ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50П-1124/08 от 17.12.2008 ПСП АС Пермского края

red0;

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕРМСКОГО КРАЯ В г. КУДЫМКАРЕ

619000, Пермский край, г. Кудымкар, ул. Лихачева, 45

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Кудымкар

17 декабря 2008 года Дело № А50П-1124/2008

A?aeo?a?iый суд Пермского края постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре в составе: судьи Данилова Андрея Анатольевича

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи И.Д. Дерябиной

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению: Администрации Нижнегалинского сельского поселения Верещагинского района Пермского края

о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Пермскому краю

В заседании приняли участие:

от заявителя: ФИО1- юрист администрации, доверенность от 25.03.2008 года № 4, доверенность в деле;

от ответчика: ФИО2 –специалист 1 разряда, доверенность от 09.12.2008 года № 03-05/13614 в деле;

от третьего лица: Администрации Верещагинского района –ФИО3, доверенность от 10.12.2008 года № 2-38-1601 в деле;

от третьего лица: Отделения по Верещагинскому району Управления Федерального казначейства по Пермскому краю заявлено ходатайство о рассмотрении материалов дела в отсутствие представителя.

Представитель заявителя требования, изложенные в заявлении поддержал, суду пояснил, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой № 3 по Пермскому краю было принято решение № 283 от 23.04.2008 года о возврате ООО «Агрофирма «Галинское» земельного налога по обязательствам, возникшим до 01.01.2006 года в сумме 91617 рублей.

Указанная сумма налога была списана с расчетного счета Администрации Нижнегалинского сельского поселения Верещагинского района Пермского края.

Администрация Нижнегалинского сельского поселения считает действия налогового органа по списанию 91617 рублей в счет возврата излишне уплаченного налога с расчетного счета администрации незаконными, поскольку в 2005 году Администрация Нижнегалинского сельского поселения не являлась получателем земельного налога. Считает вывод налогового органа о том, что Администрация Нижнегалинского сельского поселения является правопреемником Коротаевской сельской администрации необоснованным.

Просил признать действия налогового органа по списанию 91617 рублей с расчетного счета администрации в счет возмещения ООО «Агрофирма «Галинское» излишне уплаченного земельного налога незаконными и обязать налоговый орган произвести возврат данной суммы.

Представитель налогового органа в судебном заседании требования заявителя не признала, суду пояснила, что 24.03.2008 года в инспекцию поступила уточненная налоговая декларация от ООО Агрофирма «Галинское» за 2005 год с уменьшением суммы земельного налога за указанный налоговый период и заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога в размере 91617 рублей.

На основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации было принято решение № 284 от 23.04.2008 года о возврате излишне уплаченных сумм из местного бюджета.

Согласно п. 1 ст. 15 НК РФ Земельный налог относится к местным налогам. ООО Агрофирма « Галинское» уплачивала земельный налог, который поступал на счет Коротаевской Сельской администрации, оплата налога производилась, в том числе и за земли арендуемые обществом у физических лиц.

На основании ст. 18 Федерального закона свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Учитывая изложенное, налогоплательщиками земельного налога в отношении земельных долей полученных при приватизации сельскохозяйственных угодий, должны признаваться собственники земельных долей, а не сельскохозяйственные предприятия, использующие данные земельные участки на правах аренды или доверительного управления.

На основании Постановления главы Верещагинского района Пермской области № 509 от 31.10.2005 г. «О проведении мероприятий по ликвидации самостоятельных структурных подразделений администрации района» Коротаевская сельская администрация ликвидирована.

Решением Совета депутатов Нижнегалинского сельского поселения № 22 от 24.11.2005 года, администрация Нижнегалинского сельского поселения наделена правами юридического лица.

Согласно п. 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления, и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществляющих на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 ст. 84 настоящего Федерального закона.

Под имущественными обязательствами органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающими в силу правопреемства, понимается совокупность долговых обязательств муниципальных образований, включенных в объем муниципального долга в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и кредиторская задолженность муниципальных бюджетных учреждений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 65 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) с 1 января 2006 года территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам обязаны вести учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию. Необходимым условием для ведения учета налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию является однозначное отнесение адреса места нахождения (места жительства) налогоплательщика и адреса, используемого при постановке на учет налогоплательщиков по иным основаниям, предусмотренным Кодексом, к территории конкретного муниципального образования. В целях обеспечения указанного соответствия в Единый государственный реестр налогоплательщиков внесены дополнительные показатели: код КТМОВ (КТМО), код ОКАТО поселения.

Адресу места нахождения налогоплателыцика –юридического лица ООО «Агрофирма «Галинское» –(Верещагинский район, с.Нижнее Галино) соответствует код ОКАТО 57212813000, т.е. Нижнегалинское сельское поселение Верещагинского муниципального района Пермского края. Таким образом, налоговым обязательствам указанного юридического лица присвоен соответствующий код ОКАТО поселения, в том числе и земельному налогу по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года, с которого и был произведен возврат.

То по мнению представителя налогового органа, сумма в размере 96617 руб. 00 коп. снята со счета налоговым органом правомерно, так как налогоплательщиками земельного налога в отношении земельных долей, полученных при приватизации сельскохозяйственных угодий, должны признаваться собственники земельных долей а не сельскохозяйственные предприятия, использующие данные земельные участки на правах аренды или доверительного управления.

Просила в удовлетворении требований заявителю отказать.

В рамках рассмотрения данного дела, арбитражным судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена к участию в деле Администрация Верещагинского муниципального района. Представитель Администрации Верещагинского муниципального района суду пояснила, что до вступления в силу Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления руководствовались действующим на тот период законодательством.

В соответствии с ч. 6 и п.1 ч. 5 Федерального закона от 25.09.1997г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. ...в качестве составной части местных бюджетов могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями... .

В соответствии с Уставом муниципального образования «Верещагинский район» на территории Верещагинского района было образовано одно муниципальное образование «Верещагинский район». Формировался и утверждался один бюджет района. Коротаевская сельская администрация, являлась самостоятельным подразделением администрации района и финансировалась по смете из бюджета муниципального образования «Верещагинский район».

В соответствии со ст. 15 Налогового Кодекса РФ земельный налог является местным налогом. В соответствии с Положением «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе муниципального образования «Верещагинский район», утвержденном решением Земского Собрания Верещагинского района № 25/208 от 01.04.2003г. (ст. 6), бюджет муниципального образования «Верещагинский район» включает в себя как составные части сметы доходов и расходов сельских администраций.

Таким образом, до вступления в силу закона Пермской области от 09.12.2004 года «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований Верещагинского района Пермского края», Коротаевская сельская администрация финансировалась из бюджета Верещагинского района.

Привлеченное в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделение по Верещагинскому району Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Пермскому краю заявило ходатайство о рассмотрении материалов дела без участия представителя Отделения.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Агрофирма «Галинское» 24.03.2008 обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Пермскому краю с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 91617 рублей.

По данному заявлению налоговым органом вынесено решение № 283 от 23.04.2008 о возврате переплаты по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 01.01.2006 года) в сумме 91617 рублей с КБК 18210904050101000110 ОКАТО 57212813000, то есть из бюджета Администрации Нижнегалинского сельского поселения Верещагинского района(далее по тексту Администрация). Указанная сумма была списана с расчетного счета заявителя.

Не согласившись с вынесенным решением налогового органа, Администрация обратилась в арбитражный суд о признании действий налогового органа незаконными и обязании возвратить денежные средства.

Как установлено судом, сторонами не оспаривается правомерность возврата имеющейся переплаты земельного налога ООО «Агрофирма Галинское», предметом спора по настоящему делу явилась правомерность возврата денежных средств именно из бюджета Администрации Нижнегалинского сельского поселения Верещагинского района.

В судебном заседании установлено, что администрация Нижнегалинского сельского поселения Верещагинского района зарегистрирована в налоговом органе и внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц 09.12.2005 года на основании заявления о государственной регистрации юридического лица при создании.

В соответствии с Законом Пермской области от 09.12.2004 года № 1874-405 «Об утверждении границ и наделении статусом муниципальных образований Верещагинского района Пермской области» Нижнегалинское сельское поселение наделено статусом сельского поселения.

В состав территории Нижнегалинского сельского поселения в соответствии с Уставом муниципального образования «Нижнегалинское сельское поселение» Верещагинского района Пермской области входит, в том числе, и деревня Нижнее Галино.

Налоговый орган, принимая решение о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога ООО Агрофирма «Галинское» руководствовался кодом ОКАТО по адресу места нахождения налогоплательщика –юридического лица ООО «Агрофирма «Галинское» –(Верещагинский район, с.Нижнее Галино) которому соответствует код ОКАТО 57212813000, т.е. Нижнегалинское сельское поселение Верещагинского муниципального района Пермского края. Кроме того, по мнению налогового органа, в соответствии с пунктом 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ администрация Нижнегалинского сельского поселения является правопреемником по обязательствам Коротаевского сельского совета. В судебном заседании был исследован Устав Муниципального образования «Нижнегалинское сельское поселение» Верещагинского района Пермской области. В данном уставе отсутствуют положения о каком-либо правопреемстве, закреплена самостоятельность указанного муниципального образования и наличие у него собственного бюджета.

При принятии решения о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога налоговый орган не учел то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как установлено в судебном заседании, в 2005 году в соответствии с Законом Пермской области от 28.02.1996 года № 416-67 «Об административно-территориальном устройстве Пермской области» деревня Нижнее Галино входила в состав Коротаевского сельского совета, который в свою очередь входил в состав Верещагинского района.

В соответствии с Уставом Верещагинского района, доходы районного бюджета формировались за счет налоговых и неналоговых видов доходов и сборов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относились, в том числе и местные налоги и сборы, определенные налоговым законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации к местным налогам отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.09.1997 года № 126-Фз «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве составной части местных бюджетов могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Из пояснений представителя Администрации Верещагинского муниципального района следует, что Коротаевский сельский совет являлся самостоятельным подразделением администрации Верещагинского района. Финансирование Коротаевского сельского совета осуществлялось из бюджета Верещагинского района, в соответствии с утвержденной сметой расходов.

В рамках рассмотрения данного дела налоговым органом не представлено доказательств того, что земельный налог в сумме 91617 рублей был уплачен обществом с ограниченной ответственностью Агрофирма «Галинское» именно в бюджет Администрации Нижнегалинского сельского поселения.

Также налоговым органом не представлено доказательств ликвидации (либо иного прекращения деятельности) Верещагинского районного муниципального образования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Администрации Нижнегалинского сельского поселения о признании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Пермскому края, выразившиеся в возмещении излишне уплаченного земельного обществу с ограниченной ответственностью Агрофирма «Галинское» за счет средств Администрации Нижнегалинского сельского поселения Верещагинского района и обязании произвести возврат 91617 рублей на счет администрации, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Судья А.А. Данилов