АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ
постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кудымкар
«14» февраля 2008 г. Дело № А50П-159/2008
(дата оглашения резолютивной части решения)
«15» февраля 2008 г.
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Пермского края - постоянное судебное присутствие арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре в составе:
судьи Радостевой И.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Казанцевым Н.В.,
рассмотрев в заседании суда дело
позаявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения «Майкорский детский сад № 2»
к государственному учреждению 14 отряду Государственной противопожарной службы МЧС России Пермского края
о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании представителей :
от заявителя: Чертулова М.А. – заведующая
от административного органа: Кириченко С.В. (доверенность № б/н от 14.02.2008 г.)
установил:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Майкорский детский сад № 2» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления главного государственного инспектора по пожарному надзору Юсьвинского района № 16 от 24 января 2008 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10000 руб.
Представитель заявителя на требованиях настаивала, в судебном заседании пояснила, что основные требования пожарной безопасности, указанные в акте будут устранены в 2008 году, поскольку расходы на данные цели предусмотрены в смете на 2008 год. Кроме того, учреждение является бюджетным, собственные средства отсутствуют. Считает, что при назначении наказания следует учесть данные обстоятельства и снизить размер штрафа.
Представитель административного органа в судебном заседании пояснил, что при проведении проверки были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, в отношении учреждения вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей. Считает, что детский сад привлечен к ответственности обоснованно, против снижения штрафа не возражал.
Из материалов дела следует, что в период с 18 декабря 2007 года по29 декабря 2007 года при внеплановой проверке Майкорского детского сада № 2 расположенного по адресу: Пермский край, Юсьвинский район, п. Горки, выявлено нарушение правил пожарной безопасности, в частности, образовательная деятельность осуществляется с нарушением требований пожарной безопасности, открытие детского сада к 2007-2008 учебному году не подписано представителем государственного пожарного надзора, занятия по пожарно-техническому минимуму проводятся не специализирующей организацией, подъезд к детскому саду не очищен от снега, противопожарное водоснабжение отсутствует – место для забора воды с целью пожаротушения не готово, планы эвакуации людей при пожаре выполнены не в соответствии с ГОСТом Р 12.2.143-2002 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные, отсутствует карточка тушения пожара детского сада, котельной, имеет место горючая отделка (ДВП, фанера) стен столовой, игровой, спальни, спортзала, местами в коридоре, допущена высота на эвакуационном выходе в свету не менее 1,9 м., в коридоре огнетушитель размещен на высоте 1,7 м и не пронумерован белой краской на корпусе, отсутствуют два эвакуационных выхода (шириной в свету не менее 1,2 м.) из спальни помещений детского сада, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения, в пожарном щите на огнетушителе сломан раструб, электропроводка пробита гвоздями. По итогам проверки составлен протокол об административных правонарушениях № 3 от 15 января 2008 года и вынесено постановление № 16 от 24 января 2008 года о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10000 руб.
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 37 «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не использовать их не по назначению.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313; Нормах пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315; Строительных нормах и правилах «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97), утвержденных постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7.
В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.05.2003 № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил).
Из приведенных норм следует, что перечисленные меры пожарной безопасности подлежат соблюдению участниками соответствующих общественных отношений в обязательном порядке.
В части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ в виде штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности юридического лица на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования пожарной безопасности, установленные нормами, стандартами, правилами и т.д.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки инспектором установлено, что в здании детского сада не установлена автоматическая пожарная сигнализация, что является нарушением правил пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утвержденных приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 года. В частности заявителем нарушены п. 3, п. 14 Норм пожарной безопасности НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», а также нарушен п. 7.29 СНиП 21-01-97, утвержденных Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7. Кроме того, в здании детского садика допущена высота на эвакуационном выходе из здания (в свету не менее 1,9 м.), что является нарушением п.3, п. 6.16 СНиП 21-01-97. Руководство детского сада не обеспечило по два эвакуационных выхода из спальни помещений детского сада (шириной в свету не менее 1,2 м.), что явилось нарушением п.3, п. 6.12 СНиП 21-01-97. В здании детского сада имеется перепад высот на путях эвакуации, что является нарушением п. 3, п. 6.28 СНиП 21-01-97.
Вывод административного органа о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях является обоснованным и подтверждается материалами дела. Представителем муниципального дошкольного образовательного учреждения «Майкорский детский сад № 2» факт нарушения пожарной безопасности в здании детского сада подтверждается.
Статья 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» предусматривает справедливое рассмотрение спора судом.
Для административного судопроизводства это требование также является обязательным.
По мнению суда, при рассмотрении спора необходимо учесть смягчающие вину обстоятельства.
Суд, считает, что смягчающими вину обстоятельствами являются такие как: отсутствие финансирования бюджетного учреждения, отсутствие собственных средств у бюджетного учреждения на установку автоматической пожарной сигнализации.
Таким образом, суд считает возможным снизить сумму штрафа до 1000 руб., то есть признать недействительным постановление главного государственного инспектора по Коми-Пермяцкому округу по пожарному надзору № 16 от 24 января 2008 года в части назначения размера штрафа.
Руководствуясь статьями 169-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление муниципального дошкольного образовательного учреждения «Майкорский детский сад № 2» о признании недействительным постановления главного государственного инспектора по Коми-Пермяцкому округу по пожарному надзору № 16 от 24 января 2008 года в части назначения размера штрафа удовлетворить.
Признать недействительным постановление главного государственного инспектора по Коми-Пермяцкому округу по пожарному надзору № 16 от 24 января 2008 года о привлечении муниципального дошкольного образовательного учреждения «Майкорский детский сад № 2» (Юсьвинский район п. Горки, ИНН 8102002379) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части назначения размера штрафа, считать штраф назначенным в размере 1000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья И.Н. Радостева