АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ
614068 г. Пермь, ул. Екатерининская, 177
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
05 сентября 2013 года Дело № А50-9349/2013
Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 05 сентября 2013 года
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Трефиловой Е.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Окуловой И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Государственному учреждению – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным ненормативного акта
третье лицо: Избирательная комиссия Пермского края
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 20.05.2013г., предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 01.10.2012г., предъявлен паспорт;
от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом, ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя
Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае (далее – заявитель, Региональное отделение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – заинтересованное лицо, Фонд) от 28.02.2013г. №1920сч/73/2753 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В обоснование требований заявитель ссылается на необоснованное применение Фондом при принятии оспариваемого решения положений Закона № 212-ФЗ, поскольку открытый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае» счет не является расчетным счетом Регионального отделения, а имеет особый юридический статус - специальный избирательный счет, регулируемый нормами избирательного законодательства.
Заинтересованное лицо с требованиями заявителя не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление, ссылаясь на правомерность привлечения Регионального отделения к ответственности, предусмотренной статьей 46.1 Закона № 212-ФЗ, поскольку специальный избирательный счет является счетом в банке, открытым на основании договора банковского счета, на который зачисляются и с которого расходуются денежные средства, являющиеся избирательным фондом избирательного объединения (л.д.109-113).
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае зарегистрировано в органе контроля за уплатой страховых взносов в качестве страхователя 17.06.2006г. с присвоением регистрационного номера 5900732753.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в Фонд 29.10.2012г. в электронной форме сообщения об открытии заявителем 24.10.2012г. счета № 40704810749540000004 и поступившего 19.12.2012г. сообщения о закрытии заявителем 13.12.2012г. указанного счета органом контроля за уплатой страховых взносов в отношении Регионального отделения проведена камеральная проверка своевременности представления плательщиком страховых взносов в Фонд информации об открытии (закрытии) счетов в банке, по итогах которой было выявлено, что Региональное отделение в установленный законом срок не представило в отделение Фонда информацию об открытии счета №40704810749540000004 в Западно-Уральском банке ОАО «Сбербанк России» г. Пермь, а также информацию о закрытии указанного счета.
Указанные нарушения нашли отражение в акте камеральной проверки от 16.01.2013г. № 1920сч/73/2753 (л.д.10-11).
По результатам рассмотрения акта камеральной проверки и письменных возражений заявителя от 30.01.2013г. на акт проверки Фондом вынесено решение от 28.02.2013г. № 1920сч/73/2753, которым Региональное отделение привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 46.1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) за непредставление в установленный срок информации об открытии, закрытии счета в банке в виде штрафа в размере 10 000 руб. (л.д.14-15).
Региональное отделение, не согласившись с решением Фонда, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 9, 65, 71 АПК РФ, арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона № 212-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
На основании пп. 1 п. 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии (закрытии) счетов в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
В силу ст. 46.1 Закона № 212-ФЗ нарушение плательщиком страховых взносов установленного настоящим Федеральным законом срока предоставления в орган контроля за уплатой страховых взносов информации об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
Судом установлено, что политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ является юридическим лицом, общественным объединением, созданным в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае является структурным подразделением политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.
Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ действует на основании Устава политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ (л.д.28-103).
Согласно Уставу Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ действует в соответствии с законодательством Российской Федерации о политических партиях.
На основании п. 2 ст. 29 Федерального закона от 11.07.2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях» денежные средства политической партии размещаются на счетах в кредитных организациях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения вправе иметь только по одному расчетному счету.
Из материалов дела следует, что Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае как юридическое лицо имеет один расчетный счет № <***> в Западно-Уральском банке ОАО «Сбербанк России» г. Пермь, о чем свидетельствует договор банковского счета от 31.08.2006г. № 6345 (л.д.126-131).
В период проведения избирательной кампания политическое общественное объединение Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае приобретает статус избирательного объединения, деятельность которого регулируется нормами избирательного законодательства, в частности положениями Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).
Так, согласно статье 2 Федерального закона № 67-ФЗ избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
В силу п. 1 ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.
В соответствии с п. 11 ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа, территории проведения референдума.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 11.12.2009г. № 32/08 утвержден Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов избирательных фондов кандидатов, выдвинутых по одномандатному и (или) многомандатному избирательному округу, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов по единому избирательному округу, при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае.
Согласно пункту 1.2. указанного Порядка избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов по единому избирательному округу, обязано на основании договора банковского счета открыть в филиале Сбербанка России (банка), определенном избирательной комиссией, организующей выборы, специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда на основании решения избирательной комиссии муниципального образования о разрешении на открытие специального избирательного счета, принятого в течение трех дней после заверения ею выдвинутого этим избирательным объединением единого списка кандидатов и регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам, но до представления в избирательную комиссию, организующую выборы, документов для регистрации единого списка кандидатов в депутаты, выдвинутого по единому избирательному округу.
Во исполнение вышеперечисленных норм заявителем на период проведения избирательной кампании в Западно-Уральском банке ОАО «Сбербанк России» г. Перми был открыт счет № 40704810749540000004 по договору специального избирательного счета избирательного объединения от 24.10.2012г. № 6897/0000/0011.
Понятие счета, используемое в Законе № 212-ФЗ, включает в себя расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (п. 6 ст. 2 Закона № 212-ФЗ).
Тогда как специальный избирательный счет не обладает признаками счета в понимании Закона № 212-ФЗ, поскольку имеет особый правовой статус, целью его открытия является формирование избирательного фонда избирательного объединения, денежные средства, находящиеся на нем, имеют строго целевое назначение, установленное Федеральным законом №67-ФЗ, плата за услуги банка по открытию специального избирательного счета и проведению операций по нему не взимается.
Особая природа специального избирательного счета подтверждается также положениями п. 8 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, согласно которым суммы, выплачиваемые из средств избирательных фондов избирательных объединений, не подлежат обложению страховыми взносами.
Таким образом, счет № 40704810749540000004 не соответствует понятию счета, содержащегося в п. 6 ст. 2 Закона № 212-ФЗ, следовательно, положения Закона № 212-ФЗ в рассматриваемом случае применению не подлежат.
Судом также отмечается, что действующим законодательством, регулирующим деятельность политических партий в Российской Федерации, не установлена обязанность избирательного объединения по предоставлению в орган контроля за уплатой страховых взносов информации об открытии (закрытии) специального избирательного счета в банке.
Соответственно, правовые основания для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 46.1 Закона № 212-ФЗ, у Фонда в рассматриваемом случае отсутствовали.
С учетом изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению, оспариваемое решение - признанию недействительным.
На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с заинтересованного лица.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л :
Требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Государственного учреждения – Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 28.02.2013г. № 1920сч/73/2753 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах как несоответствующее законодательству об обязательном социальном страховании.
Обязать Государственное учреждение – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Государственного учреждения – Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по государственной пошлине в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Е.М. Трефилова