АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕРМСКОГО КРАЯ В г. КУДЫМКАРЕ
619000, Пермский край, г. Кудымкар, ул. Лихачева, 45
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Кудымкар
07 декабря 2009 года Дело № А50П-1542/2009
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Четиной Н.Д.
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению
Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю
к Администрации Карагайского муниципального района Пермского края
о признании акта недействительным.
В заседании приняли участие:
от истца – не явился
от ответчика- ФИО2 - по доверенности № 1235 от 06.10.2009 г.
от заинтересованных лиц : ООО « Агрофирма « Природа»- ФИО3- доверенность от 17.12.2008 г.
от Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю- не явились,
от Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю- не явились.
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю (далее- ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Администрации Карагайского муниципального района о признании недействительным Постановления Администрации Карагайского района от 04.11.2000 N 411 , обязании администрации района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Российской Федерации.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО « Агрофирма « Природа», Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю, Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 04 декабря до 07 декабря 2009 года.
Представитель заявителя , извещенный о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом , в судебное заседание не явился.
В заявлении о признании акта недействительным ТУ Росимущества указывает на то, что из поступивших от ООО « Агрофирма «Природа» 31 июля 2009 года документов ему стало известно о реорганизации в 2000 г. совхоза « Маяковский». Постановлением администрации Карагайского района Пермской области от 04.11.200 г. № 411 был зарегистрирован СПК «Маяковский с правом юридического лица. Совхоз «Маяковский» как государственное предприятие мог быть приватизирован только в соответствии с Законом РФ от 03.07.1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации". Однако, приватизация имущества государственного предприятия "Совхоз "Маяковский" в 2000 г. осуществлена путем внесения изменений в устав с указанием новой организационно-правовой формы без решения собственника о приватизации. В нарушение Закона РФ от 03.07.1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация данного государственного предприятия осуществлена без решения собственника. Кроме того, реорганизацию совхоза возможно было осуществить в срок до 01 .01. 1993 г. Указывая в заявлении на то, что в 2000 г. фактически имела место приватизация федерального имущества без соблюдения установленного законодательством порядка и способом, не предусмотренным законодательством о приватизации, безвозмездно, ТУ Росимущества просит признать оспариваемый акт органа местного самоуправления недействительным , т.к. он привел к утрате имущественного комплекса совхоза « Маяковский», поскольку в результате регистрации СПК «Маяковский» как юридического лица появилась возможность иметь гражданские права, в т.ч. и право собственности на имущество.
Заявитель указывает на то, что при учреждении кооператива были существенно нарушены его права и законные интересы как органа, уполномоченного на осуществление полномочий собственника в отношении имущества Российской Федерации.
Представитель Администрации Карагайского муниципального района ФИО2 заявленные требования не признал и пояснил , что заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю является необоснованным, т.к. регистрация СПК «Маяковский» была осуществлена Администрацией Карагайского района Пермской области в соответствии с Законом РСФСР от 25. 12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 08.07.1994 № 1482, на основании заявления СПК «Маяковский» и приложенных к нему документов (выписка из протокола общего собрания трудового коллектива Совхоза «Маяковский» от 12.05.2000, Устав СПК Маяковский», передаточный акт, документ об уплате госпошлины).
Согласно п. 13 вышеназванного Положения любое заинтересованное лицо траве в течение шести календарных месяцев с даты регистрации предприятия обратиться в суд (арбитражный суд) с заявлением о признании недействительными регистрации предприятия и (или) его учредительных документов (полностью или частично). В связи с тем, что Заявитель не обратился в установленный законом срок в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными регистрации учредительных документов СПК «Маяковский», администрация полагает, что он утратил право на указанное обращение.
В своем заявлении Территориальное управление Росимущества указывает на создание Сельскохозяйственного
производственного кооператива «Маяковский» на базе государственного предприятия - Совхоза «Маяковский». При этом Заявитель ссылается на п. 3.1 Устава СПК «Маяковский», утвержденного Общим собранием трудового коллектива СПК «Маяковский» 12.05.2000. Однако данный пункт Устава не содержит сведений о создании СПК «Маяковский» на базе государственного предприятия. Указанный пункт Устава имеет следующую редакцию: «3.1. Кооператив создан на базе совхоза «Маяковский» - правопреемник».
Обращает внимание суда на то , что в соответствии с п. 1 Устава Совхоза «Маяковский», утвержденного общим собранием трудового коллектива Совхоза «Маяковский» 20.04.1993, совхоз является с/х предприятием с коллективно-долевой собственностью на принадлежащее ему имущество и государственной собственностью на землю, переданную ему в постоянное пользование. Согласно п. 2 данного Устава Совхоз является объединением граждан, занимающихся с/х трудом и реализацией с/х продукции. Пунктом 4 названного Устава установлено, что все имущество принадлежит работникам на праве коллективно-долевой собственности, а из п. 7следует, что имущество Совхоза формируется за счет паев его работников.
Таким образом, считает, что на момент реорганизации в 2000 г. Совхоз «Маяковский» уже не являлся государственным предприятием и, как имущественный комплекс, не находился в собственности Российской Федерации. 12.05.2000 г. Общим собранием трудового коллектива Совхоза «Маяковский» принято решение о реорганизации Совхоза «Маяковский» в СПК «Маяковский». Учитывая, что Совхоз «Маяковский» по состоянию на 04.11.2000 не являлся государственным предприятием, то и согласия уполномоченного государственного органа, на реорганизацию не требовалось.
Полагает, что решение о реорганизации Совхоза «Маяковский» принято органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами. Считает, что заявителем нарушен срок для подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта, решения органов местного самоуправления, предусмотренного ч.4 ст. 198 АПК РФ - 3 месяца. В связи с чем, находит заявление не подлежащим удовлетворению.
Представитель ООО « Агрофирма «Природа» С.О.АБ. с заявлением не согласилась, дала суду аналогичные пояснения.
Представители Управления ФРС по Пермскому краю, Управления ФНС по Пермскому краю , в судебное заседание не явились , о дне и времени рассмотрения спора извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении заявления в их отсутствие.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Суд в порядке указанной нормы оценил имеющиеся в материалах дела доказательства и пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Главы Администрации Карагайского района от 04.11.2000 г. N 411 зарегистрирован СПК «Маяковский» с правом юридического лица. В постановлении указано на то , что СПК является правопреемником совхоза «Маяковский» . Администрацией района 08 ноября 2000 года выдано свидетельство о государственной регистрации за № 40, зарегистрирован и Устав кооператива, в котором было отражено, что кооператив создан на базе совхоза « Маяковский».
Обжалуя указанное постановление, ТУ Росимущества указывает на то, что реорганизация совхоза как государственного предприятия в сельскохозяйственный производственный кооператив произведена с нарушением действующего законодательства, просит обжалуемый акт органа местного самоуправления признать недействительным, обязать ответчика устранить допущенные нарушения.
Представитель администрации Карагайского муниципального района в судебном заседании представил решение Общего собрания трудового коллектива Совхоза «Маяковский» от 20.04.1993, Устав Совхоза «Маяковский» Карагайского района Пермской области, утвержденный собранием трудового коллектива 20.04.1993, постановление Администрации Карагайского района Пермской области от 06.07.1993 № 185 «О регистрации Устава Совхоза «Маяковский». Указанные документы , по его мнению, подтверждают, что реорганизация совхоза была осуществлена еще в 1993 г., а в 2000 году имело место изменение организационно-правовой формы предприятия с совхоза на сельскохозяйственный производственный кооператив.
Из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом общего собрания коллектива совхоза « Маяковский» от 12 мая 2000 года , действительно, было решено реорганизовать совхоз «Маяковский» в сельскохозяйственный производственный кооператив « Маяковский» . Администрацией района было издано соответствующее постановление, которое является предметом спора.
Изучив представленные сторонами доказательства , суд установил , что реорганизация совхоза «Маяковский» в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации N 86 от 29.12.91 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и N 708 от 04.09.92 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса" имела место в 1993 году . Постановлением Главы администрации Карагайского района была произведена перерегистрация Устава совхоза , без изменения его организационно - правовой формы, а следовательно, имущественных отношений. Из решения общего собрания трудового коллектива совхоза от 20 апреля 1993 года следует , что собрание трудового коллектива совхоза решило оставить предприятию статус совхоза « Маяковский» с коллективно-долевой собственностью на принадлежащее совхозу имущество и государственной собственностью на землю , переданную в бессрочное пользование. Указанным решением трудового коллектива совхоза было принято решение о об оставлении имущества совхоза в государственной собственности . Доводы ответчика и заинтересованного лица о том, что при реорганизации совхоза в 1993 году произошла его приватизация, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 г. N 708) при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения.
В случае принятия собраниями трудовых коллективов государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется их перерегистрация с закреплением земли в соответствии с действующим законодательством. Но при этом должно быть обеспечено безоговорочное право выхода работника без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В связи с сохранением Совхозом прежней организационно-правовой формы, земля за данным предприятием была закреплена, но не передана в собственность. Доказательств передачи земли в собственность совхоза «Маяковский» нет, поэтому земля совхозу ,в силу закона, могла быть предоставлена только на правах бессрочного (постоянного) пользования.
Из Устава совхоза от 20 апреля 1993 года , других представленных документов за 1993 год не следует , что члены трудового коллектива реализовали свое право на получение своих земельных долей . В Уставе нет сведений о земельных долях, доли определены не были. Доказательств оформления земельных участков в коллективно-долевую собственность работников совхоза в 1993 году не имеется.
На основании имеющихся в деле доказательствсуд приходит к выводу о том, что в порядке, предусмотренном п. 5 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлениемПравительства Российской Федерации от 04.09.02 N 708, приватизация совхоза « Маяковский» на основании решения коллектива совхоза осуществлена не была. Постановлением от 06 июля 1993 года № 185 администрация района зарегистрировала новую редакцию устава совхоза как государственного предприятия .
Оспаривая постановление Администрации Карагайского района от 04.11.2000 № 411 , ТУ Росимущества ссылается на нарушение принятием оспариваемого акта положений Закона РФ от 3 июля 1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Закона, законодательство Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий состоит из законов РФ "О собственности в Российской Федерации", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" настоящего Закона и других регулирующих приватизацию законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 2 указанного Закона, приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий регулировалась, в том числе, Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708. В соответствии с п.п. 1 - 3 данного Положения, разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и другим законодательством. Положение устанавливало возможные пути и особенности реорганизации сельскохозяйственных предприятий, порядок определения имущественных паев и земельных долей и направления их использования.
В соответствии с преамбулой Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", данный Указ был принят в целях дальнейшего совершенствования земельных отношений, приватизации земель, упрощения процедуры наделения граждан земельными участками. В соответствии с п. 1 данного Указа, приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и данным Указом. В соответствии с п. 3 данного Указа, колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах. В соответствии с п. 6 данного Указа, коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 г. было предписано принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, а местной администрации предписывалось обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", реорганизация колхозов и совхозов осуществляется совместно с приватизацией земли. Это следует, в частности, из положений п. 3 указанного Постановления . Реорганизация сельскохозяйственных предприятий (колхозов, совхозов), в том числе государственных, была неразрывно связана с приватизацией земельного фонда. Указанные процессы не могут рассматриваться отдельно.
Анализируя Устав СПК « Маяковский» в редакции 2000 года , выписку из протокола собрания коллектива совхоза «Маяковский» от 12 мая 2000 года, суд приходит к выводу о том , что , несмотря на имеющиеся в Уставах совхоза в редакции 1993 г. и 2000 г. противоречия в части организационно-правовой формы , приватизация совхоза фактически была осуществлена в 2000г. Указание в Уставе совхоза в редакции 2000 г. на то, что кооператив создан на базе совхоза « Маяковский» подтверждает тот факт , что приватизировалось именно государственное предприятие . Судом установлено, что на момент реорганизации совхоза в 2000 году право частной собственности на сельскохозяйственные угодья реорганизованного совхоза не возникло, земельные участки продолжали находиться в государственной собственности , а 19 июля 2001 года было издано постановление Главы администрации Карагайского района о передаче земель в общую собственность членов СПК « Маяковский» с выдачей свидетельств на право собственности на земельные доли и предоставлении в бессрочное пользование земли.
Приватизация совхоза была произведена в 2000 году способом , не предусмотренным законом . На регистрацию в администрацию Карагайского района были представлены документы , которые не отвечали требованиям законодательства , т.к. отсутствовало решение собственника о реорганизации, а собрание трудового коллектива в то время уже не обладало полномочиями в решении вопроса о приватизации имущества совхоза.
Заявление о государственной регистрации СПК « Маяковский» было подано от имени директора совхоза ФИО4 , полномочия которой на подачу такого документа также не были подтверждены надлежащим образом. Порядок реорганизации государственного предприятия был нарушен.
В соответствии с частью 2 ст. 198 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд считает, что в 2000 году , совхоз ,являясь государственным предприятием, не имел права самостоятельно распоряжаться государственным имуществом, его реорганизация в СПК « Маяковский» носит незаконный характер .
По изложенным выше причинам, оспариваемое ТУ Росимущества постановление администрации Карагайского района подлежит признанию недействительным, т.к. изданием спорного акта были нарушены права заявителя как собственника государственного предприятия, не соответствует требованиям законодательства , регламентирующего порядок реорганизации юридических лиц . Суд отклоняет доводы ответчика и ООО « Агроформа «Природа» о пропуске срока на его обжалование заявителем , т.к. доказательств , что о данном постановлении ТУ Росимущества было известно ранее 31 июля 2009 г. , в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю удовлетворить полностью.
Признать недействительным постановление Администрации Карагайского района Пермской области от 04 ноября 2000 года № 411 о государственной регистрации СПК « Маяковский» .
Обязать Администрацию Карагайского муниципального района Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Российской Федерации путем отмены постановления Администрации Карагайского района Пермской области от 04 ноября 2000 года № 411 о государственной регистрации СПК « Маяковский» .
О принятых мерах в течение 15 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения сообщить в Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края .
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч.1 ст.180АПКРФ).
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные ст.259-260, 275-277 АПК РФ.
В соответствии с ч1 ст.275 АПК РФ кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени и месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www/17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo/arbitr.ru.
Судья Четина Н.Д.