ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-9274/11 от 06.07.2011 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

12 июля 2011 г. № дела А50-9274/2011

Резолютивная часть решения оглашена 06.07.2011 г., полный текст решения изготовлен 12.07.2011 г.

Арбитражный суд Пермского края в составе: судьи Цыреновой Е.Б.,

при ведении протокола заседания помощником судьи Нефедовой Ю.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции государственного строительного надзора Пермского края (ОГРН 1025900529940 ИНН 5902291332)

к ответчику Государственному краевому учреждению «Управление капитального строительства Пермского края» (ОГРН 1105902000885 ИНН 5902293717)

о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: Шаламова О. В., представитель по доверенности

от ответчика: Котова К. А., представитель по доверенности

Инспекция государственного строительного надзора Пермского края обратилась с заявлением о привлечении ГКУ «Управление капитального строительства Пермского края» к административной ответственности в соответствии с частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ, Кодекс), мотивируя требования результатами проверки, выявившей невыполнение в установленный срок законного предписания Инспекции государственного строительного надзора Пермского края № 4с-061 от 18.03.2011 г.

В судебном заседании представитель Инспекции заявленные требования поддержал, просит привлечь учреждение к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

Представитель ответчика не согласен с заявленными требованиями заявления, вину в совершении правонарушения не признает.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил.

Как следует из материалов дела, в период с 03.05.2011 по 06.05.2011 г. Инспекцией государственного строительного надзора Пермского края на основании окончания срока исполнения предписания № 4с-061 от 18.03.2011 г. была проведена проверка объекта капитального строительства «Краевой перинатальный центр», расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Ленинский район, ул. Маршала Жукова, д. 33.

При проведении плановой проверки на основании извещения о сроках завершения работ (от 04.03.2011 № СЭД - 43-09-04.1-54) по этапу строительства, объекта Краевой перинатальный центр г. Пермь, расположенный по адресу г. Пермь, ул. Маршала Жукова, 33 было установлено, нарушение требований п.п. 3.2., 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», ч. 1 ст. 16, ч. 1, ч.З ст. 14 Федерального закона от 04.05.199 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; ч.З ст.37, ч.4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 10, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 10, ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно на строительной площадке отсутствуют специально оборудованные места для временного хранения бытовых и строительных отходов, допускается сброс отходов (строительный, бытовой мусор) на почву.

ГКУ «УКС Пермского края» не представлены следующие документы: разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, утвержденные паспорта на опасные отходы, лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов или договоры с лицензированными организациями на сбор, транспортировку и приемку образующихся в ходе строительства отходов, документы, подтверждающие своевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (копии платежных поручений, расчет суммы платы за размещение отходов производства потребления, образующихся в процессе строительства, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу).

По результатам проверки составлен акт от 18.03.2011 г. № 4с-158 и выдано предписание от 18.03.2011 г. N 4 с-061 с установлением срока предписания 21.04.2011 г.

Предписанием от 18.03.2011 № 4с - 061 Инспекция обязала ГКУ «Управление капитального строительства Пермского края» устранить нарушения, указанные в акте проверки от 18.03.2011 г. № 4с-158.

При проведении проверки исполнения предписания от 18.03.2011 № 4с- 061 в части устранения нарушений в срок до 21.04.2011 установлено, ГКУ «Управление капитального строительства Пермского края» не выполнило в установленный срок законное предписание уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а именно: нарушения, указанные в п.п. 1,2 акта проверки от 18.03.2011 № 4с-158 не устранены, места для временного хранения бытовых строительных отходов не оборудованы, допускается сброс мусора непосредственно на почву, необходимые документы по охране окружающей среды не представлены.

Факт невыполнения требований предписания зафиксирован в акте проверки от 06.05.2011 № 4с-244.

Документы, подтверждающие устранения нарушений в срок до 21.04.2011 в адрес Инспекции не представлены.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении N 4с-245 от 06.05.2011 г., в котором действия учреждения квалифицированны по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

Полагая, что учреждением совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, заявитель в соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ГКУ «Управление капитального строительства Пермского края» к административной ответственности по данной статье.

Исследовав в соответствии со ст.ст. 65, 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно 37 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В соответствии со статьей 1 данного Закона негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Пунктом 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

В соответствии с 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 г. N 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в РФ.

Из материалов дела следует, что предписание N 4с-061 от 18.03.2011 г., вынесенное Инспекцией по результатам проверки, проведенной в марте 2011 года, учреждением не исполнено, а именно являясь застройщиком объекта капитального строительства «Краевой перинатальный центр», расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Ленинский район, ул. Маршала Жукова, д. 33 в соответствии с договором аренды земельного участка для строительства от 09.07.2009 № 017-09л и распоряжением от 03.07.2009 № 1215-3 в ИГСН Пермского края в установленный предписанием срок не представило разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения; утвержденные паспорта на опасные отходы; лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов или договоры с лицензированными организациями на сбор, транспортировку и приемку образующихся в ходе строительства отходов; документы, подтверждающие своевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (копии платежных поручений, расчет суммы платы за размещение отходов производства потребления, образующихся в процессе строительства, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу).

Так, 06.05.2011 г. - Инспекцией было установлено, что учреждением на территории строительной площадки продолжаются работы по строительству Краевого перинатального центра, в инспекцию запрашиваемые документы не представлены, что отражено в акте от 06.05.2011 г. № 4с-244 (л.д. 18).

Согласно ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Исходя из ч. 5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган.

Такие обстоятельства по настоящему делу административным органом доказаны.

Частью 1 ст.1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.2 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом умышленно или по неосторожности не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В судебном заседании представитель ответчика заявил довод о том что, по его мнению, ответственность за выявленные нарушения несет ОАО «Пермдорстрой», на котором согласно государственному контракту от 05.11.2009 г. № 9/2008-078 возложена, как на Подрядчика, обязанность по обеспечению выполнения всех необходимых мероприятий по охране окружающей среды. В материалы дела были представлены государственный контракт от 05.11.2009 г. № 9/2008-078, письма ГКУ «Управление капитального строительства Пермского края» от 20.05.2011 № 01-10/795, от 31.05.2011 № 01-10/847 направленные в адрес ОАО «Пермдорстрой» с обращениями об оборудовании места для хранения мусора, об устранении последним нарушений предписания ИГСН Пермского края. В связи с изложенным, представитель учреждения считает, что последним были предприняты меры по устранению выявленных нарушений.

Проанализировав имеющиеся доказательства в материалах дела, арбитражный суд пришел к выводу о том, что в нарушение требований ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ ГКУ «Управление капитального строительства Пермского края» имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 6 ст. 19.5. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, своевременно не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению. Принятие мер по устранению нарушений, а именно обращение в адрес подрядчика ОАО «Пермдорстрой» с письмами от 20.05.2011 № 01-10/795, от 31.05.2011 № 01-10/847 было осуществлено учреждением уже после проведения проверки, т. е. после истечения срока, установленного предписанием – 21.04.2011, требования инспекции учреждением выполнены не были. Кроме того, суд считает, что поскольку ГКУ «Управление капитального строительства Пермского края» является застройщиком указанного объекта капитального строительства, следовательно, на нем лежит ответственность за выполнение соответствующих требований нормативных документов. В связи с изложенным, доводы учреждения об отсутствии вины в совершении вменяемого правонарушения судом отклоняются.

Поскольку факт совершения ГКУ «Управление капитального строительства Пермского края» административного правонарушения административным органом доказан, требование заявителя о привлечении учреждения к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5. КоАП РФ подлежит удовлетворению.

Обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, судом не установлено. Срок привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.

При указанных обстоятельствах заявленное требование административного органа о привлечении ГКУ «Управление капитального строительства Пермского края» к административной ответственности подлежит удовлетворению. При наложении административного взыскания суд учитывает наличие смягчающих ответственность обстоятельств (привлечение впервые) и устанавливает штраф в минимальном размере, установленном ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, – то есть 50 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 168-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Привлечь Государственное краевое учреждение «Управление капитального строительства Пермского края» (местонахождение г. Пермь, ул. Ленина, 64, ИНН 5902293717) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб. (пятьдесят тысяч рублей).

Реквизиты для зачисления административного штрафа: ИНН 5902291332, КПП 590201001, ОКАТО 57401000000, получатель: УФК по Пермскому краю (Инспекция государственного строительного надзора Пермского края), банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю, г.Пермь, расчетный счет 401 018 107 000 000 100 03, БИК 045773001, КБК 804 1 16 900 40 04 0000 140.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.

Судья Цыренова Е. Б.