ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-6618/11 от 25.05.2011 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь

01 июня 2011 г. Дело № А50-6618/2011

Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 01 июня 2011г.

Арбитражный суд Пермского края в составе: судьи Мухитовой Е.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бажиной О.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю

к лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении – ООО «Грейт-Экспресс» (ИНН 6672250080; ОГРН 1076672039674)

о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя: Трясцина В.Ю., доверенность в деле, паспорт 5703 261478; Хайруллаев М.Г., доверенность в деле, паспорт 5704 085934;

от ответчика: Панченко Г.М., доверенность в деле, паспорт 5707 070584;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю (далее по тексту – Управление, заявитель) обратилось с заявлением о привлечении ООО «Грейт-Экспресс» (далее по тексту – Общество, ответчик) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), мотивируя требования результатами проверки, выявившееся в осуществлении ООО «Грейт-Экспресс»  предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных условий.

Представители заявителя в судебном заседании требования заявления о привлеченииООО «Грейт-Экспресс» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ поддержали.

Представитель ООО «Грейт-Экспресс» представил письменный отзыв, согласно которому указывает, что на момент проверки информация о сроках и тарифах на услуги почтовой связи и об ООО «ГрейтЭкспресс» хотя и имелась, но не была размещена в доступном месте для свободного ознакомления физическими лицами. Данное обстоятельство возникло в связи с отсутствием спроса на услуги оказываемые ООО «ГрейтЭкспресс» физическими лицами, основными потребителями услуг являются юридические лица. Все выявленные нарушения были устранены, о чем письмом от 11.04.2011 г. было проинформировано Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю. Указывает, что Общество не является злостным нарушителем условий предусмотренных лицензией, к административной ответственности привлекается впервые, нарушения устранены, вредные последствия отсутствуют. Просит применить минимальное наказание предусмотренное пунктом 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции установил следующее.

ООО «ГрейтЭкспресс» зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за ОГРН 1076672039674 и имеет лицензию на услуги почтовой связи № 63806 со сроком действия с 28.11.2008 г. по 28.11.2013 г. (л.д. 15-17).

15.03.2011 г. Управлением на основании приказа № 109 от 10.02.2011 г. проведена плановая проверка лицензионных требований и условий обособленного подразделения ООО «ГрейтЭкспресс», расположенного по адресу г. Пермь, ул. Щвецова, 37 (л.д. 18).

В ходе проверки ООО «ГрейтЭкспресс» были обнаружены следующие нарушения:

1. В нарушение п. 3 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительством Российской Федерации от 15.04.2005 № 221 (далее - Правил), п. 5 Лицензии № 63806, п. 1 ст. 46 ФЗ «О связи» ООО «ГрейтЭкспресс» отказало физическому лицу (Хайруллаев М.Г.) в предоставлении услуг почтовой связи, а именно в отправке пяти почтовых отправлений по г.Перми.

2. В нарушение п. 4 Правил, п. 5 Лицензии № 63806, п. 1 ст. 46 ФЗ «О связи», ООО «ГрейтЭкспресс» не установлены сроки и тарифы на оказание услуг почтовой связи.

3. В нарушение п. 8 Правил, п. 5 Лицензии № 63806, п. 1 ст. 46 ФЗ «О связи» внутри обособленного подразделения ООО «ГрейтЭкспресс», расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Щвецова, 37, отсутствует книга заявлений и предложений, а также необходимый информационный материал, указанный в п. 8 Правил.

24.03.2011 г. по результатам проведенной проверки государственным инспектором по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций – главным специалистом-экспертом отдела надзора в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю был составлен протокол об административном правонарушении в отношенииООО «ГрейтЭкспресс» по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ (л.д. 7-13).

Представитель ООО «ГрейтЭкспресс» - Панченко Г.М. (доверенность от 18.03.2011 г.), при составлении протокола присутствовал, с процессуальными правами ознакомлен, копию протокола получил, о чем свидетельствуют подписи в соответствующих разделах протокола (л.д.7-12).

Заявитель с заявлением о привлечении ООО «ГрейтЭкспресс» к указанной ответственности заявитель обратился в арбитражный суд, поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ в соответствии с ч.3 ст.23.1 КоАП РФ, подведомственно арбитражному суду.

В силу абз.3 п.1 ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Статьей 49 ГК РФ установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено определение лицензии, как специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под "лицензионными требованиями и условиями" понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан, в том числе оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Согласно п. 5 названного Перечня оказание услуг должно осуществляться в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительством Российской Федерации от 15.04.2005 № 221 (далее - Правила).

В соответствии с п. 3 Правил оказания услуг почтовой связи услуги почтовой связи подразделяются на: а) универсальные услуги почтовой связи; б) иные услуги (в том числе услуги по осуществлению почтовых переводов денежных средств; услуги по пересылке международных почтовых отправлений; услуги EMS).

При этом согласно п. 4 Правил тарифы на оказание универсальных услуг почтовой связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и контролю в отношении вопросов, связанных с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Сроки и тарифы на оказание иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи.

Согласно п. 8 Правил внутри объекта почтовой связи на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте должны находиться книга заявлений и предложений и необходимый информационный материал, включающий: наименование оператора почтовой связи и место его нахождения (юридический адрес); адрес объекта почтовой связи и его почтовый индекс; сведения о месте приема и рассмотрения претензий; перечень оказываемых услуг, сроки их оказания и тарифы на них; порядок адресования и выплаты почтовых переводов; порядок адресования, упаковывания и оплаты пересылки почтовых отправлений, установленные для них размеры и предельная масса; срок хранения в объекте почтовой связи неврученных почтовых отправлений и невыплаченных почтовых переводов; перечень предметов и веществ, запрещенных к пересылке; перечень категорий пользователей услугами почтовой связи, которым предоставляются льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации; копию лицензии на оказание услуг почтовой связи; настоящие Правила; информацию об ответственности операторов почтовой связи и пользователей услугами почтовой связи; иную информацию, связанную с оказанием услуг почтовой связи оператором.

В силу подп. «в» п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

Из материалов дела, следует, что ООО «ГрейтЭкспресс» нарушает требования п. п. 3, 4, 8, п.п. «в» п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительством Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, п.1 ст. 46 ФЗ «О связи» № 126-ФЗ от 07.07.2003 г., тем самым допущены нарушения законодательства лицензионных условий в области услуг связи кабельного вещания.

Указанные действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 202 АПК РФ производство по делам о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возбуждается на основании заявления органа или должностного лица, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

В силу ч.2 ст.2.1, ст.2.2 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом умышленно или по неосторожности не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу о том, что вина ООО «Грейт-Экспресс» в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами. Материалы дела не содержат доказательств принятия ООО «Грейт-Экспресс» всех необходимых мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.

Процессуальных нарушений при составлении и направлении протокола об административном правонарушении судом не установлено.

Исходя из существа правонарушения, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства, при рассмотрении настоящего дела следует руководствоваться трехмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности, установленным статьей 4.5 КоАП РФ. На момент рассмотрения дела трехмесячный срок не истек.

Оснований для освобождения заинтересованного лица от административной ответственности по признакам малозначительности судом не установлено.

Обстоятельств отягчающих административную ответственность судом также не установлено.

Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4, 9 части 1 настоящей статьи, в том числе предупреждение и административный штраф.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 3.3 КоАП РФ видами административного наказания являются предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности (основных административные наказания); возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без (как основное, так и дополнительное административное наказание).

Статьей 3.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ) предусмотрено, что предупреждение является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).

Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное взыскание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения.

Вместе с тем, при определении меры административной ответственности должны учитываться как положения КоАП РФ о том или ином виде наказания, так и фактические обстоятельства каждого конкретного дела.

Следовательно, предупреждение может быть применено только за впервые совершенное административное правонарушение при условии, что оно не привело к следующим последствиям:

- причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- имущественному ущербу.

Материалами дела подтверждается, что выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также об отсутствии имущественного ущерба, нарушения устранены. Поэтому в данном случае с учетом характера допущенных нарушений суд считает возможным избрать меру административного наказания в виде предупреждения.

Руководствуясь ст.ст.168-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Грейт-Экспресс» (г. Екатеринбург, ул. Восточная, 44а, оф. 208, зарегистр. 2.10.2007 г. ИФНС по Октябрьскому району г. Екатеринбурга в ЕГРЮЛ за ОГРН 1076672039674) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.

Судья Е.М. Мухитова