ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-6424/2018 от 31.05.2018 АС Пермского края

                   АРБИТРАЖНЫЙ СУД  ПЕРМСКОГО  КРАЯ

614068, Пермский край, г. Пермь, ул. Екатерининская, д.177

Именем Российской Федерации

                                             Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь

07 июня 2018 года                                                              дело № А50-6424/2018

Резолютивная часть решения объявлена судом 31 мая 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 07 июня 2018 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи  Катаевой М.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи             Трефиловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление № 3 Сатурн-Р» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ОГРН <***>, 5902293820),

Министерству строительства и архитектуры Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании решений незаконными, акта проверки и предписания – недействительными,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица Прокуратуры Пермского края,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 20.06.2017, паспорт), ФИО2  (доверенность от 05.03.2018, паспорт),

от Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми – ФИО3 (доверенность от 20.12.2017, паспорт),

от Министерства строительства и архитектуры Пермского края –                  ФИО4 (доверенность от 04.07.2017, паспорт),

от Прокуратуры Пермского края – ФИО5 (удостоверение),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление № 3 Сатурн-Р» (далее – заявитель, ООО «СМУ № 3 Сатурн-Р»)общество обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом принятого судом уточнения требований - т. 9 л.д. 120-123) об оспаривании:

1) решения Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее – Департамент), изложенного в письме от 19.02.2018. № СЭД-059-22-01-29-46 об отмене следующих градостроительных планов земельных участков:                                                      RU90303000-0000000000170479 земельного участка с кадастровым № 59:01:4410269:6106 площадью 7827 кв.м, RU90303000-0000000000170480 земельного участка с кадастровым № 59:01:4410269:6105 площадью 6653 кв.м, № RU90303000-171802 земельного участка с кадастровым № 59:01:4410269:6144 площадью 8114 кв.м, № RU90303000-171803 земельного участка с кадастровым № 59:01:4410269:6141 площадью 8260 кв.м, № RU90303000-171804 земельного участка с кадастровым № 59:01:4410269:6143 площадью 8243 кв.м;

2) решения Департамента об отказе в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома с помещениями общественного назначения (позиция 5 на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410269:6106) в квартале 272 Свердловского района г. Перми от 21.02.2018, изложенного в письме от 21.02.2018
№И-059-22-01-34/01-170;

3) решения Департамента об отказе в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома с помещениями общественного назначения (позиция 6 на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410269:6105) в квартале 272 Свердловского района г. Перми от 21.02.2018, изложенного в письме от 21.02.2018
№И-059-22-01-34/01-171;

4) акта проверки  Министерства строительства и архитектуры Пермского края (далее – Министерство) № 35-03-35-2 от 07.02.2018;

5) предписания Министерства № 35-03-36-2 от 08.02.2018.

В судебном заседании представители заявителя поддержали требования с учетом дополнительных доводов, изложенных в письменном виде (т. 2               л.д. 136-145, т. 9 л.д. 1-25, 55-70, 99-106). В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что законодательством не предусмотрена возможность отмены  градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ) в административном порядке, министерство превысило свои полномочия по контролю за процедурой выдачи ГПЗУ.                  К заявлениям о выдаче разрешений на строительство обществом были приложены все необходимые документы, в том числе проектная документация, разработанная в полном соответствии с техническими регламентами и государственными стандартами. На проектную документацию и результаты инженерных изысканий обществом были получены положительные заключения негосударственной экспертизы. Департаментом и Министерством допущены нарушения процедуры проверки, которая проведена в отношении ООО «СМУ № 3 Сатурн-Р»                без согласования с органами прокуратуры.

Представитель Департамента с требованиями заявителя не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т. 3 л.д. 42-48) и дополнительном отзыве (т. 9 л.д. 73-76). Полагает, что решения об отказе в  выдаче разрешений на строительство соответствуют действующему законодательству, поскольку на момент рассмотрения заявлений общества ГПЗУ являлись недействующими и не подлежали применению, представленная заявителем проектная документация не соответствовала установленным требованиям: отсутствовали договоры технологического присоединения объекта к сетям инженерно-технологического обеспечения, проектная документация не согласована с ресурсоснабжающими организациями, не указаны существующие и проектируемые проезды и проходы к существующим и планируемым объектам.

Представитель Министерства требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление (т. 3 л.д. 131-134), с учетом дополнения (т. 9 л.д. 79-83). Позиция заинтересованного лица основывается на том, что Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края, наделенным полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.                      В случае выявления фактов, свидетельствующих о нарушении органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязано выдавать предписания. В ходе проверки, проведенной в отношении Департамента, Министерством выявлен ряд нарушений при выдаче ГПЗУ, в частности чертеж градостроительного плана земельного участка не соответствовал проекту планировки территории, неверно было отражено место допустимого размещения объекта капитального строительства и не указана линия регулирования застройки, один из ГПЗУ содержал недостоверные сведения об отсутствии документации по планировке территории.

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

На основании заявлений ООО «СМУ № 3 Сатурн-Р» Департаментом были выданы ГПЗУ RU90303000-0000000000170479,                        RU90303000-0000000000170480, № RU90303000-171802, № RU90303000-171803,  № RU90303000-171804 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4410269:6106, 59:01:4410269:6105, 59:01:4410269:6144 59:01:4410269:6141, 59:01:4410269:6143 соответственно (т. 3 л.д. 78-126).

В целях рассмотрения обращения гражданина от 09.01.2018 (т. 9 л.д. 26) первым заместителем председателя правительства – министром строительства и архитектуры Пермского края был издан приказ от 18.01.2018  № СЭД-35-01-12-9 о проведении в отношении Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми внеплановой  проведена проверки в период с 24.01.2018 г. по 18.02.2018 (т. 3 л.д. 136-138).

В соответствии с приказом предметом внеплановой проверки явилась проверка фактов нарушения Департаментом законодательства о градостроительной деятельности при реализации полномочий, предусмотренных пунктами 3, 4, 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке и утверждении правил землепользования и застройки, выдаче разрешительной документации  на строительство объектов капитального строительства на территории, относительно которой разработана документация по планировке территории в границах ул. Чернышевского, долины реки Егошихи, ул. Чкалова, ул. Героев Хасана, микрорайона Красные казармы Свердловского района города Перми.

23.01.2018 Министерством получено решение Прокуратуры Пермского края о согласовании проведения внеплановой проверки (т. 3 л.д. 135), Департамент уведомлен о проверке письмом от 24.01.2018 (т. 3 л.д. 127-128).

Результаты проверки отражены в Акте № 35-03-35-2 от 07.02.2018  проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности (т. 1 л.д. 83-90).

В целях устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, Министерством выдано предписание № 35-03-36-2 от 08.02.2018, обязывающее  Департамент отменить ГПЗУ RU90303000-0000000000170479 земельного участка с кадастровым № 59:01:4410269:6106 площадью 7827 кв.м, RU90303000-0000000000170480 земельного участка с кадастровым № 59:01:4410269:6105 площадью 6653 кв.м, № RU90303000-171802 земельного участка с кадастровым № 59:01:4410269:6144 площадью 8114 кв.м, № RU90303000-171803 земельного участка с кадастровым № 59:01:4410269:6141 площадью 8260 кв.м, № RU90303000-171804 земельного участка с кадастровым № 59:01:4410269:6143 площадью 8243 кв.м (т. 1 л.д. 91-93).

Во исполнение требования предписания Департамент направил в адрес ООО «СМУ № 3 Сатурн-Р» письмо от 19.02.2018, в котором сообщил об отмене указанных выше ГПЗУ (т. 1 л.д. 82), уведомил Министерство об исполнении предписания письмом от 06.03.2018 (т. 3 л.д. 129).

14.02.2018 общество обратилось в Департамент с заявлениями о выдаче разрешений на строительство многоквартирных жилых домов с помещениями общественного назначения (позиция 5 на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410269:6106, позиция 6 на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410269:6105) в квартале 272 Свердловского района г. Перми  (т. 1 л.д. 50, 55).

По результатам рассмотрения заявления общества Департаментом приняты решение об отказе в  выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, о чем заявителю сообщено в письмах от 21.02.2018 № И-059-22-01-34/01-170,№ И-059-22-01-34/01-171                      (т. 1 л.д. 48-52).

Заявитель, считая решения Департамента, акт проверки и предписание Министерства несоответствующим действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания оспариваемых решений незаконными, ненормативного правового акта -недействительным суду необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Оценив в совокупности представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, заслушав пояснения участвующих в деле лиц и проанализировав нормы права, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Согласно п. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Таким образом, неточное, неполное и/или недостоверное отражение информации в ГПЗУ может привести к проектированию, а в последующем и строительству объекта капитального строительства с существенным нарушением требований и ограничений, установленных градостроительным законодательством, в том числе документацией по планировке территории.

Из материалов дела и пояснений сторон судом установлено, что в ходе внеплановой проверки Министерством были выявлены следующие нарушения законодательства о градостроительной деятельности, допущенные Департаментом при составлении спорных ГПЗУ.

Так, ГПЗУ № RU90303000-0000000000170479, № RU90303000-0000000000170480 и прилагаемый к ним чертеж градостроительного плана земельного участка были заполнены с нарушениями: в пункте 2.2.1. ГПЗУ в столбце «9. Площадь застройки земельного участка (кв.м)» указано, что такая площадь «определяется проектом»; аналогичная запись сделана в пункте 2.2.2. ГПЗУ, где указано, что предельное количество этажей здания «определяется проектом»; в пункте 2.2.3. также указано, что максимальный процент застройки в границах земельного участка «определяется проектом».

При этом проектная документация, подготавливаемая на объект капитального строительства в случаях и порядке, определенном статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не может выступать источником информации для ГПЗУ, поскольку подготовка самой проектной документации осуществляется на основании ГПЗУ.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

 Основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры;

3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.

В спорных ГПЗУ чертеж градостроительного плана земельного участка не соответствует проекту планировки территории, который утвержден Постановлением Администрации города Перми от 06.09.2012 № 521 (т. 3 л.д. 53-76), в частности не указана линия регулирования застройки, неверно указано место допустимого размещения объекта капитального строительства.

Основной чертеж проекта планировки территории, который утвержден Постановлением Администрации города Перми от 06.09.2012  № 521, устанавливает линии регулирования застройки, которые не были отражены на прилагаемых к ГПЗУ чертежах градостроительного плана земельного участка.

В соответствии с ч. 2, п. 3 ч. 3  ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В градостроительном плане земельного участка содержится информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии).

В ГПЗУ № RU90303000-171802; № RU90303000-171803;                                   № RU90303000-171804 Министерством были  выявлены следующие нарушения: на чертежах неверно отражено место допустимого размещения объекта капитального строительства и не указана линия регулирования застройки. Указанные ГПЗУ выданы на земельные участки,
которые входят в границы территории, в отношении которой Постановлением Администрации города Перми от 06.09.2012  № 521 утвержден проект планировки территории. При этом основной чертеж, который является основной частью приведенного выше проекта планировки территории, содержит линии регулирования застройки, которые не нашли своего отражения в ГПЗУ.

Помимо указанного выше нарушения, ГПЗУ № RU90303000-171803 содержал недостоверные сведения об отсутствии документации по планировке территории, несмотря на то, что такая документация утверждена Постановлением Администрации города Перми от 06.09.2012  № 521.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Непринятие во внимание положений проекта планировки территории привело к нарушению положений законодательства о градостроительной деятельности и не способствовало обеспечению устойчивого развития территории города Перми на соответствующих земельных участках, в отношении которых были выданы спорные ГПЗУ.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что у Министерства имелись законные основания для выдачи Департаменту оспариваемого предписания.

Доводы заявителя о том, что проверка Министерства проведена при отсутствии полномочий, законодательством не предусмотрена возможность отмены  ГПЗУ в административном порядке, судом рассмотрены и признаны необоснованными по следующим основаниям.

В п. 1.1 ст. 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с положениями п.  3 ч. 1, п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе контроль за соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.

 Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, имеют право проводить проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также подведомственных им организаций;

Должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны  направлять в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений.

В силу действия п. 3.1.5 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 18.02.2014 № 90-п, Министерство осуществляет полномочия в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края законодательства о градостроительной деятельности.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 24.04.2015 N СЭД-35-01-97-111 утвержден Административный регламент Министерства строительства и архитектуры Пермского края по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности (далее - Административный регламент).

В пункте 1.1 Административного регламента указано, что он разработан в целях осуществления государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и определяет последовательность действий (административные процедуры) должностных лиц при осуществлении полномочий по исполнению государственной функции.

В соответствии с п. 1.2 Административного регламента Министерство исполняет государственную функцию по осуществлению государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 1.3 Административного регламента осуществление государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Постановлением Правительства Пермского края от 18 февраля 2014 г. N 90-п "Об утверждении Положения о Министерстве строительства и архитектуры Пермского края".

В пункте 1.5 Административного регламента указано, что субъектом контроля при осуществлении контрольной функции являются органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края или органы, ими уполномоченные (подведомственные) для осуществления публичных полномочий (обязанностей) в области градостроительной деятельности и их должностные лица, предусмотренные статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как установлено пунктами 1.5.1, 1.8.1 Административного регламента, предметом контроля при осуществлении контрольной функции является соблюдение процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.

Результатами государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности являются составление и вручение акта о проведении контрольного мероприятия (проверки) соблюдения органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности; составление и направление предписания об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 3.1.2 Административного регламента внеплановые проверки осуществляются на основании приказа Министерства по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан, а также на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Таким образом, внеплановая проверка проведена Министерством  в рамках предусмотренных законодательством полномочий и  при соблюдении установленной процедуры проверки.

Вопреки утверждению заявителя, материалами дела подтверждается, что внеплановая проверка проведена Министерством в отношении Департамента, а не ООО «СМУ № 3 Сатурн-Р», и при наличии решения Прокуратуры Пермского края о согласовании проверки (т. 3 л.д. 135).

В отношении требования об оспаривании решений Департамента об отказе в выдаче разрешения на строительство судом установлено следующее.

В соответствии с положениями ч. 1, 7, 11, 13 ст. 51  Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, к указанному заявлению прилагаются документы, установленные ч. 7 ст. 51  Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51  Градостроительного кодекса Российской Федерации или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка,

Из материалов дела судом установлено, что основаниями для отказа в выдаче разрешений на строительство послужило то, что ГПЗУ являлись недействующими и не подлежали применению, а также несоответствие  представленной заявителем проектной документации установленным требованиям.

В частности, в разделе «Пояснительная записка» проектной документации с шифром 158-17-5, 158-17-5 отсутствовали договоры технологического присоединения объекта к сетям инженерно-технологического обеспечения, данная проектная документация не согласована с ресурсоснабжающими организациями, в разделе проекта «Схема планировочной организации земельного участка» не были указаны существующие и проектируемые проезды и проходы к существующим и планируемым объектам.

Со своей стороны заявитель не доказал, что выявленные департаментом нарушения отсутствуют в проектной документации.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно с ч. 1, 2 ст. 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

При изложенных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия оспариваемых решений Департамента и предписания Министерства  закону или иному нормативному правовому акту, равно как и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, следовательно, заявленные требования в данной части не подлежат удовлетворению.

В связи с отказом в удовлетворении указанных выше требований государственная пошлина относится на заявителя в порядке ст.110 АПК РФ.

В отношении требования заявителя о признании недействительным акта проверки  № 35-03-35-2, составленного Министерством  07.02.2018, судом установлено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п.2 ч.1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из указанных критериев подведомственности, определенных в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, арбитражному суду подведомственны дела по заявлениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обжаловании ненормативных правовых актов, действий (бездействия), возникающих в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из представленных документов судом установлено, что обществом оспаривается акт проверки, в котором Министерством отражены выявленные в ходе проверки нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

В материалы дела заявителем не представлены доказательства того, что акт проверки сам по себе повлек для  него какие-либо неблагоприятные последствия, уменьшил права общества и ус­тановил для него новые обязанности, нарушил права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

Таким образом, оспариваемый акт проверки не отвечает признакам ненормативного правового акта, законность которого подлежит рассмотрению в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ.

По изложенным основаниям требование об оспаривании акта проверки не может быть отнесено к подведомственности арбитражного суда.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно подп. 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения производства по делу уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью арбитражным судом.

При обращении в арбитражный суд заявитель предъявил платежные поручения от 08.11.2016 № 4062,  № 4063, № 4064,  № 4065, по которым была уплачена государственная пошлина в общей сумме 24 000 руб. В связи с тем, что государственная пошлина по настоящему делу составляет 12 000 руб., оставшаяся сумма подлежит возврату заявителю как излишне уплаченная.

Руководствуясь ст. 104, п.1 ч.1 ст.150, ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Прекратить производство по делу в части требования о признании недействительным акта проверки Министерства строительства и архитектуры Пермского края № 35-03-35-2 от 07.02.2018.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление № 3 Сатурн-Р» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в общей сумме 12 000 руб. 00 коп., уплаченную по платежным поручениям № 4064,  № 4065 от 08.11.2016.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Пермского края.

                        Судья                                              Катаева М.А.