Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
14.07.2014 года Дело № А50-8757/14
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи А.Е. Алексеева, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Пермский краевой госпиталь для ветеранов войн» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Государственному учреждению – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании решения №376 от 10.04.2014 недействительным в части начисления страховых взносов в сумме 6312,83 руб.;
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Пермский краевой госпиталь для ветеранов войн» (далее по тексту – заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения ‑ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - отделение Фонда) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах №376 от 10.04.2014 в части начисления страховых взносов на льготные дни по уходу за детьми-инвалидами в сумме 6312,83 руб.
В обоснование заявленных требований учреждение указывает на несоответствие оспариваемого решения в указанной части закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Ссылается на то, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми‑инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона № 212-ФЗ и Закона № 125‑ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит.
Отделение Фонда направило в материалы дела письменный отзыв, требования не признает, ссылаясь на правомерность оспариваемого решения и отсутствие оснований для признания его недействительным. Указывает на то, что дополнительные выходные дни предоставляются и оплачиваются только лицам, состоящим в трудовых отношениях.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). Стороны возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не заявили.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Пермский краевой госпиталь для ветеранов войн» зарегистрировано в качестве юридического лица (л. д. 38-57).
Как следует из материалов дела, отделением Фонда проведена выездная проверка учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2011 по 31.12.2013. Выездная проверка проведена 12.02.2014, 13.02.2014, 14.02.2014. Составлен акт выездной проверки от 14.03.2014 № 457 (л. д. 10-13).
По результатам проверки доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством по тарифу 2,9% в сумме 6753,83 рублей, в том числе в связи занижением базы в сумме 6312,83 рублей.
На акт выездной проверки заявителем были представлены возражения (л. д. 14-15).
По итогам рассмотрения материалов проверки и возражений отделением Фонда 10 апреля 2014 года приняты решения: № 376 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и № 388 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Не согласившись с решением № 376 от 10.04.2014 в части начисления страховых взносов на льготные дни по уходу за детьми-инвалидами в сумме 6312,83 руб., заявитель обратился в арбитражный суд.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. ст. 9, 65, 71, 200 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Закон № 212‑ФЗ).
Федеральным законом от 08.12.2010 года № 339-ФЗ в ст.7 Федерального закона № 212-ФЗ внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений. Указанные изменения вступили в законную силу с 01.01.2011 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Согласно ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.
В силу п. 1 ч 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
В силу положений статьи 129 ТК РФ, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
Кроме того, согласно части 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 №213-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Следовательно, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с трудовым законодательством работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений ст. 7 Закона № 212-ФЗ и ст. 20.1 Закона №125-ФЗ.
Как указал Президиума ВАС РФ в постановлении от 08.06.2010 1798/10, спорные выплаты работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона N 212-ФЗ и Закона №125-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований для доначисления учреждению спорных сумм страховых взносов.
Доводы отделения Фонда судом исследованы и отклонены как основанные на ошибочном толковании закона.
Таким образом, оценив доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение подлежит признанию недействительным в части доначисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В остальной части решение отделения Фонда заявителем не обжалуется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ понесенные по делу расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с отделения Фонда в пользу заявителя в сумме 2 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 167-170, 198, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решение Государственного учреждения‑Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.04.2014 № 376 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления страховых взносов на выплаты, связанные с предоставлением дополнительных оплачиваемых выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, в сумме 6312,83 руб.
Обязать Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Пермский краевой госпиталь для ветеранов войн» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2000 (Две тысячи) рублей.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Судья А.Е. Алексеев