ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50П-437/08 от 06.05.2008 ПСП АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кудымкар

«06» мая 2008 г. Дело № А50П-437/2008

Арбитражный суд Пермского края - постоянное судебное присутствие арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре в составе:

судьи   Данилова А.А.,

при ведении протокола   помощником судьи Дерябиной И.Д.,

рассмотрев в заседании суда дело

позаявлению   государственного учреждения Центр занятости населения Юсьвинского района

к   государственному учреждению 14 отряду Государственной противопожарной службы МЧС России Пермского края

о   признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании представителей  :

от заявителя:   Ильиных Е.И. - директоор,

от административного органа:   Кириченко С.В. -по доверенности от 07.04.2008 года № 218,

Государственное учреждение Центр занятости населения Юсьвинского района обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления главного государственного инспектора по пожарному надзору Юсьвинского района № 35 от 09 апреля 2008 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10000 руб.

Представитель заявителя на требованиях настаивала, в судебном заседании пояснила, что, в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к административной ответственности может быть привлечен только собственник имущества. Вместе с тем, центр занятости собственником имущества не является, на момент проверки отсутствовал также и договор аренды имущества. Также пояснила, что ранее предписаний противопожарная служба не выносила. Часть нарушений, указанных в акте, на момент рассмотрения спора устранены. Просила снизить сумму штрафа ввиду того, что правонарушение совершено учреждением впервые, денежные средства на уплату штрафа бюджетом не предусмотрены.

Представитель государственного пожарного надзора в судебном заседании пояснил, что при проведении проверки были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, в отношении общества вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей. Считает, что общество привлечено к ответственности обоснованно, смягчающие вину обстоятельства при назначении наказания учтены. Против снижения штрафа не возражал.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд

Установил:

Из материалов дела следует, что 10 марта 2008 года при проверке объектов, расположенных по адресу: Пермский край, с. Юсьва, ул. Советская 55, выявлены нарушения правил пожарной безопасности:

В нарушение: п.З, п. 15 Правил пожарной безопасности в РФ /ППБ 01-03/, ст. 25, ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.94 г. «О пожарной безопасности», ч.1 ст.7, ч.1 п.38 ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»; ст. 1 Постановление Правительства РФ от 25 октября 2006 г. N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности" не обеспечило обучение сотрудников мерам пожарной безопасности по пожарно - техническому мини­муму специализирующей организацией с лицензией МЧС; в нарушение: п.7 Правил пожарной безопасности в РФ /ППБ 01-03/, не провело с сотрудниками противопожарный инструктаж, в журнале отметок нет; в нарушение п. 15 Правила пожарной безопасности в РФ /ППБ 01-03/ распорядительным документом не установило соответствующий противопожарный режим, в том числе:

- не определены и не оборудованы места для курения;

- не установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

- не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

- не регламентированы:

- порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

- порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы:

- действия работников при обнаружении пожара:

- не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также не назначены ответственные за их проведение;

В нарушение п. 14 Правил пожарной безопасности в РФ /ППБ 01-03/ учреждением не установлены обшеобъектовая инструкция о мерах пожарной безопасности и правила применения на территории организаций открытого огня, допустимость курения и проведения временных пожароопасных работ;

в нарушение п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ /ППБ 01-03/, п.7.29 СНиП 21-01-97* «Пожарная

безопасность зданий и сооружений», п.4. п. 14 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений помещений и

оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической

пожарной сигнализацией» помещения гаражей по адресу: с. Юсьва ул. Советская, 55 и ул. Советская. 5

не заблокированы автоматической пожарной сигнализацией;

В нарушение п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ /ППБ 01-03/, п.6.7 СНиП 21-01-97* «Пожарная

безопасность зданий и сооружений», п.1.1 НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о

пожаре в зданиях и сооружениях» административные помещения не обеспечены системой оповещения людей о пожаре;

В нарушение п.40 Правил пожарной безопасности в РФ /ППБ 01-03/ под лестницей имеется подсобное помещение;

В нарушение п. 108 приложения № 3 п.8 Правил пожарной безопасности в РФ/ППБ 01 -03/ не обеспечено достаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей в гараже);

В нарушение п. 13 Правил пожарной безопасности в РФ/ППБ 01-03/ во всех помещениях отсутствуют на видных местах таблички с указанием номера вызова пожарной охраны;

В нарушение п. 40 Правил пожарной безопасности в РФ /ППБ 01-03/ в кабинетах директора, заместителя директора, секретаря на окнах установлены глухие металлические решети.

В нарушение ст. 21. ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69 от 21.12.94 г. не разработана карточка тушения пожара для гаража (Советская. 5);

В нарушение п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ /ППБ 01-03/, 5.40 СНиП 21-02-99 «Стоянки ав­томобилей» для ворот гаража (Советская. 5) на высоте 1,4 — 1,6м отсутствует отверстие размером не менее 300x300 мм для подачи средств тушения и осуществления контроля за противопожарным состоя нием бокса;

Для гаража не определена категория пожарной опасности по НПБ 105-03 «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности», а также класс зоны по правилам уст­ройства электроустановок /ПУЭ 2000/, которые не обозначены на дверях помещения (Нарушение п.ЗЗ Правил пожарной безопасности в РФ/ППБ 01-03/);

Для гаража не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с приложением № 1 ППБ 01-03 в нарушение п.6 Правил пожарной безопасности в РФ/ППБ 01 -03/;

Электропроводка освещения в кабинете секретаря проложена по горючему основанию (под обоями) без защиты слоем негорючего материала, выступающим с каждой стороны провода не менее чем на 10 мм, проложена не в негорючем коробе, что является нарушением п. 3, п.57 Правил пожарной безопасности в РФ /ППБ 01-03/, п.2.1.37 ПУЭ 2000 «Правила устройства электроустановок»;

В кабинете профориентации и профобучения соединения электропроводов в распределительной коробке выполнены вскрутку, в нарушение п. 3, п.57 Правил пожарной безопасности в РФ /ППБ 01-03/, п.2.1.21 ПУЭ 2000 «Правила устройства электроустановок»;

В кабинете профориентации и профобучения на распределительной коробке отсутствует крышка из негорючего материала, что является нарушением п.60, п.57 Правил пожарной безопасности в РФ /ППБ 01-03/;

На здании гаража по направлению движения к противопожарному водоснабжению не установлены соответствующие указатели (плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) в нарушение п. 90 Правил пожарной безопасности в РФ /ППБ 01-03/.

По итогам проверки составлен протокол об административных правонарушениях № 54 от 28 марта 2008 года и вынесено постановление № 35 от 09 апреля 2008 года о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10000 руб.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 37 «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не использовать их не по назначению.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313; Нормах пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315; Строительных нормах и правилах «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97), утвержденных постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7.

В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.05.2003 № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил).

Из приведенных норм следует, что перечисленные меры пожарной безопасности подлежат соблюдению участниками соответствующих общественных отношений в обязательном порядке.

В части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ в виде штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности юридического лица на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования пожарной безопасности, установленные нормами, стандартами, правилами и т.д.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки инспектором установлено, что учреждением допущены вышеперечисленные нарушения требований пожарной безопасности.

Вывод административного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях является обоснованным и подтверждается материалами дела. Представителем общества факт нарушения пожарной безопасности не оспорен.

В ч. 2 ст. 2.1 Кодекса указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая, что вина Центра занятости в совершенном правонарушении доказана, привлечение его к административной ответственности является обоснованным.

Однако, по мнению суда, при рассмотрении спора необходимо учесть смягчающие вину обстоятельства.

Суд, считает, что смягчающими вину обстоятельствами являются такие как: отсутствие финансирования бюджетного учреждения, к административной ответственности ранее не привлекалось.

Таким образом, суд считает возможным снизить сумму штрафа до 1000 руб., то есть признать недействительным постановление № 35 от 09 апреля 2008 года в части назначения размера штрафа.

Руководствуясь статьями 169-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление государственного учреждения Центр занятости населения Юсьвинского района о признании недействительным постановления № 35 от 09 апреля 2008 года в части назначения размера штрафа удовлетворить.

Признать недействительным постановление № 35 от 09 апреля 2008 года о привлечении государственного учреждения Центр занятости населения Юсьвинского района к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части назначения размера штрафа, считать штраф назначенным в размере 1000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья А.А. Данилов