ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50П-359/2022 от 23.08.2022 ПСП АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕРМСКОГО КРАЯ В Г. КУДЫМКАРЕ

ул. Лихачева, 45, Кудымкар, 619000, www.perm.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кудымкар                                                                 

30 августа  2022 года                                          Дело № А50П-359/2022

         Резолютивная часть решения оглашена 23 августа  2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 30 августа  2022 года.

         Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Поповой Ирины Дмитриевны, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вавиловым В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Муниципального бюджетного учреждения культуры "Юсьвинский культурно-деловой центр" ( Россия 619170, с. Юсьва, Юсьвинский район, Пермский край, ул. Красноармейская, 21а , ИНН 1002358 , ОГРН 5981000941 )

к Финансовому управлению администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края ( Россия 619170, с. Юсьва, Пермский край, ул. Красноармейская 14 , ИНН 1008078 , ОГРН 5900006234 )

о признании частично недействительным представления № 2 от 09.03.2022

при участии:

от учреждения: Бабин А.В. – по доверенности, копия диплома, паспорт; Яркова В.И. – по доверенности, паспорт

от финансового Управления: Сатушиева О.О. – по доверенности, паспорт; Власова Т.Е. – руководитель, распоряжение, паспорт

установил:

Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Юсьвинский культурно-деловой центр" обратилось  в арбитражный суд  с требованием о признании недействительным представления Финансового управления администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края № 2 от 09.03.2022 в части.

          При рассмотрении спора заявитель уточнил требования, указав, что оспариваемое  представление является недействительным в части пунктов 5,10, 14 и 17.

В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения приняты судом.

В судебном заседании представители пояснили, что выводы проверяющих в части  неправомерных расходов по авансовым отчетам (п.5 представления)  несостоятельны, противоречат представленным документам: в отношении выплаты по авансовому отчету от 12.04.2021 № 31 на сумму 7275,40 рублей  сделаны проверяющими  с  нарушением пределов проводимой проверки, поскольку  оплата произведена за счет доходов, полученных учреждением от  предпринимательской деятельности.

Также  указали на неправомерность  выводов относительно нецелевого использования денежных средств, направленных на дополнительную выплату   надбавки заместителю директора Ярковой В.И. (п. 10 представления) в общей сумме 50 964,93 руб. (2020 год -21 098,32 руб., 2021 год - 29 866,61 руб.) за организацию работы по предоставлению платных услуг, поскольку, по мнению заявителя, выплата осуществлена в пределах установленного годового фонда оплаты труда учреждения, обеспечиваемого за счёт средств субсидии на выполнение муниципального задания. Выплата указанной надбавки способствовала выполнению учреждением количественных и качественных показателей установленного муниципального задания.

Относительно расходов учреждения на ГСМ, приобретенным по авансовым отчетам сверх размера,  установленного приказами директора МБУК «Юсьвинский РДК»  от 23.10.2022 № 47-од, № 48-од (п. 14 представления) пояснили, что  данные расходы связаны непосредственно с хозяйственной деятельностью учреждения в период отсутствия  иных транспортных средств: личный автомобильный транспорт сотрудников учреждения использовался на основании приказов учреждения для производственных нужд, для выездов в структурные подразделения в целях проведения ремонтных и иных работ.

 В рамках оспаривания п. 17 представления пояснили, что Учреждению субсидия в сумме 120480,00 руб. была предоставлена на ремонт пола в дискозале в соответствии с соглашением от 29.11.2019 № 8. За счет средств субсидии учреждением приобретены материалы, необходимые для проведения ремонта (ламинат, плинтус), в объемах, установленных дефектной ведомостью. Вся сумма субсидии, по мнению  учреждения, направлена на приобретение материала (в подтверждение представлено платежное поручение от 20.12.2019 № 290188 по договору от 01.11.2019 с ИП Власова A.M.) в целях достижения установленной цели - ремонта пола в дискозале. Цель, на которую были предоставлены средства бюджета, достигнута в полном объёме.

Также указали, что при выполнении работ по замене пола в дискозале образовались остатки ламината (обрезки) и плинтуса. Данный факт обусловлен сложной геометрической формой пола. Обрезь образована в пределах допустимой нормы погрешности (5-10%). Указанная обрезь, в условиях разумного и экономного подхода, вместо её списания, использована для ремонта пола в кабинете № 9 здания учреждения.

Таким образом, представители  полагали, что учреждением средства субсидии использованы в строгом соответствии с их целевым назначением.

Также Учреждению была предоставлена субсидия в сумме 194490,00 руб. на проведение молодежных мероприятий в соответствии с соглашением от 21.04.2020 № 9.  С выводом финансового управления о нецелевом использовании субсидии, предоставленной по коду цели 0600SH220 «Реализация мероприятий в сфере молодежной политики» в сумме 2181 руб., связанной  с затратами на транзит жюри открытого молодежного фестиваля-конкурса с использованием личного автомобиля Калина А.И. 18.10.2020 г. не согласились, указав, что  данные затраты связаны  с целью предоставленной субсидии.

Финансовое управление  с заявленными требованиями  не согласилось, представлен отзыв с последующими дополнениями.

 В судебном заседании представители  Управления пояснили, что  в ходе проведения  мероприятий финансового контроля  были выявлены нарушения  финансовой дисциплины, повлекшие  со стороны учреждения неправомерные расходы  бюджетных средств, а также их нецелевое использование.

Относительно оспаривания выявленных нарушений по  принятию к учету  авансовых отчетов пояснили, что  авансовые отчеты составлены лицами, не производившими  расходы.

Также не согласились с доводами учреждения об отнесении  расходов  на выплату надбавки за  организацию работ, связанных с предоставлением платных услуг к целевому использованию средств субсидии. Указали, что работы, связанные с выполнением по предоставлению платных услуг не связаны с выполнением муниципального задания, а значит, не могут финансироваться из средств субсидий на его выполнение.

 В части оспаривания учреждением п. 14 Представления  пояснили, что в ходе контрольных мероприятий установленонеправомерное и неэффективное расходование бюджетных средств на приобретение ГСМ.

Указали, что при наличии  на балансе учреждения  автотранспортных средств, а также  штатной единицы водителя, использование  личного транспорта сотрудников для  выполнения  производственных целей необоснованно, а  расходование средств на  приобретение  топлива для заправки личного транспорта  является  нецелевым расходованием средств бюджета.

По доводам учреждения об оспаривании п. 17 Представления, представители  финансового управления указали, что  в ходе  инвентаризации материальных запасов  контрольным органом выявлена их недостача. В ходе проверки установлено, что  материальные запасы (остатки от ремонта пола в дискозале)  использованы учреждением для ремонта пола в кабинете № 9. Таким образом,  Управление полагает, что средства целевой субсидии (ремонт пола в дискозале) частично израсходована на иные цели (ремонт пола в кабинете №9).

Также в ходе проверки установлено нецелевое расходование средств  целевой направленности на оплату услуг по обеспечению трансферта членов жюри, тогда как  расходы на данные цели не были предусмотрены программой.

Полагали, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные сторонами по делу, суд пришел к следующим выводам.

 Финансовым управлением при  осуществлении полномочий органа внутреннего финансового муниципального контроля в соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Финансовым управлением в соответствии с приказом от 03.12.2021 № 79-од «О назначении контрольного мероприятия» в период с 13 декабря по 28 декабря 2021 года в отношении муниципального бюджетного учреждения культуры «Юсьвинский районный дом культуры» (с 01.01.2022 г. переименован в муниципальное бюджетное учреждение культуры «Юсьвинский культурно-досуговый центр») проведена проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности. Результаты ревизии оформлены актом от 25.01.2022 № б/н.

Акт Учреждением получен, протокол разногласий к акту не представлен.

По фактам выявленных нарушений Финансовым управлением Учреждению выдано Представление №2 для принятия мер по устранению выявленных нарушений и принятию мер по устранению причин и условий, способствующих возникновению нарушений.

Несогласие учреждения с выводами  Управления в части  пунктов 23,38, 53, 55, 66 и 66 и 72 установочной части Представления послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются, в том числе государственные (муниципальные) учреждения (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).

В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Спорные правоотношения регулируются нормами бюджетного законодательства, а также принятыми во исполнение указанных норм нормативными актами.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статьей 69 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок предоставления субсидий из местных бюджетов устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации. Таким образом, бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств, помимо прочего, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных названным Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Таким образом, для возврата субсидии необходимо установить факт недобросовестного поведения получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Закрепленный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

При определении размера меры ответственности необходимо учитывать последствия, меры принятые ответчиком для исполнения своих обязанностей по соглашению.

В соответствии с Порядком определения объема и условий
предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям
субсидий на иные цели из бюджета Юсьвинского муниципального района,
утвержденным постановлением Администрации Юсьвинского муниципального района от 10.03.2017 № 59 (далее-Порядок 59), между администрацией Юсьвинского муниципального района и муниципальным бюджетным учреждением культуры «Юсьвинский районный дом культуры» заключено Соглашение от 29.11.2019 № 8 о представлении субсидии на ремонт полов в дискозале МБУК «Юсьвинский РДК» в рамках подготовки к празднованию 95-летия со дня образования Юсьвинского района (код целевой субсидии 920000370) в размере 120 480,00 рублей.

В соответствии с п. 3.2 Порядка № 59 средства, предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям в виде субсидий на иные цели, расходуются в соответствии с целевым назначением и не могут быть направлены на другие цели. Субсидии на иные цели расходуются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Пермского края, правовыми актами Юсьвинского муниципального района. Средства субсидии расходуются в текущем финансовом году, а в соответствии с п. 4.3.6. Соглашения возврат неизрасходованных средств субсидии в бюджет Юсьвинского муниципального округа должен быть осуществлен не позднее 20 декабря 2019 года.

Материалами проверки установлено, что учреждением  по  договору, заключенному с ИП Власовой A.M. от 01.11.2019 № 45 приобретены строительные материалы на сумму 120 480,00 руб., в том числе: ламинат ЕВРОКОМУХ на сумму 116 280,00 руб., подложка под ламинат 2 610,00 руб., плинтус 1 590,00 руб. (накладная от 29.11.2019 № 124).

Факт ремонта полов  в дискозале в ходе проверки установлен, подтвержден документально, проверяющими не оспаривается. Вместе с тем, в ходе проведенной  инвентаризации материальных запасов, проверяющими установлен факт их недостачи.

Работниками Учреждения даны объяснения, что материальные запасы, оставшиеся от ремонта  пола в дискозале  израсходованы на ремонт пола в кабинете № 9 Учреждения. Ремонт пола в дискозале и кабинете № 9 производился собственными силами учреждения, без привлечения подрядных организаций.

Материалами проверки установлено, что  на ремонт кабинета № 9 МБУК «Юсьвинский РДК» использованы ламинат - 58 штук, плинтус с мягким краем 58 мм дуб венге - 5 шт., подложка под ламинат 25 шт. общей стоимостью использованных материалов на ремонт кабинета № 9 Учреждения в размере  9 392,25 рублей.

Придя к выводу о приобретении строительных материалов за счет средств целевой субсидии, в том числе на  цели,   не   определенные Соглашением, Финансовое управление указало  обеспечить  возврат  в бюджет Юсьвинского  муниципального округа Пермского края  средства субсидии по коду цели 920000370 в сумме  9392,25 рублей.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что материалами дела не подтверждается возникновение негативных последствий, ущерба действиями учреждения, признаков бездействия или злоупотребления со стороны учреждения не установлено. Напротив, в данном случае очевидно, что цель предоставленной субсидии достигнута, ремонт пола в дискозале осуществлен. Заявитель, оспаривая выводы Управления, указала, что  в кабинете № 9 полы отремонтированы за счет  образовавшихся остатков приобретенного по субсидии материала ввиду  нестандартной конфигурации зала.

Из материалов проверки не усматривается, что проверяющими был произведен анализ объема закупленного и необходимого для ремонта материала, возможность образования излишков и их дальнейшего использования. Проверяющими лишь сделан вывод о нарушениях бухгалтерского учета по списанию  материальных ценностей, отсутствие согласования с учредителем возможности дальнейшего использования излишков.

При данных обстоятельствах выводы Финансового управления являются необоснованными, требования заявителя подлежат удовлетворению

Также в соответствии с порядком определения объема и условий предоставления муниципальным и автономным учреждениям субсидии на иные цели из бюджета Юсьвинского муниципального округа, утвержденным постановлением администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края от 14.11.2019 № 483 (далее Порядок № 483), Отделом культуры с Учреждением заключено Соглашение от 21.04.2020 № 9  о предоставлении из бюджета Юсьвинского муниципального округа Пермского края субсидии в рамках муниципальной программы «Развитие культуры, искусства и молодежной политики в Юсьвинском муниципальном округе Пермского края» по аналитическому коду 0600SH220 «Реализация мероприятий в сфере молодежной политики» в сумме 194 4910,00 руб. Дополнительным соглашением от 21.12.2020 №1 сумма субсидии была уменьшена и составила 175 720,48 руб.

Средства субсидии на реализацию мероприятий в сфере молодежной политики предоставляются в бюджет Юсьвинского муниципального округа Пермского края в виде субсидий из бюджета Пермского края по заключенному Соглашению от 03.02.2020 № 47-01-54-34 и носят целевой характер. Предоставление и расходование субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию мероприятий в сфере молодежной политики, осуществляется согласно Правилам, утвержденным Постановлением правительства Пермского края от 16.07.2019 № 483-п (далее - Правила № 483-п).

В соответствии с п. 3.2 Порядка № 483 средства, предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям в виде субсидий на иные цели, расходуются в соответствии с целевым назначением и не могут быть направлены на другие цели. В соответствии с п. 1.4 Порядка № 483 субсидии бюджетным учреждениям предоставляются в целях реализации, в том числе и мероприятий за счет межбюджетных трансфертов (субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Пермского края, правовыми актами Юсьвинского муниципального района.

Денежные средства по коду субсидии 0600SH220 поступили в течение года в полном объеме.    За счет средств субсидии произведены расходы на организацию и проведение фестиваля-конкурса патриотической песни «Победа остается молодой!» и квест-игры «Наследники победы».

Материалами проверки установлено, что для транзита жюри Ярковой В.И. приобретено ГСМ в сумме 2 181,00 руб., возмещены впоследствии  по заявке на кассовый расход от 11.12.2020.

Ссылаясь на пункт 2.4 Правил № 483-п, Управление, не оспаривая достижение учреждением результата в виде проведения мероприятия, пришло к выводу о том, что  расходы по доставке жюри к месту проведения мероприятий не предусмотрены, и обязало  обеспечить возврат средств субсидий по коду цели 0600SH220 в сумме 2181 рубль в  бюджет Юсьвинского  муниципального округа.

При оспаривании данных выводов, заявитель сослался на  отчет о реализации мероприятий в сфере молодежной политики на территории Юсьвинского муниципального округа в 2020 году;  Отчет о достижении показателей результативности использования субсидии на реализацию мероприятий в сфере молодежной политики на территории Юсьвинского муниципального округа Пермского края в 2020 году (Проект Приложения 3 к Соглашению); Отчет об использовании субсидии из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования Пермского края на реализацию мероприятий в сфере молодежной политики па территории Юсьвинского муниципального округа Пермского края в 2020 году (Приложения 4 к Соглашению), подтверждающих, по мнению учреждения, достижение результата.

Исследовав  данные доводы, суд приходит к выводу, что цель, определенная Порядком  и Правилами предоставления субсидии  была достигнута учреждением,  меры, принятые учреждением по  несению расходов по транзиту жюри направлены на достижение результата.

Данные действия не могут быть оценены как  направленные на причинение  бюджету ущерба и негативных последствий.

Выводы  контролирующего органа являются безосновательными.

Данные выводы подтверждаются также тем, что в 2022 году в  п. 2.4  Правил № 483-п внесены  изменения в части расходов на оплату по обеспечению трансферта, в том числе, членов жюри в рамках организации и проведения культурно-массовых, спортивных, познавательных и досуговых мероприятий (Постановлением Правительства Пермского края от 29.12.2021 № 1103-п).

Также  несостоятельными суд признает выводы Финансового управления в части осуществления учреждением неправомерных расходов по авансовым отчетам в отношении не имевших фактов  хозяйственной жизни учреждения (пункты 23 установочной части и  5 Резолютивной части представления).

Проверяющими при проверке  расчетов  с подотчетными лицами установлено, что  в нарушение  ст. 9 Закона №402-ФЗ, п. 3 Инструкции № 157н к бухгалтерскому учету приняты авансовые отчеты  от 01.03.2020 № 36 на сумму 3000 рублей и от 12.04.2021 № 31 на сумму  7275,40 рублей. Указывая на то, что оправдательные документы не имеют отношения  к подотчетным лицам, Управление  пришло к выводу неправомерного возмещения лицам указанных расходов, указав  в п. 5 представления на взыскание данных сумм с виновных лиц.

Оспаривая данные выводы, представители учреждения  в судебном заседании пояснили, что фактически были потрачены собственные средства, в последующем предъявленные к возмещению.

Так по  авансовому отчету от 01.03.2020 № 36 установлено, что подотчетным  лицом Боталовой  В.Н. в подтверждение произведенных расходов  представлены: путевой лист от 27.02.2020 № б/н МКУ ЮМР «Единый сервисный центр», водитель Якимов Н.П. с прикрепленными к нему кассовыми чеками продажи ГСМ от 27.02.2020 № 9932 (заправка на АЗС с. Карагай) и от 27.02.2020 № 107 (заправка на АЗС Юсьва) на общую сумму 3 000,00 руб. На оборотной стороне путевого листа расписан маршрут следования автомобиля Купрос-Пермь, Пермь-Купрос, пройдено 533 км., время выезда из гаража 7:00, время возвращения 19:40.

Указывая, что  в обозначенное время по табелю учета рабочего времени за февраль 2020 года Боталова В.Н. 27.02.2020 года находилась на рабочем месте, в командировку не выезжала, проверяющие пришли  к выводу о несоответствии представленных документов  фактам хозяйственной деятельности  учреждения.

К аналогичным выводам  пришло Управление и в отношении авансового отчета от 12.04.2021 № 31, представленного Ярковой В.И. на сумму 7275,40 руб.,  к которому в качестве оправдательных документов приложены: путевой лист от 22.03.2021 по 24.03.2021 № б/н МКУ ЮМР «Единого сервисного центра», водитель Боталов А.В. с прикрепленными к нему кассовыми чеками продажи ГСМ от 22.03.2021 № 4016, от 22.03.2021 № 8071 (заправка на АЗС с. Юсьва), от 22.03.2021№ 3645 (заправка на АЗС с. Кайгородок Республика Коми), от 23.03.2021 № 152 (заправка на АЗС г.Сыктывкар Республика Коми), от 23.03.2021 № 153 (заправка на АЗС г.Сыктывкар Республика Коми), от 24.03.2021 № 4180 (заправка на АЗС с Кайгородок Республика Коми), от 24.03.2021 № 2395. На оборотной стороне путевого листа расписан маршрут следования автомобиля Юсьва-Сыктывкар, Сыктывкар-Юсьва, пройдено 1234 км., лицо, пользовавшееся автомобилем - Яркова В.И., время выезда из гаража 22.03.2021 в 9:00, время возвращения 24.03.2021 в 11:00.

 В судебном заседании представители заявителя пояснили, что расходы по авансовому отчету Боталовой В.Н. связаны с  выездом участников  на торжественную церемонию подведения итогов Первого Межрайонного Фестиваля-конкурса среди любителей театров «Созвездие талантов» проводимого в г. Пермь 27.02.2020 года.

Дополнительно в подтверждение данного факта представлены:  утвержденная  учреждением смета на участие в торжественной церемонии от 20.02.2020 года,  чеки на приобретение ГСМ на сумму 3000 рублей, Регламент торжественной церемонии подведения итогов, заявление на  имя директора МКУ «Единый сервисный центр»  об обеспечении транспортом для выезда на мероприятие  с маршрутом: Купросс-Пермь-Купросс, заявление Боталовой на возмещение  средств, затраченных на приобретение  ГСМ на сумму 3000 рублей.

 Расходы, отраженные  в авансовом отчете от 12.04.2021 № 31, представленного Ярковой В.И., связаны с  поездкой вокального коллектива «Песни Пармы» Юсьвинского РДК на мероприятие, посвященное 10-летию национально-культурной автономии коми-пермяков  в г. Сыктывкар с 22.03. по 24.03 марта 2021 года.  В подтверждение произведенных  в рамках поездки расходов представлены: смета на поездку, утвержденная учреждением  на сумму 12245,4 рублей,  приказ  учреждения от 19марта 2021 года  № 15/1-од о выезде  в г. Сыктывкар, заявление Ярковой  на возмещение произведенных затрат  из личных средств на сумму 7275,40 рублей, кассовые чеки на приобретение ГСМ,  государственный контракт  от 16.03.2021 года  на оказание услуги по организации участия делегации  Коми-Пермяцкого округа в мероприятии в г. Сыктывкар, отчет по исполнения государственного контракта, список делегации, информация об автотранспорте,  справка об участии делегации в мероприятии, благодарность за участие в мероприятии.

 В судебном заседании представители Финансового управления факт участия  учреждения в указанных мероприятиях не оспаривали, указывая на наличие  нарушений  финансовой дисциплины при  отражении  фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и ненадлежащее ведение  документации.

Исследовав данные документы и доводы  представителей сторон, суд полагает, что  замечания по ведению бухгалтерского учета организации являются обоснованными и необходимыми  к исполнению при осуществлении  деятельности учреждением. Вместе с тем, отраженные нарушения  не привели  к  неправомерному расходованию средств бюджета, ввиду чего, выводы, отраженные  в п. 5 представления подлежат  признанию недействительными и подлежащими отмене.

Относительно оспаривания  возврата в бюджет  средств субсидий  на финансовое обеспечение  выполнения муниципального задания  в сумме  50964,93 рублей, использованных  по нецелевому назначению (п. 10 резолютивной части представления) суд пришел к следующему.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и Уставом (до 31.12.2021 года действовал на основании Устава, последняя редакция которого утверждена постановлением администрации Юсьвинского муниципального района от 04.02.2020 № 50 (в редакции постановления администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края от 18.03.2020 № 38), с 01.01.2022 года действует Устав в редакции постановления администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края от 17.12.2021 № 674).

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с муниципальным заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности.

В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ муниципальное задание формируется в порядке, установленным администрацией муниципального образования, на срок формирования бюджета. Муниципальное задание должно содержать показатели, характеризующие качество и объем оказываемых муниципальных услуг, порядок контроля за исполнением муниципального задания и требования к отчетности об его исполнении. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется за счет средств местного бюджета в порядке, установленном местной администрацией.

Во исполнение пунктов 3 и 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ постановлением администрации Юсьвинского муниципального округа от 14.11.2019 № 479 утвержден Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений Юсьвинского муниципального округа Пермского края и финансового обеспечения выполнения муниципального задания (далее Порядок № 479).

В соответствии с п. 2.12 Порядка № 479 муниципальное задание на оказание муниципальных услуг формируется на основании видов деятельности, определенных в качестве основных для Учреждения и содержащихся в общероссийских базовых (отраслевых) перечнях (классификаторах) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам.

Пунктом 2.4.1. Порядка № 479 предусмотрено, что плановые объемы
муниципального задания на очередной финансовый год и плановый период
формируются в разрезе муниципальных услуг в натуральном выражении и
утверждаются
постановлениемадминистрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края.

Постановлением администрации Юсьвинского муниципального района от 18.09.2019 № 362 «Об утверждении плановых объемов муниципальных услуг (работ) на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов» (далее Постановление № 362) Учреждению утверждены плановые объемы, оказываемых муниципальных услуг на 2020 год доведено муниципальное задание:

-  организация и проведение культурно-массовых мероприятий по
количеству участников в объеме 59 000 человек.

Постановлением администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края от 07.10.2020 № 506 «Об утверждении плановых объемов муниципальных услуг (работ) на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов» (далее Постановление № 506) утверждены плановые объемы, оказываемых муниципальных услуг на 2021 год и доведено муниципальное задание:

-организация деятельности клубных формирований и формирований самодеятельного народного творчества по количеству посещений в объеме 27 245 человек;

-организация и проведение мероприятий по количеству зрителей (посетителей) в объеме 59 000 человек.

Данные услуги, утвержденные в 2020 и 2021 годах, являются бесплатными и должны оказываться на безвозмездной основе.

Исходя из доведенных плановых объемов муниципальных услуг,
рассчитывается
объем      финансового      обеспечения      выполнения

муниципального задания на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.

Нормативные затраты на оказание муниципальной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в муниципальном задании, на основе определяемого базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат.

Значения нормативных затрат на оказание муниципальной услуги, базовых нормативов затрат, корректирующих коэффициентов утверждаются постановлением администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края (На 2020 год нормативы утверждены Постановлением администрации Юсьвинского муниципального района от 14.11.2019 № 484, в редакции от 23.12.2019 № 565. На 2021 год нормативы утверждены Постановлением администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края от 30.10.2020 № 554, в редакции от 04.10.2021 № 519).

Значение базового норматива затрат на оказание муниципальной услуги утверждается постановлением администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края общей суммой, с выделением:

а)  суммы затрат на оплату труда с начислениями на выплаты по
оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием
муниципальной услуги, включая административно-управленческий персонал,
в случаях, установленных стандартами услуги;

б)суммы затрат на коммунальные услуги и содержание недвижимого
имущества, необходимого для выполнения муниципального задания на
оказание муниципальной услуги.

На основании рассчитанного объема финансового обеспечения на выполнение муниципального задания между Отделом культуры и МБУК «Юсьвинский РДК» заключены соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания:

-от 22.01.2020 № 1 в размере 17 175 163,50 руб. на 2020 год;

-от 15.01.2021 № 1 в размере 13 683 489,50 руб. на 2021 год. Дополнительным соглашением от 14.10.2021 № 1 объем финансового обеспечения на выполнение муниципального задания увеличен и составил 14 159 561,90 руб., дополнительным соглашением от 18.11.2021 № 2 объем финансового обеспечения на выполнение муниципального задания увеличен и составил 16 088 531,02 руб.

Согласно заключенным соглашениям субсидии предоставлялись в течение финансовых периодов 2020-2021 г.г.

Учреждение обязано осуществлять расходы за счет средств субсидии с учетом соблюдения условий их предоставления, в соответствии с показателями, отраженными в плане финансово-хозяйственной деятельности, действующим законодательством и нормативными правовыми актами.

В соответствии с доведенным Учредителем объемом финансового обеспечения на выполнение муниципального задания и на основании соглашения о предоставлении субсидии Учреждение рассчитывает плановые показатели расходов на оплату труда путем согласования с Учредителем штатного расписания. В согласованных штатных расписаниях на 01.01.2020 г. и 01.01.2021 г. имеется должность заместителя директора, которую занимает Яркова В.И., ее заработная плата состоит из должностного оклада, компенсационной выплаты в размере 25% от должностного оклада (сельские), надбавки за выслугу лет (относится к стимулирующим выплатам), уральского коэффициента. Данные расходы финансируются за счет субсидий на финансовое обеспечение муниципального задания.

В ходе проверки установлено, что в 2020-2021 г.г. приказами директора Учреждения от 25.06.2020 № 56-к, от 29.01.2021 № 12-к, от 31.08.2021 № 172-к заместителю директора Ярковой В.И. с 01.06.2020 по 31.10.2021 года (конец проверяемого периода) установлена надбавка в сумме 2500,00 руб., ежемесячно за организацию работ, связанных с предоставлением платных услуг.

 Указывая, что данные услуги не связанны с выполнением муниципального задания, Управление пришло к выводу о нецелевом  расходовании денежных средств и  п. 10 представления обязал учреждение обеспечить возврат  в бюджет Юсьвинского  муниципального округа средства субсидии в размере 50964,93 рублей.

По мнению проверяющих, вывод о нецелевом использовании средств  свидетельствует также  должностная инструкция ответственного за организацию работ, связанных с предоставлением платных услуг.

Оспаривая представление в указанной части, заявитель указал на положения устава, согласно которому  к показателям качества  муниципального задания  учреждения в проверяемый период относятся, в том числе  позиции: число посещений платных  культурно-массовых мероприятий.

Оценив доводы заявления в данной части, суд приходит  к выводу об их несостоятельности.

Работа, связанная с предоставлением платных услуг является самостоятельным направлением деятельности учреждения, относится к его внебюджетной деятельности  и не связана с выполнением муниципального задания.

Таким образом, данный вид деятельности не предполагает  финансирования за счет  средств субсидий, выделенных в рамках выполнения учреждением муниципального задания.

В соответствии с п.4 ст.9,2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности (основные платные услуги), предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Материалами дела  установлено, что Учреждение в 2020 и 2021 г.г. в соответствии с п.2.4. Устава предоставляло платные услуги и осуществляло приносящую доход деятельность сверх установленного муниципального задания, для чего разработано Положение о предоставлении платных услуг муниципальным бюджетным учреждением культуры «Юсьвинский районный дом культуре» от 25.08.2016 г. (далее -Положение), которым определяются: перечень платных услуг, оказываемых в Учреждении дополнительно к гарантированному объему бесплатно предоставляемых услуг, условия предоставления, порядок предоставления, стоимость услуг, порядок оформления платы и учета платных услуг, порядок формирования и распределения средств от платных услуг. Пунктом 9.4 Положения предусмотрено, что средства, полученные от платных услуг, направляются, в том числе и на стимулирование руководителя и работников учреждения.

Таким образом,  в данной части представление является законным и обоснованным, требование удовлетворению не подлежит.

При оспаривании представления в части неправомерного и неэффективного расходование бюджетных средств на приобретение ГСМ (пункты 53, 55 установочной части  представления и п. 17 его резолютивной части) суд пришел к следующему.

По состоянию на 01.11.2021 года на балансе Учреждения находилось 3 единицы транспортных средств: автомобиль ГАЗ-3221-408, автомобиль УАЗ-2206, автобус специальный ЛУИДОР 225023. В штате Учреждения числилась 1 штатная единица водителя, заработная плата которому начислялась и выплачивалась за счет средств муниципального задания. Заключения экспертизы о техническом состоянии автотранспортных средств, подтверждающих их непригодность к дальнейшей эксплуатации, к проверке не представлены.

В судебное заседание заявителем представлены: распоряжение  о передаче имущества в муниципальную собственность № 72-р,  акт приема-передачи  транспортных средств  от 04.02.2022 с ходатайством о принятии в казну муниципального имущества.

В ходе проверки  выявлено, что  в течение всего проверяемого периода работниками Учреждения используются личные автомобили в служебных целях.

В соответствие со ст. 188 Трудового кодекса РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Одним из условий заключенного соглашения (трудового договора) должно является условие, что служебная деятельность сотрудника носит разъездной характер в соответствии с их служебными обязанностями.

Проверкой установлено, что в заключенных трудовых договорах со звукорежиссером Исаковым СВ., заведующим хозяйственным сектором Калиным А.И. не указано, что служебная деятельность сотрудников связана с разъездным характером работы. Дополнительные соглашения об использовании личного транспорта с работниками не заключены.

Основанием для использования сотрудником личного транспортного средства в служебных целях является приказ руководителя соответствующего учреждения.

Приказами директора МБ УК «Юсьвинский РДК» от 23.10.2020 №№ 47-од, 48-од установлено возмещение расходов на ГСМ, при использовании личного автомобиля в служебных целях, в размере 3 500,00 рублей в месяц звукорежиссеру Исакову СВ. с 01.09.2020 года и заведующему хозяйственным сектором Калину А.И. с 02.10.2020 года.

Согласно изданным приказам, возмещение расходов на ГСМ производится работникам Учреждения на основании отчета, в котором содержится информация о времени использования и пробеге личного транспортного средства в служебных целях, а также расходов на приобретение ГСМ, подтвержденных прилагаемыми путевыми листами и чеками ККТ АЗС, на основании норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р, с учетом поправочного коэффициента для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет. К приказам о возмещении расходов, связанных с использованием личного автомобиля в служебных целях, не приложены документы, подтверждающие права работника на используемое имущество.

В соответствии с приказами №№ 47-од и № 48-од работники Учреждения по истечении месяца, в котором использовался личный автомобиль    в   служебных    целях,    должны   представлять   отчет   о фактически произведенных расходах за счет собственных средств на приобретение ГСМ и времени использования и пробеге личного транспортного средства. После утверждения отчета работникам возмещаются произведенные им расходы, в пределах утвержденных норм.

В ходе проверки установлено, что работниками звукорежиссером Исаковым СВ. и заведующим хозяйственным сектором Калиным А.И., отчеты о расходовании собственных средств для приобретения ГСМ при использовании личного автомобиля в служебных целях не предоставлялись, представлены только путевые листы о маршруте личного автомобиля, чеки ККТ с АЗС о приобретении ГСМ путем покупки ГСМ по топливной карте, находящейся на балансе МБУК «Юсьвинский РДК». Таким образом, в ходе проверки установлено, что  фактически работникам не компенсировались затраты на приобретение ГСМ, приобретаемых за счет собственных средств, а производилась заправка личных автомобилей за счет средств Учреждения.

Звукорежиссером МБУК Исаковым СВ. и заведующим хозяйственным сектором Калиным А.И. в течение проверяемого периода произведено приобретение ГСМ, а в дальнейшем списание с учета ГСМ сверх размера, установленного приказами от 23.10.2020 года № 47-од и № 48-од.

Постановлением администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края от 29.04.2021 № 239 «Об утверждении Порядка возмещения расходов, связанных с использованием личного транспорта в служебных целях работниками (руководителями) муниципальных учреждений Юсьвинского муниципального округа Пермского края» (далее -Порядок № 239) установлены предельные размеры расходов, связанные с использованием личного транспорта в служебных целях: для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2 000 куб.см. - 1 200,00 рублей, свыше 2 000 куб.см. - 1 500,00 рублей.

В нарушение Порядка № 239 Учреждением произведено приобретение и списание ГСМ на основании подтверждающих документов (чек ККТ АЗС, путевые листы), при использовании личных автомобилей звукорежиссером Исаковым СВ. на сумму 2847,37 рублей и заведующим  хозяйственным  сектором  Калиным  А.И.   на  сумму  989,79 рублей.

Всего за 2020 - 2021г.г. за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания произведено приобретение и списание ГСМ, использованных для заправки личного транспорта, согласно подтверждающих документов, звукорежиссера Исакова СВ. на сумму 7 488,12 рублей, заведующего хозяйственным сектором Калиным А.И. на сумму 6 015,46 рублей.

Доказательств, опровергающих выводы проверки в материалы дела не представлено.

Доводы учреждения о том, что имеющиеся на балансе учреждения, автомобиль ГАЗ-3221 и автомобиль УАЗ-2206, находились в неудовлетворительном состоянии и были непригодными для использования не опровергают факта нецелевого расходования денежных средств для заправки личных автомобилей сотрудников в отсутствие оправдательных документов и с нарушением установленного порядка.

С учетом изложенного расходы в сумме 13 503,58 рублей являются неправомерными, заявленные учреждением  требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Таким образом, заявленные учреждением  требования подлежат частичному удовлетворению, подлежит признанию недействительным оспариваемое представление  в части пунктов  5 и 17. В остальной части в удовлетворении требований следует отказать.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на Финансовое управление администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края.

Руководствуясь статьями   168-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования Муниципального бюджетного учреждения культуры "Юсьвинский культурно-деловой центр" (Россия 619170, с. Юсьва, Юсьвинский район, Пермский край, ул. Красноармейская, 21а, ИНН 5981002358, ОГРН 1075981000941) удовлетворить частично.

Признать недействительными пункты 5  и 17 представления № 2 от 09.03.2022, вынесенного  Финансовым управлением администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края. В остальной  части  отказать.

Взыскать с Финансового управления администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края (ИНН 5981008078, ОГРН 1205900006234) в пользу Муниципального бюджетного учреждения культуры "Юсьвинский культурно-деловой центр" (Россия 619170, с. Юсьва, Юсьвинский район, Пермский край, ул. Красноармейская, 21а, ИНН 5981002358, ОГРН 1075981000941) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме) через постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре.

Судья:                                               И.Д. Попова