ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50П-515/08 от 29.05.2008 ПСП АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕРМСКОГО КРАЯ В Г.КУДЫМКАРЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Кудымкар

«29» мая 2008 г. Дело № А50П-515/2008

Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие в г.Кудымкаре в составе:   судьи Фроловой Н.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Епановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению   главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 к   Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Пермскому краю о   признании действий незаконными

при участии в судебном заседании:   от заявителя: не явился; от МРИ ФНС России №1 по Пермскому краю: ФИО2 – постоянная доверенность №03-04/00183 от 09.01.2008 г.

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании действий Межрайонной ИФНС России №1 по Пермскому краю незаконными и возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 17486 рублей 10 коп., свою позицию мотивировав тем, что 21 ноября 2007 года ею были ошибочно перечислены страховые взносы в Пенсионный фонд на главу КФХ, тогда как суммы следовало перечислить на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. ФИО1 обратилась в МРИ ФНС России №1 по Пермскому краю с заявлением о возврате этих сумм, но в данной просьбе было отказано, что послужило поводом для обращения в арбитражный суд. Просит признать действия МРИ ФНС России №1 по Пермскому краю незаконными и обязать произвести возврат уплаченных страховых взносов.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечен Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Косинском районе Пермского края.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Межрайонной ИФНС России №1 по Пермскому краю в судебном заседании требования не признал.

Представитель Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Косинском районе Пермского края представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Кроме того, представил в материалы дела объяснения своей позиции, из которых усматривается, что не возражает против возврата излишне уплаченных страховых взносов в сумме 17486 руб. 10 коп.

Изучив материалы дела, суд считает заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» №167-ФЗ от 15.01.2001 г. правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. На основании статьи 25 указанного закона контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Статьей 6 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.91 г. №943-1 предусмотрено, что контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, возложен на налоговые органы.

Приказом Минфина России от 10.12.2004 г. №114н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» определено, что администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, которые в соответствии с законодательством осуществляют начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

В соответствии с Приказом Минфина России от 16.12.2004 г. №116н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» и письмом Минфина России о порядке возврата (возмещении) плательщиком излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов от 27.12.2004 г. №11-12-5/19 предусмотрен возврат (возмещение) плательщиками излишне уплаченных (взысканных) сумм, который осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений. Согласно пункту 4 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного вышеуказанным Приказом, учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства, в том числе на основании платежных поручений налоговых органов на возврат поступлений налогоплательщиками (плательщикам) страховых взносов.

Согласно приложению 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23.12.2004 г. №174-ФЗ) администратором поступления в бюджет ПФР относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии и страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами.

Поскольку Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» №167-ФЗ от 15.12.2001 г. не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса РФ.

Следовательно, довод МРИ ФНС России №1 по Пермскому краю о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решении о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса РФ, является несостоятельным.

В соответствии с п.1, п.5 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.

В соответствии с п.2 статьи 78 Налогового кодекса РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Факт перечисления главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 страховых взносов и их поступление в бюджет Пенсионного фонда налоговый орган не оспаривает.

Таким образом, обязанность произвести возврат уплаченных главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 17486 рублей 10 коп. следует возложить на МРИ ФНС России №1 по Пермскому краю, признав отказ произвести возврат по страховым взносам незаконным.

В соответствии с п.1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

2. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные ст.259-260, 275-277 АПК РФ.

Судья: Н.Л.Фролова