ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50П-502/19 от 01.08.2019 ПСП АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕРМСКОГО КРАЯ В Г. КУДЫМКАРЕ

ул. Лихачева, 45, Кудымкар, 619000, www.perm.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кудымкар                                                               

01 августа 2019 г.                                                                  Дело № А50П-502/2019

Арбитражный суд в составе судьи Данилова Андрея Анатольевича,

при ведении протокола помощником судьи Вавиловым В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Верещагинский» (реализующего задачи и функции органов внутренних дел на территории Верещагинского и Сивинского муниципальных районов) (ул. О. Кошевого, 5, г. Верещагино, Верещагинский район, Пермский край, 617120, ОГРН 1155958008370, ИНН 5933009307)

к индивидуальному предпринимателю Петрук Карине Николаевне (ул. Ленина, д. 31 кв. 6, г. Верещагино, Верещагинский район, Пермский край, 617120, ОГРН 319595800027671, ИНН 593308502835)

о привлечении к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился,

от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился

установил:

Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Верещагинский» (реализующего задачи и функции органов внутренних дел на территории Верещагинского и Сивинского муниципальных районов) (далее - Заявитель, Административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Петрук Карины Николаевны (далее - Предприниматель) к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ за нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции.

Представитель Заявителя в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия (л.д. 50).

Предприниматель в судебное заседание не явилась.

Стороны извещены надлежащим образом (уведомление в деле), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания в информационной системе «Картотека арбитражных дел».

Изучив материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в Прокуратуру Верещагинского района 26.04.2019 обратился житель жилого дома, расположенного по адресу ул. К.Маркса, 128А, г. Верещагино с заявлением о том, что в начале апреля 2019 на фасаде дома, который относится к общему имуществу собственников, был установлен баннер. По его мнению, в нарушение ст. 44 Жилищного кодекса РФ, рекламная конструкция была размещена без согласия собственников ТСЖ (л.д.18).

30.04.2019, на основании требования прокуратуры Верещагинского района, Управлением имущественных отношений и инфраструктуры администрации Верещагинского муниципального района проведена проверка (Акт № 1), в ходе которой установлено, что рекламная конструкция баннер (настенное панно) 2,0 х 2,0 м., размещенная по адресу ул. К.Маркса, 128А, индивидуальным предпринимателем Петрук К.Н. установлена самовольно, без разрешения, в нарушение Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». К акту приложено фото (л.д. 21).

13.05.2019 заместителем прокурора было принято решение о проведении проверки в отношении Предпринимателя по вопросу соблюдения обязательных требований законодательстве о рекламе.

В рамках проверки (Акт № 2 от 13.05.2019), установлено, что рекламная конструкция баннер (настенное панно) 2,0 х 2,0 м., размещенная по адресу ул. К.Маркса, 128А, отсутствует. Установить собственника не представилось возможным. С торца жилого дома находится дверь, над которой расположена вывеска «Парикмахерская». Дверь закрыта. К акту приложено фото (л.д. 24-25).

21.05.2019 Прокуратурой Верещагинского района материалы проверки переданы для рассмотрения в Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Верещагинский» (реализующего задачи и функции органов внутренних дел на территории Верещагинского и Сивинского муниципальных районов) (л.д. 17).

24.05.2019 инспектором ИАЗ вынесено определение № 1526 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (КУСП №3537 от 22.05.2019).

В рамках административного расследования Административным органом:

04.06.2019 взяты объяснения у жителя жилого дома, расположенного по адресу ул. К.Маркса, 128А, г. Верещагино;

24.06.2019 взяты объяснения у Предпринимателя.

Индивидуальный предприниматель Петрук К.Н. указала, что арендовала помещение, расположенное по адресу ул. К.Маркса, 128А, г. Верещагино, для парикмахерской. Для привлечения клиентов ею был заказан баннер 1,5 х 2 м., который был размещен на стене дома. О том, что нельзя размещать рекламную конструкцию без согласования Предприниматель не знала. Администрация сообщила Предпринимателю, что необходимо убрать баннер, после чего рекламная конструкция Петрук К.Н. была снята (л.д. 26).

24.06.2019 Административным органом в отношении индивидуального предпринимателя Петрук К.Н. составлен протокол об административном правонарушении № 59 44 027269 по ст. 14.37 КоАП РФ (л.д. 12).

В протоколе об административном правонарушении Предприниматель указала, что с нарушением согласна.

26.06.2019 административный материал был направлен Заявителем мировому судье судебного участка № 2 Верещагинского судебного района (л.д. 13).

Определением мирового судьи от 27.06.2019 административный материал на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ был направлен в Верещагинский районный суд для рассмотрения.

Определением судьи Верещагинского районного суда от 03.07.2019 по делу № 5-179/2019 протокол №5944 027269 от 24.06.2019 об административном правонарушении в отношении Петрук Карины Николаевны по ст. 14.37 КоАП РФ с приложенными к нему документами, возвращены в МО МВД России «Верещагинский».

Судья Верещагинского районного суда указала, что на момент совершения правонарушения Петрук К.Н. являлась индивидуальным предпринимателем, осуществляющим экономическую деятельность, следовательно, по общему правилу, закрепленному в абзаце четвертом части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, рассмотрение настоящего дела подведомственно арбитражному суду.

08.07.2019 административный материал вместе с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности, на основании ст. 23.1, ст. 28.8 КоАП РФ направлен Заявителем в Арбитражный суд.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.37 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями (абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Петрук К.Н. 28.02.2019 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела по правонарушениям, предусмотренным указанными в ней статьями Кодекса, подведомственны арбитражным судам, если соответствующие правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в том числе утратившими данный статус после совершения административного правонарушения (п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", подп. «д» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

06.06.2019 Налоговым органом внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о том, что Петрук К.Н. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения.

Следовательно, на момент совершения административного правонарушения Петрук К.Н. обладала статусом индивидуального предпринимателя, то есть правонарушение может быть признано совершенным индивидуальным предпринимателем.

Согласно статье 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если названным Кодексом не установлено иное (примечание к статье 2.4 КоАП РФ).

Установка информационных и рекламных конструкций (вывесок), а также размещение иных графических элементов разрешается только после согласования эскизов с администрацией Верещагинского городского поселения (пп. 5.9.1 Решения Думы муниципального образования "Верещагинское городское поселение" от 31.08.2017 N 59/197 "Об утверждении Правил благоустройства муниципального образования "Верещагинское городское поселение" Верещагинского муниципального района Пермского края", 3.16. Положения О секторе архитектуры и градостроительства Администрации Верещагинского городского поселения, утв. распоряжением Администрации муниципального образования "Верещагинское городское поселение" от 29.12.2011 N 113-р).

В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Согласно п. 9, 13 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.

Таким образом, разрешение на установку информационных конструкций (вывесок) и рекламных конструкций осуществляется органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию соответствующих конструкций.

Пунктом 10 ст. 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются.

Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ).

В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

В свою очередь, вывеска содержит, в частности информацию, которую изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя, а именно наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы (п. 1 ст. 9 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; Письмо ФАС России от 13.02.2015 N АД/6320/15).

В пункте 4 Письма ФАС России от 16.03.2006 N АК/3512 "О разграничении рекламы и иной информации" указано, что вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц, отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации.

Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

Не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вопрос о наличии в информации признаков рекламы должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела (п. 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе").

При этом, при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака). В этом случае данная информация должна быть исследована судом на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом о рекламе к рекламе, в том числе установленным главой 3 Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров (пункт 2 Постановления).

В каждом случае размещения информации ее квалификация в качестве рекламы зависит от целей, которой руководствовалось привлекаемое к административной ответственности лицо, а также использованных им средств.

Арбитражный суд, исследовав фото баннера «Парикмахерской стиляги», принадлежащего Предпринимателю (л.д. 21), приходит к выводу, что он был размещен в месте фактического нахождения организации, указание на профиль ее деятельности служит целям идентификации данного заведения и не может рассматриваться как его реклама.

В частности, на баннере указано наименование парикмахерской, профиль деятельности, адрес, режим работы, контактные данные.

Материалы дела не содержат достаточных доказательств того, что конструкция, размещенная по адресу: ул. К.Маркса, 128А, г. Верещагино, является рекламной.

Перечисленные обстоятельства, с учетом места расположения рассматриваемой конструкции и содержащейся в ней информации, могут свидетельствовать о размещении сведений, носящих информационный характер о деятельности Предпринимателя, которые не относятся к рекламе.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.04.2013 N 15567/12.

Каких-либо данных, бесспорно свидетельствующих о том, что указанная вывеска носит рекламный характер, в нарушение статьи 65, части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем не представлено.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований заявления Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Верещагинский» (реализующего задачи и функции органов внутренних дел на территории Верещагинского и Сивинского муниципальных районов) о привлечении индивидуального предпринимателя Петрук Карины Николаевны к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.37 КоАП РФ, к отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре.

Судья                                                А.А. Данилов