ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-8396/19 от 09.10.2019 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

Дело № А50-8396/2019

16 октября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 16 октября 2019 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Гилязетдиновой А.Р. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заселания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Научно-производственное объединение "Искра" (ОГРН <***>; ИНН <***>) к федеральному казенному учреждению "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю" (ОГРН <***>, ИНН <***>), третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Пермскому краю, об оспаривании действий,

при участии:

от заявителя – ФИО2, доверенность от 15.02.2019,

от заинтересованного лица – ФИО3, доверенность от 26.04.2019,

от третьего лица – ФИО4, доверенность от 15.07.2018,

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество "Научно-производственное объединение "Искра"  (далее – ПАО "НПО "Искра", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к федеральному казенному учреждению "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю" (далее – Учреждение) о признании незаконными действий по внесению 13.01.2006 в АИС ГИМС МЧС России измененных данных, определяющих принадлежность судов с номерами РПА 07-29, РПА 07-30, РПА 07-31 Обществу.

В качестве способа восстановления полагаемого нарушенным права заявитель просит суд обязать заинтересованное лицо устранить допущенное нарушение его прав и законных интересов. 

В обоснование заявленных требований Общество указало, что моторные лодки РПА 07-29, РПА 07-30, РПА 07-31 никогда не находились в его собственности. Оспариваемые действия Учреждения по внесению 13.01.2006 в АИС ГИМС МЧС России измененных данных, определяющих принадлежность ему указанных моторных лодок, считает незаконными, нарушающими его права и законные интересы (л.д. 5-6 т. 1).

В судебном заседании представитель заявителя требование заявления поддержал в полном объеме.

Учреждение отзыв на заявление не представило, его представитель в судебном заседании не смог дать пояснения относительно внесения 13.01.2006 в АИС ГИМС МЧС России данных, определяющих принадлежность заявителю спорных моторных лодок, оставил разрешение спора на усмотрение суда.

Третье лицо представило отзыв на заявление (л.д. 33 т. 1) и письменные пояснения в порядке ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) (л.д. 117 т. 1).

В судебном заседании представитель третьего лица возражал против заявленных требований, указывая на пропуск заявителем срока на обращение в суд с заявлением по настоящему спору.

Вопрос о пропуске срока на обращения заявителя в суд с оспариванием действий Учреждения, совершенных 13.01.2006, судом рассмотрен и в результате исследования обстоятельств, связанных с этим вопросом, установлено, что заявителем о внесении в базу АИС ГИМС МЧС России сведений о собственнике моторных лодок РПА 07-29, РПА 07-30, РПА 07-31 достоверно стало известно из письма Учреждения № 1404-12-3, адресованного Обществу и датированного 27.02.2019, соответственно срок на подачу заявления по настоящему делу, поступившего в суд в электронном виде через систему подачи документов "Мой Арбитр" 18.03.2019, пропущен не был.

Доводы третьего лица о пропуске заявителем указанного срока, заключающиеся в том, что о внесении сведений о принадлежности моторных лодок в базу АИС ГИМС МЧС России заявитель узнал как минимум 14.03.2007, получив уведомления о постановке на учет спорных моторных лодок, и затем в октябре 2018 г. - в ходе проводимой в отношении него камеральной налоговой проверки, судом рассмотрены и отклонены как не обоснованные. Представленная налоговым органом копия уведомления о вручении почтового отправления в подтверждение факта получения Обществом уведомлений о постановке на учет спорных моторных лодок от 06.03.2007 №№ 685185-685187 не подтверждает факт получения Обществом именно этих уведомлений, свидетельствует лишь о том, что заявитель 14.03.2007 получил некую корреспонденцию от третьего лица. Достоверных и достаточных доказательств получения заявителем уведомлений о постановке на учет моторных лодок от 06.03.2007 в деле не имеется. Заявитель в судебном заседании оспаривал факт получения данных уведомлений.

В октябре 2018 г. в ходе проведения третьим лицом в отношении Общества камеральной налоговой проверки последнему действительно стало известно о наличии сведений о зарегистрированных за ним моторных лодках в реестре маломерных судов, однако об оспариваемых действиях заявителю стало известно лишь в феврале 2019 г. из письма Учреждения.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, судом установлено следующее.

Как следует из материалов дела, 13.01.2006 в базу данных автоматизированной информационной системы (ранее и далее - АИС) ГИМС МЧС России Учреждением внесены сведения о маломерных судах с номерами РПА 07-29, РПА 07-30, РПА 07-31, зарегистрированных за ОАО НПО "Искра" (ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 590701001) (в настоящее время – ПАО "НПО "Искра").

Полагая, что данные сведения, внесенные в базу АИС ГИМС МЧС России в отношении моторных лодок, изменены заинтересованным лицом в части указания лица, за которым лодки зарегистрированы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со ст. 65 АПК РФ лежит на заявителе.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся подлежащие государственной регистрации суда внутреннего плавания (ст. 130); право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131)

Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ  право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге (п. 2 ст. 15).

В материалы дела Учреждением представлена выкопировка из судовой книги № 1 (юридические лица) Пермское отделение ГИМС, начатой 08.07.1985 и оконченной 18.01.2007, из которой следует, что 05.08.1990 зарегистрированы:

- маломерное моторное судно "Прогресс", заводской номер Б-5222, за Машиностроитель КБ ДОСААФ по адресу: Пермь, ул. Веденеева, 28, с присвоением регистрационного номера РПА 07-29;

- маломерное моторное судно "Прогресс-4", заводской номер Б05058, за КБМ Машиностроитель ДОСААФ по адресу: Пермь, ул. Веденеева, 28, с присвоением регистрационного номера РПА 07-30;

- маломерное моторное судно "Прогресс", заводской номер 12-2658, за КБ Маш ДОСААФ по адресу: Пермь, ул. Веденеева, 28, с присвоением регистрационного номера РПА 07-31 (л.д. 21-25 т. 1).

Данная судовая книга, подлинник которой предоставлялся в ходе судебного разбирательства на обозрение суда, по своей форме и содержанию не предусматривала при регистрации судов указание иных сведений о владельце судна или ответственного за судно лица, в том числе идентификационных данных таких лиц, кроме как их наименование и адрес.

В соответствии с пп. 4 п. 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 № 835 (в редакции, действовавшей на момент оспариваемых действий), (далее – Положение от 23.12.2004 № 835) государственная инспекции по маломерным судам осуществляла в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

Согласно Правилам государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500, действовавших в спорный период, единственным доказательством существования зарегистрированного права, свидетельствующим о признании и подтверждении государством возникновения, перехода или прекращения прав на маломерное судно, является государственная регистрация права собственности на него в судовой книге (п. 3).

В целях повышения эффективности и оперативности выполнения возложенных на органы ГИМС МЧС России функций контроля и надзора за пользованием поднадзорными судами, ведения единого реестра зарегистрированных маломерных судов и государственного учёта выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании, предусмотренных Положением

от 23.12.2004 № 835, была разработана АИС ГИМС МЧС России.

Из пояснений представителя Учреждения судом установлено, что 13.01.2006 должностным лицом Учреждения в АИС ГИМС МЧС России из судовой книги № 1 перенесены сведения о моторных лодках с номерами РПА 07-29, РПА 07-30, РПА 07-31. По какой причине данные лодки в АИС ГИМС МЧС России были зарегистрированы за ОАО НПО "Искра", представитель Учреждения пояснить затруднился.

Из содержания Судовой книги № 1 и письма Учреждения, адресованного налоговому органу от 13.02.2019 № 404-26-7 (л.д. 37 т. 1) следует, что спорные моторные лодки зарегистрированы 05.08.1990 за Машиностроитель КБ ДОСААФ, КБМ Машиностроитель ДОСААФ и КБ Маш ДОСААФ, находившихся по адресу: <...>.

Документального подтверждения того, что заявитель когда-либо, включая период регистрации моторных лодок в Судовой книге № 1, имел наименования "Машиностроитель КБ ДОСААФ", "КБМ Машиностроитель ДОСААФ" или "КБ Маш ДОСААФ", либо являлся структурным подразделением указанных лиц, либо имел в своей структуре организации с такими наименованиями, либо имел иное отношение к указанным лицам, суду не представлено.

Один лишь факт нахождения заявителя по тому же адресу (<...>) не свидетельствует о том, что именно заявитель регистрировал спорные суда в Судовой книге № 1 за номерами РПА 07-29, РПА 07-30, РПА 07-31. 

Кроме того, из представленного в дело плана приватизации государственного предприятия "Научно-производственное объединение "Искра", утвержденного 26.03.1996, следует, что ОАО НПО "Искра" является правопреемником государственного предприятия. Имущество передано ОАО НПО "Искра" на основании плана приватизации (л.д. 139-149 т. 1, 1-26 т. 2). В перечне передаваемого имущества спорные моторные лодки отсутствует. Доказательств обратного суду не представлено.

Из п. 10 раздела II Плана приватизации государственного предприятия "Научно-производственное объединение "Искра" (л.д. 143 т. 1) содержит сведения о регистрации по адресу: <...>, иных юридических лиц: научно-производственная коммерческая фирма "Тетрис", научно-производственный инновационный центр "Нерконт.

Согласно представленной в дело справки Общества от 20.05.2019 № 915/459, маломерные суда, в том числе марки (типа) Прогресс, с номерами РПА 07-29, РПА 07-30, РПА 07-31 на балансовом учете активов Общества отсутствуют (л.д. 20 т. 1).

С 01.01.2017 установлен новый порядок государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в реестре маломерных судов. Данный порядок установлен Правилами Государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утвержденные приказом МЧС России от 24.06.2016 № 340 (далее – Правила № 340), признавшим утратившими силу приказа МЧС России от 29.06.2005 N 500 "Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", и Административным регламентом МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, утвержденным приказом МЧС России от 24.06.2016 № 339 (далее - Регламент).

Пунктом 7 Правил № 340 установлено, что реестр маломерных судов (далее – Реестр) ведется на бумажных носителях и в электронном виде. При несоответствии записей на бумажных носителях и в электронном виде приоритет имеют записи на бумажных носителях. Реестр хранится и ведется в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих предотвращение уничтожения, блокирования, хищения и модифицирования информации. Ведение Реестра на бумажных носителях осуществляется в органах регистрации в виде записей в книге в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам и судовых делах, содержащих копии документов, представленных для предоставления государственной услуги, и иные документы и материалы, относящиеся к судну. Ведение Реестра в электронном виде осуществляется централизованно в виде единой базы данных в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие Реестра с иными федеральными информационными системами и сетями. Реестр, ведущийся в электронном виде, формируется органами регистрации на основе данных Реестра, ведущимся на бумажных носителях, и соответствует ему по форме и содержанию. Реестр, ведущийся в электронном виде, является частью АИС ГИМС МЧС России.

В рассматриваемой ситуации, как было установлено судом из пояснений представителя заинтересованного лица, в отношении спорных судов, кроме записей о владельце судов в Судовой книге № 1, иных записей, касаемых данных объектов, в Учреждении не имеется, документы, на основании которых вносились сведения в Судовую книгу № 1, отсутствуют.

По запросу суда об истребовании у администрации Орджоникидзевского района г. Перми информации о зарегистрированных по состоянию на 05.08.1990 лицах по адресу: <...>, изложенного в определении от 31.07.2019, предоставлена информация органом местного самоуправления о том, что регистрационные дела о зарегистрированных администрацией лицах были переданы в Федеральную налоговую службу (л.д. 134-138 т. 1).

Согласно предоставленным третьим лицом в материалы дела сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц о лицах, зарегистрированных по вышеуказанному адресу, самая первая запись о регистрации сделана 30.10.2001, то есть спустя больше года после регистрации лодок в Судовой книге № 1, в отношении государственного предприятия "Комбинат питания НПО "Искра".

Государственное краевое бюджетное учреждение "Государственный архив Пермского края" в ответ на запрос Учреждения письмом от 16.09.2019 № 13078 сообщило, что документы организаций ДОСААФ, КБМ Машиностроитель ДОСААФ, Машиностроитель КБ ДОСААФ, КБМаш ДОСААФ на хранение не поступали, порекомендовав обратиться за информацией в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю и местное отделение ДОСААФ России Орджоникидзевского района г. Перми.

Со слов представителя Учреждения, у последних запрошенная в устном порядке информация, которая могла бы иметь значение для рассматриваемого спора, отсутствует.

С учетом фактических обстоятельств дела, представленных в материалы арбитражного дела доказательств и пояснений лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что оснований для внесения в АИС ГИМС МЧС России 13.01.2006 сведений об Обществе, как о собственнике (владельце) судов с номерами РПА 07-29, РПА 07-30, РПА 07-31, у заинтересованного лица не имелось. Иное суду не доказано. Оспариваемые действия Учреждения по внесению в АИС ГИМС МЧС России измененных данных, определяющих принадлежность спорных судов исключительно заявителю, не соответствуют законодательству о регистрации маломерных судов и ведения реестра маломерных судов, и, соответственно, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ влечет удовлетворение заявленных требований.

Руководствуясь п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, суд возлагает на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу ч.  1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации  с учетом итогов рассмотрения настоящего дела понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь ст.ст. 110, 168-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными действия федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю" по внесению 13.01.2006 в АИС ГИМС МЧС России измененных данных, определяющих принадлежность судов с номерами РПА 07-29, РПА 07-30, РПА 07-31 акционерному обществу "Научно-производственное объединение "Искра", как несоответствующие действующему законодательству.

Обязать федеральное казенное учреждение "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Научно-производственное объединение "Искра".

Взыскать с федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождение) – 614000, <...>) в пользу акционерного общества "Научно-производственное объединение "Искра" (ОГРН <***>; ИНН <***>, адрес (место нахождение) – 614038, <...>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного произ­водства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                                         А.Р. Гилязетдинова