ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-10106/11 от 02.08.2011 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-10106/2011

09 августа 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 02 августа 2011 г.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Голоузовой О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Столяровой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Кавалеровского района

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРИП 304251528700135)

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ

при участии в заседании:

от прокурора: старший прокурор Дорожкина В.А. (уд. ТО № 096790 от 21.12.2009 г.)

от ответчика: не явились, извещены

установил:

Прокурор Кавалеровского района (далее по тексту – «заявитель», «административный орган», «прокурор») обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее по тексту – «ответчик», «предприниматель») к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту – «КоАП РФ»).

Ответчик в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о чем имеются почтовые уведомления №№00373, 00374.

На основании статей 156, 205 АПК РФ суд рассматривает дело без участия представителя ответчика.

В обоснование требований заявитель указал, что вход в принадлежащую предпринимателю аптеку по адресу: <...> не оборудован устройством беспрепятственного доступа маломобильных групп населения – пандусом либо иным средством подъема, что нарушает права граждан на беспрепятственное передвижение к объектам социальной инфраструктуры. Данное нарушение содержит состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, то есть квалифицируется как грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Административный орган в судебном заседании поддержал заявленные требования, полагает, что факт совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой КоАП РФ, доказан собранными в ходе производства по делу доказательствами.

Ответчик свое отношение к заявленным требованиям не выразил, письменный отзыв на заявление не представил.

Согласно пункту 1 статьи 156 АПК РФ непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 03 апреля 1998 г. администрацией Кавалеровского района, МИФНС № 5 по Приморскому краю внесен в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 304251528700135.

Согласно лицензии № 25-02-000041 от 19.07.2007 г. сроком действия до 19.07.2012 г. предприниматель осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами с правом работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами.

В целях осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности прокуратурой Кавалеровского района была проведена проверка деятельности принадлежащей предпринимателю аптеки, расположенной по адресу: <...>. В ходе проверки прокурором было установлено, что на входе в аптеку отсутствует устройство беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (пандус), наружная лестница имеет поручни, не соответствующие ГОСТ Р 51261 (высота поручней 1 м).

По результатам проверки составлен акт от 14.06.2011 г. с приложением фототаблицы.

По выявленному факту 15 июня 2011 г. прокурором в отношении предпринимателя было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Постановление было вынесено в присутствии предпринимателя, который факт правонарушения не оспаривал, но указывал, что в ближайшее время нарушение будет устранено.

Действия предпринимателя были квалифицированы прокурором по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и материалы дела в порядке части 3 пункта 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Оценив доводы заявителя и представленные в материалы дела документы, суд пришел к следующим выводам.

Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Часть 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – «ГК РФ») устанавливает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В силу подпункта 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Статьей 2 указанного закона установлено, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан выполнять лицензионные требования и условия, то есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.

Согласно Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 №416 (далее по тексту – «Положение № 416»), к фармацевтической деятельности относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.

Пунктом 5 Положения № 416 установлен перечень грубых нарушений лицензионных требований и условий, к которым, в том числе, относится невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктом «в» пункта 4 данного положения, а именно, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Закона №86-ФЗ и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Согласно пункту 3.1 Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, утверждённых приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. № 80 в порядке пункта 4 статьи 32 Федерального закона РФ от 22.06.1998 №86-ФЗ «О лекарственных средствах», аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённых постановлением Госстроя РФ от 16.06.2001 №73.

 В соответствии с пунктом 3.13 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного перехода, соединённого с этим зданием.

Пунктами 3.14, 3.32 СНиП предусмотрено, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

В силу статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Таким образом, предприниматель при осуществлении фармацевтической деятельности должен использовать помещение, оборудованное на входе устройством беспрепятственного доступа маломобильных групп населения и лестницей с поручнями в соответствии с установленными правилами.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, принадлежащая предпринимателю аптека, расположенная по адресу: <...>, не имеет устройств беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (пандуса). Кроме того, поручни лестницы, установленной предпринимателем на входе в аптеку, не соответствуют установленным требованиям. Данные обстоятельства подтверждены актом проверки от 14.06.2011 г., фотографиями входа в аптеку и не оспариваются предпринимателем.

Каких-либо обстоятельств, препятствующих предпринимателю надлежащим образом исполнить требования Положения № 416, Закона № 181-ФЗ, СНиП 35-01-2001, приказа Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 № 80, Закона № 86-ФЗ в ходе рассмотрения дела не установлено.

Следовательно, вывод прокурора о наличии в действиях предпринимателя события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является правильным. У прокурора имелись основания для вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.06.2011 г. вынесено прокурором с соблюдением установленного КоАП РФ порядка.

Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность.

При этом определение характера совершенного правонарушения предполагает установление следующих обстоятельств: содержит ли правонарушение какую-либо угрозу для личности, общества и государства.

Отягчающих либо смягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено, в связи с чем, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает необходимым и достаточным наложить на предпринимателя административный штраф в размере 4000 рублей.

При этом суд исходит из того, что наказание в виде штрафа в минимальном размере с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <...>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304251528700135, проживающего по адресу: 692410 Приморский край, Кавалеровский район, пгт.Кавалерово, ул. Чехова, дом 6, кв. 7, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию на счет № 4010181090000001002 ГРКЦ ГУ Банка России по Приморскому краю, БИК 040507001, ОКАТО 05401000000, получатель - УФК МФ РФ по Приморскому краю (Прокуратура Приморского края), ИНН <***>, КПП 253601001, код бюджетной классификации - 41511690010010000140, назначение платежа – административный штраф.

Платежный документ об уплате штрафа в трехдневный срок представить арбитражному суду, вынесшему решение.

В случае неуплаты штрафа в тридцатидневный срок и непредставления суду доказательств уплаты направить копию решения судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья О.В. Голоузова