Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
18.08.2016 года Дело № А50-7100/16
Резолютивная часть решения объявлена 11.08.2016года.
Полный текст решения изготовлен 18.08.2016 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи А.А. Неклюдовой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Головизниной, рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по иску Товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Школьная 14», место нахождения: 617060, <...> (ИНН <***>; ОГРН <***>)
к ответчику: Публичному акционерному обществу «Т Плюс», место нахождения: 143421, Московская область Красногорский район, автодорога Балтия, территория Бизнес-Центр Рига-Ленд, строение 3 (ИНН <***>; ОГРН <***>)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора
В судебном заседании приняли участие:
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 11.01.2016, предъявлен паспорт;
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности № 336 от 05.04.2016, предъявлен паспорт.
установил:
Истец, ТСН «Товарищество собственников жилья «Школьная 14», обратился в Арбитражный суд Пермского края к ответчику, ПАО «Т Плюс», предъявив исковые требования об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения № 3510 снабжения тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг от 01.01.2016 по пунктам 2.3.5, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.14, 2.3.20, 2.3.22, 2.4.4, 3.3, 3.4, 3.9, 3.10, 4.6, 4.6.1, 4.6.2, 4.8, 5.2, 5.4.4, 7.1, 7.2, Приложениям 6,7 к договору.
Истец на иске настаивает основания, изложенным в заявлении. Указал, что аналогичные доводы истца неоднократно рассматривались судом, в том числе в рамках дел №№ А50-12882/2014, А50-1327/2015, А50-6770/2015, А50-8957/2015, А50-30317/2015, в которых доводы истца были признаны обоснованными, требования истца удовлетворены. Редакцию пунктов 5.2, 7.1 договора оставляет на усмотрение суда.
Ответчик против иска возражает по мотивам, изложенным в отзыве. Против распространения действия договора до 2021 года (п.7.1) возражает.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд установил.
Направленный ПАО «Т Плюс» в адрес истца проект договора теплоснабжения № 3510 снабжения тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг от 01.01.2016, был подписан истцом с протоколом разногласий. Ответчик подготовил протокол согласования разногласий к договору, не согласившись с позицией истца по ряду пунктов договора, истец передал урегулирование разногласий на рассмотрение суда.
С учетом уточненных требований на рассмотрение суда представлены пункты 2.3.5, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.14, 2.3.20, 2.3.22, 2.4.4, 3.3, 3.4, 3.9, 3.10, 4.6, 4.6.1, 4.6.2, 4.8, 5.2, 5.4.4, 7.1, 7.2, Приложениям 6,7 к договору.
Согласно п.1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п.4 ст. 421 названного Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения (п.1 ст. 422 ГК РФ).
В соответствии с п.13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 445 ГК РФ при отклонении протокола разногласий либо неполучения извещения о результатах его рассмотрения в тридцатидневный срок со дня получения протокола разногласий, сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии со ст. 446 ГК РФ в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст.445 ГК РФ, либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Поскольку истец является исполнителем коммунальных услуг, то к отношениям сторон подлежат применению Правила № 354, Правила, обязательные при заключении управляющей компанией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124), Жилищный кодекс РФ.
Целью заключения договора является поставка коммунальных ресурсов для предоставления гражданам, проживающим в многоквартирном доме, который находятся в управлении ТСН «Товарищество собственников жилья «Школьная 14».
Правовое обоснование предложенных редакций спорных пунктов и их исключения из договора, истец указал в исковом заявлении.
Истец просит исключить из договора пункт 2.3.5 договора: «Соблюдать установленные Приложением № 1 к настоящему договору режимы потребления тепловой энергии».
Ответчик против исключения возражает, полагает, что редакция спорного пункта соответствует законодательству.
Понятие режима потребления тепловой энергии содержится в п.15 ст. 12 Закона о теплоснабжении, тогда как Приложение № 1 к договору именуется и содержит «договорное (плановое) количество тепловой энергии».
Согласно пункту 3 ст.541 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
С учетом изложенного, истец вправе изменять количество потребленной тепловой энергии, поскольку приобретает тепловую энергию в количестве, необходимом для оказания коммунальной услуги гражданам.
Товарищество собственников жилья, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах населения.
В связи с этим суд принимает позицию истца об исключении п.2.3.5 из текста договора.
Истец просит пункт 2.3.8. договора изложить в следующей редакции: «Обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме».
Полагает, что указанный пункт в редакции ответчика противоречит п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, Жилищного кодекса РФ, согласно которому внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Ответчик возражает, указывает, что данный пункт со ссылкой на ст.ст. 539, 548, 543 ГК РФ, ч.1 ст. 15 Закона о теплоснабжении, ст. 39 ЖК РФ, п. 8 Правил № 491.
Суд находит доводы истца обоснованными и согласен предложенной истцом редакцией пункта 2.3.8.
Истец просит в пункте 2.3.9. договора слова «спусковых кранов, арматуры, иного оборудования внутридомовых инженерных сетей и тепловых сетей Потребителя» исключить, так как опломбирование указанных элементов инженерных сетей законодательством РФ не предусмотрено.
Ответчик не согласен с редакцией данного пункта истца по следующим основаниям.
Согласно пунктам 11.1, 11.2, 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей в установленные сроки выполняется комплекс соответствующих мероприятий, направленных на выявление и устранение нарушений в работе тепловых энергоустановок. Согласно пунктам 5.3.58, 9.1.56, 11.5 Правил № 115 включение в договор оспариваемых слов не противоречит действующему законодательству РФ, соответствует вступившему в законную силу решению по делу А50-15133/2014 (абз. 10 стр. 5 решения).
В связи с тем, что перечисленные ответчиком нормы правил не содержат требований, обязывающих потребителя совместно с теплоснабжающей организацией производить опломбирование перечисленного оборудования, суд полагает возможным принять пункт 2.3.9 в редакции истца.
Пунктом 2.3.14. договора в редакции ответчика на истца возложена обязанность по уведомлению ресурсоснабжающей организации и ее участие при проверке достоверности показаний индивидуальных и квартирных приборов учета.
Истец ввиду того, что снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), приборов учета является обязанностью исполнителя коммунальных услуг, а не ресурсоснабжающей организации, условие об уведомлении ресурсоснабжающей организации и ее участие при проверке достоверности показаний индивидуальных и квартирных приборов учета не соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) и положениям Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Исходя из изложенного считает, что пункт 2.3.17 подлежит исключению из договора.
Ответчик пояснил, что возражает в отношении исключения из договора пункта 2.3.14 со ссылкой на подпункт «е» п.18 Правил № 124, п.110, 111 Правил № 808.
Суд признает обоснованными доводы истца и полагает возможным исключить пункт 2.3.14 из текста договора.
Истец полагает, что пункт 2.3.20 договора необходимо изложить в следующей редакции: «Выполнять до начала отопительного периода мероприятия согласно требованиям Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок по подготовке энергопринимающих устройств, систем теплопотребления и тепловых сетей Потребителя к работе в предстоящий отопительный период.», так как указанный пункт договора в редакции ответчика не соответствует следующим положениям:
- п. 11.1. Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (далее – Правила № 115);
- ч. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- п. 1 ч. 1 ст. 5, п. 2, п. 3 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
- п. 27 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. № 808.
Ответчик считает, что оспариваемый пункт договора не подлежит изменению и не противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.
Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами (пункт 3 статьи 543 ГК РФ). В силу части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами. Теплоснабжающие организации, кроме того, обязаны обеспечивать безаварийную работу объектов теплоснабжения (пункт 7 части 5 статьи 20) и надежное теплоснабжение потребителей (пункт 8 части 5 статьи 20). Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствия задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 6 статьи 20 Закона о теплоснабжении). В соответствии с пунктом 6.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго России 12.09.1995 N Вк-4936, перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт. Согласно пунктам 11.1, 11.2, 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей в установленные сроки выполняется комплекс соответствующих мероприятий, направленных на выявление и устранение нарушений в работе тепловых энергоустановок. Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26.09.2014 по делу N А55-23559/2013 (абз. 3 стр. 6) установлено, что основными техническими мероприятиями являются гидравлические испытания на прочность и плотность, проводимые не позднее, чем через две недели после окончания отопительного сезона, а также перед началом отопительного сезона после окончания ремонта. По результатам испытания составляется соответствующий акт. Выявленные при испытаниях дефекты должны быть устранены, после чего проведены повторные испытания; промывка теплосистем, проводимая после окончания отопительного сезона, а также после монтажа или ремонта труб с проведением в случае необходимости их дезинфекции, а также их опрессовка; шурфовка тепловых сетей для определения коррозионного износа металла труб; ревизия арматуры и оборудования, а также составляющих их элементов, устранение (выявленных засорений, восстановление разрушенной или замена недостаточной тепловой изоляции, проверка приборов учета тепловой энергии. До начала отопительного сезона абонент представляет ответчику справку о проведенных в межотопительный сезон мероприятиях с приложением соответствующих документов (акты и т.п.). По смыслу указанных норм оспариваемый истцом пункт направлен на своевременное предупреждение нарушений в работе тепловых энергоустановок, на обеспечение бесперебойного, безаварийного отопительного сезона в силу чего не подлежит изменению.
Суд полагает возможным принять редакцию пункта 2.3.20, предложенную истцом, так как в редакции ответчика имеются противоречия, перечисленным нормам правил, а редакция истца, в свою очередь, действующему законодательству не противоречит и не исключает обязанности истца выполнять и соблюдать установленные законодательством требования, касающиеся эксплуатации и содержания энергетических сетей, приборов и оборудования.
Истец просит в п. 2.3.22 договора последнее предложение исключить, так как включение в договор права ресурсоснабжающей организации на опломбировку всех дросселирующих устройств и сбросной арматуры, во-первых, не соответствует п. 11.1. Правил № 115, ч. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 5, п. 2, п. 3 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»; во-вторых, такое право ресурсоснабжающей организации в законодательстве РФ не предусмотрено.
Ответчик пояснил, что возражает в отношении редакции пункта 2.3.22, предложенной истцом, т.к. редакции ответчика закону не противоречит.
Суд соглашается с позицией истца, в связи с чем последнее предложение данного пункта подлежит исключению из текста договора.
Истец полагает, что пункт 2.4.4 договора следует изложить в редакции: «Приостановить или ограничить предоставление тепловой энергии и (или) теплоносителя в соответствии с требованиями раздела XI Правил предоставления коммунальных услуг».
Ответчик считает пункт 2.4.4 в его редакции законным и обоснованным на основании следующего.
Согласно п. 117 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;
б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
В соответствии с п. 92 постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предусмотрен порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии.
Судом установлено, что данный пункт в редакции ответчика противоречит подпункту «б» пункта 117 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354: в нем указано про уведомление об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги за три дня вместо десяти дней.
Исходя из изложенного и поскольку отношения сторон при оказании коммунальных услуг, в том числе поставке тепловой энергии регулируются Правилами № 354, суд полагает обоснованным принять редакцию пункта 2.4.4 предложенную истцом.
Истец просит абзац третий пункта 3.3. договора исключить.
Ответчик возражает, т.к. указанный пункт в редакции ответчика закону не противоречит.
Суд полагает обоснованным требование истца об исключении из пункта 3.3 третьего абзаца, так как данный абзац касается определения объемов тепловой энергии, поставляемой в жилые дома (домовладения), на которые правовой статус истца (ТСЖ) не распространяется.
Ввиду того, что основным актом, направленным на регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, являются Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, по мнению истца в п. 3.4. договора слова «Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями и иными требованиями законодательства» необходимо заменить словами «Правил предоставления коммунальных услуг».
Ответчик пояснил, что возражает в отношении редакции пункта 3.4, предложенной истцом, т.к. при определении объемов тепловой энергии в отношении нежилых помещений применяется Методика № 105.
Суд полагает возможным пункт 3.4 договора принять в редакции истца.
Ссылку ответчика на Методику № 105 считает необоснованной, т.к. Приказ Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105 "Об утверждении Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения" утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 31.07.2014 N 414/пр, вступившего в силу с даты вступления в силу Приказа Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр.
Пункт 3.9: «Количество потребленного (невозвращенного) и подлежащего оплате теплоносителя определяется в соответствии с Приложением № 6 к настоящему договору».
Истец предлагает изложить п. 3.9 в редакции: «Количество потребленной потребителем тепловой энергии и теплоносителя определяется в соответствии с показаниями коммерческих приборов учета, при отсутствии у потребителя приборов учета, количество тепловой энергии определяется теплоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг».
Ответчик считает возможным оставить данный пункт в своей редакции, так как в приложении установлен порядок определения количества тепловой энергии и теплоносителя.
В силу п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, который подлежит применению к отношениям в силу п. 13 Правил № 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (ч.2 ст. 19 Закона о теплоснабжении).
При отсутствии индивидуальных и коллективных приборов учета объем тепловой энергии в силу п.42 Правил № 354 определяется исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, установленной для населения (положения о расчетах за коммунальные услуги закреплены в Приложении № 2 к Правилам № 354).
Иных способов определения стоимости коммунальных услуг (коммунальных ресурсов), поставленных в целях предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг, действующее законодательство не предусматривает. Такое толкование норм права содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 № 525/09, от 15.07.2010 № 2380/10, от 22.09.2009 № 5290/09, от 23.11.2010 № 6530/10.
С учетом изложенного суд считает необходимым спорный пункт 3.9 принять в редакции истца.
Пункт 3.10 истец просит исключить по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Пункт 3.10 предусматривает, что «для расчета использования мощности потребителем тепловой энергии применяется установленный максимум тепловых нагрузок (мощность) теплопотребляющих установок, определяемый как сумма величин максимальных тепловых нагрузок по видам теплового потребления на: отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и технологические нужды, указанных в Приложении №1 к договору, независимо от факта и продолжительности потребления тепловой энергии теплопотребляющими установками потребителя по видам теплового потребления в расчетном периоде».
Ответчик возражает, полагает, что данный пункт закону не противоречит.
Суд считает данный пункт подлежащим исключению из текста договора, поскольку истец потребляет услуги ответчика в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, в обоснование утвержденной судом редакции пункта 3.9 суд указал на законные способы определения количества потребленных истцом ресурсов, учитывая изложенное, суд полагает, что ответчиком не доказана обоснованность включения в договор пункта 3.10.
Пункты 4.6, 4.6.1. 4.6.2 истец предлагает исключить. Пункты содержатся в разделе 4. «Цена и порядок расчетов» и предусматривают возможность применения одноставочных, двухставочных тарифов.
Ответчик считает, что спорные пункты соответствуют ст. 11 Закона о теплоснабжении, в связи с чем, их следует оставить в договоре.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства установления для потребителей ответчика двухставочных тарифов, суд пришел к выводу об исключении из текста договора указанных пунктов, в связи с тем, что их исключение не нарушает прав ответчика и соответствует нормам Правил № 354 (пункт 38).
Абзацы второй и третий пункта 4.8. договора истец просит изложить в следующей редакции: «Теплоснабжающая организация обязана до 10 числа месяца, следующего за расчетным, направить заказным письмом Потребителю счет-фактуру и акт поданной-принятой тепловой энергии, который Потребитель в течение десяти рабочих дней со дня получения необходимо надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить заказным письмом в Теплоснабжающую организацию». Указывает на то, что теплоснабжающая организация обязана выставлять потребителю акты и счета-фактуры, 3 дней для подписания акта управляющей организации не достаточно.
Ответчик возражает в отношении редакции абзацев второго и третьего пункта 4.8., предложенной истцом.
Суд полагает возможным абзацы второй и третий пункта 4.8. договора принять в редакции истца как не противоречащие требованиям закона и фактическим отношениям сторон.
Истец просит изложить абзац второй пункта 5.2. договора в следующей редакции: «В случае поставки тепловой энергии ненадлежащего качества (с нарушением параметров и показателей качества) или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, теплоснабжающая организация: 1. производит корректировку размера платы за потребленные энергоресурсы с учетом требований к перерасчету размера платы за коммунальную услугу, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг; 2. Полностью возмещает причиненные Потребителю убытки».
В судебном заседании истец пояснил, что на п.2 «Полностью возмещает причиненные Потребителю убытки» не настаивает, оставляет редакцию на усмотрение суда.
Ответчик не возражает против предложенной истцом редакции абзац второй пункта 5.2. договора, за исключением п.2 «Полностью возмещает причиненные Потребителю убытки».
Суд считает необходимым изложить абзац второй пункта 5.2. договора в следующей редакции: «В случае поставки тепловой энергии ненадлежащего качества (с нарушением параметров и показателей качества) или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, теплоснабжающая организация: производит корректировку размера платы за потребленные энергоресурсы с учетом требований к перерасчету размера платы за коммунальную услугу, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг».
Пункт 5.4.4 договора истец просит исключить, ответчик возражает.
Теплоснабжающая организация не несет ответственности перед потребителем за снижение параметров теплоносителя и недоотпуск тепловой энергии, вызванный согласно п. 5.4.4 договора «несоблюдением потребителем режима потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя».
Истец считает, что не имеется зависимости между понижением температуры теплоносителя и количеством тепловой энергии в Гкал/час, поставляемой ответчиком от режима ее потребления истцом до границы эксплуатационной ответственности. Истец не сможет обеспечить температуру горячей воды 60 градусов подаваемой населению, если ответчиком она будет подана до границы балансовой ответственности со сниженными параметрами теплоносителя.
Суд считает, что условие спорного пункта противоречит ст. 541, 542 ГК РФ, соответственно, данный пункт подлежит исключению из текста договора.
В целях достижения стабильности договорных отношений между истцом и ответчиком, а также с учетом передачи разногласий относительно условий договора, на рассмотрение суда истец предлагает изложить п. 7.1 договора в следующей редакции: «7.1 Настоящий договор действует с момента его заключения по 31.12.2021 г. включительно».
Ответчик пояснил, что возражает в отношении редакции пункта 7.1, предложенной истцом.
Истец оставляет редакцию данного пункта на усмотрение суда.
В связи с отсутствием согласия ответчика, суд полагает возможным пункт 7.1 договора принять в редакции «Настоящий договор действует с момента его заключения по 31.12.2016 включительно.»
Истец полагает, что пункт 7.2. договора в редакции ответчика подлежит исключению, так как его содержание не соответствует п. 1 ст. 540, п. 1 ст. 546 ГК РФ.
Ответчик считает, что данный пункт не противоречит действующему законодательству.
Суд считает необходимым пункт 7.2 из текста договора исключить, так как им исключаются обязательства истца по оплате ресурсов, полученных многоквартирными жилыми домами, вышедшими из управления ответчика, что существенно нарушает права ответчика.
При этом, суд отмечает, что в случае утраты истцом статуса исполнителя коммунальных услуг в отношении какого-либо объекта, ответчик обязан оказывать услуги надлежащему лицу, избранному для этих целей с соблюдением установленного законодательством порядка собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах.
Истец также с учетом правовой позиции, изложенной в пояснениях и исковому заявлению, полагает необходимым исключить из договора приложения № 6, 8.
Приложение № 6 к договору предусматривает порядок определения утечек теплоносителя в тепловых сетях и теплопотребляющих установках потребителя и субабонентов.
С учетом принятой судом редакции пункта 3.9 договора, приложение № 6 подлежит исключение из договора.
Приложение № 7 к договору предусматривает порядок оплаты в случаях внесения платы за коммунальные услуги непосредственно теплоснабжающей организации.
Ответчик полагает, что данное приложение является существенным, поскольку определяет порядок оплаты поставленных ресурсов.
Суд полагает, что указанное приложение дублирует порядок внесения платы, предусмотренный разделом 4 договора, а также положения Жилищного кодекса РФ, в связи с чем, приложение № 7 подлежит исключению из договора.
С учетом изложенного суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате госпошлины по иску относятся на ответчика в сумме 6 000 руб. (пропорция по неимущественным требованиям не составляется).
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Пермского края,
Р Е Ш И Л:
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора теплоснабжения № 3510 (снабжения тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг), между Публичным акционерным обществом «Т Плюс» (ИНН <***>; ОГРН <***>) и Товариществом собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Школьная 14» (ИНН <***>; ОГРН <***>), определив спорные пункты в следующей редакции:
Пункт 2.3.5. исключить;
Пункт 2.3.8. «Обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.»;
Пункт 2.3.9. слова «спусковых кранов, арматуры, иного оборудования внутридомовых инженерных сетей и тепловых сетей Потребителя» исключить;
Пункт 2.3.14. исключить;
Пункт 2.3.20. «Выполнять до начала отопительного периода мероприятия согласно требованиям Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок по подготовке энергопринимающих устройств, систем теплопотребления и тепловых сетей Потребителя к работе в предстоящий отопительный период»;
Пункт 2.3.22. исключить предложение «Все дросселирующие устройства, сборная арматура пломбируются теплоснабжающей организацией, о чем составляется двусторонний акт.»;
Пункт 2.4.4. «Приостановить или ограничить предоставление тепловой энергии и (или) теплоносителя в соответствии с требованиями раздела XI Правил предоставления коммунальных услуг».
Абзац третий пункта 3.3. договора исключить.
В пункте 3.4. слова «Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями и иными требованиями законодательства» заменить словами «Правил предоставления коммунальных услуг».
Пункт 3.9. договора изложить в следующей редакции: «3.9. Количество потребленной потребителем тепловой энергии и теплоносителя определяется в соответствии с показаниями коммерческих приборов учета, при отсутствии у потребителя приборов учета, количество тепловой энергии определяется теплоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг».
Пункт 3.10. исключить.
Пункт 4.6. договора исключить.
Пункт 4.6.1. договора исключить.
Пункт 4.6.2. договора исключить.
Абзацы второй и третий пункта 4.8. договора изложить в следующей редакции: «Теплоснабжающая организация обязана до 10 числа месяца, следующего за расчетным, направить заказным письмом Потребителю счет-фактуру и акт поданной-принятой тепловой энергии, который Потребитель в течение десяти рабочих дней со дня получения необходимо надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить заказным письмом в Теплоснабжающую организацию».
Изложить абзац второй пункта 5.2. договора в следующей редакции: «5.2. В случае поставки тепловой энергии ненадлежащего качества (с нарушением параметров и показателей качества) или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, теплоснабжающая организация: производит корректировку размера платы за потребленные энергоресурсы с учетом требований к перерасчету размера платы за коммунальную услугу, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг».
Пункт 5.4.4. исключить.
Пункт 7.1. « Настоящий договор действует с момента его заключения по 31.12.2016 включительно.»
Пункт 7.2.исключить.
Приложения № 6, 7 к договору исключить.
Взыскать с Публичного акционерного общества «Т Плюс» (ИНН <***>; ОГРН <***>) в пользу Товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Школьная 14» (ИНН <***>; ОГРН <***>), 6000 руб. (Шесть тысяч рублей) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Судья | А.А. Неклюдова |