ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50П-215/2021 от 09.07.2021 ПСП АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕРМСКОГО КРАЯ В Г. КУДЫМКАРЕ

ул. Лихачева, 45, Кудымкар, 619000, www.perm.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кудымкар

16 июля 2021 года Дело № А50П-215/2021

Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 16 июля 2021 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Поповой Ирины Дмитриевны, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Истоминым Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

частного учреждения «Начальная общеобразовательная школа - учительский дом в <...>, д. Кекур, Кудымкарский район, Пермский край, 619001, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю (ул. Герцена, 52, г. Кудымкар, Пермский край, 619000, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным сообщения № 127170 от 12.08.2020

при участии: от заявителя: ФИО1 по доверенности №1 от 16.04.2021, диплом, паспорт

от ответчика: ФИО2 - по доверенности № 03-1-21/00908 от 25.01.2021, диплом, сл. удостоверение

установил:

Частное учреждение «Начальная общеобразовательная школа - учительский дом в д. Кекур» (далее – Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным сообщения № 127170 от 12.08.2020 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 № 967 (далее – Постановление).

Требование заявления мотивировано тем, что относясь к категории социально ориентированных некоммерческих организаций, на этапе формирования списков для включения в Реестр некоммерческих организаций Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Учреждение ошибочно не было в него включено, в результате чего Министерством экономического развития Российской Федерации Учреждение в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее – Реестр) по состоянию на 01.07.2020 не попало. Данный факт послужил основанием для отказа в предоставлении заявителю субсидии, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 года № 976. Учреждение включено в Реестр 28.07.2020.

В судебном заседании представитель Учреждения поддержала требования заявления, указав на необоснованность отказа в предоставлении субсидии, несостоятельность доводов налогового органа о необходимости включения также в реестр субъектов малого предпринимательства для возможности реализации права на получение субсидии. По мнению заявителя, Постановление предусматривает условия для получения субсидии, как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций. При этом некоммерческая организация не может быть отнесена к субъектам малого и среднего предпринимательства, поскольку не отвечает критериям такого субъекта.

Ходатайствовала о восстановлении срока на обжалование отказа, мотивировав пропуск срока объективными причинами: обращение к уполномоченным органам за разъяснениями порядка включения в реестр некоммерческих организаций и последующей реализации права на получение субсидии.

Налоговым органом представлен отзыв на заявление учреждения. В судебном заседании представитель пояснил, что процедура рассмотрения заявлений о предоставлении субсидий является автоматизированной, что в свою очередь предполагает формальный подход к отбору кандидатур для осуществления поддержки в виде предоставления субсидий.

Так заявителю отказано в предоставлении субсидии по 3 критериям: на 01.07.2020 Учреждение отсутствовало в едином Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.06.2020 года; отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии (по состоянию на 10.06.2020 года) не входит в перечень отраслей российской экономики, требующих поддержки для проведения профилактики новой коронавирусной инфекции; получатель субсидии не включен в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее – Реестр) по состоянию на 01.07.2020.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Министерство экономического развития Российской Федерации.

Из пояснений Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки следует, что Положение о реестре НКО не содержит указаний на сроки предоставления сведений в отношении образовательных учреждений, получивших лицензию до вступления в силу Постановления № 847. Поскольку на момент вступления в силу Постановления № 847 информация о Школе содержалась в Сводном реестре лицензий, п.6 Положения о Реестре, предусматривающий предоставление сведений для включения в реестр НКО в уполномоченный орган в 10-дневный срок со дня получения организацией лицензии, на заявителя не распространяется. Указали, что соответствующие сведения о школе направлены в уполномоченный орган письмом от 27.07.2020 № 14-41.

Представители Министерства экономического развития Российской Федерации в судебное заседание не явились, отзыв не представлен.

В порядке ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица 04.05.2012 с основным видом деятельности Образование дошкольное (код ОКВЭД 85.11). Как следует из пунктов 1.1 устава учреждение является некоммерческой организацией – частным учреждением, реализующим образовательные программы. На основании лицензии от 18.11.2015 № 4583, выданной Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края.

С целью реализации права на получение мер государственной поддержки учреждение обратилось в налоговый орган с заявлением от 04.08.2020 о предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 № 976 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции».

По результатам рассмотрения указанного заявления инспекцией в адрес учреждения направлено сообщение от 12.08.2020 № 127170 об отказе в предоставлении субсидии.

Основанием для отказа послужило то, что учреждение по состоянию на 1 июля 2020 года не было включено в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 года № 847; не включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.06.2020 года, а также не осуществляет деятельность, требующей поддержки в профилактике новой коронавирусной инфекции.

Не согласившись с действиями инспекции по отказу в предоставлении субсидии, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее также – Закон № 7-ФЗ) предусмотрено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей (пункт 2 статьи 2 Закона № 7-ФЗ).

Согласно пункта 2.1 статьи 2 Закона № 7-ФЗ социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО) признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 этого Федерального закона.

Пунктом 2.2 статьи 2 Закона № 7-ФЗ определено, что под некоммерческой организацией – исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая не выполняет функции иностранного агента, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований:

1) оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества;

2) надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества.

Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий (пункт 5 статьи 31.1 Закона № 7- ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей такой поддержки.

Как определено пунктом 1 статьи 31.4 Закона № 7-ФЗ, в случае, если социально ориентированная некоммерческая организация соответствует требованиям, указанным в пункте 2.2 статьи 2 этого Федерального закона, по решению уполномоченного органа или его территориального органа она может быть признана исполнителем общественно полезных услуг и включена в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 №976 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее – Правила № 976).

Пунктом 1 Правил № 976 определено, что они устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.

Субсидии могут предоставляться получателям субсидий, относящимся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность, связанную с производством (реализацией) подакцизных товаров.

Субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной 1) оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества; 2) надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества. Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий (пункт 5 статьи 31.1 Закона № 7- ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей такой поддержки.

Как определено пунктом 1 статьи 31.4 Закона № 7-ФЗ, в случае, если социально ориентированная некоммерческая организация соответствует требованиям, указанным в пункте 2.2 статьи 2 этого Федерального закона, по решению уполномоченного органа или его территориального органа она может быть признана исполнителем общественно полезных услуг и включена в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 №976 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее – Правила № 976).

Пунктом 1 Правил № 976 определено, что они устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.

Субсидии могут предоставляться получателям субсидий, относящимся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность, связанную с производством (реализацией) подакцизных товаров. Субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.

Согласно пункту 2 Правил № 976 субсидии предоставляются на основании реестра получателей субсидий для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой, по форме согласно приложению № 1, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 этих Правил.

Пунктом 4 Правил № 976 закреплены условия для включения получателя субсидии, относящегося к категории социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии, таковыми являются: а) направление получателем субсидии в налоговый орган заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления; б) включение получателя субсидии, относящегося к СОНКО, являющимся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 1 июля 2020 года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 года № 847 по состоянию на 1 июля 2020 года; в) получатель субсидии не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц; г) у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).

В соответствии с пунктом 6 Правил № 976 для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 года (включительно).

Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 Правил № 976, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.

Министерство экономического развития Российской Федерации представляет в Федеральную налоговую службу в срок до 10 июля 2020 года перечень СОНКО, являющихся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, включенных по состоянию на 1 июля 2020 года в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Основанием для отказа в предоставлении субсидии в числе прочих является нарушение условий включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, предусмотренных пунктами 3 и 4 этих Правил.

В Приложении № 3 к Правилам № 976 приведен Перечень отраслей российской экономики, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, в котором в числе прочих значится такой вид экономической деятельности как «Образование дополнительное детей и взрослых», код по Общероссийскому классификатора видов экономической деятельности - 85.41.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 №847 утверждено Положение о порядке ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее – Положение № 847), а также Минэкономразвития России определено уполномоченным органом по формированию и ведению данного реестра. Как закреплено пунктом 2 Положения № 847, информацию в реестр представляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Министерство юстиции Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2020 №906 утверждено Положение о реестре социально ориентированных некоммерческих организаций, а Минэкономразвития России определено уполномоченным органом по формированию и ведению данного реестра.

На основании пункта 3 данного Постановления приказом Минэкономразвития России от 02.07.2020 № 386 утвержден действовавший в спорный период Порядок представления в Минэкономразвития России сведений для включения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – Порядок № 386).

Пунктом 2 Порядка № 386 закреплялось, что СОНКО для включения в реестр должны соответствовать одному из следующих требований:

- СОНКО являлась получателем субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти или получателем субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и включена в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированных в соответствии со статьей 31.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- СОНКО в период с 1 января 2017 года по 1 апреля 2020 года являлась получателем грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества);

- СОНКО состоит в реестре организаций - поставщиков социальных услуг, сформированном в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»);

- СОНКО получила статус социально ориентированной некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг в период с 1 января 2017 года до 1 апреля 2020 года. Пунктом 10 Порядка № 386 закреплялось, что в 2020 году реестр формируется на основе данных, предоставленных органами власти и фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества, предоставленных в Минэкономразвития России по состоянию на 1 июля 2020 года.

Как установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, учреждение имеет статус некоммерческой организации, основным видом его деятельности значится «Дошкольное образование. Начальное общее образование. Дополнительное образование детей и взрослых», что соответствует коду по ОКВЭД 85.41, образовательная деятельность осуществляется учреждением на основании лицензии от 18.11.2015 № 4583, выданной Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края.

Учреждение внесено в Реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции 28.07.2020.

После утверждения Правил № 976 учреждение для целей реализации права на получение мер государственной поддержки в налоговый орган представлило заявление от 04.08.2020 о предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 № 976 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции».

Таким образом, условия, предусмотренные Правилами № 976 для получения субсидии, заявителем были соблюдены.

Как следует из представленных в дело документов и пояснений Федеральной службы по надзору в сфере образования письмом сведения о заявителе не направлены в адрес уполномоченного органа ввиду отсутствия регламентированных сроков в отношении данной обязанности. Вместе с тем, заявитель отвечал критериям, предусмотренным данным Реестром и подлежал включению в него.

Таким образом, учреждение, отвечающее всем критериям для целей включения в реестр, предусмотренный Положением № 847, в связи с процедурами межведомственного взаимодействия и временными интервалами информационного обмена, ошибочно не было включено по состоянию на 01.07.2020 в отмеченный реестр. Налоговым органом и третьим лицом не оспаривается, что только эта ошибка в межведомственном взаимодействии и обусловила отказ в предоставлении предусмотренной Правилами № 976 субсидии. Последствия такой ошибки не могут приводить к нарушению прав учреждения на получение причитающейся ему субсидии.

Довод налогового органа относительно того, что заявитель не осуществляет деятельность, включенную в перечень наиболее пострадавших от новой коронавирусной инфекции опровергается данными о видах деятельности Учреждения, отраженными в лицензии.

Также несостоятельным является довод Инспекции об отсутствии заявителя в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку данное требование не установлено законом.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые действия налогового органа не соответствуют действующему законодательству, требования подлежат удовлетворению.

Пропущенный заявителем срок на обжалование подлежит удовлетворению с учетом того, что обстоятельства, послужившие основанием для несвоевременного обращения в суд, по мнению суда, являются уважительными и необходимыми для защиты нарушенного права.

Учитывая, что налоговый орган в силу положений Правил № 976 на основании заявления получателя субсидии производит расчет размера субсидии, формирует реестр получателей субсидий в электронном виде и направляет его в Федеральное казначейство, устранение допущенного нарушения прав возлагается на налоговый орган.

Ввиду предоставления заявителю отсрочки по уплате государственной пошлины, отсутствия доказательств ее уплаты на момент рассмотрения спора вопрос распределения судебных расходов судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 168-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования частного учреждения «Начальная общеобразовательная школа - учительский дом в д. Кекур» (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.

Признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю впредоставлении субсидии частному учреждению «Начальная общеобразовательная школа - учительский дом в д. Кекур», предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 № 976.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - частного учреждения «Начальная общеобразовательная школа - учительский дом в д. Кекур».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме) через постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре.

Судья: И.Д. Попова