ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-6770/19 от 20.05.2019 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

24 мая 2019 года

Дело № А50-6770/2019

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 24 мая 2019 года

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Мещеряковой Т.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Плотниковой Т.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Шакировой Наталии Николаевны (ОГРНИП 317595800038693, ИНН 590702580018, адрес местонахождения: 614026, Пермский край, г. Пермь, ул. Песочная, д. 26) к Администрации Орджоникидзевского района города Перми  (ОГРН 1025901514209, ИНН 5907005289, адрес местонахождения: 614026, Пермский край, г. Пермь, ул. Щербакова, д. 24) и главному специалисту сектора градостроительных, земельных и имущественных отношений Администрации Орджоникидзевского района города Перми  Харченко А.А.

об оспаривании действий

при участии представителей:

индивидуального предпринимателя Шакировой Наталии Николаевны – не явились;

Администрации Орджоникидзевского района города Перми  - не явились;

главного специалиста сектора градостроительных, земельных и имущественных отношений Администрации Орджоникидзевского района города Перми  Харченко А.А. – не явились;

установил:

Индивидуальный предприниматель Шакирова Наталия Николаевна (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Администрации Орджоникидзевского района города Перми (далее – Администрация),   главного специалиста сектора градостроительных, земельных и имущественных отношений Администрации Орджоникидзевского района города Перми  Харченко А.А. (далее – главный специалист Харченко А.А.) (далее – ответчики) по проведению 11.02.2019 в период с 10 час. 00 мин. по 10 час. 10 мин. планового рейдового осмотра территории Орджоникидзевского района в части осмотра у входа в салон красоты, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. Менжинского, 15 вывески «салон красоты Елена», размещенный над входом и информационного баннера на стене рядом с входом.

Требования заявителя мотивированы тем, что ответчиками нарушен порядок проведения планового (рейдового) осмотра, в части определения предмета и объекта планового (рейдового) осмотра, что в свою очередь, повлекло нарушение прав предпринимателя, поскольку результаты таких действий явились основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности.

До судебного заседания от предпринимателя поступили письменные пояснения с учетом отзывов ответчиков, а также ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

        От главного специалиста Харченко А.А. поступил отзыв на заявление и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Из отзыва следует, что специалист с заявленными требованиями не согласен. 

  От Администрации  поступил отзыв на заявление и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В предварительном судебном заседании представитель Администрации  пояснил, что проверка по соблюдению правил благоустройства территории города Перми проведена в соответствии с действующим законодательством, предприниматель была ознакомлена с материалами административного дела, при составлении протокола присутствовала.

Дело с учетом удовлетворенных судом ходатайств сторон, рассматривается в порядке  ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 11.02.2019 на основании планового (рейдового) задания на проведение осмотров от 31.01.2019 № 2-19 (л.д.45) главным специалистом Харченко А.А. проведен плановый рейдовый осмотр территории Орджоникидзевского района города Перми, в процессе которого выявлено, что у входа в салон красоты, расположенный по адресу: г.Пермь, ул. Менжинского, 15 вывеска «Салон красоты Елена», размещенная над входом и информационный баннер на стене рядом со входом не соответствуют Стандартным требованиям к вывескам, их размещению и эксплуатации, утвержденным Постановлением Администрации г. Перми от 25.10.2016 N 958, о чем составлен акт от 11.02.2019 №А14-19 (л.д.46-51). Предпринимателю 11.02.2019 направлено уведомление о допущенном нарушении требований законодательства (л.д.54), 14.02.2019 составлено протокол об административном правонарушении № П14-19 (л.д.52-53), 06.03.2019 вынесено постановление №8-6-19 (л.д.55-56).

Полагая, что действия ответчиков по проведению планового (рейдового) осмотра не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявитель обратился в суд с заявлением в порядке гл. 24 АПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст.ст. 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При рассмотрении спора о признании незаконными действий  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц в предмет доказывания входит вопрос о наличии у органа соответствующих полномочий; оценивается соответствие действий требованиям нормативных актов; устанавливается наличие нарушенных прав и законных интересов заявителя.

Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии с Положением о территориальном органе администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 (далее - Положение о территориальном органе) администрация Орджоникидзевского района города Перми является территориальным органом администрации города Перми (п. 1.2 Положения о территориальном органе).

В силу   п.  3.5 (1) Положения о территориальном органе  Администрация осуществляет   в   пределах   своей   компетенции  контроль  за соблюдением правил благоустройства территории города Перми.

 Согласно п.3.3 (1) Типового положения об отделе (секторе) градостроительства, земельных и имущественных отношений территориальных органов администрации города Перми, утвержденное Постановлением администрации города Перми от 27 июня 2013 N 527  соответствующий отдел (сектор) осуществляет   в   пределах   своей  компетенции  контроль   за соблюдением правил благоустройства территории города Перми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Перми.

Главные специалисты  сектора градостроительства, земельных и имущественных отношений администрации Орджоникидзевского района города Перми включены в Перечень должностных лиц функциональных, территориальных органов администрации города Перми, уполномоченных на осуществление муниципального контроля (за исключением муниципального финансового контроля), утвержденный Постановлением администрации города Перми от 22 июля 2015 N 489.

Правила благоустройства территории города Перми утверждены Решением Пермской городской Думы от 18.12.2018 № 265 (далее – Правила благоустройства).

Постановлением Администрации г.Перми от 01.06.2018 №351 утвержден административный регламент осуществления муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства территории города Перми (далее - Административный регламент).

 Настоящий Административный регламент определяет последовательность и сроки выполнения административных процедур осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории города Перми, ответственность, порядок и формы контроля за осуществлением административных процедур, порядок и формы обжалования действий (бездействия) должностных лиц администрации города Перми, уполномоченных на осуществление контроля за соблюдением Правил, а также принимаемых ими решений при осуществлении контроля за соблюдением Правил.

Контроль за соблюдением Правил благоустройства осуществляется территориальными органами администрации города Перми на территориях соответствующих районов (поселка Новые Ляды) города Перми в форме проведения плановых и внеплановых проверок исполнения требований, установленных Правилами благоустройства и содержания территории в городе Перми, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также плановых (рейдовых) осмотров, обследований, являющихся мероприятиями по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (п.1.2). Согласно п. 2.2. периодичность осуществления муниципального контроля определяется Федеральным законом № 294-ФЗ. Плановые (рейдовые) осмотры, обследования проводятся на основании плановых (рейдовых) заданий на проведение осмотров, обследований территорий, оформляемых в соответствии с Порядком № 96 (п.3.2.1).

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентированы положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный Закон № 294-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного Закона).

Федеральным Законом № 294-ФЗ устанавливаются, в том числе, порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 2 статьи 1 названного Закона).

Под муниципальным контролем в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального Закона № 294-ФЗ понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Вопросы организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, регламентированы положениями статьи 8.3 Федерального Закона № 294-ФЗ.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 8.3 Федерального Закона № 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями относятся,  в том числе,  плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, аттракционов, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

В силу ч.4 ст. 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ  порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований утвержден Постановлением Администрации г. Перми от 17.02.2016 № 96 (далее – Порядок № 96). Настоящий Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливает процедуру оформления плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий местного значения города Перми, лесных участков и земельных участков, расположенных в границах города Перми, в процессе их эксплуатации и результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований. Плановый (рейдовый) осмотр, обследование территорий (объектов) проводится должностными лицами функциональных, территориальных органов администрации города Перми, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в пределах компетенции (п.1.2).

Таким образом, из анализа приведенных положений следует, что согласно Административному регламенту  муниципальный контроль за соблюдением Правил благоустройства возможен путем проведения плановых (рейдовых) осмотров, которые проводятся на основании плановых (рейдовых) заданий на проведение осмотров, обследований территорий и оформляются в соответствии с Порядком № 96, которым, в свою очередь установлен исчерпывающий перечень объектов, в отношении которых возможно проведение плановых (рейдовых) осмотров.

 В частности, таковыми являются особо охраняемые природные территории местного значения города Перми, лесные участки и земельные участки, расположенные в границах города Перми.

Исчерпывающий перечень объектов, подлежащих плановому (рейдовому) осмотру установлен и в ст. 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ: особо охраняемые природные территории, лесные участки, охотничьи угодья, земельные участки, акватории водоемов, районы внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, аттракционов, транспортные средства.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что согласно Плановому (рейдовому) заданию от 31.01.2019 №2-19, утвержденному главой Администрации Карабатовым Е.В. должностные лица Администрации, в том числе главный специалист Харченко А.А. уполномочены на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования особо охраняемых природных территорий местного значения города Перми, лесных участков и земельных участков, расположенных в границах города Перми на территории Орджоникидзевского района. Предметом проверки осмотра, обследования территории (объектов) указано соблюдение требований Правил благоустройства.

Между тем, судом установлено, что оспариваемые действия совершены ответчиками по осмотру многоквартирного жилого дома, в котором осуществляются предпринимательская деятельность заявителем, а именно: входа в «салон красоты Елена», вывески и информационного баннера на стене, что, по мнению суда, не может быть объектом плановых (рейдовых) осмотров в силу  приведенных выше положений действующего законодательства.

Данное обстоятельство подтверждено Актом №А14-19 (л.д.46-48), а также представлением по итогам проведения планового (рейдового) осмотра от 11.02.2019 (л.д.49-51), согласно которому принято решение о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в п.2 ч.2 ст.10 Закона №294

Частью 3 ст. 13.2 Федерального Закона № 294-ФЗ, установлено, что плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.

В силу вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что действиями ответчиков, в отсутствие предусмотренных действующим законодательством оснований, а именно: по проведению планового (рейдового) осмотра в отношении, объекта, не поименованного Федеральным законом №294-ФЗ и Порядком № 96, нарушен порядок проведения плановых (рейдовых) осмотров.

При этом суд отмечает, что само по себе наличие у органа местного самоуправления полномочий на проведение проверок в силу Правил благоустройства № 351, Постановления Администрации г. Перми от 28.05.2015 N 316 «Об утверждении перечней должностных лиц территориальных органов администрации города Перми, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», Порядка № 96 не освобождает его должностных лиц от соблюдения установленного законом порядка проведения таких проверок.

Соответствующие доводы ответчиков отклонены в силу вышеизложенного.

Доводы ответчиков по соблюдению процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности судом не исследуются, поскольку заявленные требования касаются только действий по проведения планового (рейдового) осмотра, вопрос о законности привлечения к административной ответственности заявителем не ставился и предметом настоящего спора не является.

Суд полагает, что данными действиями Администрации и должностного лица нарушаются права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемые действия не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, подлежат признанию незаконными.

В соответствии с частью 1 статьи 112 АПК РФ в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу арбитражным судом соответствующей судебной инстанции разрешаются вопросы распределения судебных расходов.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.

В связи с удовлетворением заявленных требований государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче настоящего заявления по чеку-ордеру от 27.02.2019 в размере 300 рублей, подлежит взысканию с Администрации, ответчика по настоящему делу.

Руководствуясь статьями  110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края               

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными действия Администрации Орджоникидзевского района города Перми и главного специалиста сектора градостроительных, земельных и имущественных отношений Администрации Орджоникидзевского района города Перми  Харченко А.А. по проведению 11.02.2019 в период с 10 час. 00 мин. по 10 час. 10 мин. планового рейдового осмотра территории Орджоникидзевского района в части осмотра у входа в салон красоты, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. Менжинского, 15 вывески «салон красоты Елена», размещенный над входом и информационного баннера на стене рядом с входом, как не соответствующие Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Постановлению Администрации г. Перми от 17.02.2016 №96 «Об утверждении Порядка оформления плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований».

Обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Администрации Орджоникидзевского района города Перми  (ОГРН 1025901514209, ИНН 5907005289) в пользу индивидуального предпринимателя Шакировой Наталии Николаевны (ОГРНИП 317595800038693, ИНН 590702580018) судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины по заявлению в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                                        Т.И. Мещерякова