ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-9754/2018 от 28.05.2018 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь      

15 июня 2018 года                                                  Дело № А50-9754/2018

Резолютивная часть решения принята 28 мая 2018 года. Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2018 года.                                                

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон,
дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонного) (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Леспром плюс»
(ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании финансовых санкций за представление неполных, недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за отчетные периоды ноябрь, декабрь 2016 года
в размере 1 000 руб.

лица, участвующие в деле, о наличии возбужденного производства
и возможности представления в сроки, установленные в определении
о принятии заявления к производству, доказательств, дополнительных документов, извещены надлежащим образом в порядке статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения
о принятии заявления к производству заказным письмом с уведомлением,
а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонное) (далее – заявитель, фонд, Управление, Управление ПФР) обратилось
в Арбитражный суд Пермского края к обществу с ограниченной ответственностью «Леспром плюс» (далее – должник, Общество, страхователь) с заявлением о взыскании с Общества финансовых санкций
в сумме 1 000 рублей.

Исходя из заявленных Управлением ПФР требований, заявитель просит взыскать с должника финансовые санкции, примененные решениями
о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации
об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 08.08.2017 № 203S19170030007, от 08.08.2017     № 203S19170030008 (за представление должником неполных, недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М
за ноябрь, декабрь 2016 года) и не уплаченные по выставленным в адрес страхователя требованиям об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации
об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.09.2017 № 203S01170311235, от 11.09.2017
№ 203S01170311282 в общей сумме 1 000 рублей.

Требования заявителя мотивированы тем, что подлежащие уплате финансовые санкции (применены по части 3 статьи 17 Федерального закона
от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования», в редакции, действовавшей в спорный период (далее также – Закон № 27-ФЗ)),
до настоящего времени не погашены и подлежат взысканию в судебном порядке.

Должник отзыва на заявление фонда, документов, ходатайств в суд
не представил.

Рассмотрев дело в порядке упрощенного производства, без вызова лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит
к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Управлением ПФР по итогам предшествующего анализа отчетности должника по форме СЗВ-М
за ноябрь, декабрь 2016 года и расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год, направления в адрес страхователя уведомления от 21.04.2017 № 02-35/538
о выявленных расхождения, проведены проверки представленных Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (отменяющая) за ноябрь, декабрь 2016 года, в ходе которых установлено нарушение страхователем срока их представления: при сроке представления не позднее 18.05.2017 после получения от Управления уведомления от 21.04.2017 № 538, сведения фактически представлены 06.06.2017.

По факту выявления несоответствия сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованное лицо иной отчетности (по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год) страхователя, несоблюдением срока устранения расхождений по уведомлению фонда - сведения по форме СЗВ-М
(тип «отменяющая») за ноябрь, декабрь 2016 года представлены - 06.06.2017, при сроке представления для целей устранения нарушений 18.05.2017 должностным лицом Управления ПФР 04.07.2017 составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 203S18170024440,                                 № 203S18170024441, фиксирующие выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

По результатам рассмотрения составленных актов от 04.07.2017
№ 203S18170024440, № 203S18170024441 и иных документов, уполномоченным должностным лицом Управления ПФР вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 08.08.2017 №203S19170030007, от 08.08.2017 №203S19170030008, которым заявитель привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в общем размере 1 000 руб. (назначена санкция 500 руб. каждым из решений фонда; л.д.13-13оборот, 17-17оборот)). Решения направлены страхователю 09.08.2017 заказным почтовым отправлением.

Требованиями Управления ПФР от 11.09.2017 № 203S01170311235,
от 11.09.2017 № 203S01170311282, направленными заказным почтовым отправлением 13.09.2017, страхователю предложено уплатить указанную сумму штрафа в срок до 29.09.2017 (л.д.14-14оборот, 18-18оборот).

Поскольку в установленный требованиями срок задолженность
по финансовым санкциям не уплачена, при этом частью 17 статьи 17 Закона
№ 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций
по требованию фонда взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации
в судебном порядке, Управление ПФР обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с Общества финансовых санкций
в указанной сумме.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ полагает, что требования заявителя удовлетворению
не подлежат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации», статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» должник является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьям 8, 11 Федерального закона
от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Как установлено статьей 5 Закона № 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее
15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера,
на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В ранее действующей до 01.01.2017 редакции пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ на страхователя возлагалась обязанность по ежемесячному представлению в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) указанных сведений не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем).

Применительно к части 4 статьи 215 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. Частью 6
статьи 215 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Как следует из материалов дела, должностным лицом Управления ПФР проведен сопоставительный анализ представленных Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь, декабрь 2016 года и показателей расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год, по итогам которого установлены расхождения сведений указанных форм отчетности: отчеты по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь, декабрь 2016 года представлены заявителем с отражением сведений о ФИО1 как застрахованном лице, тогда как сведения об указанном лице с указанием периода стажа не отражены в разделе 6 отчетов по форме РСВ-1 ПФР
за 2016 год.

В связи с выявленными нарушениями в адрес страхователя заказным почтовым отправлением направлено уведомление от 21.04.2017 № 02-35/538 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и информации, имеющейся у Управления ПФР,
в течение пяти дней со дня получения страхователем этого уведомления.

Обществом 06.06.2017 в фонд представлены отчеты по форме СЗВ-М за ноябрь, декабрь 2016 года с кодом «отмн» в отношении указанного лица – ФИО1.

Должностным лицом Управлением ПФР проведены проверки представленных Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (отменяющая)
за ноябрь, декабрь 2016 года, в ходе которых установлены нарушения страхователем срока их представления: при сроке представления не позднее 18.05.2017 после получения от Управления уведомления от 21.04.2017
02-35/538, сведения фактически представлены 06.06.2017.

По факту выявления несоответствия сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованного лица иной отчетности страхователя (расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год), несоблюдения срока устранения расхождений по уведомлению фонда - сведения по форме СЗВ-М (тип «отменяющая») за ноябрь, декабрь 2016 года представлены - 06.06.2017, при исчисленном Управлением ПФР сроке представления для целей устранения нарушений - 18.05.2017, должностным лицом Управления ПФР 04.07.2017 составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 203S18170024440, № 203S18170024441, фиксирующие выявленные нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

По результатам рассмотрения составленных актов от 04.07.2017
№ 203S18170024440, № 203S18170024441 и иных документов, уполномоченным должностным лицом Управления ПФР вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 08.08.2017 №203S19170030007, №203S19170030008, каждым из которых должник привлечен
к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа
в размере 500 руб. (л.д.13-13оборот, 17-17 оборот). Решения направлены страхователю 09.08.2017 заказным почтовым отправлением.

Требованиями Управления ПФР от 11.09.2017 № 203S01170311235, от  11.09.2017 № 203S01170311282, направленными заказным почтовым отправлением 21.09.2017, страхователю предложено уплатить указанные суммы штрафа в срок до 13.09.2017 (л.д.14-14оборот, 18-18оборот, 29).

Поскольку в установленный требованием срок задолженность
по финансовой санкции не уплачена, при этом частью 17 статьи 17 Закона
№ 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций
по требованию фонда взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации
в судебном порядке, Управление ПФР обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с Общества финансовых санкций
в указанной сумме.

Управлением ПФР соблюден установленный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании финансовых санкций и срок обращения
в арбитражный суд с требованиями о взыскании с Общества финансовых санкций (части 15, 16, 17 статьи 17 Закона № 27 (в редакции, действующей
с 01.01.2017), статьи 213, 214 АПК РФ).

Применительно к части 4 статьи 215 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. Частью 6
статьи 215 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее
15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии
у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения представляются по форме СЗВ-М «Сведения
о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п.

В поле «Тип формы» отчета по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации
от 01.02.2016 № 83п, предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн»: - код «исхд» (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период; - код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; - код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения
о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Обязанность по представлению страхователями названной отчетности
в территориальные органы ПФР введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 01.04.2016 (статья 2, часть 2 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ).

Из материалов дела и содержания решений фонда от 08.08.2017 следует, что сведения по форме СЗВ-М с кодом «исхд» (исходная форма)
за ноябрь, декабрь 2016 года как отчетные периоды в представлены
в пределах нормативно предусмотренного срока.

Впоследствии, Обществом в фонд представлены 06.06.2017 формы СЗВ-М за ноябрь, декабрь 2016 года с кодом «отмн» (отменяющая форма)
в отношении 1 застрахованного лица - ФИО1.

Приведенные обстоятельства явились основанием для вынесения фондом решений от 08.08.2017, в которых отражено, что должником нарушен срок представления за отмеченные отчетные периоды 2016 года формы СЗВ-М с кодом «отмн» (отменяющая форма) в отношении
1 застрахованного лица, в мотивировочной части решений от 08.08.2017 указано, что должником в установленный 5-дневный срок исправленные сведения за ноябрь, декабрь 2016 года не представлены, а в итоговой (резолютивной части) решений от 08.08.2017 при указании состава правонарушения отражено - неполнота и недостоверность.

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения
в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

Согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Представление направленных на устранение ошибок и несоответствий сведений предусмотрено пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н.

Для представления исправленных сведений в Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений
о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России
от 21.12.2016 № 766н, - в течение 5 рабочих дней; этот срок который исчисляется со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений. Исходя из пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Исходя из конструкции нормы статьи 17 Закона № 27-ФЗ срок,
в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.

Порядок оформления результатов проверки, проведенной органом контроля за уплатой страховых взносов, ранее нормативно регламентировался статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ
«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов: 1) устанавливал, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
2) устанавливал, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
3) устанавливал, имеются ли основания для привлечения лица
к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; 4) выявлял обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

При этом, исходя из требований части 9 статьи 39 Закона № 212-ФЗ,
в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагались обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой,
со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей этого Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. Также в решении о привлечении
к ответственности за совершение правонарушения подлежал указанию подлежащий уплате штраф.

На основании части 1 статьи 40 Закона № 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признавалось виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое этим Федеральным законом установлена ответственность.

Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных Законом № 212-ФЗ, осуществлялось органами контроля
за уплатой страховых взносов (часть 2 статьи 40 Закона № 212-ФЗ).

Ответственность за совершение правонарушений несли, в частности организации (часть 1 статьи 41 Закона № 212-ФЗ).

В силу части 1 статьи 42 Закона № 212-ФЗ виновным в совершении правонарушения признавалось лицо, совершившее противоправное деяние умышленно (часть 2 статьи 42 Закона № 212-ФЗ) или по неосторожности (часть 3 статьи 42 Закона № 212-ФЗ). Вина организации в совершении правонарушения определялась в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения (часть 4 статьи 42 Закона № 212-ФЗ).

С 01.01.2017 порядок рассмотрения материалы проверки и вынесения решения регламентируется Законом № 27-ФЗ, с учетом изменений внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

Кроме этого, арбитражный суд учитывает, что с 01.01.2017 отношения, связанные исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, нормативно регламентируются
главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, что также предполагает применения положений глав 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений статей 101, 101.4, 106, 108, 110 Налогового кодекса Российской Федерации, привлекая Общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, Управление ПФР должно не только констатировать факт представления сведений
с расхождениями показателей, но и обязано определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе объективную сторону и виновность привлекаемого к ответственности лица (правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженные
в Постановлениях от 27.04.2001 № 7-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 14.07.2003 № 12-П).

Как следует из положений части 1 статьи 65, части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания санкций, возлагается на Управление ПФР.

Обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушения, устанавливаются в ходе проведения соответствующих мероприятий контроля, что предполагает обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств их подтверждающих.

В акте проверки фиксируется факт выявленного правонарушения и наличие в деянии лица события и признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения. Актом проверки, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения.

При рассмотрении материалов проверки и вынесении решения
о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, Управление ПФР должно не только констатировать факт
расхождения сведений в разных формах отчетности, обязанность по представлению которых возложена на страхователя, но и обязано установить событие правонарушения и определить все элементы состава данного правонарушения.

Привлекая Общество решениями от 08.08.2017 к ответственности
по статье 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафов в размере 1 000 рублей
(по 500 руб. за нарушения, установленные применительно к каждому из отчетных периодов - за ноябрь, декабрь 2016 года), Управление ПФР обязано было выяснить, установить и подтвердить, что - ФИО1 фактически не являлся в спорные отчетные периоды – за ноябрь, декабрь 2016 года застрахованным лицом, и у должника как страхователя не возникла обязанность в нормативно установленный срок представить в Управление ПФР предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения.

Выводы Управления ПФР о допущенных нарушениях, предопределившие привлечение Общества к ответственности, основаны на нарушение срока представление им отчетности с кодом «отмн» (отменяющая форма).

В указанных документах, наряду с выводами о нарушении срока представления сведений, содержатся ссылки на представление Обществом недостоверных сведений, без указания на то, в результате каких виновных действий страхователя представлены эти недостоверные сведения.

Заполнение формы отчетности с ошибками, без исследования причин,
в результате которых они были допущены, само по себе не свидетельствует
о противоправном характере действий страхователя.

Таким образом, исправление в установленном порядке ранее представленных страхователем в фонд сведений, как реализация правомочий страхователя, предусмотренных статьей 15 Закона № 27-ФЗ, само по себе
не может свидетельствовать о наличии состава правонарушения, в частности по критерию отсутствия признаков противоправности и виновности.

Констатация в решениях от 08.08.2017 нарушения без описания надлежащей объективной стороны правонарушения, установления виновных действий либо бездействия страхователя, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями)
и совершенным правонарушением, а также без установления наличия
у страхователя реальной возможности для соблюдения указанных норм,
в данном случае не является достаточным основанием для привлечения страхователя к публичной ответственности.

Состав нарушения фонду надлежало установить применительно
к нормативным требованиям в отношении сроков представления и реквизитов отчетности на момент первоначального представления отчетности с кодом «исхд», а не констатировать факт нарушения (надлежащего описания, установления которого из каждого решения
не усматривается) после представления страхователя отменяющей формы для исправления ранее направленных сведений.

Постановлением Пенсионного фонда Российской Федерации
от 23.11.2016 № 1058п утверждены формы документов, используемых
в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Приложением № 2 к указанному постановлению Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 № 1058п утверждена форма решения
о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором после слова «установил» указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства, реквизиты формы этого решения предопределяют указание в итоговой части решения части
и статьи Закона № 27-ФЗ по которой квалифицировано конкретное нарушение, допущенное привлекаемым к ответственности субъектом.

В решениях Управления ПФР о применении финансовых санкций
вообще не отражено по какой части статьи 17 Закона № 27-ФЗ квалифицированы вмененные Обществу правонарушения.

Поскольку действующим законодательством не предусмотрены сроки для представления отменяющих форм отчета, непредставление
в установленный статьей 17 Законом № 27-ФЗ и Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений
о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России
от 21.12.2016 № 766н, пятидневный срок корректирующей формы
не свидетельствует о наличии в действиях Общества состава правонарушения.

Следует учитывать, что Закон № 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений
о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России
от 21.12.2016 № 766н, не предусматривают ограничений по количеству подаваемых направляемых страхователей исправленных сведений
в территориальный орган внебюджетного фонда, не устанавливают ответственность за нарушение пятидневного срока представления скорректированных сведений о застрахованных лицах, исправление ранее представленных страхователем сведений не свидетельствует о превышении установленного срока предоставления отчетности.

На момент составления актов, фиксирующих нарушения, и вынесения фондом на их основе решений о привлечении к ответственности, имевшиеся ранее, с позиции фонда, противоречия, расхождения, устранены
в нормативно установленном порядке; возможное несоблюдение пятидневного срока исправления расхождений, не освобождает фонд
от обязанности по доказыванию нарушения на момент первоначального представления отчетности, и не образует самостоятельный состав правонарушения, за которое частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность.

Правоприменительные акты, влекущие публичную ответственность,
не могут основываться на расширительном толковании состава правонарушения, поскольку это является недопустимым с точки зрения соблюдения баланса частных и публичных интересов (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 06.03.2001 № 8651/00, от 05.03.2002 № 8445/01, от 09.07.2013
№ 1299/13, пункт 21 Информационного письма Президиума ВАС РФ
от 17.03.2003 № 71).

Исходя из пункта 21 Информационного письма Президиума ВАС РФ
от 17.03.2003 № 71, расширять сферу действия норм о публичной ответственности, в том числе по мотиву логичности и целесообразности такого расширения, недопустимо.

Фактически, по выводам фонда, сведения в отношении указанного 1 лица - представлены в Управление ПФР ошибочно и впоследствии
в установленном порядке допущенная неточность устранена.

Пункт 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусматривает обязанность страхователя ежемесячно представлять сведения не просто о каждом работающем у него лице, а именно о застрахованном лице, при этом часть 3
статьи 17 Закона № 27-ФЗ устанавливала применение финансовой санкции не за каждое лицо, по которому несвоевременно страхователем представлены сведения, либо неполные и (или) недостоверные сведения, а только
в отношении каждого застрахованного лица.

Часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ устанавливает ответственность
за несвоевременное представление страхователем сведений, либо неполных и (или) недостоверных сведений именно в отношении застрахованных лиц.

Таким образом, поскольку, в связи с представлением должником отменяющей формы отчетности, 1 физическое лицо применительно
к спорным отчетным периодам, по выводам фонда, застрахованным лицом
не являлось, то в рассматриваемом случае Общество не может быть привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Наряду с этим, арбитражный суд отмечает, что выводы фонда
о допущенных Обществом нарушениях предопределены выявленным расхождением отчетов по форме СЗВ-М (исходных форм), отражающих сведения о ФИО1 как застрахованном лице, и расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год, не содержащим сведения о ФИО1.

Исходя из статьи 1 Закона № 27-ФЗ, застрахованные лица - лица,
на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте, дающем в соответствии с законодательством Российской Федерации право на досрочное назначение страховой пенсии
по старости, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации» (далее также - Закон № 167-ФЗ).

Как определено пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ
и оказание услуг.

На основании разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащихся в письме от 13.07.2016 № ЛЧ-08-26/9856, если физические лица (в том числе руководитель организации, в случае когда он является ее единственным учредителем), состоят с данной организацией в трудовых отношениях, такие лица в целях Закона № 167-ФЗ относятся к работающим лицам.

Из разъяснений, приведенных в письмах Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.05.2016 № 08-22/6356, от 27.07.2016
№ ЛЧ-08-19/10581, а также в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846, руководитель организации, являющийся единственным участником (учредителем), относится к числу застрахованных лиц, отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанного лица (работающего на основании договора или без него) выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления в отношении этого лица отчетности по форме СЗВ-М.

Таким образом, страхователи обязаны представлять сведения по форме СЗВ-М на руководителей организаций, являющихся единственными участниками (учредителями).

Из представленной Управлением ПФР выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Общества (л.д.34-34оборот), а также сведений Единого государственного реестра юридических лиц, размещенных на сайте Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/) ФИО1 является единственным учредителем (участником) Общества и одновременного его руководителем.

Исходя из положений Закона № 27-ФЗ, Закона № 167-ФЗ, приведенных разъяснений в письмах Пенсионного фонда Российской Федерации
от 06.05.2016 № 08-22/6356, от 27.07.2016 № ЛЧ-08-19/10581, а также
в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846, Обществу следовало представить форму СЗВ-М за отмеченные отчетные периоды 2016 года в отношении
ФИО1 как руководителя и единственного участника (учредителя) Общества, признаваемого застрахованным лицом.

Учитывая, что привлечение страхователя к ответственности, наложение на него штрафов в размере 1 000 руб. признано судом неправомерным, несмотря на то, что порядок привлечения страхователя
к ответственности Управлением ПФР соблюден, требования фонда
о взыскании с Общества как должника финансовых санкций являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, требования Управления ПФР о взыскании с должника финансовых санкций в сумме 1 000 руб. удовлетворению
не подлежат, в удовлетворении заявленных Управлением ПФР требований следует отказать.

При недоказанности оснований для взыскания финансовых санкций иные обстоятельства, в частности соблюдение Управлением ПФР срока взыскания санкций самостоятельного правового значения для рассмотрения спора по существу не имеют.

В силу статьи 112, части 2 статьи 168 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят
из государственной пошлины и судебных издержек, связанных
с рассмотрением дела арбитражным судом. На основании части 1
статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими
в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с положениями части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты. При этом отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации). Соответствующий правовой подход отражен в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел
в арбитражных судах».

При таких обстоятельствах, поскольку требования фонда, освобожденного при обращении в арбитражный суд от уплаты государственной пошлины (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), признаны судом не подлежащими удовлетворению, государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела в бюджет с должника взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березники Пермского края (межрайонным) (ОГРН <***>, ИНН <***>) требований отказать.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок,
не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на официальном сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет: www.17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                В.В. Самаркин