Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Пермь
17 сентября 2007года Дело № А 50-8482/2007–А3
Резолютивная часть решения постановлена 10.09.07г., решение в полном объеме изготовлено 17.09.07г.
Арбитражный суд Пермского края в составе:
Судьи: Аликиной Е.Н.
При ведении протокола судебного заседания судьей
Рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ГКУП «Косинское ГДРСП»
к Министерству финансов Пермского края
О признании незаконным решения
от заявителя – не явился;
от ответчика – не явился;
ГКУП «Косинское ГДРСП» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства финансов Пермского края от 16.05.07 г. №39-01-21/2533/а об отказе в принятии к исполнению исполнительного документа. Свои требования заявитель мотивирует отсутствием у государственного учреждения «Дорожный комитет Коми-Пермяцкого округа», являющегося должником по исполнительному производству, денежных средств, необходимые для исполнения исполнительного документа, в связи с чем, как считает заявитель, субсидиарную ответственность должен нести собственник имущества - Пермский край.
Ответчик заявленные требования не признал, ссылаясь на отсутствие источника финансирования, за счет которого должно производиться взыскание. Кроме того, права предприятия не нарушены, поскольку после изменения арбитражным судом способа исполнения решения за счет средств бюджета Пермского края, спорная сумма перечислена на расчетный счет взыскателя по платежному поручению от 16.08.07г.
Определением арбитражного суда от 22.08.07 г. рассмотрение дела в предварительном судебном заседании было отложено и заявителю была предложено уточнить требования с учетом изложенных обстоятельств. В письме (заявление) №107 от 31.08.07 г. предприятие сообщило суду, что претензий к ответчику не имеет, но отказ от заявленных требований в порядке, предусмотренном ст.49 АПК РФ не заявило.
Заявитель и представитель Минфина Пермского края, надлежащим образом, извещенные о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению спора в силу п.2 ст.200 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
На основании решения Арбитражного суда Коми-Пермяцкого автономного округа от 07.07.2004г. по делу А30-697/04 был выдан исполнительный лист №1116 о взыскании с Дорожного комитета Коми-Пермяцкого автономного округа за счет средств территориального дорожного фонда в пользу ГОУП «Косинское ГДРСП» задолженности в сумме 1 430 268 рублей. Направленный в Управление Федерального казначейства по Коми-Пермяцкому автономному округу исполнительный лист был исполнен частично, а 10.01.07г. исполнительный документ возвращен взыскателю по его заявлению (см. отметку на обороте исполнительного листа л.д.16 на обороте).
01.03.07 г. ГКУП «Косинское ГДРСП» обратилось в Минфин Пермского края с заявлением о принятии исполнительного листа к исполнению (л.д.9).
В своем письме от 14.03.2007г. №39-01-21/1033/а Минфин Пермского края отказал в принятии исполнительного документа по мотиву отсутствия определенного судом источника, за счет которого должно производится взыскание. Согласно исполнительного листа взыскание должно осуществляться за счет средств территориального дорожного фонда Коми-Пермяцкого автономного округа. В соответствии с Законом Коми-Пермяцкого автономного округа от 22.09.05 г. №74 «О признании утратившими силу отдельных законов Коми-Пермяцкого автономного округа» признан утратившим силу Закон Коми-Пермяцкого автономного округа от 04.03.2003 г. №85 «О территориальном дорожном фонде Коми-Пермяцкого автономного округа», в связи с чем с 01.01.06г. территориальный дорожный фонд Коми-пермяцкого автономного округа не формируется. Кроме того, исполнительный лист не отвечает формальным требованиям, предъявляемым к исполнительным документам в соответствии со ст.320 АПК РФ, ст.8 Федерального закона «Об исполнительном производстве», поскольку не содержит информацию об окончательном сроке предъявления его к исполнению. Представленная заявителем копия судебного акта оформлена не в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утвержденной приказом Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.03.04 г. №27.
Не устранив отмеченные недостатки, предприятие 04.05.07г. вновь обратилось в Минфин Пермского края с аналогичным заявлением, приложив помимо исполнительного листа и судебного решения копию определения арбитражного суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в городе Кудымкаре) от 03.04.07 г. о замене должника его правопреемником (Дорожный комитет Коми-Пермяцкого автономного округа заменен на государственное учреждение «Дорожный комитет Коми-Пермяцкого автономного округа»). Указанное заявление было возвращено взыскателю с письмом от 16.05.2007 г. исх. номер 39-01-21/2533/а (л.д.12).
Не согласившись с таким отказом, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со ст.242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Статьей 242.4 Бюджетного кодекса предусмотрен порядок исполнения судебных актов, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации.
Согласно указанной статье исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - лицевые счета должника).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета субъекта Российской Федерации по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Для исполнения исполнительного документа за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации должник одновременно с письмом, указанным в абзаце первом этого пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные данным пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации. Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Пунктом 8 указанной статьи предусмотрено, что взыскатель вправе отозвать исполнительный лист. В силу п. 9 этой статьи в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации для исполнения в порядке, установленном Кодексом.
Таким образом, Минфин Пермского края не вправе был самостоятельно определять обязательство и направлять денежные средства на погашение в порядке субсидиарной ответственности задолженности государственного учреждения, созданного субъектом РФ. Обязанность по погашению задолженности возникает только в случае принятия судом решения о взыскании с главного распорядителя бюджетных средств в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного листа. Таким образом, заявитель вправе был обратиться в Управление Федерального казначейства Пермского края с заявлением об исполнении исполнительного документа за счет средств бюджета Пермского края в случае изменения судом способа и порядка исполнения решения арбитражного суда.
Вместо этого, заявитель обратился в Минфин Пермского края с заявлением об исполнении выданного арбитражным судом исполнительного листа, в котором источником финансирования значился не бюджет Пермского края, а целевой фонд (территориальный дорожный фонд Коми-Пермяцкого автономного округа). При таких обстоятельствах, возвращая исполнительный лист, ответчик действовал в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Кроме того, из материалов дела судом установлено, что Арбитражный суд Пермского края, удовлетворив заявление должника – ГУ «Дорожный комитет Коми-Пермяцкого округа», 11.07.2007г. принял определение, в котором изменил способ и порядок исполнения решения арбитражного суда от 07.07.2004г. по делу №А30-697/04 и установил, что взыскание задолженности в сумме 1 430 268 рублей в пользу государственного окружного унитарного предприятия «Косинское государственное дорожное ремонтно-строительное предприятие» производить за счет средств бюджета Пермского края. Приняв от взыскателя заявление (зарегистрировано за входящим номером 01-21/1033/а от 13.08.07г.) с приложенным к нему определением арбитражного суда об изменении способа и порядка исполнения решения, Минфин Пермского края удовлетворил требования взыскателя, перечислив спорную сумму на его расчетный счет по платежному поручению №422864 от 16.08.07г.
В соответствии с п.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает прав взыскателя, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Пермского края.
Судья: Е.Н. Аликина