АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-10198/2021
17 августа 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена августа 2021 года .
Полный текст решения изготовлен августа 2021 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Н.Куприяновой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В.Трояк ,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению :
общества с ограниченной ответственностью «Восточные поля» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 18.12.2015, юридический адрес: 692239, <...>)
к Уссурийской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 24.12.2002, юридический адрес: 692519, <...>)
о признании недействительным предписания Уссурийской таможни №10716000/220421/1000013 от 27.04.2021 г., как несоответствующее Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
При участии сторон в судебном заседании: не явились, извещены.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Восточные поля» (далее - Общество, Заявитель, Декларант, ООО «Восточные поля») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Уссурийской таможне (далее – Таможня, Таможенный орган) о признании недействительным предписания №10716000/220421/1000013 от 27.04.2021 г., как несоответствующее Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» .
Заявитель и лицо привлекаемое к административной ответственности в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд на основании п.1, п. 3 ст. 156 АПК РФ рассматривает спор в судебном заседании , по имеющимся в деле материалам, в отсутствие указанных лиц .
Признав дело подготовленным, и учитывая отсутствие возражений сторон относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд, на основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению спора в судебном заседании в первой инстанции. Суд также учитывает, что определением суда от 21.06.2021 сторонам было указано на возможность проведения судебного разбирательства в судебном заседании 11.08.2021 при отсутствии возражений сторон относительно рассмотрения дела в их отсутствие.
Из текста письменного заявления Общества следует, что по его мнению, оспариваемое предписание является незаконным и подлежащим признанию недействительным, поскольку у Общества отсутствует реальная возможность исполнить предписание в установленный срок по объективным причинам, следовательно, обжалуемое
предписание не соответствует критерию исполнимости. Также обжалуемое предписание не соответствует критерию конкретности, так как не содержит четких указаний, какие конкретно действия надлежит исполнить Обществу с целью выполнения указанных в нем требований.
Полагает, что ООО «Восточные поля» своевременно предприняло все возможные меры, направленные на взыскание долга по контракту, а именно - вело переговоры с контрагентом относительно необходимости погашения долга , а поскольку не обладает какими-либо властными полномочиями в отношении покупателя-нерезидента и не имеет возможности дать обязательное к исполнению указание
перечислить задолженность по внешнеторговому контракту, то в целях истребования задолженности Общество потребовало
погасить долг в претензионном порядке и инициировало процедуру его взыскания в судебном порядке, так как иных механизмов взыскания задолженности действующее законодательство не предусматривает.
В связи с изложенным , полагает, что обжалуемое предписание подлежит признанию недействительным,
Таможенный орган в письменном отзыве на заявление, с доводами Общества не согласился в полном объеме, считает оспариваемое предписание законным и обоснованным. Таможня указала, что в соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003
№173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее -
Федеральный закон № 173-ФЗ) органами валютного контроля в Российской Федерации являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ ; эти функции переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе , согласно Указу Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» .
Пунктом 1 части 2 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ органам
валютного контроля и их должностным лицам предоставлено право выдавать предписание об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Порядок вынесения предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и осуществление контроля за своевременностью и полнотой его исполнения регламентированы пунктами 69-84 Административного регламента Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза , с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской
Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, утвержденного приказом ФТС России от 17.07.2019 № 1171 (далее – Административный Регламент). Полагает, что у Уссурийской таможни имелись правовые основания выдать Заявителю предписание об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и в рассматриваемых правоотношениях отсутствует нарушение прав и
законных интересов Общества .
Из материалов дела судом установлено следующее :
ООО «Восточные поля» 05.08.2016 года заключило с компанией SONHAIECONMICTRADELIMITEDLIABILITY
COMPANYOFHULINCITY(далее по тексту «покупатель») контракт №05082016 , во исполнение условий которого в период с 23.08.2017 г. по 17.04.2019 поставило Покупателю данного контракта товар на общую сумму 13 454 830,20 рублей. В соответствии с условиями п.5 контракта, переданный товар подлежал оплате в срок до 31.12.2020, однако Покупатель полученный товар оплатил частично , на сумму 3 064 450 рублей, то есть у Покупателя по вышеуказанному
внешнеторговому контракту имеется задолженность перед ООО «Восточные поля» в размере 10 390 380,20 рублей.
Уссурийская таможня, как орган валютного контроля, провела проверку соблюдения ООО «Восточные поля» актов валютного законодательства и актов органов валютного
регулирования , результаты которой были отражены в акте от 22.04.2021
№ 10716000/220421/1000013. В ходе проверки Таможней было установлено, что Обществом не исполнена обязанность по
получению на свои банковские счета в уполномоченном банке денежных средств в сумме 10 390 380,2 руб., причитающихся за переданный товар по
внешнеэкономическому контракту от 05.08.2016 № 05082016, в связи с чем 27.04.2021 Уссурийской таможней выставлено предписание
№10716000/220421/1000013 об устранении выявленных нарушений актов
валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования , которым возложила на Общество
обязанность обеспечить получение в течение 30 дней от нерезидента на свой банковский счет в уполномоченном банке суммы в размере 10 390 380,20 рублей, за товар, переданный по контракту №05082016 от 05.08.2016 г.
Не согласившись с принятым Предписанием от 27.04.2021, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Заявитель обратился в суд с настоящим требованием .
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о не обоснованности заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Согласно подпункта 3 части 2 статьи 24 Закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (административных действий) таможенных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями ФТС России, её территориальными органами, должностными лицами, порядок взаимодействия ФТС России и её территориальных органов с резидентами и нерезидентами, органами и агентами валютного контроля, правоохранительными органами и иными государственными органами.
Приказом ФТС России от 17 июля 2019 года № 1171 утверждён административный регламент Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений.
Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (административных действий) таможенных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями ФТС России, её территориальными органами, должностными лицами, порядок взаимодействия ФТС России и её территориальных органов с резидентами и нерезидентами, органами и агентами валютного контроля, правоохранительными органами и иными государственными органами.
В соответствии с пунктом 5 Административного регламента предметом государственного контроля является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами , не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями (далее - субъект проверки), валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее - валютное законодательство) при осуществлении валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации (далее - валютные операции). Права субъекта проверки , в отношении которого осуществляется государственный контроль, закреплены в пункте 10 Административного регламента, в соответствии с которыми он имеет право: знакомиться с актом проверки соблюдения валютного законодательства далее - акт проверки); знакомиться с документами и (или) информацией, полученными таможенным органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, включенные в межведомственный перечень. Субъект проверки, в отношении которого осуществляется государственный контроль, обязан в соответствии с пунктом 11 Административного регламента: представлять таможенным органам документы и информацию в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле»; вести в порядке , установленном Инструкцией Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления, учёт - оставлять отчётность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трёх лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока осуществления договора, являющегося основанием для проведения валютных операций; выполнять предписания таможенных органов об устранении выявленных нарушений валютного законодательства.
В соответствии с пунктом 12 Административного регламента Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями , связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений. Результатом осуществления государственного контроля является : акт проверки;
протокол об административном правонарушении в случае обнаружения данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
предписание об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и установление факта его своевременного и полного исполнения (неисполнения).
В силу пункта 2 части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств , не уплаченных нерезидентам за вывезённые из Российской Федерации товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Под резидентами в соответствии со статьёй 1 Федерального закона № 173-ФЗ понимаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты, нарушившие положения валютного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уссурийской таможней как органом валютного контроля по результатам осуществления государственного контроля составлен :
Акт проверки №10221000/260220/0000014 от 26.02.2020; Предписание об устранении выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования от 27.04.2021 №10716000/220421/1000013 .
Принимая оспариваемое предписание , Таможенный орган исходил из того, что исходя из смысла пункта 2 части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ у резидента в целях соблюдения срока, предусмотренного договором от 05.08.2016, возникла обязанность по получению денежных средств, не уплаченных нерезидентом за отгруженные из Российской Федерации товары, не позднее 30.12.2020, однако Обществом не предприняты необходимые меры, направленные на исполнение возложенной на него обязанности по обеспечению своевременное получение денежных средств от иностранного покупателя.
Согласно ведомости банковского контроля №16110001/3349/0054/1/1 от 16.11.2016 года по состоянию 19.11.2019 оплата за переданный нерезиденту товар поступила частично в период с 26.10.2016 по 11.10.2018 на сумму 3 064 450 рублей, то есть задолженность перед ООО «Восточные поля» у нерезидента составила 10 390 380,20 рублей и оплата в указанной сумме должна была поступить не позднее 30.12.2020.
Не исполнив обязанность в сроки, предусмотренные контрактом получения денежных средств в сумме 10 390 380,20 руб. , причитающихся в соответствии с условиями контракта за переданные нерезиденту товары ООО «Восточные поля» нарушило положения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Документы, подтверждающие действия, направленные на получение денежных средств за переданные товары в установленные контрактные сроки по состоянию на момент проверки Таможней не были представлены. Обращение в Арбитражный суд за взысканием задолженности по Контракту Общество осуществило только в июне 2021 года, то есть после вынесения оспариваемого Предписания ; документов, свидетельствующих об истребовании задолженности в 2018-2019 годах не представлено.
Ссылка Заявителя на переписку с нерезидентом не является достаточным доказательством, позволяющим сделать однозначный вывод о принятии Обществом исчерпывающих и заблаговременных мер с целью недопущения нарушения требований актов валютного законодательства Российской Федерации. При этом, публично-правовая обязанность, установленная частью 1 статьи 19 Закона № 173- ФЗ, не может быть подменена гражданской.
Конституционный Суд Российской Федерации указал применительно к таможенным правоотношениям, при исполнении субъектом этих правоотношений своих публично-правовых обязанностей на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении последним принятых обязательств любыми законными способами; при этом он отвечает за неисполнение публичных обязанностей , связанных в том числе с действиями (бездействием) контрагентов, что не исключает в дальнейшем возможность восстановления имущественных прав привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений путем предъявления иска к контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания.
Данная правовая позиция распространяется и на отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля, поскольку публично-правовые отношения, связанные с репатриацией иностранной валюты на территорию Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности, аналогичны публично-правовым таможенным отношениям, возникающим в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Конституционный Суд Российской Федерации указал применительно к таможенным правоотношениям, при исполнении субъектом этих правоотношений своих публично-правовых обязанностей на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении последним принятых обязательств любыми законными способами; при этом он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действиями (бездействием) контрагентов, что не исключает в дальнейшем возможность восстановления имущественных прав привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений путем предъявления иска к контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания.
Данная правовая позиция распространяется и на отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля, поскольку публично-правовые отношения, связанные с репатриацией денежных средств на территорию Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности, аналогичны публично-правовым таможенным отношениям, возникающим в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
В силу статьи 25 Закона РФ резиденты, нарушившие положения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое обществом с ограниченной ответственностью «Восточные поля» предписание соответствует установленным требованиям - в нём указаны как сами конкретные нарушения, так и срок их устранения. Существо выявленных нарушений, указанных в предписании, не допускает неопределенности при решении вопроса о мерах по их устранению.
Материалы дела свидетельствует о том, что у Таможенного органа имелись фактические и правовые основания для выдачи Обществу предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и принятии мер, направленных на недопущение в дальнейшем нарушений.
Доводы Общества о неисполнимости оспариваемого Предписания, в связи с тем, что возложенная на Общество обязанность по обеспечению поступления валютной выручки на счет в уполномоченный банк зависит не от него, а от контрагента, подлежат отклонению , поскольку на Общество не возложена обязанность по зачислению валютных ценностей на свои счета, а всего лишь предписано предпринять все возможные действия (меры) для получения причитающейся за поставленные иностранному контрагенту товары валютной выручки. Также из текста предписания следует, что подтверждающие устранение нарушений валютного законодательства доказательства должны быть представлены в Таможню в срок не более тридцати рабочих дней с даты получения Предписания, что соответствует требованиям пункта 71 Административного регламента.
По мнению суда, оспариваемое Обществом Предписание отвечает критериям определенности и исполнимости; содержание оспариваемого предписания в полной мере позволяет определить способ его исполнения для устранения выявленных Таможней нарушений валютного законодательства со стороны Общества.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы Заявителя, не возлагает на Общество не предусмотренных законом обязанностей и вынесено при наличии достаточных оснований, в связи с чем, оснований для признания его недействительным не имеется.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя , суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Полагая, что оспариваемое Предписание принято Таможенным органом в рамках его компетенции с соблюдением норм действующего законодательства, не препятствует осуществлению деятельности Заявителя и не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения предъявленных требований.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ судебные расходы относятся на Заявителя в связи с отказом в удовлетворении предъявленных требований. Поскольку определением суда от 21 июня 2021 года ООО «Восточные поля» была предоставлена отсрочка на уплату государственной пошлины до 21 декабря 2021 года, то с Общества в доход федерального бюджета будет взыскана госпошлина в сумме 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112,167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
р е ш и л :
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Восточные поля» в признании недействительным предписания Уссурийской таможни №10716000/220421/1000013 от 27.04.2021 года .
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Восточные поля» в доход федерального бюджета 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Н.Н. Куприянова
.