АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕРМСКОГО КРАЯ В Г. КУДЫМКАРЕ
ул. Лихачева, 45, Кудымкар, 619000, www.perm.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кудымкар «26» июня 2014 г.
«23» июня 2014 г. Дело № А50П-267/2014
(дата оглашения резолютивной части решения)
«26» июня 2014 г.
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд в составе:
судьи Радостевой Ирины Николаевны
при ведении протокола помощником судьи Казанцевым Н.В.
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Администрации города Кудымкара (619000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Территориальному управлению Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (614990, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 (доверенность № 1 от 31.12.2013)
от административного органа: ФИО2 (доверенность № 16 от 12.03.2014), ФИО3 (доверенность № 21 от 20.06.2014)
установил:
Администрация г. Кудымкара (далее Администрация) обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления № 4/30/2014 от 30.04.2014 г. Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (далее Управление, Административный орган) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, одновременно Администрацией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с заявлением.
В процессе рассмотрения заявления Управлением заявлено ходатайство о привлечении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства строительства и архитектуры Пермского края для дополнительных пояснений по вопросам, связанным с предоставлением субвенций Администрации.
Судом ходатайство отклонено, в связи с тем, что по смыслу ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело при условии, если судебный акт может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон. Оснований полагать, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на права и обязанности Министерства строительства и архитектуры Пермского края Управлением не представлено.
В судебном заседании представитель Администрации требования заявления поддержал, представил отзыв. Пояснил, что Администрация исполняла решение суда о предоставлении жилья сироте, нецелевого расходования средств не допущено ею при исполнении решения суда. Считает, что причина пропуска срока обращения в суд уважительная. Постановление получено Администрацией 07.05.2014 г. 22.05.2014 г. обратились в суд.
Пояснил также, что по средствам субвенций, переданных бюджету г. Кудымкара в 2013 году, исполнение полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот осуществлялось в соответствии с Соглашением о предоставлении субвенций из регионального фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями от 15 марта 2013 № 39/ДС/2013 ( далее Соглашение), заключенному между Министерством строительства и архитектуры Пермского края и муниципальным образованием «Городской округ - город Кудымкар».
В соответствии с пунктом 1.1 предметом Соглашения является предоставление субвенций бюджету муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на обеспечение жилым помещением, путем предоставления детям-сиротам жилого помещения по договору социального найма либо выплат на приобретение жилого помещения.
Пояснил, в соответствие с пунктом 9 Положения о порядке предоставления и расходования субвенций из регионального фонда компенсаций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (в редакции от 16.05.2013 № 453-п), утвержденного Правительством Пермского края постановлением от 10 августа 2006г. № 16-п (далее Положение) «субвенции, передаваемые органам местного самоуправления на выполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, также используются на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам (п. 9 в ред. Постановления Правительства Пермского края от 15.06.2012 N 437-п)», то есть закреплено право на использование любых субвенций. Следовательно, Администрация вправе была использовать субвенции на исполнение судебного решения. Для исполнения решения суда, вследствие недостаточности субвенций, источником финансирования которых являлись средства бюджета Пермского края, были использованы субвенции, источником финансирования которых являлись средства федерального бюджета.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21 марта 2013г. № 06-05-30/9026 в соответствии с пунктом 2 «Правил предоставления и расходования субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений», утвержденных Постановлением правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1203, на которое ссылается Управление, не было опубликовано в установленном законом порядке и не было зарегистрировано в Министерстве юстиции.
Представители Управления требования заявления не признали, пояснили, что Администрация нарушила и Положение и Соглашение, допустила нецелевое расходование федеральных средств. Не согласились с восстановлением срока на обращение в суд, так как указанная Администрацией причина пропуска не может быть отнесена к уважительной.
Как установлено судом, на основании приказа № 29 от 06.03.2014 г. Управления , в соответствии с пунктом 2 плана контрольных мероприятий проведена была плановая выездная проверка правомерности использования средств, источником которых являются субсидии из федерального бюджета бюджету Пермского края на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой ( попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (на обеспечение предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений), в администрации г. Кудымкара за период с 01 января 2011г. по 31 декабря 2013г.
В ходе проверки выявлено нецелевое использование средств субсидий из федерального бюджета за 2013 год в сумме 31548,00рублей.
Администрация г. Кудымкара является органом местного самоуправления муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар», осуществляющим на территории городского округа исполнительно-распорядительные функции.
Согласно Закону Пермской области от 14 ноября 2005г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермского края по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» и Закону Пермского края от 27 апреля 2012г. № 31-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее - Закон № 31-ПК) муниципальные образования Пермского края наделены соответствующими государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009г. № 1203 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» Правительством Пермского края, постановлением от 10 августа 2006г. № 16-п утверждено Положение о порядке предоставления и расходования субвенций из регионального фонда компенсаций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (в редакции от 16.05.2013 № 453-п) (далее Положение). В соответствии с пунктом 3 Положения, учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляли органы местного самоуправления Пермского края.
Муниципальным образованием «Городской округ - город Кудымкар и Министерством строительства и архитектуры Пермского края было заключено Соглашение от 15 марта 2013г. № 39/ДС/2013 ( далее Соглашение) о предоставлении субвенций из регионального фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по обеспечению детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями.
Предметом Соглашения являлось предоставление субвенций бюджету муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на обеспечение жилыми помещениями по обязательствам, возникшим до 31 декабря 2012г.
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения источниками расходов по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями являются средства краевого бюджета и средства федерального бюджета.
Пунктом 2.2.3 Соглашения предусмотрено было направление администрацией г. Кудымкара субвенций на выполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с Положением.
Согласно пункту 1 Положения (в редакции от 16.05.2013 № 453-п) «субвенции, источником финансирования которых являются средства бюджета Пермского края, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края из регионального фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения или предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма, а также на администрирование переданных государственных полномочий» ( абзац 4);
«субвенции, источником финансирования которых являются средства федерального бюджета, передаваемые органам местного самоуправления из регионального фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма» (абзац 5).
Кудымкарским городским судом Пермского края 06 ноября 2012г. вынесено решение дело № 2-1674/2012 о предоставлении Администрацией г. Кудымкара сироте ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилого помещения. 08 августа 2013г. порядок и способ исполнения решения изменен и вынесено определение судом о взыскании с Администрации г. Кудымкар за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пользу ФИО4 1 143 582, 00 рублей.
Согласно заявке на кассовый расход денежных средств от 10 декабря 2013г. № 1278 (платежное поручение от 10 декабря 2013г. № 6465507), на банковский счет № 42307810549141004114, открытый в Западно-Уральском банке Сбербанка РФ г. Перми г., на приобретение жилого помещения для детей-сирот за счет средств, источником которых являлась субсидия из федерального бюджета, перечислено Администрацией 31 548,00рублей.
Администрацией г. Кудымкара направлено письмо от 10 декабря 2013г. № 7683 за подписью главы администрации г. Кудымкара ФИО5, адресованное Отделению № 40 УФК по Пермскому краю, в котором Администрация г. Кудымкара просит изменить КБК 710 1004 5052102 322 262 ДК 300502000000 (средства бюджета Пермского края) на КБК 710 1004 5052102 322 262 ДК 165 (средства субсидии из федерального бюджета) в сумме 31548,00 руб по ФИО4.
Согласно выводов, сделанных по результатам проверки, Администрацией г. Кудымкара в 2013 году в нарушение пункта 1 Положения, пункта 2.2.3 Соглашения средства субсидии из федерального бюджета перечислены на банковский счет ФИО4- лицу из числа детей-сирот в размере 31 548,00 руб для приобретения им жилого помещения, что не соответствует принципу адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренного статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указанное нарушение согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств, так как средства субсидии из федерального бюджета в сумме 31 548,00 руб направлены на цели не соответствующие целям, определенным Соглашением. Дата совершения правонарушения - 10.12.2013г.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 21 марта 2013г. № 06-05-30/9026 в соответствии с пунктом 2 «Правил предоставления и расходования субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений», утвержденных Постановлением правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1203 «целью предоставления субсидии является предоставление детям-сиротам и лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда» ( абзац 2) »; «в этой связи исполнение судебных решений об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа в порядке, отличном от целей предоставления субсидии, должно осуществляться за счет дополнительного объема средств регионального бюджета, предусмотренного в составе ресурсного обеспечения региональной программы сверх объема средств регионального бюджета, обеспечивающего требуемый (минимальный) уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии, определенный согласно пункту 7 Правил» ( абзац 3).
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Так как Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, Управлением 22.04.2014 г. составлен протокол в отношении Администрации о наличии в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ. Администрация привлечена к административной ответственности- штрафу в размере 1577 руб постановлением от 30.042014 г. № 4/30/2014.
Суд, рассмотрев представленные письменные доказательства, выслушав представителей сторон, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 25 Кодекса и Федеральном законе об административных правонарушениях.
Частью 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными - обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Из материалов дела следует, что обжалуемое постановление Администрация получила 07.05.2014 г.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности (часть 4 статьи 206 АПК РФ), заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ), а также апелляционной жалобы на решение суда по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 5 статьи 211 АПК РФ), необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
С заявлением в арбитражный суд заявитель обратился 23.05.2014 г., то есть с пропуском установленного срока. По мнению суда, ссылка представителя Администрации на то, что исковое заявление сдано в суд 22.05.2014 г., то есть срок обращения в суд не пропущен, несостоятельна.
Согласно приказа председателя Арбитражного суда Пермского края № 28-0 от 27.09.2007 г. исковые заявления, принятые после 16 час регистрируются следующим днем.
Таким образом, ссылка представителя Администрации на то, что суд принял заявление 22.05.2014 г. несостоятельна, так как заявление зарегистрировано 23.05.2014 г.
В ходатайстве о восстановлении срока, изложенном в заявлении, в качестве уважительной причины Администрация указала, что пропуск срока допущен в связи с отставкой главы города Кудымкара и подготовкой большого объема документов на внеочередное заседание Кудымкарской городской думы, назначенное на 16.05.2014 г.
Суд считает, что указанные обстоятельства не являются основанием для изменения срока на обжалование, причины пропуска срока не являются уважительными.
Суд отмечает, что к уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, должно не только указать причины его пропуска, но и представить суду доказательства того, что заявитель не имел возможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный законом срок.
Вместе с тем, объективных причин, которые препятствовали заявителю обратиться с настоящим требованием в арбитражный суд в установленный срок и могли бы быть признаны судом уважительными, не приведено.
Таким образом, пропуск установленного срока для обжалования решения административного органа о привлечении к административной ответственности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. При этом суд не должен исследовать фактические обстоятельства и рассматривать материально-правовые основания заявленных требований.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Требования заявления Администрации города Кудымкара о признании незаконным постановления № 4/30/2014 от 30.04.2014 г. Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Пермском крае о привлечении к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ к штрафу в размере 1577 руб. оставить без удовлетворения.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья И.Н. Радостева