ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50П-535/16 от 21.11.2016 ПСП АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕРМСКОГО КРАЯ В Г. КУДЫМКАРЕ

ул. Лихачева, 45, Кудымкар, 619000, www.perm.arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

г. Кудымкар

29 ноября 2016 года                                                    Дело № А50П-535/2016

21 ноября  2016 года – дата объявления резолютивной части решения

29 ноября 2016 года – дата изготовления решения в полном объеме

Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие в

г. Кудымкаре,  в составе судьи:  Данилова Андрея Анатольевича, рассмотрев дело в порядке упрощённого производства, без вызова сторон по  заявлению:

 Государственного казённого учреждения центр занятости населения города Кудымкара П ермского края (619000, Пермский край, г. Кудымкар, ул. Володарского, 15, ИНН 8107008448, ОГРН 1025903381184, e-mail: kmczn@kydimkar.ru),

 к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края (619000, Пермский край, г.Кудымкар, ул.Лихачева, 46, ОГРН 1038102241704, ИНН 8107010060, e-mail: zkp052@pfr.perm.ru),

об оспаривании решения № 203S19160001359 от 20.09.2016 г. о привлечении плательщика к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования

                                      УСТАНОВИЛ:

Государственное казённое учреждение центр занятости населения города Кудымкара Пермского края обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края № 203S19160001359 от 20.09.2016 г. о применении финансовой санкции к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.

Определением Арбитражного суда Пермского края 30 сентября 2016 года заявление Государственного казённого учреждения центр занятости населения города Кудымкара Пермского края принято судом к производству в порядке упрощённого производства.

Согласно ч. 5 ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с ч. 3 ст. 228 АПК РФ.

Стороны о принятии заявления к производству суда и возбуждении упрощенного производства по делу извещены, в том числе путем размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда от 30.09.2016 г.

Возражений, против рассмотрения дела в порядке упрощённого производства сторонами не заявлено.

В установленный судом срок от Управления Пенсионного фонда  поступил отзыв на заявление, в котором ПФР с требованиями заявителя не согласился, считает, что проверкой установлено выявленное нарушение заявителя, в виде предоставление сведений об индивидуальном (персонифицированном) учёте застрахованных лиц позже установленного срока, считают, что  решение вынесено законно и  обосновано. Кроме того, в отзыве указали, что Федеральным законом № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте  в системе обязательного пенсионного страхования» ПФР лишено возможности применять к страхователям процедуру уменьшения суммы финансовой санкции.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее

Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края (далее – ответчик, Управление  ПФР) проведена проверка в отношении страхователя Государственного казённого учреждения центра занятости населения города Кудымкара пермского края (далее – заявитель, учреждение, по правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ), в отношении страхователя.

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации №83п от 01.02.2016 «Сведения о застрахованных лицах».

Первый раз необходимо отчитаться всем страхователям за отчетный месяц — апрель 2016 года - не позднее 10 мая 2016 года.

В результате проверочных действий Пенсионным фондом обнаружено, что сведения в отношении 24 застрахованным лицам по форме СЗВ-М за  май 2016 г. представлены позже установленного Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ срока – 21.07.2016 года (тип формы «ИСХОД»).

Результаты проверки оформлены актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте

По результатам проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 24 застрахованных лиц Государственного казённого учреждения центра занятости населения города Кудымкара пермского края  составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 203S18160002632 от 18.08.2016 года.

23.08.2016 года в Управление ПФР поступили  письменные возражения  на Акт проверки № 203S18160002632, в которых страхователь указал, что причиной совершения правонарушения явилось, ошибочное указание месяца отчёта.

20.09.2016 года заместителем начальника Управления ПФР РФ в присутствии представителя страхователя принято решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования Учреждение привлечено к ответственности  в виде штрафа в размере 12000 рублей.

Не согласившись с вынесенным решением  Государственное казённое учреждение центр занятости населения города Кудымкара Пермского края обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено, что страхователи обязаны в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.

Порядок представления необходимых сведений установлен пунктом 2 статьи 11 названного Закона.

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утверждённой постановлением Правительства пенсионного фонда Российской Федерации № 83п от 01.02.2016 года «Сведения о застрахованных лицах».

Таким образом,  работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому договору или гражданско-правовому договору, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы.

В отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, с учетом прямого указания пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ отчетность по форме СЗВ-М представляется при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам.

У организаций, у которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы, обязанность в представлении отчетности по форме СЗВ-М отсутствует (письмо Пенсионного фонда РФ от 27.07.2016 г. №ЛЧ-08-19/10581).

Согласно статье 46 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ несвоевременное представление сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете образуют состав правонарушения и является основанием для привлечения к ответственности.

Как следует из материалов дела, Государственное казённое учреждение центр занятости населения города Кудымкара Пермского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и  согласно пункту  2 статьи 14 данного закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Факт выявленного в ходе проверки нарушения предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета материалами дела подтверждается, заявителем не оспаривается,   в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии в действиях учреждения состава вмененного нарушения, Закона №212-ФЗ и, как следствие, наличии оснований для привлечения его к ответственности.

Вместе с тем, Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) полагает, что требования заявителя подлежат частично удовлетворению.

В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2016 г.№2-П).

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.

Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

Таким образом, полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.

В обоснование своих требований заявитель указал, что нарушение явилось, в результате неверного проставления месяца за который предоставлялся отчёт, вместо - июнь  проставился месяц июль., кроме того заявитель, указал на наличие таких смягчающих ответственность обстоятельств, как совершение правонарушения впервые, отсутствие умысла на уклонение от уплаты взносов, при обнаружении ошибки отчёт предоставлен незамедлительно, нарушение не нанесло ущербу бюджету Пенсионного фонда.                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Как указано в Письме ПФР от 14.12.2004 г. N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Формальный подход к наложению штрафа недопустим.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.

Учитывая изложенное, принимая во внимание характер совершенного страхователем правонарушения, суд, с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, принимая во внимание незначительный период просрочки предоставления сведений, отсутствие задолженности по уплате страховых взносов,  совершение правонарушения впервые, факт самостоятельного устранения вменяемого нарушения,  отсутствие негативных последствий, умысла в нарушении, а также то обстоятельство, что заявитель является государственным  учреждением, приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера, наложенного на учреждение штрафа в связи с установлением обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение допущенного правонарушения в три раза.

Руководствуясь статьями 110,  201, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требование Государственного казённого учреждения центра занятости населения города Кудымкара Пермского края (619000, Пермский край, г. Кудымкар, ул. Володарского, 15, ИНН 8107008448, ОГРН 1025903381184),

удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации  (государственное учреждение) в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края (619000,  Пермский край, г. Кудымкар, ул. Лихачева, 46,  ИНН 8107010060) № 203S19160001359 от 20.09.2016 года в части назначения размера штрафа, снизить размер штрафа с учётом смягчающих обстоятельств в три раза, до 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд, принявший решение в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия в полном объёме.

           Судья                                                                           Данилов А.А.