Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
04.02.2022 года Дело № А50-6323/21
Резолютивная часть решения объявлена 12.01.2022года. Полный текст решения изготовлен 04.02.2022 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Вихниной М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лекомцевой Н.В., помощником судьи Галкиным Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента земельных отношений администрации города Перми (614015, Пермский край, г. Пермь город, ул. Сибирская, 15, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью "ОЙЛ-ТРАНЗИТ" (614010, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.08.2010, ИНН: <***>, конкурсный управляющий: ФИО1, адрес 614000 г. Пермь, ОПС 87, а/я 4)
об изъятии земельного участка,
третьи лица: Союз «Пермская торговая промышленная палата» (ул. Советская, 24Б, <...>); Муниципальное казенное учреждение «Пермблагоустройство» (614000, <...>), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (614990, <...>), публичного акционерного общества «СБЕРБАНК РОССИИ» (117997, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; почтовый адрес 614990, <...>), общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «ЖАИ» (614015, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>), общество с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД" (614000, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 19.05.2005, ИНН: <***>),общество с ограниченной ответственностью «Химпродукт» (ИНН <***>, 117403, Россия, Москва, муниципальный округ Бирюлево западное вн.тер.г., Мелитопольская <...>, почтовый адрес: 426032, <...>,
ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 11.11.2002,
ИНН: <***>)
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью «Химпродукт»,
УСТАНОВИЛ:
Департамент земельных отношений администрации города Перми (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края в исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ОЙЛ-ТРАНЗИТ" (далее – ответчик, ООО «ОЙЛ-ТРАНЗИТ) об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410822:550 площадью 522 кв.м, расположенного по адресу: г.Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского; прекращении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410822:550 площадью 522,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского; признании права собственности за Муниципальным образованием «Город Пермь» на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410822:550 площадью 522,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского; установлении цены выкупа для ООО «ОЙЛ-ТРАНЗИТ за земельным участком с кадастровым номером 59:01:4410822:550 площадью 522,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского в сумме 439 000 руб., включая убытки, причиненные изъятием земельного участка, и упущенную выгоду.
Определением суда от 31.08.2021 удовлетворено ходатайство Департамента земельных отношений администрации города Перми о назначении судебной экспертизы. Суд определил назначить по делу судебную экспертизу. Производство экспертизы поручить эксперту ООО «Инвест-аудит» (614015, <...>, ИНН: <***>) ФИО2.
14.10.2021 поступило экспертное заключение.
Протокольным определением от 26.10.2021 производство по делу возобновлено.
Определением суда от 27.10.2021 произведена оплата экспертизы.
Определениями суда от 25.03.2021, 27.05.2021, 29.06.2021, 29.10.2021 в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле привлечены Союз «Пермская торговая промышленная палата, муниципальное казенное учреждение «Пермблагоустройство», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, публичное акционерное общество «СБЕРБАНК РОССИИ», общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «ЖАИ», общество с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД", общество с ограниченной ответственностью «Химпродукт».
Судебное разбирательство отложено до 11.01.2022.
24.12.2021 от общества с ограниченной ответственностью «Химпродукт» поступило заявление о процессуальном правопреемстве на стороне ответчика в связи со сменой собственника земельного участка в период рассмотрения спора.
От общества с ограниченной ответственностью "ОЙЛ-ТРАНЗИТ" поступило 10.01.2022 заявление о замене ответчика по тем же основаниям.
От ответчика поступило заявление о замене ответчика со ссылкой на то же обстоятельство.
Представитель ООО «Химпродукт» в судебном заседании поддержал определенную в рамках судебной экспертизы рыночную стоимость изымаемого земельного участка, поддержал заявление о процессуальном правопреемстве.
Истец, ответчик, иные третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В материалах дела имеются письменные пояснения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (т. 1 л.д. 75), ООО «Производственная фирма «ЖАИ» (т. 3 л.д. 6).
Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, суд признал возможным продолжить судебное разбирательство при имеющейся явке.
В судебном заседании объявлен перерыв до 12 час. 30 мин. 12.01.2022, после перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии того же представителя.
Информация о перерыве размещена на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации.
С учетом разъяснений, содержащихся в информационном письме от 19.09.2006 № 113 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», суд признал возможным продолжить судебное заседание в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные доказательства, заслушав пояснения явившихся лиц, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Распоряжением 10.12.2018 № 966 утверждены части проекта планировки и части проекта межевания территории по ул. Карпинского от ул. Советской Армии до ул. Архитектора ФИО3 в Индустриальном районе города Перми в Орджоникидзевском, Свердловском, Ленинском, Индустриальном, Дзержинском, Ленинском и Свердловском районах города Перми в целях внесения изменений в документацию по планировке территории 2 (СТН В5,В6, В8,В9,В10, часть В11, П, Г2, часть ГЗ, часть И8, часть Ж1, часть Ж13, часть Д7) в Орджоникидзевском, Свердловском, Ленинском, Индустриальном, Дзержинском района города Перми.
Распоряжением заместителя главы администрации города Герми - начальника департамента земельных отношений от 08.05.2019 № 653 (т. 1 л.д. 10) принято решение об изъятии для муниципальных нужд города Перми в целях реконструкции ул. Карпинского от ул. Архитектора ФИО3 до ул. Советской Армии земельные участки и объекты недвижимости, расположенные в соответствии с проектом; межевания территории по ул. Карпинского в Индустриальном районе города Перми, в том числе земельный участок № 19 согласно экспликации земельных участков, подлежащих резервированию и изъятию для государственных и муниципальных площадью 523 кв.м, расположенный по адресу: г.Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 91к, который образуется из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410822:276 площадью 2333 кв.м, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 91к (т. 1 л.д. 58).
Впоследствии подлежащий изъятию земельный участок поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером 59:01:4410822:550 (т. 1 л.д. 53) в порядке положений подп. 8 п. 5 ст. 14, п. 9 ст. 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410822:276 площадью 2333 кв.м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, 91к на момент обращения в суд принадлежа на праве собственности ООО «ОЙЛ-Транзит» (ИНН <***>), регистрационная запись от 07.10.2014 № 59-59-00/213/2014-694.
Проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением отчета об оценке, выписок из ЕГРН направлены конкурсному управляющему ООО «ОЙЛ-Транзит» ФИО1 письмом от 11.09.2020, получено адресатом 05.10.2020, пунктом 2.1 которого размер возмещения составил 439 000 руб.
Размер возмещения в соглашении определен Департаментом на основании отчета об оценке № 370/12-07/20 от 15.07.2020 по состоянию на 08.05.2019, подготовленного союзом «Пермская торгово-промышленная палата» (т. 1 л.д.12-39).
Собственником соглашение не подписано.
Приведенные обстоятельства явились поводом для обращения департамента в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
В период рассмотрения спора на основании договора купли-продажи от 11.10.2021 зарегистрирован 29.11.2021 переход права собственности от общества с ограниченной ответственностью "ОЙЛ-ТРАНЗИТ" (ОГРН: <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Химпродукт» (ИНН <***>).
В связи с изложенным обстоятельством третьим лицом обществом с ограниченной ответственностью «Химпродукт» заявлено о процессуальном правопреемстве.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 16.11.2018 № 43-П, положения ст. 48 ВАПК РФ не исключают возможность замены стороны на приобретателя ее имущества в качестве процессуального правопреемника в ходе судебного разбирательства по делу о защите от нарушений права собственности на это имущество.
Новый собственник заявил намерение участвовать в деле в качестве истца.
С учетом изложенного суд признает заявление общества с ограниченной ответственностью «Химпродукт» о процессуальном правопреемстве на стороне истца подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 48 АПК РФ для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Первоначальным ответчиком и обществом с ограниченной ответственностью «Химпродукт» заявлены правовая позиция по делу, в связи с изложенным суд не усматривает препятствий для рассмотрения дела по существу.
По существ спора суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно п.6 ст. 279 ГК РФ сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии).
В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Согласно п.1 ст. 56.10 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. В соответствии с п.2 ст. 56.10. ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. П. 6 ст. 56.10 ЗК РФ установлено, что проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой, недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Согласно п. 9, 10 ст. 56.10 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Согласно ст. 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Из положений п. 1,2, 5, 6, 7 ст. 56.8 ЗК РФ следует, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка. В случае, если до указанного дня разрешенное использование земельного участка изменено для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется изъятие, рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость прекращаемых прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования, установленного до указанного изменения. Планируемое изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества не учитывается при определении размера возмещения.В случае, если в результате изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества у правообладателей изымаемой недвижимости возникают убытки в связи с невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, документы, подтверждающие возникновение у правообладателей изымаемой недвижимости убытков в связи с невозможностью исполнения указанных обязательств.Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.
Согласно п. 8 ст. 56.8 ЗК РФ при определении размера возмещения не подлежат учету:
1) объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемом земельном участке, и неотделимые улучшения данных объектов (в том числе в результате реконструкции), произведенные вопреки его разрешенному использованию, а также вопреки условиям договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком;
2) неотделимые улучшения земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, произведенные после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, за исключением неотделимых улучшений, произведенных в целях обеспечения безопасности такого недвижимого имущества в процессе его использования (эксплуатации), предотвращения пожаров, аварий, стихийных бедствий, иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, либо в целях устранения их последствий, а также в результате реконструкции на основании выданного до указанного уведомления разрешения на строительство;
3) объекты недвижимого имущества, строительство которых осуществлено после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если это строительство осуществлялось на основании ранее выданного разрешения на строительство;
4) объекты недвижимого имущества, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство и строительство которых начато после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии;
5) сделки, заключенные правообладателем изымаемой недвижимости после его уведомления о принятом решении об изъятии, если данные сделки влекут за собой увеличение размера убытков, подлежащих включению в размер возмещения за изымаемый земельный участок.
Спор возник в связи с несогласием сторон с ценой выкупа земельного участка.
В целях проверки заявленной сторонами спора рыночной стоимости имущества определением суда от 31.08.2021 назначена судебная экспертиза по вопросам с учетом определения от 16.09.2021 (т. 4 л.д. 51, 72).
В результате проведенного исследования эксперт ООО «Инвест-аудит» ФИО2 в заключении № 17/Э-21 пришел к выводу, что на дату производства экспертизы (20.09.2021) рыночная стоимость изымаемого земельного участка составляет 1 943 000 руб. (т. 4 л.д. 82- 141).
Департамент в ходатайстве от 26.10.2021 просил отложить судебное разбирательства для подготовки рецензии на выводу судебной экспертизы (т. 4 л.д. 151). Однако впоследствии соответствующие возражения не представлены.
Судом оснований для сомнений в достоверности установленной рыночной цены по результатам судебной экспертизы не выявлено.
В соответствии с положениями ст. 82 АПК РФ судебная экспертиза не имеет преимущественного значения перед иными имеющимися в деле иными доказательствами, касающиеся рыночной стоимости.
Между тем, представленный Департаментом отчет № № 370/12-07/20 от 15.07.2020 по состоянию на 08.05.2019, подготовленный союзом «Пермская торгово-промышленная палата» не может быть признан допустимым доказательством.
Так, согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 11.02.2019 № 9-П в первоначальной редакции Земельного кодекса Российской Федерации при расчетах размеров возмещения убытки собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определялись с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков (пункт 4 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии же с действующей редакцией данного Кодекса согласно пункту 7 статьи 56.8, введенной в составе главы VII.1. ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости..
Указанные изменения обусловлены прежде всего особенностями процедуры изъятия имущества, составной частью которой является направление его собственнику проекта соглашения об изъятии с предложением равноценного возмещения, что может быть достигнуто при условии актуальности оценки изымаемого имущества, отраженной в данном проекте.
В случаях изъятия недвижимого имущества в судебном порядке собственники этого имущества при увеличении его стоимости вправе рассчитывать на справедливое изменение размера причитающегося им возмещения.
В противном случае было бы поставлено под сомнение само конституционное предписание о предоставлении за отчуждаемое имущество равноценного возмещения.
В соответствии с п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, в силу п. 1 ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены случаи выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 49).
В соответствии со ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, орган публично-правового образования, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
Пунктом 2 ст. 281 ГК РФ предусмотрено, что при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Поэтому в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.02.2017 № 306-ЭС16-9944 по делу № А55-5004/2014.
С учетом длительного временного промежутка между составлением отчета (по состоянию на 08.05.2019), и направлением соглашения собственнику (11.09.2020), суд приходит к выводу, что представленный истцом отчет рыночной стоимости объекта не подлежит оценке судом при рассмотрении настоящего спора.
По тем же основаниям суд не принимает во внимание при рассмотрении спора отчет ООО «Авангард» об оценке № 19/0714-5 от 14.08.2020, составленный в целях реализации объекта недвижимости , на что указала в том числе оценщик в отзыве от 16.08.2021 (т. 2 л.д. 43-78, 79-179, т. 4 л.д. 146).
Общество с ограниченной ответственностью "ОЙЛ-ТРАНЗИТ", общество с ограниченной ответственностью «Химпродукт» после получения результатов судебной экспертизы на данных справки АО «Ростехинвентаризации Федеральное БТИ» от 07.04.2021 № 20 о стоимости 1 280 000 руб. не настаивает (т. 1 л.д. 80).
С учетом изложенного, суд при определении цены выкупа руководствуется результатами судебной экспертизы.
Согласно положениям ст. 60 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (п.1.) Основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд. (п.2) Одновременно с документом, указанным в части 1 настоящей статьи, для государственной регистрации прав представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное. (п. 3) Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. (п. 4) Государственная регистрация прекращения залога изъятого земельного участка и (или) изъятого объекта недвижимости осуществляется без соответствующего заявления одновременно с государственной регистрацией прав на объекты недвижимости на основании документов, указанных в части 2 настоящей статьи. В этом же порядке осуществляется прекращение обременений изъятого недвижимого имущества, находившегося в частной собственности, которые были внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании договоров, заключенных с прежним собственником такого имущества. (п. 5) Государственная регистрация прекращения сервитута, установленного в отношении изъятого земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с государственной регистрацией прав на объекты недвижимости на основании документов, указанных в части 1 настоящей статьи, за исключением случаев, если из заявления лица, указанного в части 3 настоящей статьи, следует, что сервитут подлежит сохранению. (п. 6) Отсутствие государственной регистрации прав на изъятый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости. При этом положения части 3 статьи 69 настоящего Федерального закона не применяются. (п. 7) С заявлением о государственном кадастровом учете от имени лиц, права на недвижимое имущество которых подлежат прекращению в соответствии с решением об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, вправе обратиться орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие данное решение, или организация, на основании ходатайства которой принято данное решение. (п. 8) Сведения Единого государственного реестра недвижимости, предусмотренные пунктом 8 части 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, по решению государственного регистратора прав подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости по истечении трех лет со дня принятия соответствующего решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.(п. 10) Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе на земельные участки, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии. (п. 11) Земельные участки, которые образованы на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд и права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости: 1) могут быть сняты с государственного кадастрового учета до истечения трех лет со дня осуществления их государственного кадастрового учета по заявлению лица, на основании заявления которого государственный кадастровый учет таких земельных участков был осуществлен, либо по заявлению любого лица на основании решения суда; 2) снимаются с государственного кадастрового учета по истечении трех лет со дня осуществления их государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав. (п.12) При изъятии для государственных или муниципальных нужд одного или нескольких земельных участков, образованных на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в результате преобразования исходного земельного участка, по заявлению органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд, одновременно осуществляется государственная регистрация прав: 1) правообладателя исходного земельного участка на образованный земельный участок, право на который возникает у такого правообладателя; 2) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, если решение об изъятии было принято по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления либо организации, которая подала ходатайство об изъятии. При этом осуществление государственной регистрации права правообладателя исходного земельного участка на такие образованные земельные участки не требуется.
При распределении судебных издержек суд исходит из следующего.
С учетом характера спора пошлина по иску составляет 6000 руб.
С учетом результатов судебного разбирательства, положений ст. 110 АПК РФ принимая во внимание, что фактически основанием разногласий между сторонами являлась заявленная истцом рыночная стоимость предмета изъятия, в отсутствие представленного надлежащего доказательства рыночной стоимости, суд приходит к выводу об отнесении судебных расходов на оплату государственной пошлины по иску, а также судебных издержек, связанных оплатой экспертизы, на истца.
Оплата экспертизы 18 000 руб. произведена определением суда от 27.10.2021 за счет денежных средств, поступивших от Департамента земельных отношений (т. 4 л.д. 160).
Таким образом, сумма 15 000 руб. подлежит отнесению на истца.
Денежные средства, поступившие от участвующих в деле лиц, и оставшиеся на депозитном счете суда после оплаты судебной экспертизы, могут быть возвращены участвующим в деле лицам на основании их заявления с указанием необходимых реквизитов. Порядок размещен на сайте Арбитражного суда Пермского края (т. 4 л.д. 11).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 48, 106, 110, 112, 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
заменить в порядке процессуального правопреемства на стороне ответчика общество с ограниченной ответственностью "ОЙЛ-ТРАНЗИТ" (614010, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.08.2010, ИНН: <***>) на общество с ограниченной ответственностью «Химпродукт» (ИНН <***>, 117403, Россия, Москва, муниципальный округ Бирюлево западное вн.тер.г., Мелитопольская <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 11.11.2002,
ИНН: <***>).
Изъять у общества с ограниченной ответственностью «Химпродукт» (ИНН <***>, 117403, Россия, Москва, муниципальный округ Бирюлево западное вн.тер.г., Мелитопольская <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 11.11.2002, ИНН: <***>) земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410822:550, общей площадью 522 кв.м., находящийся по адресу: <...> образованного в целях изъятия для муниципальных нужд из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410822:276, общей площадью 2333кв.м., находящегося по адресу: <...>.
Установить цену выкупа за земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410822:550 общей площадью 522 кв.м., находящийся по адресу:
<...> в размере 1 943 000 руб.
Прекратить с момента оплаты цены выкупа право собственности общества с ограниченной ответственностью «Химпродукт» (ИНН <***>, 117403, Россия, Москва, муниципальный округ Бирюлево западное вн.тер.г., Мелитопольская <...>,
ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 11.11.2002, ИНН: <***>) на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410822:550, общей площадью 522 кв.м., находящийся по адресу: <...> образованного в целях изъятия для муниципальных нужд из земельного участка с кадастровым номером земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410822:276, общей площадью 2333кв.м., находящегося по адресу: <...>.
Осуществить с момента прекращения права у общества с ограниченной ответственностью «Химпродукт» (ИНН <***>, 117403, Россия, Москва, муниципальный округ Бирюлево западное вн.тер.г., Мелитопольская <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 11.11.2002, ИНН: <***>) регистрацию перехода к муниципальному образованию «Город Пермь» права собственности на земельный участок с кадастровым номером кадастровым номером 59:01:4410822:550, общей площадью 522 кв.м., находящийся по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Судья М.А. Вихнина