ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-9621/12 от 19.11.2012 АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

614068 г. Пермь, ул. Екатерининская, 177

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

«26» ноября 2012 года дело № А50-9621/2012

Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2012 года. Полный текст решения изготовлен 26 ноября 2012 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Трефиловой Е.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Окуловой И. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Комфорт»

к Управлению жилищных отношений администрации города Перми

о признании незаконными действий

третьи лица: 1). Комитет социальной защиты населения администрации города Перми, 2). Администрация Свердловского района города Перми

при участии:

от заявителя – Черенева В. В., доверенность от 01.09.2012 № 18, предъявлен паспорт;

от заинтересованного лица – Первунинская О. Н., доверенность от 10.01.2012, предъявлено удостоверение;

от третьих лиц: 1). Тиунова А. В., доверенность от 10.10.2012 № 10, предъявлен паспорт; 2). Арутюнян В. А., доверенность от 10.01.2012, предъявлено удостоверение.

Общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Комфорт» (далее – заявитель, Общество, ООО «УК «Гарант – Комфорт») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления жилищных отношений администрации города Перми (далее – заинтересованное лицо, Управление, УЖО администрации города Перми) об исключении из реестра непригодного для проживания и аварийного жилья в период с марта 2011 г. по май 2011 г. многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 57 (с учетом уточнения предмета требований в порядке ст. 49 АПК РФ).

Определением Арбитражного суда Пермского края по делу № А50-9621/2012 от 07.11.2012 г. с согласия заявителя из числа заинтересованных лиц исключена администрация Свердловского района города Перми.

Требование заявителя мотивировано тем, что по акту межведомственной комиссии при администрации города Перми № 2 от 15.05.2003 г. дом по ул. Куйбышева 57 в г. Перми отнесен к категории домов непригодных для постоянного проживания. Однако с марта 2011 г. УЖО администрации города Перми, обладающее функцией по ведению реестра многоквартирных домов, признанных непригодными для проживания граждан и имеющих высокий уровень физического износа, неправомерно исключило дом из указанного реестра, что привело к неполучению Обществом компенсации расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки жильцам дома в сумме 82 240 руб. 98 коп.

Управление требование заявителя не признает по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на правомерность оспариваемого решения, поскольку по акту от 15.05.2003 г. обследовался и признан непригодным только первый этаж многоквартирного дома по ул. Куйбышева, 57, состоящий из нежилых помещений. В связи с этим по результатам инвентаризации указанный дом с марта 2011 г. был исключен из реестра многоквартирных жилых домов, признанных непригодными для постоянного проживания граждан. Кроме того, Управлением указывается на нарушение Обществом срока на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Администрация Свердловского района г. Перми (далее – Администрация) с заявленными требованиями не согласна, считает требования не подлежащими удовлетворению, о чем представила письменный отзыв.

Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми (далее – Комитет) с требованиями Общества не согласен, представил письменный отзыв, сославшись на то, что дом по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 57 отражен в каждом из представленных Управлением за март - май 2011 г. реестре. В судебном заседании представитель Комитета пояснила, что компенсация расходов Общества, связанных с предоставлением мер социальной поддержки жильцам дома, в спорный период не могла быть представлена, поскольку по акту 2003 г. непригодными признаны помещения 1-го этажа, и только с мая 2011 г. жилые помещения второго и третьего этажей дома.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что Общество с 01.12.2010 г. осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 57.

Согласно акту межведомственной комиссии администрации Свердловского района г. Перми № 2 от 15.05.2003 г. помещения первого этажа общежития по адресу: ул. Куйбышева, 57 в г. Перми согласно требований Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного, муниципального и общественного жилищного фонда для проживания» отнесены к категории непригодных для постоянного проживания.

В связи с этим 03.02.2011 г. между Обществом (исполнитель по договору) и Комитетом (плательщик по договору) заключен договор СЭД-20-01-27-23 на предоставление мер социальной поддержки в виде уменьшения размера платы за жилое помещение.

Предметом настоящего договора является возмещение плательщиком исполнителю расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде уменьшения на 100% размера оплаты услуг по содержанию и ремонту жилого помещения в порядке и пределах платы, рассчитанной исходя из цен, утвержденных администрацией г. Перми, с учетом федеральных и региональных льгот нанимателям жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также собственникам жилых помещений, расположенных в жилых домах, относящихся к категории непригодных для проживания и аварийных (п. 1.1 договора).

В рамках настоящего договора исполнитель предоставляет меры социальной поддержки нанимателям жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также собственникам жилых помещений, расположенных в жилых домах, относящихся к категории непригодных для проживания и аварийных (п. 1.2 договора).

Возмещение расходов, указанных в пункте 1.1 настоящего договора, производится в соответствии с решением Пермской городской Думы от 26.03.1999 № 24 (п. 1.2 договора).

В соответствии с п. 3.1 договора Общество обязано предоставлять меры социальной поддержки категориям граждан, указанным в п. 1.2 настоящего договора, в размерах, указанных в п. 1.1 настоящего договора; представлять Комитету до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, расчет по форме, утвержденной Постановлением администрации города от 18.02.2009 № 65.

Срок действия договора определен с 01.12.2010 г. до 30.11.2011 г.

В целях соблюдения условий договора Обществом, начиная с декабря 2010 г. в адрес Комитета были направлены по установленной форме расчеты возмещения расходов за декабрь, январь, февраль, март, апрель, май 2011 г.

В период с марта по май 2011 г. компенсация расходов связанных с предоставлением Обществом мер социальной поддержки гражданам, в сумме 82 240 руб. 98 коп. Комитетом не была произведена по причине исключения Управлением жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 57 в указанный период из реестра непригодного для проживания и аварийного жилья.

Не согласившись с решением Управления об исключении из реестра непригодного для проживания и аварийного жилья в период с марта 2011 г. по май 2011 г. многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 57, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным

Оценив имеющие в деле доказательства по правилам, предусмотренными статьями 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), арбитражный суд полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для принятия арбитражным судом решения о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо установить в совокупности наличие двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с решением Пермской городской Думы от 26.03.1999 № 24 «Об утверждении Положения о порядке формирования и установления цен для населения на жилищные услуги и Методики расчета размера платы за жилищные услуги» нанимателям жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также собственникам жилых помещений, расположенных в жилых домах, относящихся к категории непригодных для проживания и аварийных, предоставляются меры социальной поддержки в виде уменьшения на 100% размера оплаты услуг по содержанию и ремонту жилого помещения в порядке и пределах платы, рассчитанной исходя из цен, утвержденных администрацией города Перми.

В соответствии с п. 3.4 Положения об управлении жилищных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 213, Управление в сфере переселения граждан из ветхого жилищного фонда выполняет функции по ведению реестра многоквартирных домов, признанных непригодными для проживания граждан и имеющих высокий уровень физического износа; формированию предложений о включении многоквартирных домов в перечень домов, подлежащих сносу за счет бюджетных средств.

Постановлением администрации города Перми от 06.04.2007 № 105 утвержден регламент взаимодействия управления жилищных отношений администрации города Перми с территориальными органами администрации города Перми по вопросам в сфере ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, приватизации жилищного фонда, обеспечения жилыми помещениями (далее – Регламент).

Согласно п. 3.1 данного Регламента Управление ведет реестр муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда (пп. 3.1.1); Администрации районов проводят обследование домов с целью определения их пригодности (непригодности) для постоянного проживания граждан в рамках работы межведомственных комиссий, созданных при Администрациях районов, направляют в Управление акты и заключения межведомственных комиссий о признании жилых помещений непригодными для проживания или аварийными и подлежащими сносу в течение одной недели после проведения межведомственной комиссии (пп. 3.1.2).

Согласно Порядку предоставления мер социальной поддержки в виде уменьшения размера оплаты услуг по содержанию и ремонту жилых помещений, расположенных в жилых домах, относящихся к категории непригодных для проживания и аварийных, и компенсации расходов, связанных с их предоставлением, утвержденному постановлением администрации города Перми от 18.02.2009 № 65, Управление ежегодно не позднее 20 февраля предоставляет в Комитет реестр непригодного для проживания и аварийного жилья по состоянию на 1 января текущего года и далее ежемесячно не позднее 5-го числа каждого месяца по состоянию на 1-е число, с указанием адреса жилого помещения, номера акта о непригодности? общей площади строений, основания включения в указанный реестр (регистрационный номер, дата приказа) – сведения об изменении в реестре (на электронном и бумажном носителях). Реестр должен быть пронумерован, заверен печатью и подписью начальника Управления.

По заключении межведомственной комиссии назначенной распоряжением об образовании межведомственной комиссии при администрации Свердловского района от 16.03.98 г. № 78, изложенному в акте № 2 от 15.05.2003 г., согласно требований «Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного муниципального и общественного жилищного фонда для проживания» отнесены к категории непригодных для постоянного проживания помещения первого этажа общежития по адресу: ул. Куйбышева, 57 в городе Перми (л.д. 8).

По получению Управлением указанного акта жилой дом (общежитие) по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 57, был внесен в реестр многоквартирных домов, признанных непригодными для постоянного проживания граждан (далее – Реестр).

Из представленных в материалы дела и направленных в адрес Комитета Реестров за февраль, март 2011 г. следует, что по состоянию на 01.03.2011 г. и на 01.04.2011 г. жилые помещения дома по адресу: ул. Куйбышева 57 отражены в Реестре по акту о непригодности от 15.05.2003 с указанием общей площади строения по техпаспорту - 2445,2 и площади для оказания мер социальной поддержки – 2445,2 на основании приказа № 8 от 03.04.2009.

В Реестрах за апрель и май 2011 г. указано, что по состоянию на 01.05.2011 г. и 01.06.2011 г. непригодным является 1 этаж дома по ул. Куйбышева 57. Площадь для оказания мер социальной поддержки по данному дому в реестрах не указана.

Данные изменения в Реестр последовали в связи со следующим.

02.02.2011 г. начальником Управления в целях оптимизации расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде уменьшения размера оплаты услуг по содержанию и ремонту жилых помещений, расположенных в жилых домах, относящихся к категории непригодных для проживания и аварийных, издан приказ № 11 об инвентаризации реестров многоквартирных жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для постоянного проживания граждан, и аварийных многоквартирных жилых домов.

Пункт 1.2 данного приказа указывал внести изменения в Реестр, вставив дополнительный столбец «площадь для оказания мер соц. Поддержки» с отражением результатов инвентаризации.

Приказом Управления от 01.03.2011 г. № 16 внесены изменения в Реестр многоквартирных жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для постоянного проживания граждан и аварийных многоквартирных жилых домов на 01.03.2009 по состоянию на 01.03.2011 г., в том числе исключен из Реестра многоквартирный жилой дом по ул. Куйбышева, 57. Основанием к исключению его из Реестра явилось то обстоятельство, что непригодными для проживания признаны нежилые помещения первого этажа.

Материалами дела, в том числе техническим паспортом на жилой дом по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 57 по состоянию на 20.07.1998 г., подтверждается и заявителем не оспаривается, что на первом этаже данного домовладения находятся нежилые помещения.

В расчетах возмещения расходов, возникающих в связи предоставлением мер социальной поддержки в виде уменьшения размера оплаты услуг по содержанию и ремонту жилых помещений, расположенных в жилых домах, относящихся к категории непригодных для проживания и аварийных, представленных заявителем в Комитет за спорный период получателями мер социальной поддержки указаны лица, жилые помещения которых находятся на втором и третьем этаже дома № 57 по ул. Куйбышева.

Однако жилые помещения второго и третьего этажей данного многоквартирного дома признаны непригодными для проживания по результатам обследования межведомственной комиссией только 19.05.2011 г., что подтверждается заключением № 9 и соответствующим актом обследования жилого дома.

С учетом изложенного и того, что согласно постановлению администрации г. Перми от 18.02.2009 № 65 порядок предоставления мер социальной поддержки распространяется только на жилые помещения многоквартирных домов, суд считает правомерным исключение Управлением из Реестра непригодного для проживания и аварийного жилья в период с марта 2011 г. по май 2011 г. многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 57.

Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением суду заявителем также не представлено.

При этом судом отмечается, что, несмотря, на отсутствие заключения и акта межведомственной комиссии о признании непригодными жилых помещений второго и третьего этажей дома по ул. Куйбышева, 57 до марта 2011 г. Обществу возмещались расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки в виде уменьшения размера оплаты услуг по содержанию и ремонту указанных жилых помещений.

Кроме того, заявителем пропущен предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обращение в суд с настоящим заявлением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований. С ходатайством о восстановлении процессуального срока с указанием уважительных причин его пропуска Общество не обратилось.

Из обстоятельств дела следует и заявителем не оспаривается тот факт, что о нарушении своих прав и законных интересов исключением жилого дома № 57 по ул. Куйбышева из Реестра организация узнала в мае 2011 г. В арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Управления Общество обратилось 17 мая 2012 г., т.е. по прошествии одного года.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований ООО «УК «Гарант-Комфорт» следует отказать.

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 198, 200- 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требования отказать.

Возвратить ООО «Управляющая компания «Гарант-Комфорт» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 11.05.2012г. № 141.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.

Судья Е.М. Трефилова