ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-10266/07 от 30.11.2007 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690990, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-10266/2007

30 ноября 2007 года 30-245

Арбитражный суд Приморского края   в составе судьи Л.Л. Кузюра

при ведении протокола судебного заседания   судьей Л.Л. Кузюра

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги

к Государственному учреждению Приморское казначейство в лице филиала по Лесозаводскому городскому округу

третьи лица: Администрация Лесозаводского городского округа; Государственное учреждение Приморское казначейство

о признании незаконными действий Казначейства

при участии в заседании:

от заявителя  : юрисконсульт Малиновский А.С. по доверенности № 855 от 04.12.06. (постоянная, со специальными полномочиями);

от Казначейства  : заведующий сектором по административной работе Кожевникова Е.С. по доверенности № 3 от 16.01.07 (постоянная, со специальными полномочиями);

третьи лица:   не явились, извещены надлежаще.

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  (сокращенно «заявитель» или «Общество») в лице филиала Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению Приморское казначейство в лице филиала по Лесозаводскому городскому округу  (сокращенно «Казначейство») о признании незаконными действий Казначейства, выразившихся в неисполнении исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-14352/2006 36-349.

К участию в деле в качестве третьих привлечены Администрация Лесозаводского городского округа и Государственное учреждение Приморское казначейство.

В судебном заседании 30.11.2007 представитель Общества заявил ходатайство об изменении предмета заявленных требований и просит обязать Администрацию Лесозаводского городского округа принять к исполнению исполнительный лист № А51-14352/2006 36-349, выданный Арбитражным судом Приморского края. В связи с этим заявитель просит произвести замену первоначального ответчика на надлежащего - Администрацию Лесозаводского городского округа.

Ходатайство Общества рассмотрено судом и отклонено в связи с несоответствием заявленного ходатайства требованиям п. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что ГУ Приморское казначейство в лице филиала по Лесозаводскому городскому округу является главным распорядителем средств местного бюджета и органом, осуществляющим исполнение судебных актов путем обращения взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений согласно ст. ст. 242.1, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом исполнительный документ о взыскании средств главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Ссылку Казначейства в письме от 27.06.07 № 30 на то, что оно не исполняет местный бюджет в соответствии с соглашением от 12.01.07 № 148 «О порядке взаимодействия между Администрацией Лесозаводского городского округа и государственным учреждением Приморское казначейство», заявитель считает незаконной, поскольку в филиале ГУ Приморское казначейство по Лесозаводскому городскому округу имеется лицевой счет финансового управления Администрации Лесозаводского городского округа, через который возможно проведение расчетов по обязательствам муниципального образования.

В связи с этим заявитель считает, что Обществом правомерно был предъявлен исполнительный лист для исполнения надлежащему лицу – ГУ Приморское казначейство по Лесозаводскому городскому округу  по месту открытия финансовому органу муниципального образования лицевого счета как получателю средств местного бюджета.

Казначейство, возражая против требований заявителя, в письменном отзыве и в судебном заседании довод Общества о том, что ГУ Приморское казначейство в лице филиала по Лесозаводскому городскому округу является распорядителем средств местного бюджета, считает необоснованным и в подтверждение этого ссылается на п. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства казны по обязательствам муниципального образования направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования как главного распорядителя бюджетных средств и представителя казны муниципального образования.

Таким образом, по мнению Казначейства, вышеназванной статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено направление исполнительного документа непосредственно в адрес финансового органа, а не по месту открытия его лицевого счета. ГУ Приморское казначейство в лице филиала по Лесозаводскому городскому округу не входит в состав Администрации Лесозаводского городского округа, в связи с чем не является главным распорядителем средств местного бюджета.

Третьи лица - Администрация Лесозаводского городского округа, государственное учреждение Приморское казначейство, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, письменные отзывы на заявление Общества не представили. В соответствии со ст. 159 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Из материалов дела, пояснений заявителя и возражений Казначейства, судом установлено следующее:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» зарегистрировано в качестве юридического лица 23.09.03. Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 39 по г. Москве, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 77 № 007105126.

Согласно приложению к Уставу Общества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.03 № 585, Общество имеет филиал – Дальневосточная железная дорога.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.04.07 по делу № А51-14352/2006 36-349 взыскано с Администрации Лесозаводского городского округа за счет казны Лесозаводского городского округа в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 82 767, 30 руб., о чем 04.05.07 выдан исполнительный лист.

Письмом от 22.06.07 № НОДЮ-2319 Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Дальневосточная железная дорога в соответствии с п. 1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации обратилось в государственное учреждение Приморское казначейство – обособленное структурное подразделение (филиал) по Лесозаводскому городскому округу с заявлением о принятии к исполнению исполнительного листа от 02.04.07 по делу № А51-14352/2006 36-349.

Письмом от 27.06.07 № 30 государственное учреждение Приморское казначейство в лице филиала по Лесозаводскому городскому округу вернуло заявителю исполнительный лист со ссылкой на п. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и соглашение от 12.01.07 № 148 «О порядке взаимодействия между администрацией Лесозаводского городского округа и государственным учреждением Приморское казначейство» на том основании, что филиал ГУ Приморское казначейство по Лесозаводскому городскому округу ведет учет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений городского округа и не исполняет местный бюджет.

Не согласившись с действиями Казначейства, выразившихся в неисполнении исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-14352/2006 36-349, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы заявителя и возражения Казначейства, суд считает, что заявление Общества не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В настоящее время филиал государственного учреждения Приморское казначейство по Лесозаводскому городскому округу в соответствии с заключенным соглашением от 12.01.07 № 148 «О порядке взаимодействия между администрацией Лесозаводского городского округа и государственным учреждением Приморское казначейство» принимает на исполнение исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства местного бюджета в порядке ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, оказываемой получателями бюджетных средств в Лесозаводском городском округе.

Однако исполнительным листом от 02.04.07, выданным Арбитражным судом Приморского края по делу № А51-14352/2006 36-349 о взыскании суммы долга в размере 82 767, 30 руб. с администрации Лесозаводского городского округа в пользу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», в качестве источника взыскания предусмотрены средства казны Лесозаводского городского округа.

Таким образом, решением Арбитражного суда Приморского края от 02.04.07 по делу № А51-14352/2006 36-349 и выданным на его основании исполнительным листом определен источник взыскания в виде казны муниципального образования, а не средств местного бюджета. В связи с этим при исполнении данного исполнительного документа подлежит применению п. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а не ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как полагает заявитель.

В соответствии с п. 4 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Таким образом, при поступлении от Общества спорного исполнительного документа, Казначейство правомерно действовало в соответствии с требованиями п. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой прямо установлено, что судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства казны по обязательствам муниципального образования, направляются в финансовый орган муниципального образования. Указание в исполнительном листе Арбитражного суда Приморского края от 02.04.07 по делу № А51-14352/2006 36-349 на взыскание долга с казны Лесозаводского городского округа исключает возможность взыскания этой суммы с лицевых счетов администрации Лесозаводского городского округа, поскольку должником в данном случае является муниципальное Лесозаводский городской округ, то есть публично-правовое образование, а не администрация как бюджетное учреждение.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ГУ Приморское казначейство в лице филиала по Лесозаводскому городскому округу правомерно возвратило без исполнения исполнительный лист, выданный Арбитражным судом Приморского края от 02.04.07 по делу № А51-14352/2006 36-349 о взыскании суммы долга в размере 82 767, 30 руб. с администрации Лесозаводского городского округа в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» за счет средств казны Лесозаводского городского округа, поскольку Казначейство в спорном случае не является органом, обладающим полномочиями по исполнению данного судебного акта.

Довод заявителя о том, что ГУ Приморское казначейство является главным распорядителем средств местного бюджета, не соответствует действительности, поскольку в соответствии с Положением о филиале, утвержденным начальником Казначейства 28.12.06, филиал ГУ Приморское казначейство по Лесозаводскому городскому округу является обособленным подразделением ГУ Приморское казначейство на территории Лесозаводского городского округа и создан для реализации уставных задач и функций Казначейства. Филиал действует на основании соглашения от 12.01.07 № 148, «О порядке взаимодействия между администрацией Лесозаводского городского округа и государственным учреждением Приморское казначейство», в соответствии с которым исполняет функции по открытию, ведению и кассовому обслуживанию счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений Лесозаводского городского округа. Передача полномочий финансового органа муниципального образования филиалу Казначейства названным данным соглашением не предусмотрена.

Кроме того, не соответствует действительности довод заявителя о наличии в филиале ГУ Приморское казначейство по Лесозаводскому городскому округу открытого лицевого счета финансового управления администрации Лесозаводского городского округа, поскольку из материалов дела следует, что лицевой счет финансового управления администрации Лесозаводского городского округа, открытый в филиале ГУ Приморского казначейства по Лесозаводскому городскому округу, закрыт 11.01.07, что подтверждается справкой Казначейства от 27.11.07 № 45.

В связи с этим суд считает, что действия Казначейства, выразившиеся в неисполнении исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-14352/2006 36-349, соответствуют ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы заявителя, который вправе предъявить спорный исполнительный лист к исполнению в полномочный орган - финансовый орган муниципального образования.

Принимая во внимание оценку в совокупности всех исследованных обстоятельств, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги в удовлетворении заявления о признании незаконными действий (бездействия) Государственного учреждения Приморское казначейство в лице филиала по Лесозаводскому городскому округу, выразившихся в неисполнении исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-14352/2006 36-349.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

СудьяЛ.Л. Кузюра