ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-688/15 от 28.05.2015 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул. Екатерининская, дом 177, г. Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь                                                                             Дело № А50-688/2015

«1» июня 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2015 года. Полный текст решения изготовлен 1 июня 2015 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Торопицина С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бородиной В.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Закамская управляющая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо - Министерство финансов Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Инженер» (1056603980278, ИНН <***>); индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании средств убытков в сумме 503 976, 45 руб.,

при участии представителей:

истца – ФИО2 по доверенности от 18.12.2014, предъявлено удостоверение № 46;

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 29.10.2014, предъявлен паспорт;

МинФина – ФИО4 по доверенности от 30.06.2014, предъявлено удостоверение; ФИО5 по доверенности от 18.03.2015, предъявлено удостоверение,

иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии заявления к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,

УСТАНОВИЛ:

Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (далее – истец, Департамент) обратился в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью «Закамская управляющая компания» (далее – ответчик, управляющая компания, общество «Закамская управляющая компания») с заявлением о взыскании с ответчика убытков в сумме 503 976, 45 руб. (с учётом принятых судом уточнений исковых требований).

Определением от 22.01.2015 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Пермского края (далее - МинФин), общество с ограниченной ответственностью «Инженер» (далее – общество «Инженер»), индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель, предприниматель ФИО1) (л.д.1-2 том 1).

В обоснование исковых требований Департамент указывает, что на основании договора долевого финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме ответчику выделялись денежные средства, однако часть выделенных средств Общество неправомерно использовало на оплату подрядчику – предпринимателю ФИО1, завышенной стоимости использованного при осуществлении ремонта материала (в результате указания стоимости материалов не по сметной цене, предусмотренной расценкой, а в текущем уровне цен). Кроме того, стоимость разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт кровли являлась завышенной. В результате неправомерного использования денежных средств бюджету города Перми причинены убытки.

Ответчик с исковыми требованиями не согласился, указывает на обоснованность стоимости проектно-сметных работ, её согласованность сторонами договора. Полагает, что завышение стоимости материала не подтверждено материалами дела.   

МинФин поддержал позицию Департамента, отметив в отзыве, что убытки у истца возникли в результате неправомерной оплаты подрядным организациям завышенной стоимости материалов и проектных работ.

Общество «Инженер», ФИО1, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии заявления к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству, представителей в судебное заседание не направили, отзыв не представили, мнения относительно исковых требований не высказали.

Неявка названный третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в силу части 3 статьи 156 АПК РФ, не является препятствием для рассмотрения дела.

Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, заслушав объяснение лиц участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что на основании решения общего собрания собственников дома общество «Закамская управляющая компания» осуществляет управление жилым многоквартирным домом № 34 по ул. Маршала Рыбалко г. Перми.

В 2011 году собственниками указанного дома принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и принятии участия в муниципальной адресной программе по капитальному ремонту многоквартирных домов. В целях реализации названного решения управляющей компанией в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, правопреемником которого является Департамент, направлена заявка от 01.11.2011 на включение жилого дома № 34 по ул. Маршала Рыбалко г. Перми в муниципальную адресную программу проведения капитального ремонта в 2012 году (л.д.60 том 2).

Постановлением Администрации г. Перми от 30.03.2012 № 138 жилой дом № 34 по ул. Маршала Рыбалко г. Перми включён в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках муниципальной адресной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в городе Перми на 2012 год с общей суммой расходов на проведение капитального ремонта в размере 5 449 228, 05 руб. (позиция № 40 приложения № 1).

01.06.2012 между обществом «Закамская управляющая компания» (Исполнитель) и управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми (Плательщик) заключён договор долевого финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, по условиям которого Плательщик принимает на себя обязанности предоставить на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета города (в том числе за счёт средств Фонда ЖКХ) средства финансовой поддержки Исполнителю на проведение капитального ремонта крыши, установки приборов учёта потребления ресурсов тепловой энергии, горячей и холодной воды в многоквартирном доме № 34 по ул. Маршала Рыбалко г. Перми, на условиях долевого финансирования расходов собственников помещений указанного дома. Предоставление финансовой поддержки на проведение капитального ремонта производится в соответствии с решением Пермской городской Думы от 25.03.2008 № 74 «Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах» и постановлением Администрации города Перми от 30.03.2012 № 138.

В соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 указанного договора общая стоимость работ определена в сумме 5 449 228, 05 руб., размер финансовой поддержки из бюджета составляет 5 176 766, 65 руб. (5% - вносят собственники многоквартирного дома).    

Пунктом 5.1.2 названного договора установлено, что возврат финансовой поддержки производится в случае уменьшения стоимости работ (л.д.10-13 том 1).

Во исполнение условий договора, платёжными поручениями от 09.06.2012 №№ 163059, 163074, от 21.09.2012 №№ 282237, 282224 Плательщиком перечислены управляющей компании на специальный счёт денежные средства в сумме 5 176 766, 65 руб.

30.05.2012 обществом «Закамская управляющая компания» (Заказчик) заключён договор № П/ПР/124/2012 на выполнение проектных работ с обществом «Инженер» (Подрядчик). По условиям названного договора Подрядчик обязался по заданию Заказчика разработать, а Заказчик принять и оплатить, проектную документацию на капитальный ремонт многоквартирного дома (ремонт крыши), расположенного по адресу: <...> (л.д. 53-55 том 1).

Согласно пункту 2.1 данного договора, протоколу соглашения договорной цены стоимость работ Подрядчика составляет 481 253, 03 руб., в том числе НДС – 73 411, 48 руб. Стоимость определена на основании сметы (Приложение № 3) (л.д. 59 том 1).

Актом от 18.07.2012 № 1 подтверждается, что услуги по указанному договору оказаны в полном объёме (л.д. 34 том 2). Платёжными поручениями от 13.06.2012 № 3, от 20.07.2012 № 5 денежные средства в сумме 481 253, 03 руб. перечислены Подрядчику (л.д.36-37 том 2).      

На основании разработанной проектной документации обществом «Закамская управляющая компания» (Заказчик) подписан договор от 30.05.2012 № 05/12, с предпринимателем ФИО1 (Подрядчик), согласно которому Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 34 по ул. Маршала Рыбалко г. Перми.

Стоимость работ по капитальному ремонту составляет 4 812 530, 28 руб. (пункт 3.1 договора). Стоимость определена на основании локально-сметного расчета (л.д. 1-11 том 2).

Работы поименованные в договоре от 30.05.2012 № 05/12 и локальных сметных расчётах Подрядчиком выполнены, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ и затрат (по форме № КС-3), актами о приёмке выполненных работ (по форме № КС-2) (л.д. 12-22 том 2). Оплата за выполненные работы в сумме 4 812 530, 28 руб. произведена платёжными поручениями от 13.06.2012 № 2, 01.08.2012 № 6, 24.09.2012 № 8 (л.д.23-25 том 2).

Обществом «Закамская управляющая компания» представлены соответствующие отчёты о реализации муниципальной адресной программы.

В 2013 году МинФином проведена комплексная ревизия муниципального образования город Пермь по вопросу исполнения бюджета города в части предоставления из бюджета Пермского края субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансферов, имеющих целевое назначение, о чём составлен акт ревизии от 28.06.2013 № 18 (л.д.37-40 том 1).

В рамках проведения названной проверки привлекалось общество с ограниченной ответственностью «Пермь-Инжиниринг» (далее - общество «Пермь-Инжиниринг»), которым проведена документарная проверка и осуществлены контрольные замеры фактически выполненных объёмов работ (технический аудит) по капитальному ремонту многоквартирных домов города Перми, выполненных подрядными организациями в 2011-2012 годах, в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в том числе в отношении проведённого капитального ремонта многоквартирного дома № 34 по ул. Маршала Рыбалко г. Перми.  

Согласно заключению общества «Пермь-Инжиниринг» от 24.04.2013 № 8 общество «Инженер» завысило стоимость работ по капитальному ремонту кровли на 122 321, 17 руб. в результате применения более дорогостоящих расценок.  

Кроме того, обществом «Пермь-Инжиниринг» сделан вывод о завышении стоимости проектных работ, выполненных обществом «Инженер», на сумму 420 975, 21 руб. (сметный расчёт выполнен без расшифровки объёмов работ, фактически объём работ составил 5%, соответственно стоимость проектных работ будет равной 60 277, 82 руб., а не 481 253, 03 руб.) (л.д.22-29 том 1).

Полагая, что денежные средства, перечисленные ответчику, но неправомерно использованные им на оплату завышенной стоимости материалов и проектных работ, в сумме 503 976, 45 руб., являются убытками, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.  

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 АПК РФ полагает, что требования истца подлежат удовлетворению.

Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов урегулированы Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Во исполнение названного закона решением Пермской городской Думы от 25.03.2008 № 74 утверждён Порядок предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее – Порядок). Порядок определяет условия предоставления из бюджета города финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (пункт 1.2). Финансовая поддержка на капитальный ремонт - безвозмездное и безвозвратное предоставление средств бюджета города Перми (в том числе за счет средств софинансирования, передаваемых в бюджет города из регионального и федерального бюджетов) на условиях долевого финансирования расходов собственников помещений в многоквартирных домах при осуществлении капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (пункт 2.1).  Финансовая поддержка предоставляется путем долевого финансирования расходов собственников помещений на капитальный ремонт многоквартирного дома (пункт 3.1). Условия предоставления финансовой поддержки определены в пункте 3.4 Порядка, одним из условий для её предоставления являлось принятие собственниками помещений обязательства по финансированию капитального ремонта за счет собственных (заемных) средств не менее 5% общей стоимости работ по капитальному ремонту.

В целях получения финансовой поддержки на капитальный ремонт заинтересованными лицами подаются заявки, которые рассматриваются и на их основе формируется перечень объектов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках муниципальной адресной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в городе Перми на соответствующий год (раздел 4 Порядка).

Для осуществления долевого финансирования капитального ремонта многоквартирного дома Заявитель и функциональный орган заключают договор о долевом финансировании, в котором указываются условия и сроки перечисления средств из бюджета города (пункт 5.1 Порядка).  Перечисление средств финансовой поддержки осуществляет функциональный орган на отдельный банковский счет Заявителя на основании утвержденного перечня объектов (пункт 5.3 Порядка).

Разделом 5 Порядка предусмотрено предоставление отчётности о реализации муниципальной адресной программы по каждому объекту, по которому предоставлялась финансовая поддержка.

В случае нецелевого использования финансовой поддержки, а также нарушения Заявителем условий предоставления финансовой поддержки, установленных настоящим Порядком и договором о долевом финансировании, средства подлежат возврату в бюджет города Перми. В случае невыполнения в установленный срок требования о возврате финансовой поддержки в случае ее нецелевого использования и нарушения условий, установленных при предоставлении финансовой поддержки, УЖКХ обеспечивает возврат средств финансовой поддержки в судебном порядке (пункты 8.2 и 8.3.3 Порядка).

Пунктом 5.2 Порядка предусмотрено, что перечисление средств финансовой поддержки производится, в том числе при условии представления проектной документации, разработанной специализированной организацией, имеющей лицензию на выполнение таких работ, с учетом данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома, и в соответствии с Постановлением Госстроя Российской Федерации от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», Постановлением администрации города Перми от 22.02.2008 № 127 «Об определении стоимости и условий оплаты работ по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации объектов жилищного фонда, нежилого фонда, инженерной и социальной инфраструктуры, финансируемых из бюджета города Перми», либо сметы расходов на капитальный ремонт, утвержденной общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, если при проведении капитального ремонта не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности.

Согласно пункту 1 постановления Администрации г. Перми от 22.02.2008 № 127 «Об определении стоимости и условий оплаты работ по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации объектов жилищного фонда, нежилого фонда, инженерной и социальной инфраструктуры, финансируемых из бюджета города Перми» функциональным и территориальным органам администрации города Перми, бюджетным учреждениям, являющимся получателями средств бюджета города Перми, составлять сметную документацию для проведения работ по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации объектов жилищного фонда, нежилого фонда, инженерной и социальной инфраструктуры в соответствии со сборниками государственных элементных сметных норм (ГЭСН), отраслевых сметных нормативов (ОСН), территориальных сметных нормативов (ТСН), территориальных единичных расценок на строительные работы в Пермском крае согласно Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 15/1, с применением индексов пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен.

Постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 утверждена и введена в действие Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). Согласно разделу 1 «Общие положения» МДС 81-35.2004, в редакции до изменений внесённых приказом Минрегиона России от 01.06.2012 № 220 настоящая Методика предназначена для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ, осуществляемого на территории Российской Федерации, а также формирования цен на строительную продукцию. Положения, приведенные в Методике, рекомендуются для использования организациями, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.

Анализ названных положений показывает, что при определении стоимости капитального ремонта многоквартирных домов подлежат обязательному применению соответствующие федеральные единичные расценки (ГЭСН, ОСН, ТСН), а также справочники базовых цен на проектные работы в строительстве.

В соответствии с пунктом 1.1 Методических указаний настоящие указания предназначены для определения стоимости разработки проектной и рабочей документации для строительства новых зданий и сооружений, их реконструкции, расширения и технического перевооружения, определяемой с применением Справочников базовых цен на проектные работы в строительстве.

Согласно пункту 2.1.1 Методических указаний базовая цена разработки проектной и рабочей документации определяется по формуле:

                            C = (a + bx) x K , где

                                            i

    «a»  и  «b» - постоянные величины для определенного интервала основного

показателя проектируемого объекта, в тыс. руб.; x - основной показатель проектируемого объекта; K - коэффициент, отражающий инфляционные процессы в проектировании на i момент определения цены проектных работ для строительства объекта.

Пунктом 3.5 Методических указаний определено, что цена разработки проектной (рабочей) документации на капитальный ремонт объектов определяется по соответствующим Справочникам базовых цен.

Как следует из сметы на проектно-сметные работы, являющейся неотъемлемой частью договора от 30.05.2012 № П/ПР/124/2012 на выполнение проектных работ, заключённого между обществом «Закамская управляющая компания» (Заказчик) и обществом «Инженер» (Подрядчик), общая стоимость работ составила 481 253, 03 руб. (л.д.26-28 том 2). При этом расчёт стоимости работ по разработке проектно-сметной документации выполнен обществом «Инженер» без полной расшифровки объёмов работ и применённых коэффициентов.

Согласно заключению общества «Пермь-Инжиниринг» от 24.04.2013 № 8 стоимость проектно-сметных работ с учётом объёма названных работ, определённого на основании справочника базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты жилищно-гражданского строительства» 2003 года (5,55% (5% (крыша) + 0,55 (11% (сметная документация) от объёма работ), составила 60 277, 82 руб., т.е. завышение составило 420 975, 21 руб. (481 253, 03 руб. - 60 277, 82 руб.).

Однако, при расчёте обществом «Пермь-Инжиниринг» объём работ по сметной документации ошибочно указан равным 9%, в то время как согласно применённому Справочнику базовых цен 2003 года объём работ по сметной документации составляет 11%. Кроме того, расчёт произведён без учёта НДС. Соответственно согласно формуле, содержащейся в пункте 2.1.1 Методических указаний, стоимость проектной документации составит 72 432, 93 руб. ((502 848 + 11 x 18 636) x 0,85 x 3,42 x 0,05 x 1,09 x 1,075 x 0,5 x 1,18).

Вместе с тем, справочник базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты жилищно-гражданского строительства», принятый и введённый в действие с 30.06.2003 постановлением Госстроя России от 10.06.2003 № 60, применённый при расчёте обществом «Пермь-Инжиниринг», фактически утратил силу в связи с изданием приказа Минрегиона России от 28.05.2010 № 260, утвердившего Государственный сметный норматив «Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты жилищно-гражданского строительства».

При таких обстоятельствах, основания для применения положений справочника базовых цен на проектные работы для строительства 2003 года, для определения стоимости проектно-сметных работ, отсутствуют.

Приказом Минрегиона России от 12.03.2012 № 96 утверждён Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве «Нормативы подготовки технической документации для капитального ремонта зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения». Согласно пункту 1.1 указанного справочника данный справочник предназначен для определения стоимости проектных работ по подготовке технической документации, необходимой для выполнения капитального ремонта соответствующих зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения. С учётом изложенного при определении объёма проектных работ по договору от 01.06.2012 № П/ПР/124/2012 на выполнение проектных работ необходимо было руководствоваться именно справочником 2012 года.

Исходя из таблицы № 12 указанного справочника объёма проектных работ составит 2,205% (здание бескаркасные, многоэтажные):

- позиция 7, ремонт замена (кровли) – 2,1%,

- позиция 18, сметная документация – 0,105% (5,0% от объёма выполненных работ),

а стоимость проектных работ подлежит определению в размере 37 002, 38 руб. (275 000 + 6 х 18 636) х 2,205% х 1,075 х 3,42 х 1,18) с учётом НДС.

Принимая во внимание, что по заключению общества «Пермь-Инжиниринг» от 24.04.2013 № 8 (с учётом НДС и устранения допущенной ошибки в расчётах) стоимость проектно-сметных работ составила 72 432, 93 руб., т.е. завышение составило 408 820, 10 руб. (481 253, 03 руб. - 72 432, 93 руб.), а фактически стоимость работ составляет 37 002, 38 руб. (завышение составило больший размер), однако суд не вправе выходить за предмет исковых требований, требования истца в части взыскания 388 379, 10 руб. (408 820, 10 руб. - 408 820, 10 руб. х 5%) подлежат удовлетворению.

Другим основанием для предъявления иска явилось завышение стоимости работ по капитальному ремонту кровли на сумму 122 321, 17 руб. в результате указания стоимости материалов не по сметной цене, предусмотренной расценкой, а в текущем уровне цен.

В соответствии с пунктами 1.3, 1.4, 1.5, 1.8, 2.1, 2.2 Указаний по применению федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001) МДС 81-38.2004, принятыми и введенными в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 09.03.2004 № 35 (далее – ФЕРр), принятый в ФЕРр порядок определения сметных цен на материалы, изделия и конструкции, затрат труда, оплату труда рабочих-строителей, затрат на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств и оплату труда рабочих, управляющих машинами, соответствует порядку, приведенному в Указаниях по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР). В ФЕРр учтены сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции; затраты труда рабочих, кроме занятых управлением и обслуживанием машин; затраты на эксплуатацию отечественных строительных машин и автотранспортных средств, в том числе на оплату труда рабочих, обслуживающих машины, то есть полный комплекс затрат на выполнение ремонтно-строительных работ (пункт 1.8). Единичные расценки в сборниках ФЕРр разработаны «закрытыми», то есть в графе «материалы» учитывают сметную стоимость наиболее часто применяемых материалов. В случае применения строительных материалов с проектными марками и нормами расхода, отличными от примененных в расценках, цены материалов в расценках должны быть заменены на цены проектных материалов по Федеральному сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, а при отсутствии данного материала в номенклатуре Федерального сборника - на основании калькуляции с учетом документально обоснованных затрат на тару, упаковку, транспортные и заготовительно-складские расходы, наценки снабженческо-сбытовых и посреднических организаций (пункт 2.5).

Учитывая изложенное, принимая во внимание отсутствие в Федеральном сборнике сметных цен строительных материалов с проектными марками Техноэласт ЭКП-5,0 и Техноэласт ЭПП-4,0 при составлении локально-сметного расчёта по капитальному ремонту кровли спорного жилого дома стоимость рулоного материала Техноэласт с проектными марками ЭПП-4,0 и ЭКП-5,0 должна быть заменена на цены проектных материалов по Федеральному сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, соответственно Техноэласт ЭПП, Техноэласт ЭКП-5,0 сланец серый.

Таким образом, в данном случае, применение при составлении локально-сметного расчёта по капитальному ремонту текущих цен противоречит вышеприведённым нормам права.

В нарушение пункта 2.5 ФЕРр в локально-сметном расчёте, актах по форме КС-2 от 27.07.2012 № 1 (пункты 20, 21), от 12.09.2012 № 2 (пункты 20, 21), составленных предпринимателем ФИО1, стоимость рулонного материалам Техноэласт ЭКП-5,0 (верхний слой) и Техноэласт ЭПП-4,0 (нижний слой) учтена в текущих ценах.

Согласно Федеральному сборнику сметных цен стоимость материала  Техноэласт ЭПП составляет 24, 94 руб. за кв.м., соответственно стоимость использованного при капитальном ремонте строительного материала Техноэласт ЭПП-4,0 (нижний слой) с учётом коэффициента инфляции (4,13) и НДС (18%) составит 223 237, 28 руб. (1836,7 кв.м х 24,94 руб. х 4,13 х 1,18). С учётом стоимости названного материала, указанного в локально-сметном расчёте, актах по форме КС-2 от 27.07.2012 № 1, от 12.09.2012 № 2, завышение стоимости составило 151 808, 52 руб. (375 045, 80 руб. – 223 237, 28 руб.).

Стоимость Техноласт ЭКП-5,0 (сланец серый) по Федеральному сборнику сметных цен составляет 54,03 руб., следовательно, стоимость использованного при капитальном ремонте строительного материала Техноэласт ЭКП-5,0 (верхний слой) с учётом коэффициента инфляции (4,13) и НДС (18%) составит 457 816, 75 руб. (1738, 7 кв.м х 54,03 руб. х 4,13 х 1,18). С учётом стоимости названного материала, указанного в локально-сметном расчёте, актах по форме КС-2 от 27.07.2012 № 1, от 12.09.2012 № 2, занижение стоимости составило 29 487, 36 руб. (428 329, 39 руб. – 457 816, 75 руб.).

Таким образом, разница между предъявленной к оплате стоимостью материалов и стоимостью использованных материалов, рассчитанной по сметной цене, предусмотренной расценкой, составила 122 321, 16 руб. (151 808, 52 руб. - 29 487, 36 руб.).

Представленные ответчиком документы (локально-сметные расчёты, счета-фактуры) выводов общества «Пермь-Инжиниринг» о завышении стоимости материалов, использованных при капитальном ремонте кровли, не опровергают, поскольку содержат существенные противоречия. Наименование строительных материалов, их объём, указанные в локально-сметном расчёте от 30.05.2012, предъявленном ответчиком одновременно с отчётом о реализации муниципальной адресной программы, и счетах-фактурах от 02.07.2012 № 1300 и от 10.08.2012 № 1389, представленных суду, различны. Так, в локально-сметном расчёте в качестве приобретаемого материала указан «Техноэласт ЭКП-5,0» в количестве 1738, 70 кв.м., в счетах-фактурах «Техноэласт ЭКП сланец серый» в количестве 1760 кв.м. Стоимость материала «Техноэласт ЭКП-5,0», указанная в локально-сметном расчёте (50,55 руб. за 1 кв.м.) значительно отличается от стоимости, приведенной в счетах-фактурах (43,72 руб. за 1 кв.м. (180,56 руб./4,13 (коэффициент инфляции)). Из локально-сметного расчёта следует, что материал «Техноэласт ЭПП-4,0» приобретался в количестве 1836,7 кв.м., в счетах-фактурах в количестве 1750 кв.м. Стоимость материала «Техноэласт ЭПП-4,0», указанная в локально-сметном расчёте (41, 9 руб. за 1 кв.м.) значительно отличается от стоимости, приведенной в счетах-фактурах (35,57 руб. за 1 кв.м. (146,93 руб./4,13 (коэффициент инфляции)).

Более того, представленные ответчиком в судебное заседание от 28.05.2015 счета-фактуры от 02.07.2012 № 1300 и от 10.08.2012 № 1389, не соответствуют ранее представленным счетам-фактурам от указанных дат с аналогичными номерами: цена товара за единицу, стоимость товаров, сумма налога на добавленную стоимость изменены, отдельно выделена стоимость доставки в г. Пермь (л.д. 69, 70 том 2).

Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при изменении стоимости отгруженных товаров, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру. Требования к корректировочному счету-фактуре, установлены пунктами 5.2 и 6 указанной статьи. В частности согласно подпунктам 1, 13 пункта 5.2 статьи 169 названного Кодекса в корректировочном счете-фактуре указывается наименование «корректировочный счет-фактура», порядковый номер и дата составления корректировочного счета-фактуры; разница между показателями счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров, и показателями, исчисленными после изменения стоимости отгруженных товаров, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров. Аналогичные требования к корректировочному счёту-фактуре содержатся в Правилах заполнения корректировочного счета-фактуры, приведенных в Приложении № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

В нарушение вышеприведённых норм представленные ответчиком в судебное заседание от 28.05.2015 счета-фактуры требованиям, предъявляемым к корректировочным счетам-фактурам, не соответствуют:  наименование «корректировочный счет-фактура», порядковый номер и дата составления корректировочного счета-фактуры не указаны; разница между показателями счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров, и показателями, исчисленными после изменения стоимости отгруженных товаров, не приведена.

С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, что факт оплаты истцом подрядной организации завышенной стоимости материалов подтверждается материалами дела. В результате оплаты завышенной стоимости материалов, истцу причинены убытки в размере 116 205, 11 руб. (122 321, 16 руб. - 122 321, 16 руб. х 5%)

Общая сумма, подлежащая взысканию с ответчика, составит 504 584, 21 руб. (388 379, 10 руб. + 116 205, 11 руб.).

Поскольку истцом к ответчику предъявлены требования о взыскании убытков в размере 503 976, 45 руб., с учетом того, что суд не может выйти за пределы заявленных исковых требований, убытки подлежат взысканию с общества «Закамская управляющая компания» в заявленной сумме.

Исходя из того, что пункт 1 статьи 395 ГК РФ подлежит применению к любому денежному требованию, вытекающему из гражданских отношений, и с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта должником, с ответчика подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения на сумму 503 976, 45 руб. по ставке рефинансирования Банка России (пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта»).

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины, и его требования частично удовлетворены, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 13 080 руб.

Руководствуясь статьями 110, 168-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

1. Требования Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации  города Перми удовлетворить.

2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Закамская управляющая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) денежные средства в сумме 503 976 рублей 45 коп.

3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Закамская управляющая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) проценты на случай неисполнения судебного акта, начисленные с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения, на сумму 503 976 рублей 45 коп., по ставке рефинансирования Банка России 8,25% годовых.

4. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Закамская управляющая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 13 080 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                                   С.В. Торопицин