ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-7428/20 от 31.08.2020 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

Дело № А50-7428/2020

07 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 07 сентября 2020 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Гилязетдиновой А.Р. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Власовой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), администрации города Перми (ОГРН <***>; ИНН <***>), администрации Краснокамского городского округа (ОГРН <***>; ИНН <***>), третьи лица: администрация Чайковского городского округа, администрация города Березники, об оспаривании отказов,

при участии:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 05.06.2020, ФИО2, доверенность от 05.06.2020,

от заинтересованных лиц – ФИО3, доверенность от 09.01.2020, ФИО4, доверенность от 31.12.2019,

                                      У С Т А Н О В И Л:

Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее – Министерство), администрации города Перми, администрации Краснокамского городского округа о признании незаконными отказов:

- администрации города Перми в согласовании изменений инвестиционной программы Общества на 2019-2023 г.г. в части мероприятий, указанных в п.п. 3.2.199, 3.2.227, 3.2.229, 3.2.200, 3.2.203, 3.2.205, 3.2.206, 3.2.207, 3.2.209, 3.2.210, 3.2.213, 3.2.219, 3.2.220, 3.2.221, 3.2.222, 3.2.225 Инвестиционной программы, выраженных в письмах от 24.09.2019 № 059-01-57/2-901, от 18.11.2019 № 059-01-47/3-3348, от 06.12.2019 № 059-01-53/2-110-1002;

- администрации Краснокамского городского округа в согласовании изменений Инвестиционной программы Общества на 2019-2023 г.г. в части мероприятий, указанных в п.п. 3.1.29, 3.1.33, 3.1.34, 3.1.28 Инвестиционной программы, выраженного в письме от 18.11.2019 № 03-39/2444;

- Министерства в утверждении изменений Инвестиционной программы Общества на 2019-2023 г.г., выраженного в письме от 27.12.2019 № 46-05-15-исх-33.

В качестве способа восстановления полагаемого нарушенным права заявитель просит суд возложить на Министерство обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения по настоящему заявлению в законную силу утвердить изменения в Инвестиционную программу Общества на 2019-2023 г.г. в редакции приложения № 8 к заявлению от 26.03.2020 № 51000-06-21/0349 (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований (л.д. 6-13 т. 1, 67, 82 т. 2).

В обоснование заявленных требований Общество указало, что первоначальная заявка на корректировку Инвестиционной программы подана в установленный законом срок (до 30 августа текущего года), последующие изменения первоначальной корректировки Инвестиционной программы связаны с незаконными действиями (бездействием) Министерства и органом местного самоуправления, участвующих в процессе согласования и утверждения изменений в Инвестиционную программу; Министерством нарушен срок направления корректировки Инвестиционной программы в органы местного самоуправления; администрацией города Краснокамска нарушена процедура согласования проекта изменений Инвестиционной программы, предусмотренной Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требования к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410 (далее - Правила № 410); замечания администрации города Перми к корректировке Инвестиционной программы не соответствуют закону; несоблюдение заинтересованными лицами сроков и порядка рассмотрения корректировки Инвестиционной программы нарушают права и законные интересы Общества, поскольку отказ в согласовании и утверждении изменений в Инвестиционную программу  влечет за собой причинение Обществу убытков (100 млн. руб.) в виде невозмещения экономически обоснованных расходов, понесенных при осуществлении регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения, а также влечет невозможность реализации мероприятий, направленных на обеспечение надежности системы теплоснабжения, что может поставить под угрозу безопасность теплоснабжения потребителей.

От заявителя в порядке ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) поступили письменные пояснения по делу (л.д. 115-118 т. 1). 

Представители Общества в судебном заседании требования заявления поддержали.

Министерство с заявленными требованиями не согласилось по мотивам, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему, указав со ссылкой на п. 45 Правил № 410 на то, что после 20 ноября текущего года не производится утверждение внесения изменений в Инвестиционную программу на текущий год; заявителем не исполнено требование п. 23 Правил № 410 в части представления доработанной в соответствии с п. 22 Правил № 410 Инвестиционной программы в течение 15 рабочих дней со дня получения замечаний органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, доказательств устранения недостатков, указанных администрацией города Перми до 20.11.2019 заявителем не представлено; согласование изменений, вносимых в Инвестиционную программу, с администрацией Краснокамского городского округа, администрацией города Березники и администрацией Чайковского городского округа в соответствии с п. 47 Правил № 410 не требовалось; заявитель намеренно затягивал утверждение Инвестиционной программы, не устраняя замечания администрации города Перми и не исключая из проекта не инвестиционные мероприятия; нарушение срока утверждения изменений в Инвестиционную программу является нарушением процедуры принятия ненормативного правового акта; финансовые права Общества оспариваемым отказом не нарушены, поскольку запланированные на 2019 г. мероприятия заявитель вправе включить в мероприятия на 2020 г., обратившись за корректировкой Инвестиционной программы до 30.08.2020 (л.д. 47-49, 70-71, 85-86 т. 1, л.д. 118, 128 т. 2).

Представитель Министерства в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнениях к нему, поддержал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

От заявителя поступили письменные возражения на отзыв Министерства (л.д. 96-97 т. 1, л.д. 121 т. 2).

Администрация города Перми с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на заявление и дополнении к нему, указывая на пропуск Обществом срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отказов. В качестве основания согласования мероприятий, поименованных в письме от 18.11.2019 № 059-01-47/33348, за исключением вопроса по оборудованию, не требующего монтажа, администрация города Перми указала на утверждение схемы теплоснабжения в редакции, в которой данные мероприятия были включены. Схема теплоснабжения актуализирована и утверждена в новой редакции приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 22.11.2019 № 1246 (л.д. 83-84 т. 1, л.д. 119-120 т. 2).

Представитель администрации города Перми в судебном заседании доводы отзыва на заявление поддержал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

От администрации Краснокамского городского округа поступил отзыв на заявление, в котором указано на несогласие с заявленными к нему требованиями со ссылкой на то, что следствием нарушения прав и законных интересов Общества явился не отказ администрации Краснокамского городского округа; Обществом пропущен срок на спаривание отказа, изложенного в письме от 18.11.2019 № 03-39/2444. По мнению администрации Краснокамского городского округа, при оперативном направлении Министерством представленного проекта в органы местного самоуправления срок, указанный в абзаце третьем п. 45 Правил № 410, не был бы пропущен (л.д. 66-67, т. 1).

От третьих лиц отзывы на заявление не поступили.

Администрация Краснокамского городского округа и третьи лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте его проведения в порядке, определенном ст.ст. 122-124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично в сети Интернет, извещены, что в силу ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела. От администрации Краснокамского городского округа поступило ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие его представителя.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 29.10.2018 № СЭД-46-04-38-26 утверждена Инвестиционная программа Общества в сфере теплоснабжения на 2019-2023 г.г. (л.д. 73 т. 1).

26.08.2019 Общество обратилось в Министерство с заявлением о внесении изменений в указанную Инвестиционную программу.

28.08.2019 Министерство направило проект изменений на рассмотрение и согласование в администрацию города Перми.

24.09.2019 администрация города Перми письмом исх. № 059-01-57/2-901, адресованным Министерству, отказала в согласовании проекта в связи с тем, что: 1) установка автоматизированных информационно-измерительных систем технологического и коммерческого учета на ПТЭЦ-13, ПТЭЦ-14, ПТЭЦ-9, ПТЭЦ-6 (п.п. 3.2.219-3.2.222) не является инвестиционным мероприятием; 2) установка охранно-пожарной сигнализации в административном здании по адресу: <...>, не является инвестиционным мероприятием; 3) внедрение современного энергосберегающего освещения (п. 3.2.213) для обеспечения нормальных условий труда на энергообъекте ПТЭЦ-13 - мероприятие должно осуществляться в рамках энергосберегающих программ предприятий; 4) оборудование, не требующее монтажа на ПТЭЦ-9, ПТЭЦ-6, ПТЭЦ-14 (п.п. 3.2.199, 3.2.227, 3.2.229) - имеют разное обоснование необходимости (цель реализации) и не имеют наименования оборудования (л.д. 17-18 т. 1).

01.10.2019 Министерство письмом (исх. № 46-05-15-исх-20) отказало Обществу в согласовании и утверждении изменений и отправило проект для доработки со ссылкой на письмо администрации города Перми от 24.09.2019 № 059-01-57/2-901 и отказ последней в согласовании  проекта корректировки Инвестиционной программы.

11.10.2019 и 17.10.2019 Общество направило в Министерство и Администрацию письменные пояснения (письма №№ 51000-00-0026-кт, 51000-00-00028-кт соответственно).

18.10.2019 Министерство направило проект изменений с пояснениями в адрес всех муниципальных образований (письма №№ 46-05-15-исх-22, 46-05-15-исх-24).

12.11.2019 администрация г. Чайковский согласовала корректировку Инвестиционной программы (письмо № 241-03-03-05-148исх).

14.11.2019 администрация г. Березники согласовала корректировку Инвестиционной программы (письмо № СЭД-142-01-21-1183).

14.11.2019 администрация Краснокамского городского округа согласовала корректировку Инвестиционной программы (письмо № СЭД-273-39-1961-исх).

Однако 18.11.2019 данное согласование администрация Краснокамского городского округа было отозвано письмом № 03-39/2444, Обществу предложено откорректировать проект Инвестиционной программы, дополнив его мероприятием 3.1.29 "Реконструкция участков тепловой сети в г. Краснокамске по результатам заключений экспертиз ПБ" с реализацией до 2022 г.; установив срок исполнения мероприятия 3.1.28 "Реконструкция участков тепловой сети по ул. Культуре" 2020 г.; предусмотрев по мероприятиям 3.1.34 и 3.1.35 "Реконструкция участков тепловой сети по пер. Гознаковский" окончание выполнения работ до 2022 г.

18.11.2019 администрация города Перми письмом № 059-01-47/3-3348 согласовала корректировки Инвестиционной программы за исключением мероприятий п.п. 3.2.200, 3.2.203, 3.2.209, 3.2.210 – выполнение работ капитального характера необходимо отображать в производственной программе, п.п. 3.2.199, 3.2.205-3.2.207, 3.2.213, 3.2.219-3.2.222, 3.2.227, 3.2.228 – не относятся к инвестиционным мероприятиям, реализация данных мероприятий должна осуществляться за счет программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности либо прибыли ОБщества.

21.11.2019 Министерство уведомило Общество письмом № 46-05-15-исх-27 о необходимости доработки представленного проекта корректировки Инвестиционной программы с учетом замечаний администрации Краснокамского городского округа и администрации города Перми.

27.11.2019 и 29.11.2019 Общество направило в адрес администрации города Перми и администрации Краснокамского городского округа дополнительные пояснения письмами №№ 51000-22-02159 и 51000-22-02542 соответственно.

03.12.2019 Общество в адрес администрации города Перми направило дополнительные пояснения и проект корректировки (письмо № 51000-00-00033-кт).

06.12.2019 администрация города Перми письмом № 059-01-53/2-1002 отозвала ранее направленные письмом от 18.11.2019 № 059-01-47/3-3348 замечания к корректировке Инвестиционной программы, указала, что оборудование, не требующее монтажа, не может быть оценено.

09.12.2019 Общество в адрес администрации Краснокамского городского округа направило дополнительные пояснения (письмо № 51000-22-02632).

12.12.2019 администрация Краснокамского городского округа согласовала корректировку Инвестиционной программы, о чем указала в письме № СЭД-273-39-2201-исх (л.д. 19 т. 1).

27.12.2019 письмом № 46-05-15-исх-33 Министерство отказало в утверждении проекта изменений, вносимых в Инвестиционную программу, в представленной редакции и возвратило данные проекты на доработку. При этом Министерство в своем письме ссылается на невозможность утверждения изменений после 20 ноября текущего года (л.д. 20-21 т. 1).

Не согласившись с отказами заинтересованных лиц, изложенными в письмах от 24.09.2019 № 059-01-57/2-901, от 18.11.2019 № 059-01-47/3-3348, от 06.12.2019 № 059-01-53/2-110-1002; от 18.11.2019 № 03-39/2444; от 27.12.2019 № 46-05-15-исх-33, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу признании их незаконными.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в дело документы в совокупности с пояснениями представителей сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания оспариваемого решения незаконным суду необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В свою очередь бремя доказывания нарушения прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ возложено на заявителя.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Судом из материалов дела установлено, что Обществом заявление по настоящему делу в Арбитражный суд Пермского края подано посредством системы электронной подачи документов "Мой Арбитр" 26.03.2020 (л.д. 14 т. 1), при этом оспаривая отказы администрации города Перми и администрации Краснокамского городского округа, изложенные в письмах от 24.09.2019 № 059-01-57/2-901, от 18.11.2019 №№ 059-01-47/3-3348 и 03-39/2444, от 06.12.2019 № 059-01-53/2-110-1002.

В ходке судебного разбирательства представители заявителя пояснили суду, что с заявлением об оспаривании отказов администрации города Перми и администрации Краснокамского городского округа ранее 26.03.2020 Общество не обращалось, поскольку полагало, что проект корректировки Инвестиционной программы будет согласован и утвержден в установленном законом порядке, о нарушении прав оспариваемыми отказами администраций Общество узнало, получив отказ Министерства, выраженный письмом от 27.12.2019.

Оценив указанные доводы заявителя, суд считает их подлежащими отклонению, поскольку на момент получения письма Министерства от 27.12.2019 № 46-05-15-исх-33, срок, установленный ст. 198 АПК РФ, истек лишь для оспаривания одного отказа, выраженного в письме от 24.09.2019 № 059-01-57/2-901. По остальным отказам срока на оспаривание истек как минимум 18.02.2020. Однако в арбитражный суд, с заявлением об оспаривании отказов администраций, как указывалось ранее, Общество обратилось лишь 26.03.2020. Уважительных причин пропуска срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании отказов администрации Обществом не приведено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявитель в арбитражный суд обратился с пропуском установленного законом срока.

Принимая во внимание, что пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, заявленные требования Общества в части оспаривания отказов администрации города Перми и администрации Краснокамского городского округа удовлетворению не подлежат.

Относительно требования заявителя о признании незаконным отказа Министерства в утверждении изменений Инвестиционной программы суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон № 190-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных этими органами плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов (п. 5 ч. 2 ст. 5 Закона № 190-ФЗ).

В соответствии с п. 3.2.7 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 26.10.2018 № 631-п, одной из функций Министерства в сфере теплоэнергетики является утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения по согласованию с органами местного самоуправления.

Согласно п. 10 ст. 2 Закона № 190 инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, предусматривает собой программу мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона № 190 инвестиционная программа подлежит согласованию и утверждению в соответствии с правилами и с учетом требований к их содержанию, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правилами № 410 определена процедура согласования и утверждения инвестиционных программ, а также требования к составу и содержанию таких программ (за исключением программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике).

Согласно п. 2 Правил № 410 утверждение инвестиционных программ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).

Как указано в п. 21 Правил № 410, в случае соответствия инвестиционной программы п.п. 8-19 настоящих Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня получения от регулируемой организации инвестиционной программы направляет ее на согласование в органы местного самоуправления поселений, городских округов, на территории которых регулируемая организация осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого не входит установление регулируемых цен (тарифов).

Согласно п. 22 Правил № 410, в случае если инвестиционная программа не соответствует п.п. 8-19 настоящих Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня получения инвестиционной программы принимает решение о ее возврате на доработку с указанием разделов (пунктов) инвестиционной программы, требующих доработки.

В силу п. 23 Правил № 410 регулируемая организация представляет доработанную в соответствии с п. 22 настоящих Правил инвестиционную программу в течение 15 рабочих дней со дня получения замечаний органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 24 Правил № 410 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет доработанную в соответствии с п. 22 настоящих Правил инвестиционную программу на согласование в орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого не входит установление регулируемых цен (тарифов) в течение 3 дней со дня ее получения от регулируемой организации.

Орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого не входит установление регулируемых цен (тарифов) рассматривают инвестиционную программу в течение 30 дней со дня ее получения от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уведомляют его о согласовании (об отказе в согласовании) инвестиционной программы в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения (п. 25 Правил № 410).

Пунктом 26 Правил № 410 предусмотрены основания для отказа органом местного самоуправления в согласовании инвестиционной программы, к которым отнесены следующие ситуации: инвестиционная программа не обеспечивает реализацию мероприятий по развитию системы теплоснабжения, включенных в схему теплоснабжения соответствующего поселения, городского округа; органом местного самоуправления принято решение о том, что в результате реализации мероприятий инвестиционной программы значения показателей надежности и энергетической эффективности не будут достигнуты.

Отказ в согласовании проекта инвестиционной программы должен быть обоснован, при этом указываются мероприятия по развитию систем теплоснабжения, содержащиеся в схеме теплоснабжения, которые не обеспечиваются инвестиционной программой, либо перечень значений показателей надежности и энергетической эффективности, которые не могут быть достигнуты (п. 27 Правил № 410).

Согласно п. 28 Правил № 410 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 3 дней со дня поступления отказа в согласовании инвестиционной программы направляет ее регулируемой организации для доработки.

В соответствии с п. 29 Правил № 410 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 20 дней со дня получения от органа местного самоуправления решения о согласовании инвестиционной программы рассматривает инвестиционную программу и по результатам рассмотрения принимает решение об утверждении инвестиционной программы или об отказе в утверждении инвестиционной программы и необходимости ее доработки с указанием причин отказа по основаниям, предусмотренным п. 30 настоящих Правил.

В силу п. 30 Правил № 410 основаниями для отказа в утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации инвестиционной программы и направления ее на доработку являются:

а) недоступность тарифов регулируемой организации для потребителей (за исключением случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения концессионером обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением);

б) превышение расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы над расходами на реализацию указанных мероприятий, определенными по укрупненным сметным нормативам для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому обеспечению в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства;

в) превышение суммы расходов на реализацию мероприятий, включенных в утверждаемую инвестиционную программу, и расходов, осуществленных на реализацию мероприятий, включенных в инвестиционные программы регулируемой организации, утвержденные с момента заключения концессионного соглашения, над предельным размером расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять концессионером и концедентом в соответствии с концессионным соглашением.

Иных оснований для отказа в утверждении инвестиционной программы Правилам № 410 не установлено.

В силу п. 45 Правил № 410 регулируемая организация имеет право обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями на утверждение инвестиционных программ) с заявлением о внесении изменений в инвестиционную программу (абзац первый).

Заявление о внесении изменений в инвестиционную программу (утвержденную в том числе на текущий год) с проектом изменений, вносимых в инвестиционную программу, и их обоснованием направляется регулируемой организацией в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями на утверждение инвестиционных программ) в срок до 30 августа текущего года (абзац второй).

Внесение изменений в инвестиционную программу осуществляется в порядке, установленном п.п. 21-33, 37-42 настоящих Правил. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями на утверждение инвестиционных программ) обязан принять решение об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу, или об отказе в утверждении соответствующих изменений в срок до 20 ноября года, в котором регулируемой организацией было подано заявление о внесении изменений в инвестиционную программу (абзац третий).

Из материалов дела судом установлено, что с заявлением о внесении изменений в утвержденную приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 29.10.2018 № СЭД-46-04-38-26 Общество обратилось в установленный Правилами № 410 срок (26.08.2019).

Отказывая в утверждении изменений в Инвестиционную программу и возвращая проект на доработку, Министерство в своем письме от 27.12.2019 № 46-05-15-исх-33 указало Обществу со ссылкой на абзацы второй и третий п. 45 Правил № 410 на то, что при подаче заявления после 20 ноября текущего года оно не считается поданным в текущем году и подлежит рассмотрению как  поданное в последующем году, поскольку утверждение изменений в текущем году невозможно в силу норм действующего законодательства.

Действительно, основания для отказа в утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации инвестиционной программы и направления ее на доработку поименованы в п. 30 Правил № 410. В числе таких оснований пропуск срока утверждения изменений не поименован. 

Однако абзацем третьим п. 45 Правил № 410 предусмотрена обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации принять решение об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу, или об отказе в утверждении соответствующих изменений в срок до 20 ноября года, в котором регулируемой организацией было подано заявление о внесении изменений в инвестиционную программу.

Из буквального толкования абзаца третьего п. 45 Правил № 45 следует, что после 20 ноября текущего года утверждение изменений в инвестиционную программу не осуществляется.

Ссылка заявителя на письмо Министерства от 21.11.2019 № 46-05-15-исх-27, которым заявителю предложено в кратчайшие сроки устранить замечания администрации города Перми, изложенные в письме от 18.11.2019 № 059-01-47/3-3348 и администрации Краснокамского городского округа, изложенные в письме от 18.11.2019 № 03-392444, и направить доработанный проект корректировки Инвестиционной программы в Министерство для утверждения судом не принимается, поскольку часть мероприятий, которые не согласовала администрация города Перми и указала в своем письме от 18.11.2019 № 059-01-47/3-3348, указывались в качестве несогласованных в письме администрации города Перми от 24.09.2019 № 059-01-57/2-901. Замечания по указанным мероприятиям, за исключением мероприятий, касающихся оборудования, не требующего монтажа, сняты администрацией города Перми после получения дополнительных пояснений Общества (письмо от 27.11.2019 № 51000-22-02519) и утверждения Схемы теплоснабжения в редакции, в которой данные мероприятия были включены (приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 22.11.2019 № 1246).

Дополнительные пояснения по замечаниям администрации Краснокамского городского округа, по итогам рассмотрения которых проект корректировки был согласован со стороны последней, представлены Обществом 29.11.2019 и 09.12.2019.

Итоговые редакции проекта корректировки Инвестиционной программы представлены обществом в Министерство лишь 17.12.2019, то есть спустя почти месяц после предложения Министерства в кратчайшие сроки устранить замечания и направить доработанный проект корректировки.

Ссылка заявителя на вынесение приказов Региональной службой по тарифам Пермского края, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края об утверждении инвестиционных программ и корректировок таких программ за предыдущие периоды, в подтверждение довода о возможности утверждения изменений в Инвестиционную программу за пределами срока, установленного Правилами № 410, не принимается судом, поскольку само по себе вынесение этих приказов позднее 20 ноября не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа в утверждении изменений, в данной ситуации необходимо учитывать конкретные обстоятельства рассматриваемого спора. 

Кроме того, суд соглашаясь с доводами Министерства, приходит к выводу, что оспариваемым отказом в утверждении проекта корректировки Инвестиционной программы не нарушаются права Общества, поскольку в утвержденной Инвестиционной программе сумма финансовых потребностей на реализацию программы на 2019 г. (808402 тыс. руб.) существенно больше, чем в проекте изменений (760724 тыс. руб.).

Кроме того, абзацем пятым п. 45 Правил № 410 установлено, что при внесении изменений в инвестиционную программу не допускаются уменьшение размера собственных средств, являющихся источниками финансирования инвестиционной программы и учтенных при установлении тарифов в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования), а также ухудшение плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, установленных на последний год срока действия инвестиционной программы, за исключением случаев наступления обстоятельств непреодолимой силы, передачи бесхозяйного имущества и включения мероприятий по реконструкции и (или) модернизации такого имущества в инвестиционную программу, внесения изменений в схемы теплоснабжения, а также случаев, если принятые федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления приводят к ухудшению положения регулируемой организации таким образом, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при утверждении инвестиционной программы, в том числе устанавливают режим запретов и ограничений в отношении регулируемой организации, ухудшающих ее положение по сравнению с режимом, действовавшим в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на момент утверждения инвестиционной программы.

При сравнении утвержденной инвестиционной программы и проекта корректировки программы судом установлено, что при внесении изменений в программу размер собственных средств заявителя, являющихся источниками финансирования инвестиционной программы и учтенных при установлении тарифов, уменьшается (л.д. 87-95 т. 1).

Остальные доводы, приведенные сторонами в обоснование своих позиций, отклоняются судом, как не имеющие правового значения для рассматриваемого спора.

Оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что заявитель в нарушение ст.ст. 65, 200 АПК РФ не представил доказательств нарушения его прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, проект изменений в Инвестиционную программу, как следует из содержания письма от 27.12.2019 № 46-05-15-исх-33, отклонен на доработку, после которой заявитель вправе повторно обратиться в Министерство для его утверждения с учетом норм действующего законодательства.

Поскольку судом не установлено нарушений прав и законных интересов заявителя, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В связи с отказом в удовлетворении требований государственная пошлина по  делу, уплаченная платежным поручением от 12.03.2020 № 7951 на сумму 6000 руб., относится на заявителя в порядке ст. 110 АПК РФ. С учетом заявленных требований, уточнение которых принято судом (оспаривание 5 отказов заинтересованных лиц), и суммы государственной пошлины, уплаченной заявителем при обращении в арбитражный суд, государственная пошлина в размере 9000 руб. подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета. 

Руководствуясь ст.ст. 110, 168-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения) – 614990, <...>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 9000 (девять тысяч) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного произ­водства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                                   А.Р. Гилязетдинова