ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-10387/08 от 27.11.2008 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690990, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток   Дело № А51-10387/2008 1-318

02 декабря 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 27.11.2008.

Полный текст решения изготовлен 02.12.2008.

Арбитражный суд Приморского края   в составе судьи Зиньковой Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Зиньковой Л.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   ООО «РосТранс-Приморье»

к   управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю

Третьи лица:   ОАО «Приморавтотранс», ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций"

о   признании незаконным приказа

при участии в заседании: от заявителя – ФИО1, адвокат (доверенность от 01.01.08 сроком до 31.12.08); от ответчика – ФИО2, начальник отдела (доверенность от 13.10.2008 №3819/02, сроком до 31.12.2008); от ОАО «Приморавтотранс» - ФИО3, юрисконсульт (доверенность от 02.02.08 № 21-21 №395, сроком на 1год); от ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций" - ФИО4, (доверенность № 61 от 16.05.2008, сроком до 16.05.2009)

установил:   ООО «РосТранс-Приморье» обратилось с заявлением о признании незаконным приказа управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю №68 от 25.06.2008 «Об исключении из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара долю более 35 процентов».

В судебном заседании 24.11.2008 судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 27.11.2008.

В обоснование заявленного требования заявитель указал на то, что у ОАО «Приморавтотранс» не было экономической либо технологической обоснованности в прекращении деятельности на рынке оказания услуг по обслуживанию пассажиров на автовокзалах и автостанциях, поэтому в силу пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» Приморский УФАС неправомерно исключил ОАО «Приморавтотранс» из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов.

Исключение ОАО «Приморавтотранс» из реестра хозяйствующих субъектов, по мнению общества, нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку заявитель заинтересован в услугах, которые оказывало общество, о чем свидетельствует спор, рассматриваемый Арбитражным судом Приморского края по делу А51-12721/2006 13-285 по заявлению ООО «РосТранс-Приморье» к ОАО «Приморавтотранс» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг.

Кроме того, заявитель указал на то, что ОАО «Приморавтотранс» до сих пор оказывает влияние на деятельность вновь созданного ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций», поскольку сдает в аренду автовокзалы и автостанции, тем самым влияет на стоимость услуг автовокзалов и автостанций путем изменения арендной платы.

Также, по мнению заявителя, ОАО «Приморавтотранс» входит в одну группу лиц с ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» и рядом других автотранспортных предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов и автостанций, что, по мнению заявителя, предоставляет ему возможность не учитывать требования пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» при прекращении договорных отношений с ООО «РосТранс-Приморье» по предоставлению услуг по обслуживанию пассажиров на автовокзалах и автостанциях, чем нарушаются права и законные интересы последнего в сфере предпринимательской деятельности.

Ответчик заявленное требование не признал, указал на то, что оспариваемый приказ принят антимонопольным органом в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции» и в соответствии с Правилами формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 № 896.

Антимонопольный орган указал на то, что имелись основания для исключения ОАО «Приморавтотранс» из реестра хозяйствующих субъектов, что подтверждается аналитическим отчетом по итогам рассмотрения заявления ОАО «Приморавтотранс», так как ОАО полностью прекратило свою деятельность на рынке услуг по обслуживанию пассажиров на автовокзалах и автостанциях.

ОАО «Приморавтотранс» поддержало позицию антимонопольного органа, указало на то, что конкуренция не устранена, так как на место ОАО пришло новое юридическое лицо.

ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций" поддержало позицию антимонопольного органа, указало на то, что является самостоятельным юридическим лицом и в своей деятельности не зависит от ОАО «Приморавтотранс», которое прекратило свою деятельность на рынке услуг по обслуживанию пассажиров на автовокзалах и автостанциях, о чем были уведомлены все перевозчики.

Также общество указало на то, что всем перевозчикам, в том числе ООО «Ространс-Приморье» было в письменной форме предложено заключить договор на оказание услуг со вновь созданным ООО, однако, ответ ООО «Ространс-Приморье» не был получен.

Общество указало на то, что 15.08.2008 в адрес ООО «Ространс-Приморье» был выслан договор на организацию и оказание услуг по перевозке пассажиров, который в настоящее время находится в стадии рассмотрения с протоколом разногласий.

Из материалов дела судом установлено, что Приказом Приморского территориального управления Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 4 марта 1997 года ОАО «Приморавтотранс» было включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % как хозяйствующий субъект, имеющий на рынке услуг по обслуживанию пассажиров на автовокзалах и автостанций в географических границах Приморского края долю более чем 65 процентов.

24 марта 2008 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Владивостока в качестве юридического лица зарегистрировано ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций», о чем выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 25 3 003001083.

В соответствии с Уставом ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» одним из учредителей общества является ОАО «Приморавтотранс».

В соответствии со статьей 2 Устава ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» создано с целью организации международных, междугородных и пригородных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, организации продажи билетов и иных услуг.

В связи с созданием ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» 16.06.2008 ОАО «Приморавтотранс» обратилось в Приморское УФАС России с заявлением №ОПП-10/088 об исключении ОАО «Приморавтотранс» из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов.

Вместе с заявлением от 16.06.2008 №ОПП-10/088 ОАО «Приморавтотранс» представило в Приморское УФАС России выписку из протоколов заседания Совета директоров №119 от 11.06.2008, в соответствии с которой Совет директоров постановил прекратить с 20 июня 2008 года деятельность ОАО «Приморавтотранс» в лице филиала Фирма «Объединение автовокзалов и автостанций» по организации международных и пригородных перевозок пассажиров и реализации билетов пассажиров на проезд пассажиров и проезд багажа. В соответствии с принятым решением доля ОАО «Приморавтотранс» на рынке услуг по обслуживанию пассажиров на автовокзалах и автостанциях равна нулю.

Также была представлена новая редакция Положения о Фирме «Объединение автовокзалов и автостанций», утвержденного решением Совета директоров ОАО «Приморавтотранс», (протокол №119 от 11.06.2008), в соответствии с которой, предоставление услуг, связанных с обслуживанием пассажиров на автовокзалах и автостанциях, не относится к предмету деятельности Фирмы «Объединение автовокзалов и автостанций» ОАО «Приморавтотранс».

Кроме того, ОАО «Приморавтотранс» представило антимонопольному органу уведомления, направленные контрагентам о прекращении деятельности общества по обслуживанию пассажиров на автовокзалах и автостанциях, в том числе и письмо ООО «РосТранс-Приморье» № 258 от 28.07.2008 о прекращении договорных отношений с обществом в связи с прекращением деятельности ОАО «Приморавтотранс».

По результатам рассмотрения представленных ОАО «Приморавтотранс» документов, Приморским УФАС России был издан приказ от 25 июня 2008 года №68 «Об исключении из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов», в соответствии с которым ОАО «Приморавтотранс» исключен из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов.

ООО «РосТранс-Приморье», посчитав приказ Приморского УФАС России от 25 июня 2008 года №68 незаконным и нарушающим права общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрены полномочия антимонопольного органа, к которым относится, в том числе и ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 №896 утверждены Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил формирование и ведение реестра осуществляют Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.

Формирование и ведение реестра осуществляется путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте, а также исключения из него соответствующих сведений и внесения изменений в содержащиеся в реестре сведения (пункт 3 Правил).

Согласно пункту 5 Правил исключение сведений о хозяйствующем субъекте из реестра осуществляется по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы, если сведения о хозяйствующем субъекте были включены в реестр по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы.

Из материалов дела судом установлено, что оспариваемый приказ № 68 от 25 июня 2008 года издан Приморским УФАС России на основании заявления ОАО «Приморавтотранс» от 16.06.2008 №ОПП-10/088 об исключении ОАО из реестра хозяйствующих субъектов, имеющим долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, выписки из протокола заседания Совета директоров №119 от 11 июня 2008 года, новой редакции Положения о Фирме «Объединение автовокзалов и автостанций», утвержденной 11.06.2008, уведомлений контрагентов ОАО «Приморавтотранс» о прекращении деятельности по оказанию услуг, связанных с обслуживанием пассажиров на автовоказалах и автостанциях.

Из анализа данных документов, судом установлено, что ОАО «Приморавтотранс» в лице филиала Фирма «Объединение автовокзалов и автостанций» прекратило свою деятельность на рынке услуг по обслуживанию пассажиров на автовокзалах и автостанциях, в связи с созданием ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций».

Факт создания ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве юридического лица и Уставом общества, в соответствии с пунктом 2 которого, общество создано с целью организации международных, междугородных и пригородных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, организации продажи билетов и

Таким образом, в соответствии с принятым решением о создании ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» доля ОАО «Приморавтотранс» на рынке услуг по обслуживанию пассажиров на автовокзалах и автостанциях равна нулю.

В связи с этим, антимонопольный орган в пределах полномочий, предоставленных статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции» и в соответствии с Правилами формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 №896, правомерно исключил ОАО «Приморавтотранс» из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов.

В обоснование заявленного требования заявитель указал на то, что у ОАО «Приморавтотранс» не было экономической либо технологической обоснованности в прекращении деятельности на рынке оказания услуг по обслуживанию пассажиров на автовокзалах и автостанциях, поэтому в силу пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» Приморский УФАС неправомерно исключил ОАО «Приморавтотранс» из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов.

Данный довод суд считает необоснованный, поскольку пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривающий запрет субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке, экономически и технологические необоснованные сокращения или прекращения производства на рынке товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии рентабельности производства, направлен на недопущение действий хозяйствующего субъекта, которые приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц.

Как следует из материалов дела, прекращение деятельности ОАО «Приморавтотранс» связано с созданием нового субъекта рынка оказания услуг по обслуживанию пассажиров на автовокзалах и автостанциях – ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций», с которым ООО «РосТранс-Приморье» может заключить договор на оказание услуг по обслуживанию пассажиров на автовокзалах и автостанциях, в связи с чем, прекращение деятельности ОАО «Приморавтотранс» не может привести к ограничению конкуренции или устранению конкуренции ООО «РосТранс-Приморье» на рынке услуг по обслуживанию пассажиров на автовокзалах и автостанциях.

Доказательств осуществления ОАО «Приморавтотранс» каких-либо действий по недопущению, ограничению, устранению конкуренции ООО «Ространс-Приморье», заявителем не представлено.

Судом отклоняется довод заявителя о том, что ОАО «Приморавтотранс» входит в одну группу лиц с ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» и рядом других автотранспортных предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов и автостанций и до сих пор оказывает влияние на деятельность вновь созданного ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций», что создает условия для ограничения конкуренции на рынке услуг автовокзалов и автостанций, поскольку данный довод заявителя был рассмотрен комиссией Управления Федеральной службы по Приморского краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ООО «РосТранс-Приморье» о нарушении ОАО «Приморавтотранс» совместно с ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении указанными хозяйствующими субъектами согласованных действий, которые приводят или могут привести к созданию для ООО «РосТранс-Приморье» препятствий доступу на рынок перевозок пассажиров автомобильным транспортом в междугороднем и пригородном сообщениях.

По результатам рассмотрения данного заявления ООО «РосТранс-Приморье», комиссией Приморского УФАС России не были установлены факты наличия со стороны ОАО «Приморавтотранс» и ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» совместных действий, препятствующих доступу ООО «РосТранс-Приморье» на рынок перевозок пассажиров автомобильным транспортом в международном и пригородном сообщении, а также не было установлено какого либо влияния ОАО «Приморавтотранс» на действия ООО Приморское объединение автовокзалов и автостанций», которое является самостоятельным субъектом рынка и самостоятельно отвечает за свои действия.

Данные выводы были изложены в решении Приморского УФАС России от 11.11.2008 по делу №45.

Данное решение антимонопольного органа не было обжаловано заявителем.

Кроме того, судом установлено, что ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» в 2008 году заключило договоры на оказание услуг по организации перевозок пассажиров с заинтересованными хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозки пассажиров автомобильным транспортом на территории Приморского края, условиями которых предусмотрено оказание услуг по обслуживанию пассажиров на автовокзалах и автостанциях, при этом, ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» неоднократно предлагало ООО «РосТранс-Приморье» заключить подобный договор на организацию и оказание услуг по перевозки пассажиров, однако, общество не дало ответ на данные предложения.

При этом судом установлено, что 10.09.2008 между ООО «РосТранс-Приморье» и ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» заключено соглашение №1, пунктом 1.1 которого предусмотрено, что ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» осуществляет оказание ООО «РосТранс-Приморье» услуги по продаже билетов на проезд пассажиров и провоз багажа и диспетчерскому обслуживанию автобусов ООО «РосТранс-Приморье».

Пунктом 2.3 соглашения предусмотрено, что услуги, указанные в пункте 1.1 соглашения оказываются обществом с 04.09.2008 до момента вступления решения Арбитражного суда Приморского края, которое определит условия договора между сторонами.

Из материалов дела судом установлено, что решение Арбитражного суда Приморского края от 19.03.2008 по делу А51-12721/2006 13-285, оставленное без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.07.2008, по иску ООО «Ространс-Приморье» к ОАО «Приморавтотранс» в лице филиала Фирма «Объединение автовокзалов и автостанций» об урегулировании разногласий возникших при заключении договора на оказание услуг по обслуживанию пассажиров, отменно постановлением кассационной инстанции, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

Таким образом, на настоящий момент сохраняет действие соглашение №1 от 10.09.2008 по оказанию ООО «Приморское объединение автовокзалов и автостанций» услуг ООО «РосТранс-Приморье» услуги по продаже билетов на проезд пассажиров и провоз багажа и диспетчерскому обслуживанию автобусов ООО «РосТранс-Приморье», что свидетельствует о том, что деятельность ООО «РосТранс-Приморье» на рынке услуг по перевозке пассажиров не была ограничена и права общества в сфере предпринимательской деятельности не нарушены.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку судом не установлено несоответствие приказа № 68 от 25.06.2008 Федеральному закону «О защите конкуренции» и не установлено нарушение данным приказом прав ООО «РосТранс-Приморье» в сфере предпринимательской деятельности, суд отказывает ООО «РосТранс-Приморье» в удовлетворении требования о признании незаконным приказа управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю №68 от 25.06.2008 «Об исключении из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара долю более 35 процентов» как несоответствующего Федеральному закону «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать ООО «РосТранс-Приморье» в удовлетворении требования о признании незаконным приказа управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю №68 от 25.06.2008 «Об исключении из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара долю более 35 процентов» как несоответствующего Федеральному закону «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение месяца с даты принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Зинькова Л.Н.