ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-10418/07 от 28.11.2007 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Владивосток Дело №А51–10418/07

«28» ноября 2007 8–163

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.В. Голоузовой,

рассмотрев в судебном заседании 20 ноября 2007 дело по заявлению ОАО «Уссурийский бальзам»,

к Управлению ФНС России по Приморскому краю,

о признании недействительными протоколов ареста от 08.06.2007, от 15.06.2007, о признании недействительными Предписания №20-19/37 от 14.06.2007,

при участии в заседании:

от заявителя – нач. юр. отдела ФИО1 (дов. от 10.01.2007, паспорт <...> выдан Советским РУВД г. Владивостока 16.01.2004), представитель ФИО2 (дов.№25 от 10.01.2007, паспорт <...> выдан Первомайским РУВД г.Владивостока 27.05.2002);

от налогового органа: спец. 1 разряда ФИО3 (дов. №06-20/37 от 19.10.2007, уд.УР №264611), нач. отдела контроля в сфере производства оборота алкогольной продукции ФИО4 (дов.№06-20 от 03.10.2007, уд.УР №264188);

протокол судебного заседания вёл судья О.В. Голоузова,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Уссурийский бальзам» (далее – «заявитель, общество») обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными протоколов ареста от 08.06.2007, от 15.06.2007, составленными должностными лицами УФНС России по Приморскому краю, о признании недействительным Предписания №20-19/37 от 14.06.2007 о запрещении до особого распоряжения розлива и использования в производстве проинвентаризованного сырья коньяка, передвижения и реализации готовой, проинвентаризованной алкогольной продукции.

Резолютивная часть решения была оглашена и оформлена в судебном заседании 20 ноября 2007 года, а изготовление мотивированного решения было отложено судом в порядке статьи 176 АПК РФ.

Письменным ходатайством от 12.11.2007 №б/н, переданным в канцелярию арбитражного суда 12.11.2007 заявитель уточнил предмет заявленных требований, просил признать незаконным бездействие УФНС России по Приморскому краю, выразившееся в длительном непринятии мер по распоряжению коньяком и готовой алкогольной продукцией, на которые был наложен арест протоколами от 08 июня 2007 за №№ 1/1, 1/2, 1/3, 14-08, б/н и от 15 июня 2007 г. за №1/4, а также обязать УФНС России по Приморскому краю изъять арестованный коньяк в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании 20.11.2007 заявитель указал, что в ходе проверки была проведена инвентаризация сырья (коньяка обработанного) и готовой продукции, и в соответствии со статьями 27.1 и 27.14 КоАП РФ, был наложен административный арест на товар - коньяк обработанный «5 звездочек», поставщиком которого является ООО «Родник-К» (<...>), а также на готовую продукцию (настойки), содержащую в своем составе такой коньяк, о чем были составлены протоколы ареста от 08 июня 2007 г. за №№ 1/1, 1/2,1/3, 14-08, б/н и от 15 июня 2007 г. за №1/4.

По мнению заявителя, в нарушение требований закона, в течение максимального срока, предусмотренного п.5 ст. 28.7 КоАП РФ, УФНС России по Приморскому краю решение о проведении административного расследования не приняло, протокол об административном правонарушении либо постановление о прекращении дела об АП не составило и никаких особых распоряжений относительно арестованного коньяка не дало.

В связи с этим, ОАО «Уссурийский Бальзам» обратился в Арбитражный суд Приморского края о признании протоколов ареста и акта проверки в части недействительными. После предъявления заявления в суд, УФНС России по Приморскому краю разрешило реализацию арестованной готовой алкогольной продукции (настойки на коньяке), а относительно конька арест снят не был.

Заявитель указал, что арест был произведен не как обеспечительная мера по делу об административном правонарушении, а в связи с тем, что коньяк находится в нелегальном обороте, поскольку у его поставщика - ООО «Родник» - отсутствует лицензия на поставку коньяка обработанного.

Налоговый орган указывал, что арестованный коньяк УФНС России по Приморскому краю на основании п. 2 Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» будет передан по акту приема-передачи Российскому Фонду Федерального имущества, однако до настоящего времени никаких действенных мер по его передаче ответчиком так и не предпринято.

ОАО «Уссурийский бальзам» неоднократно пытался сам решить вопрос по арестованной продукции и обращался в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю с просьбой разрешить возвратить арестованный коньяк поставщику, однако налоговый орган по существу вопроса не принял никаких решений и не дал никаких ответов или пояснений.

В результате бездействия налогового органа, ОАО «Уссурийский бальзам» вынужден нести убытки. Нецелевое использование складских площадей, отведенных под арестованную продукцию и хранение арестованного коньяка и ликеро-водочной продукции в технологической таре (купажные емкости и контейнера) препятствует накоплению технологического запаса коньяка, а также выпуску алкогольной продукции (настойки). В результате ареста алкогольной продукции происходит снижение производства и оборота алкогольной продукции, чем существенно нарушаются законные права ОАО «Уссурийский бальзам», основным видом деятельности которого является деятельность по закупке, производству, поставке и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции .

Заявитель считает, что длительное непринятие УФНС России по Приморскому краю мер по распоряжению арестованной готовой алкогольной продукцией и коньяком является, незаконным.

Налоговый орган против удовлетворения заявленных требований возражает, в материалы дела представил письменный отзыв, в котором указал, что в ходе проверки было установлено, что в адрес ОАО «Уссурийский бальзам» от ООО «Родник-К» на основании договоров от 01.06.2006 №260 и от 02.02.2007 №43 и соответствующих товарно-транспортных накладных и счетов-фактур осуществлялись поставки коньяков обработанных.

Письмом от 04.06.2007 №07-15/03843® Управление ФНС России по КБР сообщило, что в соответствии с п.4.6 ГОСТа Р 51618-2000 «Коньяки российские. Общие технические условия» коньяки подразделяются на коньяки, реализуемые в потребительской таре (бутылки стеклянные, сувенирные и др.) и коньяки обработанные, предназначенные для отгрузки с целью розлива на других предприятиях или промышленной переработки. Таким образом, коньяки, не затаренные в потребительскую тару, могут отгружаться только заводами, производящими коньяки обработанные и имеющими соответствующие лицензии на производство. ООО «Родник-К» имело лицензию на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалов, коньячных спиртов) и алкогольной продукции (спиртных напитков, вин), которые не предусматривают возможности закупок и поставок коньяков обработанных.

Решение, которое бы нарушало права ОАО «Уссурийский бальзам» лицензирующим органом (ФНС России) не принималось.

Арест, наложенный Управлением на коньяк, является мерой обеспечения на запрет оборота нелегального коньяка (в соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ), до принятия решения лицензирующим органом в отношении данной продукции.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

На основании Поручения Заместителя руководителя Управления ФНС России по Приморскому краю от 07.06.2007 №42 была проведена проверка организации ОАО «Уссурийский бальзам» по вопросу легальности производства и оборота коньяка.

В ходе проверки установлено, что в адрес ОАО «Уссурийский бальзам» от ООО «Родник-К» осуществлялись поставки коньяков обработанных на основании договоров от 01.06.2006 №260 и от 02.02.2007 №43 и соответствующих товарно-транспортных накладных и счетов-фактур: от 06.06.2006 №705 в количестве 6175 дал., от 14.06.2006 №750 в количестве 5750 дал., от 16.02.2007 №231 в количестве 6340 дал., от 02.03.2007 №290 в количестве 6340 дал, от 27.04.2007 №536 в количестве 6260 дал, от 14.04.2007 №528 в количестве 6270 дал.

В ходе проверки так же установлено, что при заключении договоров, на поставку коньяков обработанных, организацией ОАО «Уссурийский бальзам» лицензия у ООО «Родник-К» не была истребована.

По результатам проверки Управлением ФНС России по Приморскому краю Протоколами ареста от 08.06.2007 №1/1, от 08.06.2007 №1/2, от 08.06.2007 №1/3 остатки сырья (коньяка обработанного) по адресу <...>, остатки продукции на складе готовой продукции по адресу <...>, остатки продукции на оптовом складе по адресу <...> арестованы и оставлены на ответственное хранение.

Предписанием, данным в Акте проверки от 14.06.2007 №20-19/37, Управление ФНС России по Приморскому краю указало, что розлив и использование в производстве проинвентаризированного сырья коньяка, передвижение и реализация готовой продукции, проинвентаризированной алкогольной продукции запрещены до особого распоряжения.

Письмом от 15.06.2007 г. № 20-07/455/10058, а позже телеграммой от 15.08.2007 №20-07/14378 Управление ФНС России по Приморскому краю довело до сведения ФНС России, как лицензирующего органа, сложившуюся ситуацию в отношении ОАО «Уссурийский Бальзам» расположенного по адресу <...>.

На основании письма ФНС России от 10.10.2007 №07-2-04/0136@ «О продукции, находящейся в незаконном обороте» Управлением ФНС России по Приморскому краю письмом от 11.10.2007 №20-10/793 и от 11.10.2007 №20-09/792 снят арест с ликероводочной продукции

Остатки сырья (коньяка обработанного) в отношении которых, арест не снят Управление НС России по Приморскому краю на основании п. 2 Положения «О направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» утвержденного Постановлением Правительства от 11.12.2002 №883 «Об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изменениями от 26.12.2005 г.) на основании акта приема-передачи обязалось передать Российскому Фонду Федерального имущества для направления на переработку либо уничтожение.

Заявитель полагая, что действиями налогового органа были ущемлены права и законные интересы общества, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив требования заявителя, возражения налогового органа, исследовав материалы дела по существу, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.

Оценивая требования заявителя в части признания незаконным бездействия УФНС России по Приморскому краю, выразившимся в длительном непринятии мер по распоряжению коньяком и готовой алкогольной продукцией, на которые был наложен арест протоколами от 08 июня 2007 за №№ 1/1, 1/2, 1/3, 14-08, б/н и от 15 июня 2007 г. за №1/4, суд не находит оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.

Письмом от 15.06.2007 №20-07/455/10058, а позже телеграммой от 15.08.2007 №20-07/14378 Управление ФНС России по Приморскому краю довело до сведения ФНС России, как лицензирующего органа, сложившуюся ситуацию в отношении ОАО «Уссурийский Бальзам» расположенного по адресу <...>.

На основании письма ФНС России от 10.10.2007 №07-2-04/0136@ «О продукции, находящейся в незаконном обороте» Управлением ФНС России по Приморскому краю письмом от 11.10.07. № 20-10/793 и от 11.10.07 № 20-09/792 снят арест с ликероводочной продукции в количестве - 8159,475 дал в том числе:

- настойка сладкая «Рябина на коньяке» 814,70 дал (0,5л х 16294 бут.);

- настойка сладкая «Черемуха на коньяке» 2737,1 дал (0,5л х 54742 бут.);

- настойка сладкая «Шиповник на коньяке» 1496,6 дал (0,5л х 29932 бут.);

- настойка сладкая «Шиповник на коньяке» 545,625 дал. (0,25л х 21825 бут.);

- настойка сладкая «Чернослив на коньяке» 465,45 дал. (0,5л х 9309 бут.);

продукция в емкостях:

- настойка сладкая «Рябина на коньяке» -700 дал.

- настойка сладкая «Чернослив на коньяке» -700 дал.

- настойка сладкая «Шиповник на коньяке» -700 дал.

Таким образом, в настоящий момент заявителю ничто не препятствует осуществлять действия по распоряжению (передвижение и реализацию готовой продукции) коньяком и готовой алкогольной продукцией, на которые был наложен арест протоколами от 08 июня 2007 за №№ 1/1, 1/2, 1/3, 14-08, б/н и от 15 июня 2007 №1/4.

В связи с изложенным, требования заявителя в указанной части удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, оценив требования заявителя в остальной части, суд пришел к выводу о неправомерности действий налогового органа.

Как установлено материалами дела, предписанием, данным в Акте проверки от 14.06.2007 №20-19/37, Управление ФНС России по Приморскому краю указало, что розлив и использование в производстве проинвентаризированного сырья коньяка, передвижение и реализация готовой продукции, проинвентаризированной алкогольной продукции запрещены до особого распоряжения.

При этом остатки сырья (коньяка обработанного) в отношении которых, арест не был снят Управлением ФНС России по Приморскому краю, суд установил, что на основании п. 2 Положения «О направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» утвержденного Постановлением Правительства от 11.12.2002 №883 «Об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» налоговый орган обязался передать на основании акта приема-передачи Российскому Фонду Федерального имущества для направления на переработку либо уничтожение.

Как установлено материалами дела, ОАО «Уссурийский бальзам» неоднократно обращалось в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю с просьбой освободить продукцию из-под ареста, однако налоговый орган по существу вопроса не принял никаких решений и действий.

Суд находит обоснованным довод заявителя о том, что нецелевое использование складских площадей, отведенных под арестованную продукцию и хранение арестованного коньяка и ликеро-водочной продукции в технологической таре (купажные емкости и контейнера) препятствует накоплению технологического запаса коньяка, а также выпуску алкогольной продукции (настойки). Соответственно, арест алкогольной продукции приводит к снижению производства и оборота алкогольной продукции, чем существенно нарушаются законные права ОАО «Уссурийский бальзам», основным видом деятельности которого является деятельность по закупке, производству, поставке и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Тем самым нарушены права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, хранение арестованной продукции незаконно возлагает на заявителя дополнительные обязанности, которые создают препятствия для осуществления экономической деятельности.

В соответствии с п.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

  Признать незаконным бездействие Управления федеральной налоговой службы России по Приморскому краю, выразившееся в длительном непринятии мер по распоряжению коньяком, на который был наложен арест протоколом от 08 июня 2007 №1/3.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы России по Приморскому краю изъять арестованный коньяк в соответствии с действующим законодательством.

В удовлетворении заявления в остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Приморского края в десятидневный срок.

Судья О.В. Голоузова

Именем

Российской Федерации

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток Дело №А51–10418/07

«20» ноября 2007 8–163

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ

  Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.В. Голоузовой,

рассмотрев в судебном заседании 20 ноября 2007 дело по заявлению ОАО «Уссурийский бальзам»,

к Управлению ФНС России по Приморскому краю,

о признании недействительными протоколов ареста от 08.06.2007, от 15.06.2007, о признании недействительными Предписания №20-19/37 от 14.06.2007,

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

  Признать незаконным бездействие Управления федеральной налоговой службы России по Приморскому краю, выразившееся в длительном непринятии мер по распоряжению коньяком, на который был наложен арест протоколом от 08 июня 2007 №1/3.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы России по Приморскому краю изъять арестованный коньяк в соответствии с действующим законодательством.

В удовлетворении заявления в остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Приморского края в десятидневный срок.

Судья О.В. Голоузова

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПРОТОКОЛ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

г. Владивосток Дело №А51–10418/07

«20» ноября 2007 8–163

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.В. Голоузовой,

рассматривает в судебном заседании 20 ноября 2007 дело по заявлению ОАО «Уссурийский бальзам»,

к Управлению ФНС России по Приморскому краю,

о признании недействительными протоколов ареста от 08.06.2007, от 15.06.2007, о признании недействительными Предписания №20-19/37 от 14.06.2007,

при участии в заседании:

от заявителя – нач. юр. отдела ФИО1 (дов. от 10.01.2007, паспорт <...> выдан Советским РУВД г. Владивостока 16.01.2004), представитель ФИО2 (дов.№25 от 10.01.2007, паспорт <...> выдан Первомайским РУВД г.Владивостока 27.05.2002);

от налогового органа: спец. 1 разряда ФИО3 (дов. №06-20/37 от 19.10.2007, уд.УР №264611), нач. отдела контроля в сфере производства оборота алкогольной продукции ФИО4 (дов.№06-20 от 03.10.2007, уд.УР №264188);

протокол судебного заседания вёл судья О.В. Голоузова,

Судебное заседание открыто в 15 ч. 30 мин.

Отводов суду не заявлено. Заявлений, ходатайств нет.

Письменным ходатайством от 12.11.2007 №б/н, переданным в канцелярию арбитражного суда 12.11.2007 заявитель уточнил предмет заявленных требований, просил признать незаконным бездействие УФНС России по Приморскому краю, выразившееся в длительном непринятии мер по распоряжению коньяком и готовой алкогольной продукцией, на которые был наложен арест протоколами от 08 июня 2007 за №№ 1/1, 1/2, 1/3, 14-08, б/н и от 15 июня 2007 г. за №1/4, а также обязать УФНС России по Приморскому краю изъять арестованный коньяк в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании 20.11.2007 заявитель указал, что в ходе проверки была проведена инвентаризация сырья (коньяка обработанного) и готовой продукции, и в соответствии со статьями 27.1 и 27.14 КоАП РФ, был наложен административный арест на товар - коньяк обработанный «5 звездочек», поставщиком которого является ООО «Родник-К» (<...>), а также на готовую продукцию (настойки), содержащую в своем составе такой коньяк, о чем были составлены протоколы ареста от 08 июня 2007 г. за №№ 1/1, 1/2,1/3, 14-08, б/н и от 15 июня 2007 г. за №1/4.

По мнению заявителя, в нарушение требований закона, в течение максимального срока, предусмотренного п.5 ст. 28.7 КоАП РФ, УФНС России по Приморскому краю решение о проведении административного расследования не приняло, протокол об административном правонарушении либо постановление о прекращении дела об АП не составило и никаких особых распоряжений относительно арестованного коньяка не дало.

В связи с этим, ОАО «Уссурийский Бальзам» обратился в Арбитражный суд Приморского края о признании протоколов ареста и акта проверки в части недействительными. После предъявления заявления в суд, УФНС России по Приморскому краю разрешило реализацию арестованной готовой алкогольной продукции (настойки на коньяке), а относительно конька арест снят не был.

Заявитель указал, что арест был произведен не как обеспечительная мера по делу об административном правонарушении, а в связи с тем, что коньяк находится в нелегальном обороте, поскольку у его поставщика - ООО «Родник» - отсутствует лицензия на поставку коньяка обработанного.

Налоговый орган указывал, что арестованный коньяк УФНС России по Приморскому краю на основании п. 2 Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» будет передан по акту приема-передачи Российскому Фонду Федерального имущества, однако до настоящего времени никаких действенных мер по его передаче ответчиком так и не предпринято.

ОАО «Уссурийский бальзам» неоднократно пытался сам решить вопрос по арестованной продукции и обращался в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю с просьбой разрешить возвратить арестованный коньяк поставщику, однако налоговый орган по существу вопроса не принял никаких решений и не дал никаких ответов или пояснений.

В результате бездействия налогового органа, ОАО «Уссурийский бальзам» вынужден нести убытки. Нецелевое использование складских площадей, отведенных под арестованную продукцию и хранение арестованного коньяка и ликеро-водочной продукции в технологической таре (купажные емкости и контейнера) препятствует накоплению технологического запаса коньяка, а также выпуску алкогольной продукции (настойки). В результате ареста алкогольной продукции происходит снижение производства и оборота алкогольной продукции, чем существенно нарушаются законные права ОАО «Уссурийский бальзам», основным видом деятельности которого является деятельность по закупке, производству, поставке и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции .

Заявитель считает, что длительное непринятие УФНС России по Приморскому краю мер по распоряжению арестованной готовой алкогольной продукцией и коньяком является, незаконным.

Налоговый орган против удовлетворения заявленных требований возражает, в материалы дела представил письменный отзыв, в котором указал, что в ходе проверки было установлено, что в адрес ОАО «Уссурийский бальзам» от ООО «Родник-К» на основании договоров от 01.06.2006 №260 и от 02.02.2007 №43 и соответствующих товарно-транспортных накладных и счетов-фактур осуществлялись поставки коньяков обработанных.

Письмом от 04.06.2007 №07-15/03843® Управление ФНС России по КБР сообщило, что в соответствии с п.4.6 ГОСТа Р 51618-2000 «Коньяки российские. Общие технические условия» коньяки подразделяются на коньяки, реализуемые в потребительской таре (бутылки стеклянные, сувенирные и др.) и коньяки обработанные, предназначенные для отгрузки с целью розлива на других предприятиях или промышленной переработки. Таким образом, коньяки, не затаренные в потребительскую тару, могут отгружаться только заводами, производящими коньяки обработанные и имеющими соответствующие лицензии на производство. ООО «Родник-К» имело лицензию на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалов, коньячных спиртов) и алкогольной продукции (спиртных напитков, вин), которые не предусматривают возможности закупок и поставок коньяков обработанных.

Решение, которое бы нарушало права ОАО «Уссурийский бальзам» лицензирующим органом (ФНС России) не принималось.

Арест, наложенный Управлением на коньяк, является мерой обеспечения на запрет оборота нелегального коньяка (в соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ), до принятия решения лицензирующим органом в отношении данной продукции.

Других дополнительных документов, пояснений, ходатайств нет.

Исследовав все доказательства по делу, суд считает рассмотрение спора по существу оконченным и остается для принятия решения.

Оформлена резолютивная часть решения. Оглашена резолютивная часть решения. Разъяснены сроки изготовления, рассылки и обжалования мотивированного решения.

Судебное заседание окончено в 16 час. 00 мин.

Протокол составлен на компьютере 20.11.2007 с соблюдением требований ст.155 АПК РФ.

Судья О.В. Голоузова