ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-8501/08 от 30.07.2008 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

г. Пермь

30 июля 2008 г. Дело № А50-8501/2008-А1

Резолютивная часть решения объявлена 30.07.08 г. Полный текст решения изготовлен 30.07.08 г.

Арбитражный суд Пермского края в составе:

судьи Щеголихиной О.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей О.В. Щеголихиной,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению ОАО «Пермский завод смазок и СОЖ»

к Пермской таможне

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

при участии:

от заявителя: Воробьева О.А., доверенность от 09.01.2008 года, паспорт; Рожкова И.Н., доверенность от 27.12.07 г., паспорт;

от Пермской таможни: Харитонов Д.С., доверенность от 18.06.2008 года, удостоверение; Терехов П.В., доверенность от 30.07.2008, удостоверение.

Установил:

ОАО «Пермский завод смазок и СОЖ» (далее заявитель) обратилось в суд с заявлением об отмене Постановления по делу об административном правонарушении № 10411000-292/2008 от 28.05.2008 г. по ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), вынесенного Пермской таможней.

В судебном заседании представители заявителя на отмене постановления настаивают. Считают его незаконным, так как в действиях общества не доказан состав вменяемого ему правонарушения; в составе ввозимых продуктов, по мнению представителей общества, отсутствовало необходимое количество (30 % и более) токсичного химиката триэтаноламина, следовательно, общество могло ввезти спорные продукты в отсутствии разовых лицензий ФСТЭК России. Сам факт получения обществом лицензий не может свидетельствовать о том, что ввезенные товары подлежали лицензированию. Таможенным органом не установлен сам факт превышения во ввезенной продукции (ВП 08-0276, бекрозан 9091, скозанор КСП 531) допустимого содержания вещества (триэтаноламина), в отношении которого установлены ограничения. Заключения государственной экспертизы от 19.05.2008 г. и соответствующие лицензии не являются безусловными доказательствами совершения обществом административного правонарушения.

Представители таможенного органа требования не признали по мотивам, изложенным в письменном отзыве. В судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве. Считают, что состав правонарушения, а также вина заявителя в его совершении установлены и подтверждены материалами дела.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил.

Как следует из материалов дела, 15.05.2008 Пермской таможней в отношении заявителя - ОАО «Пермский завод смазок и СОЖ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.

Основанием для составления протокола об административном правонарушении послужили выводы таможенного органа о том, что общество не представило на момент подачи 05 мая 2008 г. ГТД 10411080/050508/0001972 в режиме «выпуск для внутреннего потребления» соответствующие лицензии ФСТЭК России на ввоз декларируемых товаров, в том числе: ВП 08-0276, бекрозан 9091, скозанор КСП 531. Спорный товар подпадает под запреты и ограничения при ввозе на таможенную территорию РФ, подлежит ввозу по лицензиям ФСТЭК РФ в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 24.09.2001 № 686.

28.05.2008 года постановлением таможенного органа общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, в адрес заявителя в январе 2008 года на безвозмездной основе была осуществлена поставка товара, а именно присадок к смазочно - охлаждающим жидкостям (отправитель – компания «LUBRIZOL» (Германия)).

07.02.2008 г. товар поступил в зону деятельности Пермской таможни автомобильным транспортом по транзитной декларации № 40129/01028/000483 и был размещен на временное хранение на СВХ ООО «Прикамье-Сервис».

05.05.2008 г. на спорный товар (присадки к смазочно - охлаждающим жидкостям) были поданы две ГТД в режиме «выпуск для внутреннего пользования», в том числе ГТД № 10411080/050508/0001972.

В спорной ГТД были заявлены следующие товары: товар № 1 (код ТН ВЭД России 3811900000) – образец присадки широкого спектра действия к смазочно - охлаждающим жидкостям Becrosan9091 (бекрозан 9091), предназначенной для использования в качестве добавки при различных операциях по металлообработке (вес нетто 200 кг); присадка к смазочно - охлаждающим жидкостям VP 08-0276 (ВП 08-0276) широкого спектра действия, предназначенная для использования в качестве добавки при различных операциях по металлообработке (вес нетто 217 кг); товар № 2 (код ТН ВЭД России 2927000000) – образец присадки к смазочно - охлаждающим жидкостям ScosanorKSP531 (скозанор КСП 351) (вес нетто 1 кг).

При проведении документального контроля грузовой таможенной декларации № 10411080/050508/0001972 таможенным органом было выявлено, что в соответствии с заключением Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России (ФСТЭК России) от 18 апреля 2008 года № 240/5/857 ввоз спорных товаров должен осуществляться по лицензиям ФСТЭК России в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 24.09.2001 года № 686.

Ни на момент ввоза указанного товара, ни на момент подачи ГТД № 10411080/050508/0001972 соответствующие лицензии обществом предоставлены не были.

На основании данных государственной экспертизы №, № 451 и 450 от 19.05.2008 г. на вышеуказанный товар 19.05.08 г. ФСТЭК России были выданы лицензии №, № 001800000502 и 001800000501 со сроком действия до 31.12.2008 года (л.д. 59-60 т.д.1).

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 ст. 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысячи до трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.3 КоАП РФ, заключается в несоблюдении соответствующих запретов и (или) ограничений- мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов РФ.

Согласно нормам статей 123-124 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

К таким сведениям относятся и сведения о товарах (подпункт 4 п. 3 ст. 124 ТК РФ), и сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (подпункт 7 п.3 ст. 124 ТК РФ). Нормы статьи 131 ТК РФ определяют основные документы при декларировании товаров. К ним, в частности, относятся разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В соответствии с п.2 ст. 127 ТК РФ декларант обязан при декларировании товаров подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения.

В соответствии с ст. 164 ТК РФ товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При несоблюдении указанных условий товары подлежат условному выпуску в соответствии со ст. 151 ТК РФ.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 года № 183-ФЗ внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий на таможенную территорию Российской Федерации в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию. Номенклатура контролируемых товаров и технологий, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации подлежит лицензированию, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании списков (перечней), указанных в статье 6 настоящего Федерального закона.

Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона «Об экспортном контроле» идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

Российский участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Правительством Российской Федерации порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий (далее - экспертная организация), посредством заключения соответствующего договора с такой экспертной организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несет экспертная организация.

Согласно п. 24 Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2001 года № 686, ввоз в Российскую Федерацию контролируемых химикатов, перечисленных в разделах 1 - 3 Списка, осуществляется на основании разовых лицензий, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 32 настоящего Положения).

В соответствии с разделом 3 Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденного Указом Президента РФ от 28.08.2001 года № 1082, к химикатам, включенным в Список 3 Приложения по химикатам к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, относятся, в том числе этилдиэтаноламин, метилдиэтаноламин, триэтаноламин, смеси, содержащие 30% и более по весу или по объему любого токсичного химиката и/или прекурсора, указанных в позициях 3.1-3.3 (позиции 3.2.11, 3.2.12, 3.2.13, 3.4).

Согласно заключению ФСТЭК России от 18 апреля 2008 года № 240/5/857 «Об импорте химической продукции», адресованному заявителю по настоящему делу, химическая продукция Becrosan9091, VP08-0276 и ScosanorKSP531 имеет признаки, по которым возможно отнесение указанной продукции под действие позиции 3.4 Раздела 3 Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденного Указом Президента РФ от 28.08.2001 года № 1082; ввоз в Российскую Федерацию спорной продукции должен осуществляться по лицензии ФСТЭК России в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2001 года № 686 (л.д. 56 т.д. 1).

На момент подачи спорной грузовой таможенной декларации (05.05.2008 г.) общество соответствующие лицензии ФСТЭК России не имело.

При указанных обстоятельствах, учитывая анализ материалов дела, доводов и возражений представителей сторон, суд не усматривает основания для удовлетворения требований заявителя.

При этом, ссылка заявителя на соответствующее заключение ФСТЭК России от 18.04.2008 года № 240/5/870 об импорте химической продукции (л.д. 57-58 т.д.1) судом отклоняется как не соответствующая требованиям статей 67, 71 АПК РФ.

Необходимость получения обществом лицензий для ввоза спорной продукции на территорию Российской Федерации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2001 года № 686, была установлена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.

Обязанность по идентификации спорного товара в соответствии со ст. 24 Федерального закона № 183-ФЗ возложена на заявителя.

Ссылки заявителя на то, что из представленных обществом документов невозможно сделать вывод о содержании во ввозимых продуктах токсичного компонента - химиката триэтаноламин в размере 30 % и более, а, следовательно, у общества отсутствовали основания для обращения в уполномоченный орган для получения необходимых лицензий, судом отклоняется в силу вышеизложенного.

Для получения соответствующих лицензий на ввоз спорной продукции общество обратилось в ФСТЭК России 28.04.2008 года (л.д. 14-15 т.д. 2).

Корректировку спорной ГТД общество произвело лишь 19 мая 2008 года, то есть после получения указанных лицензий ФСТЭК России (сопр. от 19 мая 2008 г. № 39/88).

Таким образом, общество на момент таможенного оформления спорного товара, задекларированного по ГТД № 10411080/050508/0001972, обязано было предоставить соответствующие лицензии ФСТЭК России.

Следовательно, по мнению суда, материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии вины в форме неосторожности (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ). Обратное суду не доказано.

Пермской таможней было установлено и зафиксировано в процессуальных документах совершение правонарушения заявителем, установлена его вина, правонарушению была дана надлежащая квалификация.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя соответствует требованиям КоАП РФ, процессуальные права лица, привлекаемого к административной ответственности, не были нарушены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5. КоАП РФ, судом не установлено.

Оснований для применения норм ст. 2.9 КоАП РФ суд также не усматривает, так как состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ носит формальный характер, следовательно, наличие или отсутствие каких- либо неблагоприятных последствий для охраняемых общественных интересов (обеспечения безопасности государства) не имеет правового значения для наступления ответственности. Кроме того, совершенное заявителем административное правонарушение относится к категории правонарушений в области таможенного дела и посягает на установленный законодательством порядок декларирования товаров, то есть предполагает нарушение охраняемых общественных отношений в данной области. В силу вышесказанного данное правонарушение малозначительным не является.

С учетом изложенного, принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, применение таможенным органом минимального размера санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, привлечение ОАО «Пермский завод смазок и СОЖ» к административной ответственности является правомерным.

При изложенных обстоятельствах заявленные требования об отмене оспариваемого постановления таможенного органа от 28.05.2008 года № 10411000-292/2008 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 168-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья: Щеголихина О.В.