Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
06 июня 2017 года Дело № А50-9978/2017
Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 06 июня 2017 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Завадской Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудриной Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Управлению государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения допуска № 59.13-доп. от 03.03.2017,
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 01.05.2017, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 04.04.2017, предъявлено служебное удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения допуска № 59.13-доп. от 03.03.20017.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивает по основаниям, изложенным в заявлении, просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица против требований возражает, представил в материалы дела письменный отзыв и дополнительные документы.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
02 февраля 2017 года заявитель обратилась в Управление с заявлением о выдаче удостоверения допуска российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам сроком на 5 лет.
Начальником управления с целью оценки соответствия перевозчика требованиям допуска к международным автомобильным перевозкам издано распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой документарной проверки индивидуального предпринимателя 03 февраля 2017 года № 97.
В результате проверки выявлено несоблюдение заявителем условий допуска к международным автомобильным перевозкам, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2001 № 730, о чем составлен акт № 97 от 02 марта 2017 года.
Уведомлением № 59.13-доп. от 03.03.2017 в выдаче удостоверения допуска заявителю отказано на основании п.п. 2 п. 15 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2001 № 730 (далее - Положения № 730).
Полагая, что решение об отказе в выдаче удостоверения допуска незаконно, заявитель обратился в арбитражный суд.
Заслушав объяснения сторон, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. ст. 9, 65, 71, 200 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.ч. 7, 8 ст. 2 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее - Закон № 127) к осуществлению международных автомобильных перевозок российские перевозчики допускаются при наличии у них документа, удостоверяющего допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (далее - удостоверение допуска российского перевозчика). Порядок допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Положения № 730, к международным автомобильным перевозкам допускаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие и некоммерческие перевозки грузов и пассажиров.
В соответствии с п. 3 Положения № 730 условиями допуска российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам являются:
2) наличие транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих международным техническим стандартам, а также международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;
3) соответствие назначенных российским перевозчиком лиц, ответственных за осуществление международных автомобильных перевозок (далее именуются - ответственные специалисты), квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении;
4) устойчивое финансовое положение российского перевозчика (наличие в собственности имущества стоимостью не менее 300 тыс. рублей при использовании только одного транспортного средства, осуществляющего международные автомобильные перевозки, и не менее 170 тыс. рублей в расчете на каждое дополнительное транспортное средство);
5) обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Согласно п. 7 Положения № 730 для получения допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок перевозчик представляет в орган транспортного контроля и надзора по месту регистрации следующие документы:
1) заявление, в котором указываются:
наименование и местонахождение заявителя, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;
сведения о транспортных средствах (тип, марка и модель транспортного средства, государственный регистрационный знак автомобиля, прицепа и полуприцепа, дата изготовления транспортного средства);
сведения об ответственных специалистах (фамилия, имя и отчество, занимаемая должность);
срок, на который оформляется допуск;
2) копии следующих документов:
документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию транспортных средств и их государственную регистрацию;
полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
документы, подтверждающие профессиональную компетентность ответственного специалиста.
Решение о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам принимается соответствующим органом транспортного контроля и надзора в течение 30 дней с даты получения заявления по форме, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации, и оформляется приказом (п. 5 Положения).
В выдаче или в продлении срока действия удостоверения может быть отказано по основаниям, предусмотренным в п. 15 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), в том числе основания для проведения плановых и внеплановых проверок установлен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).
Порядок проведения внеплановых документарных проверок регламентирован статьями 10, 11 Федерального закона № 294-ФЗ (п. 4 ст. 10 ФЗ № 294-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 указанного Закона основанием для проведения внеплановой проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей является, в том числе, поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования).
Судом установлено, что внеплановая документарная проверка в отношении заявителя проведена с целью оценки соответствия перевозчика требованиям допуска к международным автомобильным перевозкам на основании поступившего в Управление заявления перевозчика о выдаче удостоверения допуска к международным автомобильным перевозкам.
Согласно п. 7 (1) Положения № 730 при проведении проверки сведений, содержащихся в заявлении, указанном в пункте 7 настоящего Положения, и прилагаемых к нему документах, орган транспортного контроля и надзора запрашивает необходимые для принятия решения о допуске российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Таким образом, Положением № 730 не предусмотрено проведение внеплановой документарной проверки в отношении перевозчика при оценке его соответствия требованиям допуска к международным автомобильным перевозкам.
Следовательно, внеплановая документарная проверка проведена Управлением в отношении заявителя при отсутствии предусмотренных законом оснований для ее проведения.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Кроме того, Управление, отказывая в выдаче удостоверения допуска российского перевозчика, исходило в том числе из того, что представленное удостоверение профессиональной компетентности МП № 028459 от 28.11.2015 не соответствует требованиям Приказа Минтранса России от 31.03.2016 № 87.
Приказом Минтранса России от 31.03.2016 № 87 утвержден Порядок проведения квалификационного экзамена на право получения свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика.
Пунктом 3 Приказа установлено его вступление в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, то есть с 20.11.2016.
Таким образом, представленное удостоверение профессиональной компетентности МП № 028459 от 28.11.2015 не подлежало проверке на соответствие требованиям Приказа Минтранса России от 31.03.2016 № 87, поскольку выдано до вступления в силу указанного приказа.
В силу изложенного оспариваемое решение подлежит признанию незаконным, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Между тем при разрешении вопроса о восстановлении нарушенных прав арбитражный суд не должен подменять орган, вынесший не соответствующий закону акт, обязывая его совершить определенные действия.
Полномочиями по выдаче удостоверения допуска к международным автомобильным перевозкам наделен надзорный орган, который, при реализации данных полномочий проверяет представленные документы на предмет их полноты и соответствия требованиям законодательства. Предложенный заявителем способ предполагает безусловную обязанность выдать удостоверение допуска, что не соответствует требованиям арбитражного процессуального законодательства.
Кроме того, судом оспариваемое решение проверялось только в пределах доводов, изложенных в заявлении, соответствие представленных заявителем документов требованиям допуска к международным автомобильным перевозкам, предметом оценки при рассмотрении настоящего спора не являлось.
Поскольку судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, понесенные заявителем судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд подлежат взысканию с заинтересованного лица на основании части 1 статьи 110 АПК РФ в размере 300,00 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об отказе в выдаче удостоверения допуска № 59.13-доп. от 03.03.2017 как не соответствующее Положению о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.10.2001 № 730.
Обязать Управление государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 (Триста) рублей 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Е.В. Завадская