Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
12 апреля 2010 г. Дело № А50-6404/2010
Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 12 апреля 2010
Арбитражный суд Пермского края в составе: Судьи Мухитовой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания судьёй Мухитовой Е.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Кировского района г.Перми
к ООО «Школа развития Теремок»
о привлечении к административной ответственности в порядке ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии:
от заявителя: ФИО1, сл. удостоверение № 064207;
от ответчика: ФИО2, директор, паспорт <...>;
Прокурор Кировского района г.Перми обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Школа развития Теремок» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
В судебном заседании представитель заявителя требования заявления о привлечении ООО «Школа развития Теремок» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ поддержал.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве, согласно которому указывает, что ООО «Школа развития Теремок» не осуществляет образовательную деятельность и не является дошкольным образовательным учреждением, в связи с этим деятельность лицензированию не подлежит. ООО «Школа развития Теремок» оказывает услуги по организации досуга ребенка, что подтверждается: предметом договора с клиентами («Исполнитель оказывает услуги по организации досуга ребенка»); зарегистрированными для ООО «Школа развития Теремок» кодами ОКВЭД (92.3 прочая зрелищно-развлекательная деятельность; 92.7 прочая деятельность по организации отдыха и развлечений). Досуг детей, посещающих ООО «Школа развития Теремок»организуется путем проведения познавательно-развлекательных занятий. ООО «Школа развития Теремок» не осуществляет образовательный процесс в соответствии с какой-либо программой обучения. Детям не выдаются документы об окончании обучения. Услуги по содержанию детей не оказываются.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
ООО «Школа развития Теремок» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***> (л.д. 46).
18.02.2010 г. была Прокурором Кировского района г.Перми проведена проверка (по жалобе ТСЖ «Берег-6») ООО «Школа развития Теремок», зарегистрированного по адресу <...> «б», (фактический адрес: <...>) в ходе которого установлено, что ООО «Школа развития Теремок» оказываются услуги дополнительного образования детей. Указанные услуги оказываются на основании заключенных договоров о проведении развивающих занятий с ребенком (в том числе проведение общепознавательных занятий в больших группах, узкоспециального тематического обучения). За оказанные услуги ООО «Школа развития Теремок» взимается плата, что подтверждается абонементами на посещение занятий, согласно которых стоимость одного занятия за общепознавательные занятия в больших группах - 250 рублей, за узкоспециальное тематическое обучение - 350 рублей.
В ходе проверки установлено, что ООО «Школа развития Теремок» осуществляет деятельность по оказанию услуг по дополнительному образованию детей в отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Указанные обстоятельства отражены в Справке о проведении проверки от 09.03.2010 г. (л.д.14-17), подтверждаются копией должностной инструкции (л.д.20), копиями договоров № 08110701 от 07.11.2008 г. (л.д.22-23), № 09031103 от 11.03.2009 (л.д. 24-25), № 09091001 от 10.09.2009 (л.д. 26-27), № 09091501 от 15.09.2009 г. (л.д. 28-29), № 08101003 от 10.10.2008 г. (л.д. 43-44), копией трудового договора от 21.07.2008 г. (л.д. 30), копиями объяснений ФИО3 (л.д. 32), объяснений ФИО4 (л.д. 33-34), объяснениями ФИО5 (л.д. 35-36, 37), объяснениями ФИО2 (38-39), копией Учредительного договора ООО «Школа развития Теремок» от 19.06.2008 г. (л.д. 52-54), другими материалами дела.
16.03.2010 г. заявителем было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором действия ООО «Школа развития Теремок» квалифицированы как административное правонарушение по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ (л.д. 5-8), направленное в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении ООО «Школа развития Теремок»к административной ответственности, что соответствует положениям части 1 статьи 28.8 Кодекса.
Представитель ООО «Школа развития Теремок»копию постановления получил, с процессуальными правами ознакомлен, о чем имеется подпись в соответствующих разделах.
В объяснениях представитель ООО «Школа развития Теремок» указал, что ООО «Школа развития Теремок» не является учреждением дополнительного образования детей, поскольку оказывает услуги по организации досуга ребенка, занятия ведутся без образовательной программы, документ об обучении не выдается (л.д. 8).
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет наложение административного штрафа.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон) под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательный уровней (образовательных цензов).
Из положений пункта 1 статьи 12 Закона следует, что образовательный процесс - это реализация одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В соответствии со ст. 8 данного Закона система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, а также органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
При этом согласно п. 6 ст. 33 Закона право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
В соответствии с п. 4, 5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666, дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В п. 2 ст. 48 Закона об образовании установлено, что не подлежит лицензированию индивидуальная трудовая педагогическая деятельность. Из анализа указанных норм, следует, что обязательному лицензированию подлежит деятельность образовательного учреждения, являющегося юридическим лицом, по предоставлению образовательных услуг дошкольного учреждения.
При квалификации правонарушения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ необходимо исходить из того, что лицензирование - это мероприятие, связанное с предоставлением лицензии и дальнейшим контролем за соблюдением лицензиатом соответствующих требований и условий.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ООО «Школа развития Теремок» в помещении по адресу: <...>, организовало на платной основе деятельность по организации досуга детей.
С родителями (законными представителями) детей и Обществом заключались договоры, по условиям которых ООО «Школа развития Теремок» принимает на себя обязанности по организации досуга ребенка заказчика, а заказчик оплачивает услуги. В рамках организации досуга Исполнитель приводит развивающее занятие с ребенком ФИО6. Обучение начинается с соответствующего периода. Занятия проводятся в группах, соответствующих возрасту ребенка. В тексте договоров имеются ссылки на педагогов (л.д. 22-23, 24-25, 26-27,28-29, 43-44).
В материалы дела представлена должностная инструкция преподавателя, трудовой договор с преподавателем.
Возражения ответчика судом не принимаются, поскольку опровергаются материалами дела.
Таким образом, ООО «Школа развития Теремок» находящееся в жилом помещении по адресу: <...>,осуществляло деятельность по оказанию образовательных услуг в отсутствие соответствующего разрешения (лицензии), выдаваемого в установленном порядке.
В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Из представленных документов усматривается, что административным органом было установлено и зафиксировано в процессуальных документах совершение правонарушения предпринимателем, его вина была установлена, правонарушению была дана надлежащая квалификация.
Согласно п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Срок установленный ст. 4.5. КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности ООО «Школа развития Теремок», не истек.
Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, а также нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.
При указанных обстоятельствах заявленное требование административного органа о привлечении ООО «Школа развития Теремок»к ответственности подлежит удовлетворению.
При назначении административного наказания в силу ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ суд учитывает совершение правонарушения впервые (доказательств иного суду не представлено) как смягчающее обстоятельство, в связи с чем полагает обоснованным привлечение к административной ответственности в пределах минимальной санкции, установленной за данный вид правонарушения, то есть 40 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
Заявление удовлетворить.
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Школа развития Теремок» (<...>, зарегистрировано ИФНС по Кировскому району г. Перми 27.06.2008 г., ОГРН <***>) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Исполнительный лист выдать.
Реквизиты для уплаты штрафа: Получатель: Прокуратура Пермского края; банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г.Пермь; БИК: 045773001; УФК по Пермскому краю (Прокуратура Пермского края); ИНН: <***>; КПП 590201001; ОГРН <***>; Счет: 40101810700000010003; КБК: 41511690010010000140; ОКАТО 57401000000.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Е.М. Мухитова