермского края «О разграничении имущества, находящегося в собственности Александровского муниципального района» от 18.12.2006 г. № 3418-805; «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Пермского края о разграничении муниципального имущества» от 13.11.2007 г. № 142-ПК.

Указанные нежилые помещения, находятся в непосредственном пользовании Муниципального бюджетного учреждения «Олимп» Александровского городского поселения. Однако, право оперативного управления за указанным муниципальным бюджетным учреждением в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Согласно п. 5 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10\22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В силу п.2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Истец указал, что в соответствии со ст. 41 Устава Александровского городского поселения полномочия собственника выполняет Администрация Александровского городского поселения. Нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности Администрации Александровского городского поселения, являются конструктивной частью многоквартирных домов, и Ответчики пользуются общим имуществом, в том числе крышей, фундаментом, коммуникациями и другим имуществом, необходимым для эксплуатации указанных многоквартирных домов в целом.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором. Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В силу ч. 1, 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федераций (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему имущества, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (п.1 ст. 158 ЖК РФ).

В соответствии с п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. В силу пункта 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Истец в спорный период осуществлял исполнение обязанностей по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов № 10 по ул. Чернышевского и № 35 по ул. Ленина г. Александровска, что подтверждается локальными сметными расчетами, дефектными актами-заданиями, актами о приемке выполненных работ и другими документами.

Ответчики в нарушение вышеуказанных норм права, обязательство по внесению платы за содержание и ремонт общедомового имущества по многоквартирному дому № 10 по ул. Чернышевского, по многоквартирному дому № 35 по ул. Ленина в период с апреля 2009 года по февраль 2012 года в полном объеме не исполнили.

По расчету истца задолженность ответчика за период с апреля 2009г. по февраль 2012г. составляет 146 683 руб. 73 коп.

Договор на возмещение расходов по содержанию и ремонту общего имущества между истцом и ответчиками в спорный период не заключался.

В связи с неисполнением ответчиками обязанности по внесению в полном объеме оплаты за текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

На основании ч. 1 и 3 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

В соответствии с п. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).

Аналогичная норма закреплена в п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.

Из анализа содержания вышеприведенных норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае если собственники помещений на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Следовательно, при исчислении платы за содержание общего имущества многоквартирного дома применению подлежит тариф, установленный органом местного самоуправления в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ.

Согласно положениям абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов и возражений.

Исходя из представленных в материалы дела документов, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.

Суд считает правильным и принимает расчет ответчика о существующей задолженности в размере 115 151 рубль 40 копеек: из них 27 468 руб.90 коп. по жилому помещению, площадью 269.9 кв.м. по ул.Чернышевского, д.10; и 73 271 руб. 56 коп. по жилому помещению, площадью 368.4 кв.м. по ул.Ленина, д.35 г.Александровска.

В удовлетворении остальной части исковых требований следует отказать.

Принимая во внимание вышеизложенное, следует, что обязанность по несению расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома № 2 по ул. Механошина, г. Александровска за указанный истцом период лежала на собственнике имущества, представителем которого является ответчик Администрация Александровского городского поселения.

Таким образом, суд признает обоснованными требования истца о взыскании с указанного ответчика задолженности по внесению платы на текущий ремонт общего имущества за заявленный период с апреля 2009г. по февраль 2012г. в размере 115 151 руб. 48 коп.

По правилам статьи 110 АПК РФ расходы истца по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде относятся на ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Администрации Александровского городского поселения в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш дом»:

- задолженность 115 151 рубль 48 копеек;

- судебные расходы по оплате государственной пошлины 4 239 рублей 58 копеек.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Выдать ООО «УК «Наш дом» справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 2 480 рублей 74 копейки.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Судья

В.В.Удовихина