ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-10425/17 от 05.06.2017 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-10425/2017

06 июня 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена июня 2017 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2017 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Галочкиной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кравченко В.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации Партизанского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002) 

к  Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 15.01.2003)

Управление Федерального казначейства по Приморскому краю,

3-и лица: Министерство энергетики РФ,

ФИО1

о взыскании  1 601 556 руб.

при участии: от истца – ФИО2 (доверенность № 1.2-12-20/1902 от 22.05.2017 сроком действия до 01.01.2018)

от УФК – гл.специалист-эксперт ФИО3 (доверенность № 17-38/35 от 06.03.2017 сроком действия до 21.08.2017)

установил: Администрация Партизанского городского округа (далее по тексту – истец, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее – ответчик, управление) в пользу администрации Партизанского городского округа 1 601 556  руб. для предоставления социальной выплаты ФИО1 для приобретения жилья взамен сносимого ветхого.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики РФ, а также ФИО1

Третьи лица, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, отзывы не представили,  явку своих представителей не обеспечили. В связи с чем, на основании частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.

       С учетом согласия заявителя и в отсутствие возражений ответчика, при наличии доказательств, достаточных для рассмотрения дела, суд считает дело подготовленным к судебному заседанию, объявил об окончании предварительного судебного заседания и перешел к судебному разбирательству.

       Истец приобщил в материалы дела список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда на 1 квартал 2017 года.

Заявленные требования истец обосновал тем, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской федерации №428 от 13.07.2005 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков; истец был наделен соответствующими государственными полномочиями по предоставлению социальных выплат для приобретения жилья гражданами, подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, однако материальные  и финансовые  ресурсы  для осуществления переданных полномочий в необходимом объеме переданы не были.

Вступившим в законную силу решением Партизанского городского суда Приморского края от 19.01.2017 по делу №2-45/2017 на истца возложена обязанность по заключению с ФИО1 договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья  площадью не менее 33 кв.м.

Из-за отсутствия финансирования государственной программы, предусмотренной Постановлением Правительства Российской федерации №428 от 13.07.2005,  и невозможности исполнить решение суда, истец вынужден обратиться в суд с настоящим заявлением о взыскании с ответчика 1 601 556 руб. для предоставления социальной выплаты ФИО1

Ответчик с доводами истца не согласен в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве. Ответчик пояснил, что требование Администрации Партизанского городского округа Приморского края о взыскании суммы социальной выплаты в сумме 1 601 556 руб. до заключения с ФИО1 договора купли-продажи жилого помещения или договора долевого участия в строительстве неправомерно, поскольку доказательств заключения договора купли-продажи на приобретение ФИО1 за указанную сумму жилого помещения не имеется, следовательно,  взыскание суммы социальной выплаты в пользу Администрации Партизанского городского округа Приморского края преждевременно.

Помимо этого, ответчик указал, что истец в обоснование заявленных требований ссылается на необходимость исполнения решения Партизанского городского суда Приморского края от 19.01.2017. Однако, фактическое исполнение указанного судебного акта не произошло, социальная выплата гражданке не выплачена, что исключает факт причинения истцу убытков. Указанным судебным актом обязанность по предоставлению социальной выплаты на Министерство финансов Российской Федерации не возложена.

Исковые требования о взыскании суммы, необходимой для исполнения указанного решения суда, по своей природе относятся к регрессным требованиям, что, однако, не вытекает из фактических обстоятельств дела, поскольку Администрацией данное решение не исполнено, социальная выплата не произведена.

Также Министерство Финансов Российской Федерации, возражая против требований, указало, что Минфин РФ является ненадлежащим ответчиком, по рассматриваемым правоотношениям ответчиком является Министерство энергетики Российской Федерации.

От третьих лиц отзывы не поступили.

Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим 28.02.2017г. в законную силу решением Партизанского городского суда Приморского края от 19.01.2017 по делу № 2-45/2017, удовлетворены требования ФИО1 на администрацию Партизанского городского округа возложена обязанность по заключению с ФИО1 договора на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным  для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на  ликвидируемых угольных шахтах.

 Ссылаясь на неисполнение Российской Федерацией обязанности по надлежащему финансированию социальных выплат гражданам, осуществляемых во исполнение требований статьи 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», необходимость осуществления которых подтверждена в судебном порядке администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав доводы заявителя, возражения ответчика, изучив материалы дела, суд  считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев) и отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» (далее - Федеральный закон от 20.06.1996 № 81-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ законодательство об особенностях социальной защиты работников  организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) в целях создания эффективно функционирующих организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации (пункт 3).

Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) (пункт 2 статьи 5).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» в Перечень мероприятий входит реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (подпункту а, б пункта 8).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - Правила № 428), которыми в пункте 5 предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации, в том числе следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (подпункты а, б).

Согласно пункту 3 Правил № 428 субвенции (межбюджетные трансферты) предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условиях использования субвенций органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков, в том числе, на финансирование реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 данных правил.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (пункт 8 Правил № 428).

Согласно пункту 9 Правил № 428 размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 данных Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Судом установлено, что протоколом АЯ-158пр от 15.05.2013 г.,утвержденным Министерством энергетики ФИО1 как собственник жилого помещения включена в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, вставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, под номером 425.

Судом установлено, что финансирование Партизанского городского округа по статье «содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности» не предусмотрено.

 Согласно представленного истцом в материалы дела списка граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых  угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в первом  квартале 2017 года администрацией Партизанского городского округа получены межбюджетные трансферты на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков в размере  25 042 512 рублей, распределенные на приобретение жилья 11 семьям, ранее включенным в списки.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации публичные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным Законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» и от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» являются действующими и их действие, равно как и действие пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», не приостановлены.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий в необходимых объемах.

В силу статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (часть 2).

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 5).

Отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации признанных судом прав граждан на получение социальных выплат, а, следовательно, и основанием отказа в финансировании социальных выплат путем предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий) со стороны ответчика. Право на получение социальных выплат, подтвержденное вступившим в законную силу судебным решением, не было реализовано по независящим от граждан и истца обстоятельствам.

Таким образом, анализ нормативных правовых актов дает основание полагать, что ввиду отсутствия приостановления действия указанных нормативных правовых актов или прекращения их действия, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.

Более того, согласно пункту 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Исследовав указанные фактические обстоятельства, принимая во внимание, что вступившим в законную силу решением Партизанского городского суда Приморского края от 19.01.2017 по делу № 2-45/2017 на администрацию возложена обязанность по предоставлению гражданке ФИО1 социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, такое финансирование муниципальному образованию до настоящего времени  в необходимом объеме не предоставлено, что ущемляет права муниципального образования, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.

Доводы Минфина России относительно ненадлежащего ответчика отклоняются судом, поскольку исходя из статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации по ее финансовым обязательствам выступает финансовый орган, то есть Министерство финансов Российской Федерации.

То обстоятельство, что главным распорядителем средств федерального бюджета по соответствующим трансфертам является Министерство энергетики Российской Федерации, не свидетельствует о ненадлежащем ответчике, которым в данной ситуации выступает Российская Федерация как публично-правовое образование.

К тому же, согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель несет ответственность за неисполнение государственных полномочий в пределах средств, запланированных и выделенных из федерального бюджета.

В рассматриваемом случае исковые требования истца направлены на взыскание средств, не предусмотренных федеральным бюджетом. Неисполнение Российской Федерацией взятых обязательств по финансированию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в рассматриваемом случае программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности» по Партизанскому городскому округу, расценивается судом как бездействие, которое, безусловно, является основанием для применения к спорным правоотношениям статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Также судом отклоняется довод ответчика о фактическом неисполнении истцом решения Партизанского городского суда Приморского края от 19.01.2017 по делу № 2-45/2017, ввиду действия принципа обязательности исполнения судебных актов, вступивших в законную силу (статья 13 ГПК РФ).

 Размер подлежащей взысканию суммы определен судом в соответствии с порядком, установленным пунктом 9 Правил № 428, с применением показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещении, установленной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Исходя из изложенного, суд удовлетворяет требования истца о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 1 601 556 руб.

       Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, суд

р е ш и л:

          Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации  в пользу администрации  Партизанского городского округа  Приморского  края       1 601 556 (один миллион шестьсот одна тысяча пятьсот пятьдесят шесть) руб. для предоставления социальной выплаты ФИО1 для приобретения жилья взамен сносимого ветхого.

         Выдать исполнительный лист  после вступления решения в законную силу.

            Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения суда  апелляционной инстанции.

Судья                                                         Галочкина Н.А.