ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-738/15 от 14.04.2015 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь       

21.04.2015 года                                                             Дело № А50-738/15

Резолютивная часть решения объявлена 14.04.2015года. Полный текст решения изготовлен 21.04.2015 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе  судьи  Власовой О.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1 рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к  федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о возврате в бюджет денежных средств в сумме 10 142 162 руб. 13 коп., взыскании пени в сумме 476 984 руб. 67 коп., штрафа в сумме 795 799 руб. 46 коп.,

при участии представителей заявителя ФИО2 по доверенности от 14.01.2015, ФИО3 по доверенности от 24.02.2015, представителя ответчика ФИО4 по доверенности от 17.02.2015,

установил.

 установил:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края (далее истец или ТФОМС) обратился в арбитражный суд к  федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства»  (далее ответчик или учреждение) с заявлением о  возврате в бюджет денежных средств в сумме 10 142 162 руб. 13 коп., взыскании пени в сумме 476 984 руб. 67 коп., штрафа в сумме 795 799 руб. 46 коп.

 В обоснование своих требований истец ссылается на  акт от 11.04.2014, в котором зафиксированы  нарушения допущенные ответчиком, выразившиеся в нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования.

Представители истца в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали по доводам искового заявления.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен, указывает на   недоказанность вмененных нарушений, а также на отсутствие у   истца  полномочий на проведение  проверки и  обращение в суд.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, установил следующее.

 ТФОМС  проведена  проверка использования учреждением  средств обязательного медицинского страхования,  за период с 01.01ж2011 по 31.112.2013.

По результатам проверки составлен акт от 11.04.2014, в котором зафиксированы нарушения допущенные  ответчиком, выразившиеся в нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в сумме 10152162,13 руб. Выявленный факт послужил основанием для обращения ТФОМС к учреждению с требованием  о  возврате  данной суммы и  уплате штрафа в размере 7958799,46 руб.

Поскольку  ответчик добровольно  требование истца не выполнил, то ТФОСМ обратился  с настоящим  иском в суд.

Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд считает, что требования подлежат удовлетворению  частично в силу следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

В пунктах 1 и 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетных фондах конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством РФ.

Аналогичная норма закреплена в ст. 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), согласно которой расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст.1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее – Закон о медицинском страховании) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В соответствии со ст. 4 данного закона медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования, каковыми является и ответчик по настоящему спору, выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приобретение товаров (работ, услуг) для оказания медицинской помощи населению, гарантируемой государством согласно Конституции Российской Федерации, соответствует определению государственных нужд, данному в ст. 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Одной из задач Фонда обязательного медицинского страхования является контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.

Из Инструкции «О порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС», утвержденной Приказом ФОМС от 17.12.1998 г. № 100 следует, что в случае нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, соответствующие суммы подлежат восстановлению в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».

Согласно названному Указу средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

В соответствии со ст. 38 БК РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Согласно ст.289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Пунктом 2 ст.163 БК РФ установлены обязанности получателей бюджетных средств, в том числе по эффективному использованию бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

С 01.01.2011 отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ)

Пунктом 2 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы ОМС, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Согласно части 5 пункта 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика, в том числе согласно части 12 пункта 7 вышеуказанной статьи осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор на оказание  и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию», целью которого  является оплата пролицензированных видов деятельности 

В соответствии с пунктом 3.1.6 договора от 23.02.1998 № 07/180,
пунктом 3.1.6 договора от 17.12.2002 № 07/219, пунктом 3.1.15 договора
от 27.12.2005 № 03/357 учреждение также приняло на себя обязательство использовать полученные по договорам средства рационально и
в соответствии с их целевым назначением.

Заключенный между сторонами договор № 07/612 является гражданско-правовым договором, который в силу ст. 309 ГК РФ должен исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Согласно п.2.1 договора Фонд обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам  в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе ОМС, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и словий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС.

Учреждение в свою очередь обязалось  использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (п.4.10 договора).

При этом по условиям заключенного между сторонами договора Фонд осуществляет контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления  медицинской помощи застрахованным лицам  Учреждением (п.2.3), не оплачивать или не полностью оплачивать затраты медицинской организации на оказание медицинской помощи, требовать  возврата средств в Территориальный фонд  при выявлении нарушений договорных обязательств в отношении объемов, сроков, качества и  условий предоставления медицинской помощи (п.3.2).

Кроме того,  договором установлено, что Учреждение несет ответственность  в соответствии  со статьями 39 и 41 Федерального закона  от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (п.7)

При проведении ТФОМС Пермского края проверки целевого и рационального использования финансовых средств обязательного медицинского страхования в Учреждении  установлено нецелевое расходование денежных средств в общей сумме 10152162,13 руб. Акт проверки ответчиком получен.

Правительством Российской Федерации утверждается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на конкретный год, которой определяются виды и объемы медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно. Ее финансирование осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, средств бюджетов всех уровней.

В соответствии с этими Программами органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Законом Пермского края от 02.12.2010 № 713-ПК утверждена Программа государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи 2011 год (далее - Программа), где определены объемы и условия получения гражданами Пермского края медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 7 раздела 1 Программы расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, с 1 января до 29 марта 2011 года - Тарифным соглашением на 2011 год, с 30 марта 2011 года - Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС на территории Пермского края на 2011 год, Порядком определения расходов медицинских учреждений (организаций), работающих в системе ОМС на территории Пермского края, подлежащих возмещению за счет средств ОМС, утвержденного Министерством здравоохранения Пермского края и ПКФОМС (далее  Порядок).

Согласно  пункту 2.4. Порядка, при подготовке финансово-экономического обоснования планируемых расходов МО распределение между расходами на оказание медицинской помощи, финансируемой за счет средств ОМС, соответствующего бюджета и медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств работодателей - юридических лиц, личных средств граждан и других источников, рекомендуется производить в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

Пунктом 4. Порядка установлено, что нецелевым использованием средств ОМС является расходование средств ОМС на цели, не предусмотренные сметой.

В соответствии с Тарифным соглашение на 2011 год (приложение № 3 к решению краевой согласительной комиссии  по тарифам  на медицинские услуги в системе ОМС от 28.01.2011, протокол № 39, в тарифы на медицинскую помощь, оказываемую за счет средств ОМС, включатся  расходы медицинских организаций и возмещают  затраты по статье 310 «Увеличение стоимости материальных запасов», в том числе: расходы на приобретение машин, оборудования, инструментов, прочих основных средств  стоимостью до  ста тысяч рублей за единицу при условии внесения указанных расходов в смету доходов и расходов, утвержденную и согласованную учредителем в установленном порядке.

Как установлено истцом в нарушение статьи 310 Тарифного соглашения на 2011 год средства ОМС в сумме 7715092,5 руб. направлены на оплату оборудования стоимостью свыше  ста тысяч рублей за единицу, в том числе: стерилизатор паровой 324992,5 руб.; анализатор биохимический 414000руб., стол операционный 620 000 руб., аппарат наркозный 1062000 руб.; ультразвуковая диагностическая система 1380000 руб.; стоматологическая установка 472100 руб.; аппарат искусственной вентиляции легких 350000 руб.; система видеоэндоскопическая 2100000 руб.; тонометр офтальмологический 430 000 руб.; гематологический анализатор Medonic 400000 руб.; система амбулаторная электрокардиографическая 162000 руб.

Факт приобретения  перечисленного оборудования за счет средств ТФОМС  ответчик не оспаривает.

Доказательств внесения  данных расходов в  смету расходов и доходов учреждения и  согласования ее с учредителем ни   ТФОМС ответчиком не представлено.

В соответствии с Соглашением об установлении тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС на территории Пермского края на 2012 год (приложение № 2 к  решению Краевой согласительной комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Пермского края от 31.01.2012, протокол № 1)  тариф на медицинские услуги по ОМС  включат в себя по статье 310 «увеличение стоимости основных средств» расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей. Приобретение оборудования стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу производится в порядке, установленном Министерством здравоохранения Пермского края, при условии  внесения указанных расходов в план финансово- хозяйственной деятельности   медицинской организации.

Как установлено ТФОМС учреждением в 2012 году за счет средств ОМС приобретено оборудование стоимостью свыше  ста тысяч рублей без согласования с Министерством здравоохранения Пермского края в том числе: гастрофизроскоп 497633,33 руб., спирометр 238600 руб.; стационарный многоканальный ультразвуковой прибор «Сономед-325» 490000 руб.; реограф РЕО-Спектр-2 168155 руб.

 Факт приобретения  названного оборудования за счет средств ОМС и отсутствие согласования с  Министерством здравоохранения Пермского края ответчик не оспаривает.

Ссылка  учреждения на согласование приобретения данного оборудования  Федеральным  медико-биологическим агентством, судом не может быть принята, поскольку данное согласование не  может заменить требуемого Тарифным соглашением согласования с Министерством здравоохранения Пермского края.

 Нарушение порядка  приобретения оборудования стоимостью свыше ста тысяч рублей, свидетельствует о направлении  средств Фонда на цели, не предусмотренные  Тарифным соглашением  в связи с чем    суд признает  в данной части  заявленные требования  обоснованными и подлежащими  удовлетворению.

 В соответствии с Тарифным соглашением  на 2013 год и плановый  период 2014 и 2015 годов, (приложение № 3 к  решению  комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Пермского края от 31.01.2013 протокол № 13)  тариф на медицинские услуги по ОМС  включат в себя по статье 310 «увеличение стоимости основных средств» расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей, за исключением расходов  связанных с  приобретением  медицинской мебели.

 Как установлено  истцом, в нарушение Тарифного соглашения  учреждением в 2013 году за счет средств ОМС приобретены: шкаф ШМе-2мм  257800 руб.; шкаф медицинский 219540 руб.; шкаф медицинский 21954 руб., стол лабораторный 53348 руб. столик процедурный 138900 руб., кушетка  медицинская смотровая 301 138,8 руб.; столик процедурный 40 000 руб.

Поскольку приобретение  медицинской мебели не было предусмотрено Тарифным соглашением, суд  признает правомерными выводы  ТФОМС о нецелевом расходовании  затраченных на мебель   денежных средств 1032681,3 руб.

Доказательства восстановления спорной суммы средств ОМС ответчиком не представлены, так же не представлено и доказательств, подтверждающих целевое использование денежных средств ОМС в указанном размере.

В связи с чем суд находит обоснованными требования Фонда о взыскании средств  использованных не по целевому назначению, пени и частично штрафа.

В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает штраф в размере суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Размер  предъявленных пени ответчиком не оспорен, самостоятельных доводов в данной части   ответчиком не представлено, контррасчет не предъявлен.

Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Статьей 54 Конституции Российской Федерации установлено, что, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, подлежит применению новый закон. Следовательно, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закон, улучшающий положение учреждения, имеет обратную силу.

Поскольку Фондом выявлено нецелевое использование учреждением средств по обязательному медицинскому страхованию после вступления в законную силу части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ в новой редакции, улучшающей положения лица, привлекаемого к ответственности, то Фонд при назначении учреждению штрафа должен был применить указанную редакцию закона, т.е. с применением санкции  в размере десяти процентов.

Как установлено судом в отношении  суммы нецелевого расходования денежных средств  в сумме  7715092,5руб.  размер ответственности  Фондом применен   100%, т.е. в соответствии с редакцией Закона № 326-ФЗ  действовавшей до 01.12.2011, что не соответствует   вышеизложенным положениям Конституции РФ. В связи с чем данной части  суд признает правомерным привлечение к  ответственности в виде штрафа  в размере  771509,25 руб. (7715092,5 х10%). В остальной части  штрафа  за 2011 год  требование  истца удовлетворению не подлежит.

В отношении штрафа в размере 243706,96 руб. судом установлено, что   его размер составляет 10% от суммы нецелевого расходования, что  соответствует положениям  статьи 39 Закона № 326-ФЗ, в связи с чем в данной части   требования ТФОМС подлежат удовлетворению.

Довод ответчика об отсутствии у  истца права на взыскание  рассматриваемых  сумм, судом отклоняются как  основанные на неверном толковании норм материального права(п. 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).

Поскольку заявленные требования подлежат удовлетворению частично,   то  оплаченная истцом государственная пошлина за подачу иска подлежит  взысканию в его пользу с ответчика.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований. Истец от уплаты государственной пошлины освобожден в соответствии со ст. 333.37 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                   Р Е Ш И Л :

  Заявленные требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)  удовлетворить частично.

Взыскать с  федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края  денежные средства использованные не по назначению в сумме 10 142 162 руб. 13 коп. (десять миллионов сто сорок две тысячи сто шестьдесят два руб. 13 коп.), взыскании пени в сумме 476 984 руб. 67 коп. (четыреста семьдесят шесть тысяч девятьсот восемьдесят четыре руб. 67 коп.), штрафа в сумме 1015216,21 коп. (один миллион пятнадцать тысяч двести шестнадцать рублей 21 коп.).

Взыскать с  федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в федеральный бюджет государственную пошлину  81 172 (восемьдесят тысяч сто семьдесят два руб.).

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.  

  Судья                                                                            О.Г. Власова