ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50П-291/17 от 28.06.2017 ПСП АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕРМСКОГО КРАЯ В Г. КУДЫМКАРЕ

ул. Лихачева, 45, Кудымкар, 619000, www.perm.arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

г. Кудымкар

28 июня 2017 года                                                 Дело №А50П-291/2017                                            

            Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие в

г. Кудымкаре,  в составе судьи:  Данилова Андрея Анатольевича, рассмотрев дело в порядке упрощённого производства, без вызова сторон по  заявлению:

Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации  в Карагайском районе  Пермского края  (617210, Пермский край, Карагайский район, с. Карагай, ул. К. Маркса, 23. ИНН 5937005448, ОГРН 1025902154486),

к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Яринская средняя общеобразовательная школа» (617205, Пермский край, Карагайский район, д. Ярино, ул. Центральная, 7, ОГРН 1025902155806, ИНН 5937002398)

о взыскании 18 500,00 руб. финансовых санкций

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации  в Карагайском районе  Пермского края обратилось в арбитражный суд с заявлением о  взыскании  с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Яринская средняя общеобразовательная школа» финансовых санкций в размере 18500 рублей.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 05.05.2017 года заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации  в Карагайском районе  Пермского края  принято судом к производству в порядке упрощённого производства.

Согласно ч. 5 ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с ч. 3 ст. 228 АПК РФ.

Стороны о принятии заявления к производству суда и возбуждении упрощенного производства по делу извещены, в том числе путем размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда от 05.05.2017 года.

Возражений, против рассмотрения дела в порядке упрощённого производства сторонами не заявлено.

Отводов суду сторонами не заявлено.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яринская средняя общеобразовательная школа» зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию в Государственном учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации  в Карагайском районе  Пермского края 25.11.1992 г. с присвоенным регистрационным номером № 069-029-000176.

  Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации  в Карагайском районе  Пермского края  проведены проверочные мероприятия по правильности и своевременности предоставления отчётности муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Яринская средняя общеобразовательная школа» предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ).

В результате проверочных действий Пенсионным фондом обнаружено, что страхователь допустил нарушения в предоставлении отчётности предусмотренной Федеральным законом № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте  в системе обязательного пенсионного страхования» - за август 2016 года.

Фактически сведения по форме СЗВ-М (исходная) представлены 16.09.2016 года.

По результатам проверки Управлением составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 203S18160021647 от 05.12.2016 г. (далее - акт).

Возражения по акту страхователем в установленный срок не представлялись.

Рассмотрев акт, материалы проверки Управлением принято решение от 18.01.2017 г. № 203S191790001428 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее-решение) в размере 18500 рублей (37*500 = 18500).

С целью досудебного урегулирования спора, в адрес муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Яринская средняя общеобразовательная школа» направлялось требование от 14.02.2017 г. № 203S01170182255 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором было предложено в срок до 05.03.2017 года уплатить финансовые санкции в добровольном порядке.

В установленный срок указанное требование МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа» не исполнила.

Неисполнение в установленный срок требований об уплате финансовой 

Заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации  в Карагайском районе  Пермского края  принято судом к производству в порядке упрощённого производства, без вызова сторон.

24.05.2017 г. от МБОУ «ЯСОШ» поступили возражения на заявление, в которых учреждение просит суд учесть при принятии решения смягчающие обстоятельства по делу, такие как: незначительный период просрочки предоставления отчётности в Управление ПФР в Карагайском районе  Пермского края, нарушение допущено впервые,  учреждение своевременно оплачивает страховые взносы, не имеет  задолженности по страховым взносам,  нарушение не нанесло ущерба бюджету ПФР, отсутствие умысла в нарушении.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции от 01.05.2016) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Согласно части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции от 01.05.2016) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

По мнению заявителя и как следует из материалов дела, учреждение не представило в установленный срок сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ  в отношении 37 застрахованных лиц за август 2016 г. что  явилось основанием для привлечения учреждения  к ответственности предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации №83п от 01.02.2016 «Сведения о застрахованных лицах».

Первый раз необходимо отчитаться всем страхователям за отчетный месяц — апрель 2016 года - не позднее 10 мая 2016 года.

Факт совершения обществом правонарушения выразившийся в не предоставлении своевременно отчётности по форме СЗВ-М, предусмотренного абзацем 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, подтверждается материалами дела и последним не оспаривается.

Взыскание указанных сумм производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует:

- нарушение срока предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета;

- предоставление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ вступившем в силу с 01.04.2016 г., с апреля 2016 года  у страхователя появилась обязанность ежемесячно представлять указанные в нем сведения страховщику. Таким образом, первая отчетность должна была быть представлена за апрель 2016 года в срок до 10.05.2016.

В соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнены требования заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Из материалов дела следует, что основанием для привлечения учреждения к ответственности послужили выводы Пенсионного фонда о том, что сведения индивидуального (персонифицированного) учёта представлены обществом несвоевременно.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено, что страхователи обязаны в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.

Порядок представления необходимых сведений установлен пунктом 2 статьи 11 названного Закона.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1)       страховой номер индивидуального лицевого счета;

2)       фамилию, имя и отчество;

3)       идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утверждённой постановлением Правительства пенсионного фонда Российской Федерации № 83п от 01.02.2016 года «Сведения о застрахованных лицах».

Таким образом,  работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому договору или гражданско-правовому договору, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы.

В отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, с учетом прямого указания пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ отчетность по форме СЗВ-М представляется при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам.

У организаций, у которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы, обязанность в представлении отчетности по форме СЗВ-М отсутствует (письмо Пенсионного фонда РФ от 27.07.2016 г. №ЛЧ-08-19/10581).

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Согласно статье 46 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ несвоевременное представление сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете образуют состав правонарушения и является основанием для привлечения к ответственности.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях не раз указывал на необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимание обстоятельств.

Постановлением Конституционного Суда от 19.01.2016 N 2-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (части 2 и 3), подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключивший возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.

При этом Конституционный Суд указал, что данный вывод не означает восстановление действия положений Закона N 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы (статья 44). Федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может.

Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

С 1 января 2017 г. вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 данного Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса (пункт 3 ст. 114 Кодекса).

Материалами дела подтверждено, что сведения за август 2016 г. представлены 16.09.2016 года, что подтверждается реестром полученных документов и извещением о доставке, т.е. с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Соответственно  привлечение страхователя к ответственности в виде штрафа в размере 18500 руб. несвоевременное представление сведений за август является обоснованным и соответствующим положениям Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.

Вместе с тем, суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично.

В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2016 г.№2-П).

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.

Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

Таким образом, суд полномочен, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.

Как указано в Письме ПФР от 14.12.2004 г. N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Формальный подход к наложению штрафа недопустим.

При принятии решения Управление не могло исследовать вопрос о наличии обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность за совершение данного правонарушения, поскольку на момент вынесения решения органы ПФР лишены данной возможности, прерогативой наделены суды.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.

Учитывая изложенное, принимая во внимание характер совершенного страхователем правонарушения, суд, с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости считает возможным снизить размер штрафных санкций по решению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации  в Карагайском районе  Пермского края  от 18.01.2017 г. № 203S191790001428 в 10 раз, до 1850 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

Требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации  в Карагайском районе  Пермского края  (617210, Пермский край, Карагайский район, с. Карагай, ул. К. Маркса, 23. ИНН 5937005448, ОГРН 1025902154486), удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Яринская средняя общеобразовательная школа» (617205, Пермский край, Карагайский район, д. Ярино, ул. Центральная, 7, ОГРН 1025902155806, ИНН 5937002398) в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации  в Карагайском районе  Пермского края  (617210, Пермский край, Карагайский район, с. Карагай, ул. К. Маркса, 23. ИНН 5937005448, ОГРН 1025902154486) за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п.2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ финансовые санкции в размере 1850 рублей.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Яринская средняя общеобразовательная школа» (617205, Пермский край, Карагайский район, д. Ярино, ул. Центральная, 7, ОГРН 1025902155806, ИНН 5937002398) в доход федерального бюджета государственную пошлину 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия в полном объеме, через Арбитражный суд Пермского края.

            Судья                                                                       Данилов А.А.