ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50П-279/2022 от 26.05.2022 ПСП АС Пермского края

56/2022-3220(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ 

ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА

ПЕРМСКОГО КРАЯ В Г. КУДЫМКАРЕ

ул. Лихачева, 45, Кудымкар, 619000, www.perm.arbitr.ru 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ  г. Кудымкар 

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Поповой Ирины  Дмитриевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем  судебного заседания Третьяковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном  заседании дело по заявлению Министерства промышленности и торговли  Пермского края (ул. Петропавловская, 56, г. Пермь, Пермский край, 614006,  ОГРН <***>, ИНН <***>) 

к обществу с ограниченной ответственностью «Елена» (ул. Калинина, д. 25,  с. Карагай, Карагайский район, Пермский край, 617210,  ОГРН <***>, ИНН <***>) 

о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях 

при участии:
от административного органа: не явились

от лица, привлекаемого к ответственности: ФИО1 – руководитель,  паспорт 

установил:

Министерства промышленности и торговли Пермского края обратилось  в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной  ответственностью «Елена» к административной ответственности по части ч.  1 ст. 14.17 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований при  осуществлении деятельности в области оборота алкогольной продукции. 

Требование Министерства основано на результатах проверки,  установившей отсутствие у Общества в собственности или ином праве  стационарных торговых объектов при осуществлении лицензируемой  деятельности. 

Представитель Заявителя в судебное заседание не явился, направил  ходатайство о рассмотрении дела без его участия. 

В судебном заседании представитель Общества факт нарушения не  оспаривала, пояснив, что деятельность по реализации алкогольной  продукции осуществлялась при наличии лицензии. В период действия 


[A1] ограничительных мер, связанных с новой коронавирусной инспекцией,  действие лицензии было продлено автоматически. 

Факт истечения срока действия договоров аренды по объектам, в  которых осуществлялась лицензируемая деятельность не оспаривала, указав,  данный факт является невнимательностью со стороны руководителя  Общества. Вместе с тем, пользование помещениями продолжалось на  протяжении всего времени. 

Просила учесть по делу все смягчающие ответственность  обстоятельства, а также отсутствие умысла на совершение правонарушения и  отсутствие угрозы причинения вреда. 

Ввиду отсутствия возражений против перехода к рассмотрению спора  по существу, арбитражный суд в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ подготовку  дела завершил и рассмотрел требования административного органа в его  отсутствие. 

Изучив материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим  выводам. 

Как установлено судом, Общество имеет лицензию № 59РПА0002725 15  декабря 2011 на право осуществления деятельности по розничной продаже  алкогольной продукции по адресам: <...>; <...>; <...>. 

Как следует из материалов дела, ООО «Елена» обратилось в  Министерство с заявлением от 03.11.2021 о продлении срока действия  лицензии. 

В ходе документарной проверки установлено, что в отношении торговых  объектов по ул. Ерофеевских и ул. Чкалова, указанных в лицензии, срок  действия договоров аренды истек 31.12.2019 года. Новые договоры аренды  заключены в отношении помещения по ул. Ерофеевский, 1 - 29.11.2021 на 5  лет, в отношении помещения ул. Чкалова, 50а - на 5 лет с 30.11.2021 года. 

Данные подтверждены выписками из Единого государственного реестра  недвижимости. 

 Между тем, при отсутствии документов, подтверждающих наличие у  общества в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении  или в аренде, срок который определен договором и составляет один год и  более, стационарных торговых объектов и складских помещений общей  площадью не менее 25 квадратных метров Обществом осуществлялась  реализация алкогольной продукции, что является нарушением п. 10 ст. 16  Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ. Данные подтверждены  выкопировками из журнала учета розничной продажи алкогольной и  спиртосодержащей продукции, Обществом факт признан. 

По результатам проверки составлен протокол об административном  правонарушении от 15.02.2022 № 31 по ч.1 ст.14.17 КоАП РФ

На основании ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях Министрество обратилось в  арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Елена" к  административной ответственности по ч.1 ст.14.17 КоАП РФ


[A2] Исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к  следующим выводам. 

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ  «О государственном регулировании производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении  потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный  закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ) к полномочиям органов государственной  власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится  выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (за  исключением лицензий на розничную продажу вина, игристого вина  (шампанского), осуществляемую сельскохозяйственными  товаропроизводителями), регистрация выданных лицензий, лицензий,  действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;  осуществление регионального государственного контроля (надзора) в  области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. 

В силу п. 1, п. 1.2. ст. 23 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ  региональный государственный контроль (надзор) в области розничной  продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя  лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и  розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг  общественного питания (за исключением лицензионного контроля за  производством, поставками, хранением и розничной продажей  произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями  винодельческой продукции). 

Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ  лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - лицензионный  контроль) осуществляется лицензирующими органами в пределах их  компетенции в соответствии с настоящим Федеральным законом. 

Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ  деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит  лицензированию. 

В силу п. 3.2 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ для  получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции  заявитель среди прочего представляет в лицензирующий орган документы,  подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и  складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном  управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет  один год и более. 

В силу пункта 20 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171- ФЗ  действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется  на деятельность ее обособленных подразделений только при условии  указания в лицензии мест их нахождения. 


[A3] Таким образом, лицензиат обязан осуществлять лицензируемый вид  деятельности только в помещениях, заявленных для такой деятельности,  указанных в лицензии и соответствующих установленным лицензионным  условиям и требованиям. 

Из положений подпункта 1 пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2  Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ следует, что применительно к  деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной  продукции, лицензионными признаются требования, установленные в  статьях 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Закона № 171-ФЗ. 

Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ  установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с  нарушением лицензионных требований статьи 16 Федерального закона от  22.11.1995 N 171-ФЗ. 

В соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона от  22.11.1995 N 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие  розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных  напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских населенных пунктах, должны  иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении,  оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и  составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские  помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров по каждому  месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется  розничная продажа алкогольной продукции. 

На основании пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской  Федерации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не  менее года, подлежит государственной регистрации и считается  заключенным с момента такой регистрации. 

Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в  абзаце первом пункта 2 Информационного письма от 01.06.2000г. № 53 была  сформулирована правовая позиция, согласно которой нежилое помещение  является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в  котором оно находится, но неразрывно с ним связанным. Поскольку в  Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствуют какие-либо  специальные нормы о государственной регистрации договоров аренды  нежилых помещений, постольку к таким договорам аренды должны  применяться правила пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской  Федерации. Следовательно, исходя из указанных положений, договор аренды  нежилых помещений считается заключенным с момента его государственной  регистрации. 

В силу п. 17, п. 18 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ  лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но  не более чем на пять лет. 

Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе лицензиата на  основании представляемого им в лицензирующий орган заявления в 


[A4] письменной форме о продлении срока действия такой лицензии при условии  уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 18 настоящей  статьи, а также на основании представляемых налоговым органом по  межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об  отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов,  пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о  налогах и сборах на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять  лет. 

Согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ  документы, представленные заявителем в лицензирующий орган для  получения лицензии на производство и оборот этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции, регистрируются и подлежат  экспертизе лицензирующим органом. 

В рамках рассмотрения заявления Общества на продление лицензии и  проведения экспертизы представленных документов получены выписки из  Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости  со сведениями о зарегистрированных правах на объекты недвижимости:  здание магазина в <...> (выписка от 13.12.2021);  здание магазина в с. Карагай в <...>. 

На момент проверки в выписках ЕГРН отсутствует информация о  зарегистрированных правах общества с 31.12.2019г. на указанные объекты  недвижимого имущества. 

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171- ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной  продукции с нарушением требований статьи 16 Федерального закона от  22.11.1995 N 171-ФЗ. 

Осуществление розничной продажи алкогольной продукции в сельских  населенных пунктах без документов, подтверждающих наличие в  собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в  аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более,  стационарных торговых объектов и складских помещений общей  площадьюне менее 25 квадратных метров по месту нахождения  обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа  алкогольной продукции в нарушение лицензионного требования,  предусмотренного пунктом 10 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995г.   № 171-ФЗ является основанием для привлечения общества к  административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.17 КоАП  РФ. 

Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ установлена административная  ответственность за оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции с  нарушением лицензионных требований, предусмотренных  законодательством о государственном регулировании производства и  оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об 


[A5] ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, в виде штрафа  с конфискацией продукции. 

Объектом правонарушения, предусмотренного указанной нормой,  являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил  производства и оборота этилового спирта, главным образом лицензирования  и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и  оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.  Объективная сторона правонарушения выражается в производстве или  обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с  нарушением лицензионных требований, предусмотренных  законодательством о государственном регулировании производства и  оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об  ограничении потребления (распития) алкогольной продукции. 

Субъектом правонарушения является лицо, осуществляющее розничную  продажу алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований. 

В силу п. 64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных  правонарушениях, предусмотренных статьей 14.17 КоАП РФ, вправе  составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный  контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции. 

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об  административном правонарушении является непосредственное  обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять  протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных,  указывающих на наличие события административного правонарушения. 

В связи с непосредственным обнаружением нарушения лицензионного  требования, предусмотренного п.10 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ,  должностным лицом Министерства составлен протокол об  административном правонарушении от 18 мая 2021 № 23 в соответствии с  требованиями ст. 28.2 КоАП РФ

Изучив представленные в материалы дела договоры аренды в  отношении зданий магазинов от 29 11.2021 и 30.11.2021 года, суд отмечает  следующее. 

Согласно пункту 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской  Федерации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не  менее года, подлежит государственной регистрации и считается  заключенным с момента такой регистрации (Информационное письмо  Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июня 2000 г. N 53). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ "О  государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с  ним", государственная регистрация - это юридический акт признания и  подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения),  перехода или прекращения прав на недвижимое имущество и единственное  доказательство существования зарегистрированного права. 


[A6] При этом, исходя из пунктов 2, 4 Информационного письма Президиума  ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 «Обзор судебной практики по спорам,  связанным с признанием договоров незаключенными» совершенный в  надлежащей форме договор, все существенные условия которого  согласованы сторонами, однако требуемая государственная регистрация  которого не осуществлена, не порождает всех последствий, на которые он  направлен, до осуществления регистрации. 

Договор аренды здания регистрируется как порождаемое данным  договором обременение прав арендодателя соответствующими  обязательствами. Требование о государственной регистрации такого  договора установлено для создания возможности осведомления о нем  третьих лиц. 

По общему правилу отсутствие государственной регистрации договора  аренды недвижимости означает, что заключенное между сторонами  соглашение не дает лицу, принимающему имущество в пользование, прав на  это имущество, которые могут быть противопоставлены не знавшим об  аренде третьим лицам (пункт 3 статьи 433, пункт 2 статьи 609, пункт 2 статьи  651 ГК РФ). 

Продление договоров аренды без государственной регистрации не  свидетельствует о соблюдении необходимого лицензионного требования о  наличии у лицензиата необходимых помещений, а, следовательно, об  отсутствии события административного правонарушения. Обстоятельств,  препятствующих регистрации указанных договоров Обществом не  приведено. 

При таких обстоятельствах, в действиях (бездействии) ООО "Елена"  имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1  ст.14.17 КоАП РФ

Санкция ч.1 ст.14.17 КоАП РФ предусматривает наказание в виде  наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста  тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции,  оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных  предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой. 

Вместе с тем, суд считает возможным применить статью 2.9 КоАП РФ,  освободив заявителя от административной ответственности. 

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности  совершенного административного правонарушения судья, орган,  должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном  правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное  правонарушение, от административной ответственности и ограничиться  устным замечанием. 

Суд, с учетом фактических обстоятельств дела, оценки имеющихся в  деле доказательств, а также положений, изложенных в Постановлении  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004  N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при 


[A7] рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее -  Постановление Пленума N 10), Постановлении Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах,  возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях", пришел к выводу, что в данном  случае совершенное обществом правонарушение не содержит существенной  угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда  интересам граждан и экономического ущерба интересам государства,  возбуждением дела об административном правонарушении, его  рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты  предупредительные цели административного производства, определенные  частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, наложение в данном случае штрафа в сумме  имеет неоправданно карательный характер, в связи с чем, имеются основания  для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ

Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

решил:

В удовлетворении заявления Министерства промышленности и торговли  Пермского края отказать. 

Общество с ограниченной ответственностью «Елена» от  административной ответственности освободить, объявив ему устное  замечание. 

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в  Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его  принятия (изготовления в полном объеме) через постоянное судебное  присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре. 

Судья Попова И.Д. 

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
Дата 30.12.2021 8:54:47

Кому выдана Попова Ирина Дмитриевна