ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-10248/18 от 16.08.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                         Дело № А51-10248/2018

20 августа 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена августа 2021 года .

Полный текст решения изготовлен августа 2021 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.А. Самофал

при ведении протокола судебного заседания секретарем И.М. Шеховцовой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилой комплекс «ФИО3» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 17.10.2016)

к администрации города Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)

третьи лица: министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, общество с ограниченной ответственностью «Восток Строй Союз», акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока»

об оспаривании отказа по рассмотрению заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 25:28:020004:147, расположенного по адресу: <...>, выраженного в письме от 19.02.2018 № 18797/20у, и о понуждении ответчика подготовить и направить решение о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка

при участии в заседании: от заявителя – представитель ФИО1, доверенность от 10.08.2020, паспорт; от ответчика – представитель                    ФИО2, доверенность от 25.12.2020 № 28/5-11120, удостоверение                 № 5662; от третьих лиц - не явились, извещены надлежаще;

установил: общество с ограниченной ответственностью «Жилой комплекс «ФИО3» (далее – заявитель, Общество, ООО «ЖК ФИО3») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Владивостока (далее – ответчик, Администрация) по рассмотрению заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 25:28:020004:147, расположенного по адресу: <...>, выраженного в письме от 19.02.2018 № 18797/20у, и о понуждении ответчика в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу подготовить и направить решение о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка.

Определениями суда от 04.07.2018 и от 16.01.2019 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство имущественных и земельных отношений Приморского края (далее – министерство), общество с ограниченной ответственностью «Восток Строй Союз» (далее – ООО «Восток Строй Союз») и акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока» (далее – АО «КРДВ») соответственно.

Определением суда от 30.08.2018 производство по делу приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Дальневосточного округа кассационной жалобы по делу № А51-17729/2017. Определением суда от 19.12.2018 производство по делу возобновлено.

Определением от 31.01.2019 арбитражный суд приостановил производство по делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-7028/2018 по  заявлению ООО «Восток Строй Союз» к администрации г. Владивостока  об оспаривании отказа от 20.03.2018 № 2022Д в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:020004:147, о понуждении ответчика принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:020004:147 и рассмотреть заявление о предоставлении в аренду без проведения торгов указанного земельного участка.

Поскольку обстоятельства, вызвавшие приостановление настоящего дела, были устранены, определением суда от 26.04.2021 производство по делу возобновлено.

Третьи лица, извещенные в установленном законом порядке о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили. Поскольку суд не усмотрел препятствий для проведения судебного заседания, то оно проведено в отсутствие третьих лиц в порядке части 5 статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Представитель Общества заявленные требования поддержала, указав, что оспариваемое решение противоречит нормам пункта 14 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для приобретения участка на праве аренды для целей строительства жилого комплекса ФИО3.

Как пояснил заявитель, ООО «ЖК ФИО3», будучи резидентом свободного порта Владивосток, вправе получить без проведения торгов земельный участок, сведения о котором указано в соглашении от 10.03.2017 №СПВ-144/17, в то время как у ответчика отсутствовали основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Представитель Администрации заявленные требования не признал, считает оспариваемый отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка законным и обоснованным, так как представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории выполнена с нарушениями требований приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.

Ответчик также указал на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-7028/2018, которым установлено, что на спорном земельном участке расположен объект недвижимости, находящийся в собственности Владивостокского городского округа, что препятствует предоставлению земельного участка на праве аренды под строительство современного жилого комплекса.

Более того, Администрация отметила, что испрашиваемый земельный участок не свободен от прав и имущества третьих лиц,размещение на спорном участке выявленных объектов объективно будет препятствовать строительству на этом участке планируемого заявителем объекта. Установленный вид разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования в настоящее время не может рассматриваться как надлежащий вид использования земельного участка под многоэтажное строительство.

Общество также  не осуществляло действий по формированию и образованию земельного участка с кадастровым номером 25:28:020004:147 в целях реализации инвестиционного проекта, предусмотренного соглашением об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток, в связи с чем каких-либо оснований претендовать на предоставление его в аренду у заявителя не возникло.

Как следует из письменных пояснений АО «КРДВ»,ООО «ЖК ФИО3» является резидентом СПВна основании заключенного 10.03.2017 соглашения № СПВ-144/2017 об осуществлении деятельности резидента СПВ. ООО «Восток Строй Союз» также является резидентом СПВна основании заключенного 09.08.2017 соглашения                       № СПВ-270/2017 об осуществлении деятельности резидента СПВ. Оба резидента заявили о реализации своих инвестиционных проектов на земельном участке с кадастровым номером 25:28:020004:147.

В связи с вступлением в дело третьего лица (ООО «Восток Строй Союз»), которое также, как и заявитель, является резидентом СПВ, во избежание конфликта интересов и во исполнение Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», АО «КРДВ» вынуждено предупредить конфликт интересов и не выступать на стороне кого-либо одного из участвующих в деле резидентов.

АО «КРДВ»  также указало, что функцией по предоставлению земельных участков, по оценке земельных участков с точки зрения наличия ограничений, прав третьих лиц, а также иными полномочиями при заключении соглашений об осуществлении деятельности в качестве резидента СПВ, управляющая компания не наделена.

Министерство и ООО «Восток Строй Союз» письменных пояснений относительно  предмета спора не представили.

При исследовании материалов дела  суд установил следующее.

ООО «ЖК ФИО3» является резидентом свободного порта Владивосток, о чем в реестре резидентов Свободного порта Владивосток сделана запись о регистрации от 15.03.2017 № 25000000144 и Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока выдано соответствующее свидетельство.

В соответствии с соглашением об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток от 10.03.2017 № СПВ-144/17, заключенным ООО «ЖК ФИО3» с АО «Корпорация развития Дальнего Востока», (с учетом дополнительного соглашения к нему от 06.12.2017 № 1) резидент в период с 2017 года по 2022 год реализует инвестиционный проект «Строительство жилого комплекса «ФИО3», в том числе на земельном участке с кадастровым номером 25:28:020004:147 (единое землепользование и входящие в его состав земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:020004:148 и 25:28:020004:149), местоположение: <...>.

Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 26.01.2018 (вх. № 1058/20у) о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов сроком на 5 лет земельного участка с кадастровым номером 25:28:020004:147 без предоставления в аренду расположенной на указанном земельном участке части подпорной стенки с кадастровым номером 25:28:020004:2601 и расположенного под ней земельного участка. Цель использования испрашиваемого земельного участка – строительство жилых многоэтажных домов.

Решением Администрации, оформленным письмом от 19.02.2018                № 18797/20у, ООО «ЖК ФИО3» отказано в предварительном согласовании  предоставления испрашиваемого земельного участка в связи с несоответствием представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории требованиямприказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.

Не согласившись с вынесенным отказом, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме ввиду следующего.

Исходя из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ),  части 1 статьи 198 и части 3 статьи 201 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

Порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами ЗК РФ.

Земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).

Глава V.I ЗК РФ предусматривает основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, гражданам, юридическим лицам, некоммерческим объединениям.

Согласно статье 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган) (статья 39.2 ЗК РФ).

Частью 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов.

Согласно подпункту 33 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 26.10.2020) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.

Подпунктом 18 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 26.10.2020) было закреплено правило, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с резидентом свободного порта Владивосток на срок реализации соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток».

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (далее – Закон № 212-ФЗ) под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.

На территории свободного порта Владивосток допускается осуществление любой не запрещенной законодательством РФ предпринимательской деятельности. Критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток определяются Правительством Российской Федерации (части 1, 4 статьи 6 Закона № 212-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 10 данного Закона под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток.

Как следует из материалов дела, ООО «ЖК ФИО3» является резидентом свободного порта Владивосток, следовательно, имело право на заключение договора аренды земельного участка на территории свободного порта Владивосток без проведения торгов с учетом соблюдения необходимой процедуры предоставления таких земельных участков.

Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в соответствии с которым действия по реализации своих прав заинтересованным лицом, если земельный участок предстоит образовать, включают следующие этапы:

1) подготовка схемы расположения земельного участка;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Как следует подпункта 3 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать, предоставление такого земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов включает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ.

Пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;  схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрен  перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Кодекса.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Приморского края от 03.06.2015 № 638-КЗ (в ред. от 28.07.2015) «О реализации отдельных полномочий органами исполнительной власти Приморского края или органами местного самоуправления Приморского края, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности» уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, а также в проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, а также при наличии на земельном участке обременений (ограничений), предусмотренных действующим законодательством и (или) не позволяющих его использовать в соответствии с целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.

По смыслу приведенных норм права порядок предоставления земельных участков в аренду без торгов установлен нормами статей 39.14, 39.15 ЗК РФ и включает в себя, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Системное толкование вышеназванных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставлению земельного участка резиденту особой экономической зоны в упрощенном порядке без торгов должна предшествовать подготовка документации по планировке территории с целью установления границ земельного участка планируемого к освоению резидентом для выполнения своего инвестиционного проекта и дальнейшего выявления возможности предоставления такого земельного участка для планируемых резидентом целей.

Таким образом, вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом участке и совершение последующих действий по предоставлению земельного участка должен рассматриваться в каждом конкретном случае с учетом положений действующего законодательства и выявленных ограничений по использованию земельного участка.

Материалами дела подтверждается, что ООО «ЖК ФИО3» воспользовалось предоставленным ему правом и обратилось с соответствующим заявлением в Администрацию о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 5 лет без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 25:28:020004:147 без предоставления в аренду расположенной на указанном земельном участке части подпорной стенки с кадастровым номером 25:28:020004:2601 и расположенного под ней земельного участка с приложением подлежащей утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в силу положений статьи 39.14 ЗК РФ  является предварительным этапом для последующего формирования земельного участка, индивидуализации его  как объекта права и решения вопроса о его правовой судьбе.

Земельный участок с кадастровым номером 25:28:020004:147, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, поставлен на кадастровый учет 16.01.2008, имеет статус «актуальный, ранее учтенный»; относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования: капитальные гаражи (в настоящее время «земельные участки (территории) общего пользования»). Земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:020004:148 и 25:28:020004:149 входят в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 25:28:020004:147. Правообладателем является муниципальное образование город Владивосток.

Таким образом, указанный земельный участок считается в сформированным и индивидуализированным как объект права в установленном законом порядке.

Между тем в спорной ситуации при обращении с заявлением о предоставлении спорного земельного участка для реализации  инвестиционного проекта заявитель не обосновал образование земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:020004:147 в указанных границах в соответствии с предоставленной схемой, на что прямо указано администрацией в отказе, выраженном в письме от 19.02.2018 № 18797/20у.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).

Из пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ следует, что разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, по смыслу приведенных норм при предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка в первую очередь необходимо подготовить схему расположения соответствующего земельного участка. При этом формируемый земельный участок и его схема должны отвечать требованиям статей 11.9, 11.10 ЗК РФ.

Предоставленная ООО «ЖК ФИО3» схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была выполнена с нарушением требований приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровомплане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

В оспариваемом отказе от 19.02.2018 № 18797/20у  изложен подробный перечень выявленных нарушений, свидетельствующих о несоответствии представленной схемы требованиям приказаМинэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, а также содержится ссылка на подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ в качестве основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Исходя из установленных обстоятельств и оценки представленных в материалы дела доказательств, утверждение схемы расположения земельного участка не представлялось возможным, в связи с чем оспариваемое решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка вынесено Администрацией при наличии к тому правовых оснований.

Наряду с этим, подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему участком.

Как установлено судом из материалов дела, в границах испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 25:28:020004:147 находится объект муниципальной собственности – подпорная стена (назначение: 11.2 сооружения противооползневые) с кадастровым номером 25:28:020004:2601, протяженностью 221 метр, имеющая адрес Приморский край, г. Владивосток, в районе Океанский проспект, 97, 99 (право собственности муниципального образования г. Владивосток зарегистрировано 23.09.2013 рег. № 25-25-01/136/2013-298).

В силу пункта 5 статьи 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является расположение на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В рассматриваемом случае заявитель претендует на заключение с ним договора аренды в отношении ранее учтенного земельного участка, обремененного объектом муниципальной собственности, что не согласуется с положениями земельного законодательства.

Наличие данного противооползневого объекта послужило основанием для отказа в предоставлении ООО «Восток Строй Союз», являющемуся третьим лицом в рамках настоящего дела, спорного земельного участка, что Администрация отразила в решении от 20.03.2018 № 2022Д со ссылкой на пункт 5 статьи 39.16 ЗК РФ.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-7028/2018 ООО «Восток Строй Союз» отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа администрации г. Владивостока  от 20.03.2018 № 2022Д в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:020004:147.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.06.2021 № Ф03-2575/2021, решение арбитражного суда по делу                   № А51-7028/2018 оставлено без изменения.

В рамках указанного дела суды исследовали вопросы принципиальной возможности предоставления обществу земельного участка с кадастровым номером 25:28:020004:147 в аренду без проведения торгов и не усмотрели оснований для вывода о том, что оспариваемый отказ в предоставлении ООО «Восток Строй Союз» земельного участка в упрощенном порядке как резиденту СПВ был принят при отсутствии к тому правовых оснований.

Суды трёх инстанций пришли к единому выводу о том, что исходя из испрашиваемой обществом цели получения в аренду спорного земельного участка (строительство жилого комплекса), нахождения в его границах объекта недвижимости, принадлежащего муниципальному образованию, исключается возможность предоставления земельного участка с кадастровым номером 25:28:020004:147.

Таким образом, наличие зарегистрированного вещного права публично-правового образования на объект недвижимости - подпорная стена, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 25:28:020004:147, исключает возможность предоставления такого земельного участка резиденту под строительство современного жилого комплекса.

Суд также принимает во внимание, что решением арбитражного суда от 22.01.2020 по делу №А51-23552/2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.06.2020 и постановлением суда кассационной инстанции от 05.10.2020, обществу отказано в признании отсутствующим зарегистрированного права муниципальной собственности на подпорную стену с кадастровым номером 25:28:020004:2601.

Кроме того, судами установлено, что в отношении спорного земельного участка проведена проверка, в ходе которой определено, что на земельном участке находятся две действующие автостоянки, имеющие ограждение, будку охраны и персонал, обслуживающий автостоянки (охранник); услуги одной автостоянки осуществляет ООО «Жилищник» (акт от 14.05.2018 № 46).

В материалы дела представлена обзорная схема земельного участка, согласно которой в границах испрашиваемого земельного участка находятся объекты, имеющие обозначения «М», «2КН», «Н», «Т», а также грунтовые дороги, объекты электросетевого хозяйства, инженерные коммуникации и др., правообладателем которых общество не является.

Само  по себе строительство жилого комплекса предполагает отсутствие на большей части такого участка каких-либо объектов (построек), затрудняющих или исключающих возможность использования земельного участка в соответствии с целевым назначением.

Доказательств того, что выявленные объекты принадлежат на каком-либо праве заявителю по настоящему делу - ООО «ЖК ФИО3» в материалы дела не представлено.

При решении вопроса о предоставлении земельных участков для строительства земельный участок должен быть свободным от прав и имущества третьих лиц и обеспечивающим его реальную возможность использовать по назначению (статьи 606, 611 ГК РФ).

Соответственно, указанное обстоятельство также препятствовало утверждению схемы расположения испрашиваемого земельного участка и предварительному согласованию предоставления участка в целях его последующего предоставления в аренду Обществу.

Выявление на стадии утверждения схемы земельного участка невозможности размещения объекта строительства исключает необходимость проведения последующих процедур по оформлению земельного участка, поскольку выявленное ограничение не только объективно не приведет к достижению цели, для которой испрашивается земельный участок, но и повлечет необоснованные затраты как заявителя, так и уполномоченных органов.

Более того, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций  при рассмотрении дела № А51-7028/2018 пришли к выводу о том, что поскольку ООО «Восток Строй Союз» не является правообладателем испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 25:28:020004:147, правовых оснований для изменения вида разрешенного использования земельного участка согласно волеизъявлению общества отсутствуют.

Спорный земельный участок был сформирован не в рамках реализации инвестиционного проекта заявителя и для целей, не связанных со строительством жилых домов.

Как следствие, названное обстоятельство свидетельствует о том, что заявленная цель использования испрашиваемого земельного участка противоречит его разрешенному использованию(в настоящее времявид разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования), что по смыслу пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ также является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.

В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В Постановлении от 21.12.2011 № 30-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что действующие во всех видах судопроизводства общие правила распределения бремени доказывания предусматривают освобождение от доказывания входящих в предмет доказывания обстоятельств, к числу которых процессуальное законодательство относит обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным решением по ранее рассмотренному делу (статья 90 УПК Российской Федерации, статья 61 ГПК Российской Федерации, статья 69 АПК Российской Федерации). В данном основании для освобождения от доказывания проявляется преюдициальность как свойство законной силы судебных решений, общеобязательность и исполнимость которых в качестве актов судебной власти обусловлены ее прерогативами.

Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения, принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Таким образом, поскольку в рамках дела № А51-7028/2018 арбитражными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций установлены обстоятельства отсутствия правовых оснований для предоставления земельного участка с кадастровым номером 25:28:020004:147 без проведения торгов в целях строительства жилого комплекса, данные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь в рамках рассмотрения данного дела.

Помимо вышеизложенного, суд также отмечает, что в спорной ситуации ООО «ЖК ФИО3» фактически претендует на земельный участок, сформированный и поставленный на государственный кадастровый учет иным лицом и в иных целях, что не согласуется с целями и задачами Закона №212-ФЗ, а равно направлено обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для представления сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков посредством проведения торгов.

Делая указанный вывод, суд также принимает во внимание наличие иных претендентов на спорный участок с кадастровым номером 25:28:020004:147 (ООО «Восток Строй Союз»).

Наличие заинтересованности нескольких лиц в предоставлении в аренду земельных участков, имеющих одно и тоже местоположение, свидетельствует об отсутствии оснований для предоставления преимущества конкретному лицу, игнорируя заявки (заинтересованность) других претендентов.

Реализация упрощенного порядка не должна приводить к ограничению конкуренции на рынке арендных отношений земли и, как следствие, может быть осуществлена соответствующим субъектом при отсутствии иных претендентов на эти же объекты недвижимости, что в спорной ситуации не нашло подтверждение материалами дела.

В рассматриваемом случае правовое значение имеет факт наличия нескольких лиц, заинтересованных в предоставлении одного и то же земельного участка, предопределяющий невозможность установления приоритета для кого-либо из этих лиц, и необходимость проведения торгов.

Несмотря на то, что вышеуказанные обстоятельства не были положены в обоснование отказа Администрации от 19.02.2018 № 18797/20у, не имеет правового значения в целях правильного разрешения настоящего спора.

В силу требований главы 24 АПК РФ разрешение спора об оспаривании решений уполномоченного органа напрямую связано с разрешением вопроса о восстановлении нарушенных прав заявителя посредством понуждения предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду без торгов, что невозможно без выяснения всех существенных обстоятельств, влияющих на принципиальную возможность использования земельного участка в заявленных целях.

Исходя из совокупности исследованных доказательств, при проверке допустимости строительства жилого комплекса «ФИО3» на испрашиваемом земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием и с ограничениями, установленными в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о невозможности предоставления Обществу для целей строительства земельного участка с кадастровым номером 25:28:020004:147.

Кроме того, не находя оснований для удовлетворения заявленных требований, суд учитывает, что в соответствии с Федеральным законом от 15.10.2020 №318-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с изменением порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам свободного порта Владивосток» (далее - Закон №318-ФЗ) признаны утратившими силу подпункт 33 пункта 2 статьи 39.6 и подпункт 18 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

Данный нормативный правовой акт был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 15.10.2020 и вступил в действие с 26.10.2020. В этой связи с указанной даты отменена процедура предоставления земельных участков резидентам свободного порта Владивосток в аренду без проведения торгов.

При этом каких-либо переходных моментов, в том числе предполагающих продолжение процедуры предоставления земельных участков для лиц, обратившихся с соответствующими заявлениями в уполномоченный орган до вступления в силу Закона №318-ФЗ, названный Федеральный закон не содержит.

При наличии доказательств, свидетельствующих о невозможности предоставления Обществу как резиденту СПВ спорного земельного участка в аренду, минуя процедуру проведения торгов, в том числе в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, оспариваемое решение никоим образом не нарушает прав заявителя, поэтому согласно положениям части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ оно не может быть признано незаконным.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным отказа администрации, выраженного в письме от 19.02.2018 № 18797/20у.

Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, понуждение  органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом устранения нарушенного права.

Поскольку заявителю отказано в удовлетворении требования о признании незаконным решения администрации, то у суда отсутствуют основания для понуждения последнего подготовить и направить                                ООО «ЖК «ФИО3» решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 25:28:020004:147.

Учитывая, что в удовлетворении заявленных требований отказано, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. в силу статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Государственная пошлина в сумме 3000 руб., излишне уплаченная заявителем при подаче заявления в арбитражный суд, подлежит возврату из федерального бюджета по правилам статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Жилой комплекс «ФИО3» в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа администрации г. Владивостока по рассмотрению заявления                            о предварительном согласовании предоставления земельного участка                     с кадастровым номером 25:28:020004:147, расположенного по адресу:                         <...>, выраженного в письме от 19.02.2018                 № 18797/20у, и о понуждении администрации г. Владивостока в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу подготовить и направить обществу с ограниченной ответственностью «Жилой комплекс «ФИО3» решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 25:28:020004:147, расположенного по адресу: <...>.

Проверено на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Жилой комплекс «ФИО3» из федерального бюджета 3000 (три тысячи) руб. государственной пошлины по заявлению, излишне уплаченной по платежному поручению от 14.05.2018 № 13, находящемуся в судебном деле.

Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья                                                                             Д.А. Самофал