АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕРМСКОГО КРАЯ В г. КУДЫМКАРЕ
619000, Пермский край, г. Кудымкар, ул. Лихачева, 45
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кудымкар «10» ноября 2010 г.
«09» ноября 2010 г. Дело № А50П-781/2010
(дата оглашения резолютивной части решения)
«10» ноября 2010 г.
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд в составе:
судьи Радостевой Ирины Николаевны
при ведении протокола помощником судьи Казанцевым Н.В.
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению колхоза «Россия»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю
о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом
от ответчика: ФИО1 (доверенность № 03-04/00007 от 19.10.2010 г.)
установил:
Колхоз «Россия» (далее Заявитель) обратился арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю (далее Налоговая инспекция) по расторжению Соглашения от 27.02.2004 г. о реструктуризации долгов. Ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, так как имеются уважительные причины пропуска срока.
В предварительном судебном заседании представители Заявителя требования заявления поддержали, пояснили, что неуплата штрафа в размере 559,60 руб произошла вследствие стечения нескольких независящих от колхоза обстоятельств. С 2004 г. колхоз исполнял условия Соглашения. Сумма штрафа незначительна, а последствия для колхоза-сельхозпроизводителя серьезные – вероятность банкротства предприятия.
Представитель Налоговой инспекции требования заявления не признал, представив отзыв.
Суд, выслушав доводы представителя Налоговой инспекции, изучив материалы дела, приходит к выводу, что требования Заявителя подлежат удовлетворению.
Суд удовлетворяет ходатайство Заявителя о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, предусмотренного ст. 198 АПК РФ.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление о признании решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину (организации) стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 18.11.2004 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Кодексом не предусмотрен перечень уважительных причин для восстановления установленного ст. 198 АПК РФ срока.
С заявлением об оспаривании действий налогового органа, выразившихся в расторжении Соглашения от 27.02.2004 г. о реструктуризации долгов, Заявитель обратился в суд 27.08.2010, т.е. с пропуском установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока.
В обоснование уважительности причин пропуска срока Заявитель указал, что обращался в Налоговую инспекцию с запросом о причинах расторжения Соглашения и получил ответ от 12.04.2010 г., разъяснивший, что за неуплату штрафа в в размере 559,60 руб соглашение расторгнуто. Обращался в арбитражный суд 23.06.2010 г., но в связи с ненадлежащим оформлением заявления и неуплатой госпошлины, суд возвратил документы. Сослался также на то, что в колхозе в этот период менялось руководство и новому необходимо было время для изучения сложившейся ситуации.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы с учетом уважительности причин пропуска срока на обжалование, суд удовлетворяет ходатайство Заявителя о восстановлении пропущенного срока.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления или иных органов в соответствии со ст. 198 АПК РФ необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких решений, действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение этими актами, действиями (бездействием) прав и законным интересов юридического лица, обратившегося в арбитражный суд в соответствующими требованиями.
Как установлено судом, Заявитель, Налоговая инспекция и Территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей на основании норм Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Закон N 83-ФЗ) заключили Соглашение от 27.02.2004 г. о реструктуризации задолженности колхоза перед кредиторами по основному долгу и начисленным процентам по состоянию на 26.02.2004 в сумме 2 292 440, 39 руб.
Согласно пункту 2 соглашения реструктуризация осуществлялась путем:
- отсрочки погашения долга и начисленных процентов в сумме 2361 213, 59 руб. до 2009 г,
- рассрочки погашения долга и начисленных процентов в сумме 2326 826,99 руб. до 2014 г. с погашением, начиная с 2010 г.
Пункт 10 Соглашения предусматривает, что если колхоз на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеет задолженность по платежам в бюджеты всех уровней, текущим налоговым платежам, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, просроченную задолженность по денежным обязательствам со сроком образования, превышающим один месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов, о чем кредиторы, банк-агент, где открыт счет колхоза, письменно извещают межведомственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей, право на реструктуризацию указанных долгов приостанавливается.
В связи с несоблюдением условий реструктуризации (колхозом не был уплачен штраф по ст. 119 НК РФ в сумме 559,6 руб по Решению от 01.09.2009 г. № 15994), Налоговая инспекция письмом от 08.10.2009 г. № 09-14/10873 дсп известила Министерство сельского хозяйства Пермского края о том, что право на реструктуризацию задолженности колхоза «Россия» приостановлено до 01.01.20010 г.
Колхозом штраф не был уплачен и Налоговая инспекция письмом от 18.01.2010 г. № 09-14/00264 дсп известила Министерство сельского хозяйства Пермского края о том, что право на реструктуризацию задолженности колхоз утрачивает.
Территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей Пермского края Уведомлением от 03.02.2010 г. №1-рс известила колхоз, что Соглашение от 27.02.2004 г. о реструктуризации долгов расторгнуто с 01.01.2010 г. в связи с неисполнением колхозом принятых обязательств в части уплаты текущих платежей, согласно пунктам 10, 11 Соглашения, сославшись на письмо МРИ ФНС по Пермскому краю от 18.01.2010 г. № 09-14/00264 дсп.
Инспекция восстановила на лицевом счете колхоза реструктурированные суммы и направила требование об уплате недоимки, пени и штрафов.
В связи с неисполнением требования, Налоговая инспекция вынесла решение о взыскании налогов, пени и штрафов за счет денежных средств должника и выставила на расчетные счета колхоза инкассовые поручения (в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Колхоз «Россия» обратился в суд.
Суд, исследовав представленные сторонами доказательства, приходит к выводу, что основания для расторжения заключенного с совхозом Соглашения о реструктуризации имелись (этот факт представители колхоза не оспаривали в суде), так как колхозом не был уплачен штраф по ст. 119 НК РФ в сумме 559,6 руб. по Решению от 01.09.2009 г. № 15994, но Соглашение от 27.02.2004 г. о реструктуризации долгов не было расторгнуто в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 20 Закона № 83-ФЗ реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов.
В силу статьи 29 Закона N 83-ФЗ только при расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства считаются наступившими, и только в этом случае налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате оставшейся неуплаченной суммы недоимки и начисленных на нее пеней в связи с соглашением о реструктуризации.
Основаниями расторжения соглашения о реструктуризации долгов являются: неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов; неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов (статья 27 Закона № 83-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28 и статьей 29 названного Закона расторжение соглашения о реструктуризации долгов по указанным обстоятельствам осуществляется с согласия подписавших соглашение о реструктуризации долгов кредиторов, в совокупности обладающих правом требования погашения не менее 50 процентов кредиторской задолженности должника. Любой кредитор, подписавший соглашение о реструктуризации долгов, вправе начать процедуру его расторжения. При расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.
В силу пункта 11 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 № 52, если у сельскохозяйственных товаропроизводителей на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеется задолженность по текущим налоговым платежам в бюджеты всех уровней, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим 1 месяц, либо просроченная задолженность по денежным обязательствам со сроком образования, превышающим 1 месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов, право на реструктуризацию приостанавливается. В случае если в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов сельскохозяйственные товаропроизводители ликвидируют задолженность по указанным платежам и пеням, начисленным за их неуплату, право на реструктуризацию долгов сохраняется. В случае невыполнения этого условия сельскохозяйственный товаропроизводитель утрачивает право на реструктуризацию задолженности.
Процедура расторжения соглашения о реструктуризации долгов установлена Порядком проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденным протоколом заседания межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25.02.2003 № 4.
Согласно пункту 11 указанного Порядка сельхозтоваропроизводители - должники могут быть выведены из числа участников программы в случаях неисполнения и (или) несвоевременного исполнения должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов; неисполнения и (или) несвоевременного исполнения должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов. Любой кредитор, подписавший соглашение о реструктуризации долгов, вправе начать процедуру его расторжения.
При получении информации о нарушении должником условий реструктуризации кредитор уведомляет территориальную комиссию о своем намерении начать процедуру расторжения соглашения о реструктуризации долгов.
Территориальная комиссия не позднее 14 дней со дня получения такого уведомления принимает решение о приостановлении действия соглашения о реструктуризации долгов, о чем уведомляет всех кредиторов. Со дня принятия решения о приостановлении действия соглашения о реструктуризации долгов возобновляется начисление пеней и штрафов на реструктурированную задолженность. Одновременно с принятием решения о приостановлении соглашения о реструктуризации долгов территориальная комиссия назначает дату заседания, на которое приглашаются все кредиторы.
Согласно статье 11 Закона № 83-ФЗ территориальные комиссии создаются в каждом субъекте Российской Федерации (пункт 1). Деятельность территориальной комиссии осуществляется на постоянной основе в соответствии с положением о ней и Федеральным законом (пункт 3). Территориальные комиссии принимают решения о расторжении соглашений о реструктуризации долгов и приостановлении их действия (пункт 4).
Приказом Министерства сельского хозяйства России N 103, Министерства финансов России N 69н, Министерства экономического развития и торговли России N 119, Министерства промышленности и энергетики России N 113 от 07.07.2005 "О федеральной и территориальной комиссиях по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителях" (зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2005 N 6867) утверждено Положение "О территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителях", которым определены как состав комиссии, так и порядок принятия ею решений.
Согласно подпункту "н" пункта 3 указанного Положения в функции территориальной комиссии входит осуществление контроля за ходом исполнения должником обязательств, принятых по соглашению о реструктуризации долгов.
В соответствии с пунктами 5 - 8 Положения территориальную комиссию возглавляет председатель, являющийся заместителем руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере сельского хозяйства. В состав территориальной комиссии входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов. Деятельность территориальной комиссии осуществляется на постоянной основе, заседания комиссии проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует более половины ее членов. Решения территориальной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов территориальной комиссии и оформляются протоколом, который подписывается председателем. Новое Положение с аналогичными условиями утверждено приказом Министерства сельского хозяйства России N 4, Министерства финансов России N 4н, Министерства экономического развития России N 12, Министерства промышленности и торговли России N 25 от 18.01.2010 (зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2010 N 16388).
Проанализировав указанные нормы, суд делает вывод о том, что принятие решения о приостановлении реструктуризации долгов и о расторжении соглашения о реструктуризации долгов предоставлено специально уполномоченному на то органу - территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей; письма налогового органа не могут заменить решение о приостановлении действия реструктуризации и о расторжении соглашения.
Уведомление от 03.02.2010 г. №1-рс территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей Пермского края о, том, что Соглашение от 27.02.2004 г. о реструктуризации долгов расторгнуто с 01.01.2010, не может быть расценено как решение комиссии, так как в нем нет ссылки на Решение и дату его принятия. Налоговой инспекцией суду не представлены доказательства принятия решения о приостановлении реструктуризации долгов и Решения о расторжении соглашения о реструктуризации долгов уполномоченным органом - территориальной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей, направлении колхозу этих решений.
Поскольку доказательств принятия территориальной комиссией Решения о расторжении соглашения о реструктуризации долгов не представлено, суд признает действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю по расторжению Соглашения от 27.02.2004 г. о реструктуризации долгов незаконными. Таким образом, последующие действия налогового органа по принудительному взысканию задолженности, включенной в соглашение о реструктуризации и последующему начислению пени на реструктуризированную задолженность неправомерны.
Незаконные действия повлекли нарушение прав и законных интересов Заявителя: восстановление на лицевом счете колхоза реструктурированных сумм задолженности, направление требования об уплате недоимки, пени и штрафов, принятия решения инспекцией о взыскании недоимки за счет денежных средств должника и выставлении на расчетные счета колхоза инкассовых поручений.
Суд, принимая во внимание нарушения требований закона, прав и законных интересов Заявителя, а также учитывая положения ст. 17 Конституции РФ и провозглашенные Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод принципы разумного соотношения публичного и частного интереса, удовлетворяет требования Заявителя и восстанавливает с 01.01.20010 г. действие Соглашения от 27.02.2004 г. о реструктуризации долгов.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, ст. 201 АПК РФ арбитражный суд
решил:
Требования заявления колхоза «Россия» удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пермскому краю по расторжению Соглашения от 27.02.2004 г. о реструктуризации долгов.
Восстановить действие Соглашения от 27.02.2004 г. о реструктуризации долгов с 01.01.2010 г.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья И.Н. Радостева