АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕРМСКОГО КРАЯ В Г. КУДЫМКАРЕ
ул. Лихачева, 45, Кудымкар, 619000, www.perm.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Кудымкар
01 октября 2019 года Дело № А50П-531/2019
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2019 года
Полный текст решения изготовлен 01 октября 2019 года
Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие в г. Кудымкар в составе судьи Данилова Андрея Анатольевича, рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» (ул. Кирова, 11, с. Карагай, Карагайский район, Пермский край, 617210, ОГРН 1065933000396, ИНН 5933004588, e-mail: vodokanalkar@yandex.ru)
к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края (ул. Куйбышева, 14, г. Пермь, Пермский край, 614015, ОГРН <***>, ИНН <***>, e-mail: info@mtre.permkrai.ru)
о признании незаконным и отмене постановления № 174 от 02.07.2019 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8.1 в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее по тексту: Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее по тексту: Административный орган, Министерство, Ответчик) от 02.07.2019 года № 174 «О наложении штрафа по делу об административном правонарушении».
Оспариваемым постановлением ООО «Водоканал» привлечено к административной ответственности по части 1 стати 19.8.1 Кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 100000 рублей.
В обоснование заявленных требований Общество указывает на малозначительность допущенного правонарушения, не принятие во внимание при назначении административного наказания отсутствие отягчающих и наличие обстоятельств смягчающих ответственность. Так же указывают на возможность снижения размера штрафа ниже низшего предела в порядке, установленном ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Определением арбитражного суда от 23 июля 2019 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, сторонам было разъяснено право на представление доказательств в обоснование своей правовой позиции.
Стороны о возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства уведомлены надлежащим образом, в пятнадцатидневный срок, установленный судом, возражений в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, не представили.
На день рассмотрения настоящего иска суд располагает сведениями о получении сторонами копии определения о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края 02.08.2019 года представлен отзыв на заявление. В отзыве Министерство указывает на законность оспариваемого постановления, просит в удовлетворении заявленных требований Обществу отказать.
Оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства суд не находит. Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства, без вызова сторон.
Исследовав представленные в дело доказательства, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
При осуществлении мониторинга раскрытия организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации административным органом было установлено, что ООО «Водоканал» не исполнило обязанность по раскрытию соответствующей информации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 17 января 2013 г. №6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения», (далее Стандарты № 6), о чем 04 июня 2019 г. заместителем начальника административно-правового отдела управления правового обеспечения Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края ФИО1. составлен акт по результатам мониторинга.
18 июня 2019 года заместителем начальника административно-правового отдела управления правового обеспечения Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края ФИО1. в отношении ООО «Водоканал» был составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, согласно которому ООО «Водоканал» вменены нарушения требований пунктов 15, 23, 24, 25, 26 Стандартов № 6.
02.07.2019 года статс-секретарь-заместитель министра Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края ФИО2 вынесла в присутствии законного представителя Общества постановление № 174 «О наложении штрафа по делу об административном правонарушении». Указанным постановлением общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании оспариваемого постановления незаконным.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно за нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 данного Кодекса.
Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения, связанные с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности в целях обеспечения прозрачности деятельности указанных субъектов, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.
Объективная сторона названного правонарушения состоит в любом из перечисленных в диспозиции рассматриваемой нормы действий, а именно:
в непредоставлении сведений или в предоставлении заведомо ложных сведений о деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса, если предоставление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в неопубликовании сведений или в опубликовании заведомо ложных сведений об указанной деятельности, если опубликование таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в нарушении установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации.
Субъектами административных правонарушений по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ являются юридические лица - субъекты естественных монополий и организации коммунального комплекса.
Как следует из материалов дела общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» осуществляет регулируемую деятельность по водоснабжению и водоотведению.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органы регулирования тарифов обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения. Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации.
Состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, а также органами регулирования тарифов установлены Стандартами N 6.
Под раскрытием информации в Стандартах N 6 понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения.
В силу подпункта «А» пункта 3 Стандартов № 6 регулируемыми организациями информация раскрывается путем размещения в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - информационно-аналитическая система) напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, либо в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) - информационных систем, созданных органами местного самоуправления, либо иных информационных систем, содержащих необходимую для раскрытия информацию (в случае их наличия), с использованием унифицированных структурированных открытых форматов для передачи данных (единых форматов для информационного взаимодействия), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - единые форматы).
Как следует из представленных в дело доказательств и заявителем по существу не оспаривается, по состоянию на 4 июня 2019 года ООО «Водоканал» не исполнена обязанность по достоверному и своевременному раскрытию информации, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 17 января 2013 г. № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее -Стандарты № 6), в сфере холодного водоснабжения, а именно:
- информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения;
- информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, должна содержать сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров, оказания регулируемых услуг, в том числе договоров о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения;
- информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения (в формате шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.PRICE.HVS) на 2019 год раскрыта недостоверно, а именно - в титульном листе период регулирования указан недостоверно - с 01 января 2019 по 30 июня 2019 г., в Форме 2.2 не указаны группы потребителей (население и иные потребители) и период действия тарифа указан только с 01 января 2019 г. по 30 июня 2019 г., с 01 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. не указан; величина тарифа по группам потребителей не указана.
- информация о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией;
- информация о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения на очередной период регулирования (в формате шаблона FAS.JKH.OPEN.INFO.REQUEST.HVS) на 2020 год.
Таким образом, в действиях (бездействии) ООО «Водоканал» имеет место событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, выразившееся в нарушении установленного Стандартом N 6 порядка раскрытия информации.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом; в ходе производства по делу об административном правонарушении вина установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств, безусловно свидетельствующих об отсутствии у Заявителя возможности для соблюдения требований Стандартов, наличии каких-либо объективных, непреодолимых препятствий для исполнения нормативной обязанности в материалы дела не представлено (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ), что свидетельствует о доказанности состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Процедура привлечения к ответственности Административным органом соблюдена, о дне составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления Общество извещено надлежащим образом.
Оценив доводы ООО «Водоканал» о том, что в рассматриваемом случае имелись основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Также следует отметить, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Оценивая характер, степень общественной опасности и конкретные обстоятельства совершения правонарушения, анализируя представленные в материалы дела доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что совершенное Обществом правонарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительного.
Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения деяния. Отсутствие негативных последствий и прямого ущерба охраняемым законом интересам не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.
Оценивая личность правонарушителя, суд учитывает, что общество, будучи профессиональным участником рынка, обязано принять все меры для соблюдения требований законодательств.
Административное правонарушение, совершенное обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по своевременному и в полном объеме раскрытию информации в соответствии со стандартами.
Отсутствие последствий допущенного нарушения само по себе основанием для вывода о малозначительности правонарушения не является.
Доказательства исключительности применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, что необходимо для квалификации правонарушения как малозначительного, в материалах дела отсутствуют.
Оценив характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, размер вреда и тяжесть наступивших последствий суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Процессуальных нарушений при привлечении административным органом заявителя к ответственности судом не выявлено.
Следовательно, Общество правомерно привлечено к административной ответственности за совершенное правонарушение.
Административное наказание назначено заявителю в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, и соответствует характеру совершенного правонарушения.
Суд не установил оснований, при наличии которых назначенный штраф может быть уменьшен, поскольку ни административным органом, ни судом не установлено наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения. Само по себе отнесение общества к субъектам малого предпринимательства и тяжелое финансовое положение не является безусловным основанием для назначения размера штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ.
Указывая на несоразмерность меры ответственности тяжести совершенного правонарушения, принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности, Общество не учитывает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая в рассматриваемом случае выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей по достоверному и своевременному раскрытию информации предусмотренной постановлением Правительства РФ от 17 января 2013 г. № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения»
Сам по себе значительный размер штрафа, а также устранение обстоятельств послуживших основанием для привлечения к административной ответственности не являются основаниями для уменьшения размера административного штрафа без учета обстоятельств совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу, что назначенная ООО «Водоканал» мера наказания, соответствует совершенному деянию.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их в порядке установленном статей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает, что оспариваемое постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края мотивировано достаточным образом, не было произвольным, основано на конкретных обстоятельствах и материалах дела, принципах административного наказания (публично-правовой ответственности) - соразмерности, справедливости, индивидуализации, в связи с чем, отсутствуют основания для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмене. Заявление ООО «Водоканал» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Лица, участвующие в деле, вправе подать ходатайство о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пермского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
Судья А.А. Данилов