ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-9150/07 от 09.11.2007 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Пермь

9 ноября 2007 года Дело № А50-9150/2007-А16

Резолютивная часть решения объявлена судом 8ноября 2007 г., решение в полном объеме изготовлено 9 ноября 2007 г.

Арбитражный суд Пермского края в составе: судьи: Кетовой А.В.

При ведении протокола судебного заседания судьей Кетовой А.В.

Рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО Пермский завод "Машиностроитель"

к ИФНС РФ по Мотовилихинскому району г. Перми

при участии 3-х лиц администрации г.Перми, Правительства Пермского края

о признании недействительным ненормативного акта

от заявителя – Балчугова Л.И. доверенность от 2.07.2007г. паспорт ;

от ответчика –Виниченко Е.В. доверенность от 12.01.2005г. паспорт; Торопицын С.В. доверенность от 10.08.2007г., удостоверение

третьи лица: Правительство Пермского края: Микова С.А. доверенность от 12.10.2007г., паспорт

администрация г.Перми- Седусова И.А. доверенность от 14.03.2007г.,паспорт

ОАО Пермский завод "Машиностроитель" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным письма ИФНС РФ по Мотовилихинскому району г. Перми №09-26/9366 от 28.06.2007г. и обязании ИФНС РФ по Мотовилихинскому району г. Перми устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о реструктуризации задолженности по НДФЛ в сумме 54 171 713,80 руб. и пени в сумме 13 561 799,04 руб. , как противоречащее нормам НК РФ, закону РФ от 21.03.1991г. № 943-1 «О налоговых органах», постановлению Правительства Пермского края № 34-п от 19.03.2007г., постановлению администрации г.Перми № 213 от 9.06.2007г. ( с учетом уточнения иска в пор. ст.49 АПК РФ в судебном заседании от 8.11.2007г.). Не согласившись с указанным ненормативным актом налогового органа заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Ответчик заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что НДФЛ не является источником доходной части федерального бюджета, а потому у налогового органа отсутствуют полномочия на принятие решений о реструктуризации задолженности на основании постановлений, вынесенных местными органами самоуправления, оспариваемый ненормативный акт является законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил:

Согласно государственной регистрации , произведенной 29.07.2007г., Заявитель является правопреемником ФГУП Пермский завод «Машиностроитель»

ФГУП Пермский завод «Машиностроитель» было включено в Перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства РФ N 22-Р от 09.01.2004.

Постановлением Правительства РФ N 693 от 15.11.2006 предприятию разрешена реструктуризация задолженности по обязательным платежам перед федеральным бюджетом и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 г. № 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, предусматривающий условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц.

Однако постановлением Правительства РФ № 693 задолженность по налогу на доходы физических лиц, начисленным пеням и штрафам не была включена в состав реструктурированной задолженности. Согласно п.16 постановления Правительства РФ № 328-18 от 28.05.2007г. ( гриф постановления- «конфиденциально») органам исполнительной власти субьектов РФ и органам местного самоуправления « рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности организаций перед бюджетами субьектов РФ и местными бюджетами одновременно с осуществлением реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами».

В соответствии с п.1 ст. 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Под реструктуризацией понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств заменой их иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств (ст.105 БК РФ).

В соответствии со ст.13 Налогового Кодекса РФ(далее НК РФ) НДФЛ относится к федеральным налогам, согласно ст. 56, 61.2 Бюджетного кодекса РФ налог на доходы физических лиц зачисляется в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов городских округов.

Согласно нормам п. 5 ст. 59 и ст. 64 Бюджетного кодекса РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе предоставлять отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Исходя из анализа приведенных норм и положений, регулирующих порядок предоставления реструктуризации по федеральным и иным видам налогов, суд полагает, что по своей сути соглашение о реструктуризации налогов является видом досудебной примирительной процедуры, где правоотношения складываются в рамках бюджетных и гражданских правоотношений в части, не противоречащей бюджетным (что следует из Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 15242/04).

Постановлением Правительства Пермского края от 19.03.2007 N 34-П "О реструктуризации задолженности ФГУП "Пермский завод Машиностроитель»" по налогам, начисленным пеням и штрафам перед бюджетом Пермского края", принятым в соответствии с Законом Пермского края от 12.12.2006 N 35-КЗ "О бюджете Пермского края на 2007 год" предприятию разрешена реструктуризация задолженности перед бюджетом Пермского края по налогу на доходы физических лиц, начисленным пеням и штрафам по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности, но не более размера задолженности по состоянию на 1 января 2005 г., исчисленной по данным учета налоговых органов.

Руководствуясь вышепоименованными Постановлением Правительства РФ N 693 от 15.11.2006, Постановлением Правительства Пермского края N 34-П от 19.03.2007, решением Пермской городской Думы N 137 от 29.05.2007 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед городским бюджетом", администрацией г. Перми принято Постановление N 213 от 09.06.2007 "О реструктуризации задолженности ФГУП "Пермский завод «Машиностроитель" по налогам, начисленным пеням и штрафам перед бюджетом г. Перми, которым предприятию разрешена реструктуризация задолженности перед бюджетом города Перми на налогу на доходы физических лиц, начисленным пеням и штрафам по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности, но не более размера задолженности по состоянию на 1 января 2005 г., исчисленной по данным учета налоговых органов.

Выполняя определение суда стороны совместным актом сверки от зафиксировали размер задолженности по НДФЛ в сумме 54 171 713,80 руб. и пени , которые составили 20 267 001,38 руб. (л.д.133-140).

Налоговый орган свой отказ мотивировал отсутствием полномочий на принятие решения о реструктуризации, между тем , как следует из судебных актов по делу № №А50-5890/2007-А8 решение о реструктуризации было принято Правительством Пермского края и администрацией г.Перми , заявителю разрешена реструктуризация, данные обстоятельства в пор. ст.69 АПК РФ не подлежат доказыванию вновь.

Кроме того, как следует из мотивировочной части постановления Семнадцатого апелляционного суда от 19.04.2007г. по делу №А50-21321/2006-А8 (л.д.50) задолженность по НДФЛ необоснованно не была включена в принятое решение налоговым органом о реструктуризации.

В соответствии со ст. 3 закона РФ от 21.03.1991г. № 943-1»О налоговых органах». Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Согласно ст. 6 вышеуказанного закона главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из анализа вышеуказанных норм, а также положений ст.ст.п.4 ст.21, 31, 32,33 НК РФ суд полагает, что налоговый орган, выполняя возложенные на него функции, должен был принять участие в процессе осуществления реструктуризации, поскольку только он обладает точными данными о состоянии задолженности по налогу и пени.

Суд полагает, что мотивировав отказ отсутствием полномочий, налоговый орган не указал заявителю способ реализации его права , в результате чего реструктуризация не произведена , пени на задолженность по налогу продолжают начисляться, что налоговым органом не оспорено, что нарушает права и законные интересы заявителя.

Доводы налогового органа о превышении полномочий администрацией г.Перми и правительством Пермского края принятием решений о реструктуризации судом исследованы и отклонены в силу неверного толкования ответчиком норм материального права.

Учитывая, что правовые последствия принятия оспариваемого письма таковы, что лишают заявителя возможности воспользоваться правом на реструктуризацию налоговых обязательств по НДФЛ в заявленном обьеме, суд полагает, что данное письмо нарушает права и законные интересы заявителя.

Следовательно, позиция налогового органа, изложенная в оспариваемом ненормативном акте не обоснованна, а потому оспариваемое письмо № 09-26/9366 подлежит отмене.

Вместе с тем, суд отмечает, что в силу под.3 п.4 ст.201 АПК РФ суд не вправе обязать налоговый орган принять указанный заявителем способ устранения нарушенного права путем возложения обязанности на налоговый орган принятия решения о реструктуризации, поскольку право выбора способа определяет сам налоговый орган.

Уплаченная заявителем по платежному поручению №2 от 04.07.2007г. госпошлина подлежит взысканию с налогового органа в пор. ст.110АПК РФ .

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 201 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

1. Заявленные требования удовлетворить .

2. Признать незаконным ненормативный акт ИФНС РФ по Мотовилихинскому району г. Перми, выраженный в форме письма № 09-26/9366 от 28.06.2007 г.о как не соответствующее НК РФ.

Обязать налоговый орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя - ОАО Пермский завод «Машиностроитель».

Госпошлину в размере 2000 руб. взыскать с налогового органа. Выдать справку на возврат после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Пермского края в течение месяца с момента вынесения решения в полном обьеме.

Судья: А.В.Кетова