АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-10137/2011
06 сентября 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2011 г.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.В. Голоузовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Соломон» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень
о признании незаконным и отмене постановления Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 30.03.2011 г. № 424 «Об отказе в назначении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в городском округе ЗАТО Большой Камень, в 2112 метрах на запад от жилого дома №44 по ул.Прибрежная, общей площадью 26142 кв.м для проектирования и строительства базы отдыха»
при участии в заседании:
от заявителя: представитель ФИО1 (дов. № 1 от 30.11.2010 г.)
от ответчика: гл.специалист 1 разряда ФИО2 (дов. № 12-1839 от 29.06.2011 г., уд. № 183 от 27.02.2011 г.)
протокол судебного заседания на компьютере вел секретарь судебного заседания Столярова А.А.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Соломон» (далее по тексту – «заявитель», «общество») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень (далее по тексту – «ответчик», «Администрация») от 30.03.2011 г. № 424.
В судебном заседании 30 августа 2011 г. заявитель уточнил требования: просит признать незаконным и отменить постановление Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 30.03.2011 г. № 424 «Об отказе в назначении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в городском округе ЗАТО Большой Камень, в 2112 метрах на запад от жилого дома №44 по ул.Прибрежная, общей площадью 26142 кв.м для проектирования и строительства базы отдыха».
В обоснование заявленных требований общество указало, что формирование земельного участка, в том числе подготовка проекта межевания земельного участка, осуществляются только после осуществления выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, в связи с чем отказ ответчика является незаконным. Со ссылкой на пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и решение Арбитражного суда Приморского края от 10.03.2011 г. по делу №А51-18978/2010 считает, что публичные слушания должны быть проведены на этапе предварительного согласования места размещения объекта.
Отказ Администрации, полагает заявитель, нарушает его право на приобретение спорного земельного участка и использование его для осуществления предпринимательской деятельности.
Администрация с заявленными требованиями не согласилась. Считает, что, поскольку заявитель на спорном земельном участкепланирует строительство базы отдыха, то в соответствии с частью 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении данной территории должна быть осуществлена подготовка документации по планировке территории. Со ссылкой на Правила землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень пояснила, что физическим и юридическим лицам предоставляются права только на сформированные земельные участки, а в отношении спорного земельного участка отсутствует проект планировки и межевания. Полагает, что в территория, указанная в заявлении общества, не является земельным участком, в связи с чем вопрос о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования данной территории не может быть рассмотрен на публичных слушаниях.
Кроме того, Администрация указала, что спорный земельный участок частично попадает в территориальную зону Р-4, разрешенное использование которой не предусматривает строительство баз отдыха.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
18.01.2008 г. общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 4,7 га, расположенного в 2112 м на запад от жилого дома № 44 по ул.Прибрежная в ЗАТО Большой Камень, для проектирования и строительства базы отдыха.
Согласно выписке из протокола земельной комиссии от 23.01.2008 г. № 55 в предоставлении земельного участка было отказано со ссылкой на то, что земельный участок предназначен для массового отдыха граждан.
24.01.2008 г. общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося по вышеуказанному адресу, уменьшив его площадь до 2,6 га.
Данное заявление 30.01.2008 г. было направлено в управление архитектуры и градостроительства Администрации для подготовки акта выбора земельного участка. Акт выбора земельного участка для размещения объекта был подготовлен, однако утвержден не был.
Письмом от 09.11.2010 г. № 16-3841 Администрация отказала заявителю в согласовании акта выбора земельного участка в связи с тем, что указанная территория предназначена для массового отдыха, а также в связи с нахождением на земельном участке дороги, обеспечивающей доступ к другим участкам и объектам.
Данный отказ был оспорен заявителем в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.03.2011 г. по делу №А51-18978/2010 в удовлетворении требований заявителя было отказано в связи с необходимостью проведения публичных слушаний. Постановлением ФАС ДВО по делу №А51-18978/2010 установлено, что в данном случае для определения разрешенного использования земельного участка необходимо провести публичные слушания.
Учитывая выводы судов всех инстанции по делу №А51-18978/2010 общество 16.03.2011 г. обратилось в комиссию по землепользованию и застройке городского округа ЗАТО Большой Камень с заявлением о проведении публичных слушаний и предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка.
Постановлением от 30.03.2011 г. № 424 Администрация отказала обществу в назначении публичных слушаний со ссылкой на то, что границы земельного участка не определены в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, письмом от 01.04.2011 г. № 16-210 Администрация отказала в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования спорного земельного участка, разъяснив заявителю, что указанная в заявлении территория не является земельным участком, поскольку на нее отсутствует проект планировки и межевания, и границы земельного участка не определены.
Не согласившись с отказом в назначении публичных слушаний, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и документы, представленные в материалы дела, суд считает требования общества подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Порядок предоставления земельных участков для строительства регламентирован статьями 30-31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2,6 га, расположенного в 2112 м на запад от жилого дома № 44 по ул.Прибрежная в ЗАТО Большой Камень, для проектирования и строительства базы отдыха с предварительным согласованием места размещения объекта.
Пунктом 5 статьи 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку в иных целях.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт выбора земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования и с учетом его результатов.
Судом установлено, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в зоне рекреационного строительства Р2.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень, утвержденным решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 14.01.2010 г. № 420, зона рекреационного строительства Р2 выделена для обеспечения правовых условий организации отдыха населения. Строительство баз отдыха является условно разрешенным видом использования испрашиваемого участка.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По правилам статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Согласно статье 3 Положения о публичных слушаниях в городском округе ЗАТО Большой Камень, утвержденного решением Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 25.04.2006 г. № 52, проведение публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования вид использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным.
Необходимость проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в городском округе ЗАТО Большой Камень, в 2112 метрах на запад от жилого дома № 44 по ул.Прибрежная, общей площадью 26142 кв.м для проектирования и строительства базы отдыха, до утверждения акта выбора земельного участка установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 10.03.20011 г. по делу №А51-18978/2010.
Как следует из оспариваемого постановления, отказывая заявителю в проведении общественных слушаний, Администрация сослалась на то, что границы земельного участка не определены в установленном порядке.
Между тем в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части, в межевом плане. То есть действия по установлению границ земельного участка осуществляются на стадии выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, которая имеет место после утверждения акта выбора земельного участка.
В этой связи требование о кадастровом учете испрашиваемого земельного участка, которое фактически явилось основанием для отказа в проведении публичных слушаний, не основано на нормах права.
Иных оснований для отказа в проведении публичных слушаний судом не установлено.
Отсутствие в отношении испрашиваемого земельного участка проекта планировки территории не препятствует решению вопроса о проведении публичных слушаний, поскольку имеются Правила землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень, которыми установлены территориальные зоны, их границы и регламенты использования данных территориальных зон.
Довод Администрации о том, что испрашиваемый земельный участок частично попадает в границы территориальной зоны Р-4, в связи с чем не может быть предоставлен, судом рассмотрен и отклоняется.
Действительно, Правилами землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень не предусмотрено размещение баз отдыха в границах территориальной зоны Р-4 (зоне городских пляжей).
Вместе с тем по правилам пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка осуществляется органом местного самоуправления.
Исследовав представленные в материалы дела обзорную схему земельного участка, выкопировку из карты территориальных зон, суд приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления имеет возможность выбрать земельный участок для размещения базы отдыха таким образом, чтобы исключить его наложение на границы территориальной зоны Р-4.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд удовлетворяет требования заявителя и признает постановление Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 30.03.2011 г. № 424 «Об отказе в назначении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в городском округе ЗАТО Большой Камень, в 2112 метрах на запад от жилого дома №44 по ул.Прибрежная, общей площадью 26142 кв.м для проектирования и строительства базы отдыха» незаконным.
На основании части 5 статьи 201 АПК РФ суд восстанавливает нарушенное право заявителя путем обязания Администрацию городского округа ЗАТО Большой Камень провести публичные слушания по вопросу о предоставлении разрешения на использование спорного земельного участка.
Согласно ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
В силу статей 101 и 110 АПК РФ судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с удовлетворением требований заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на Администрацию.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным и отменить постановление Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 30.03.2011 г. № 424 «Об отказе в назначении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в городском округе ЗАТО Большой Камень, в 2112 метрах на запад от жилого дома №44 по ул.Прибрежная, общей площадью 26142 кв.м для проектирования и строительства базы отдыха» как противоречащее Земельному кодексу РФ и Градостроительному кодексу РФ.
В указанной части решение подлежит немедленному исполнению.
Обязать Администрацию городского округа ЗАТО Большой Камень провести публичные слушания по вопросу о предоставлении разрешения на использование земельного участка, расположенного в городском округе ЗАТО Большой Камень, в 2112 метрах на запад от жилого дома №44 по ул.Прибрежная, общей площадью 26142 кв.м для проектирования и строительства базы отдыха.
Взыскать с Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень, расположенной по адресу: 692810, <...>, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Соломон» государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья О.В. Голоузова