ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-1048/20 от 15.07.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-1048/2020

21 июля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 21 июля 2020 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Беспаловой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Трояк Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Талан» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 30.10.2018)

к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 04.08.2000)

третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, ФГБУ «Дальневосточное отделение Российской академии наук», Дальневосточное территориальное управление Министерства образования и науки России, АО «Корпорация развития Дальнего Востока», ФГБУ «РАН», Министерство науки и высшего образования РФ

о признании незаконными решений от 04.06.2019 № 7273/20у, от 11.06.2019 № 7270/20у

при участии в заседании:

от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности от 21.02.2020, диплом о ВЮО,

от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 17.12.2019 №28/5-10001, диплом о ВЮО,

от Министерства науки и высшего образования РФ: представитель ФИО3 по доверенности №313-Др от 26.07.2019, диплом бакалавра,

от Дальневосточного территориального управления Министерства образования и науки России: представитель ФИО3 по доверенности от 14.10.2019 №ДТУ-04-07/1144, диплом бакалавра,

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ПК: представитель ФИО4 по доверенности от 08.05.2020 №25-ПР03/3453, диплом бакалавра,

от ФГБУ «ДВО РАН»: представитель ФИО5 по доверенности от 27.12.2019 № 16022-1542, диплом 141566;

от АО «Корпорация развития Дальнего Востока» - не явились, извещено надлежащим образом;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Талан» (далее – заявитель, общество, ООО «Талан») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решений Управления муниципальной собственности г. Владивостока (далее – ответчик, управление, УМС г. Владивостока), изложенных в ответе от 04.06.2019 № 7273/20у, от 11.06.2019 № 7270/20у об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков площадью 3017 кв.м, 5688 кв.м расположенных по адресу г. Владивосток, в районе ул. Чапаева, 1Д, для реализации инвестиционного проекта «Строительство спортивного клуба в районе ул. Чапаева, 1Д на территории города Владивостока» и обязании УМС г. Владивостока в течение двух недель с даты вступления решения суда в законную силу, принять решения о предварительном согласовании и предоставлении в аренду заявителю без проведения торгов земельных участков площадью 3017 кв.м, 5688 кв.м расположенного по адресу г. Владивосток, в районе ул. Чапаева, 1Д, для реализации инвестиционного проекта «Строительство спортивного клуба в районе ул. Чапаева, 1Д на территории города Владивостока».

Определениями суда от 28.01.2020, от 16.02.2020 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ПК (далее – ТУ Росимущества в Приморском крае), ФГБУ «Дальневосточное отделение Российской академии наук» (далее –  ДВО РАН), Дальневосточное территориальное управление Министерства образования и науки России (далее - Дальневосточное ТУ Минобрнауки России), АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (далее – АО «КРДВ»), ФГБУ «РАН», Министерство науки и высшего образования РФ привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

АО «КРДВ» в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в связи с чем суд руководствуясь ст. 123, ч. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел дело в отсутствие указанного лица, по имеющимся в деле документам.

Представитель заявителя, ссылаясь на судебную практику, поддержал требования в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям. По мнению, заявителя, ответчик не доказал, что испрашиваемые земельные участки входят в границы земельного участка, предоставленного ДВО РАН, поскольку границы земельного участка не определены.

Представитель УМС г. Владивостока требования не признал, считает оспариваемые решения законными и обоснованными. Пояснил, что препятствием к удовлетворению требований заявителя является вхождение испрашиваемых земельных участков в границы земельного участка, предоставленного ДВО РАН под строительство «Академгородка». Несмотря на то, что первичные правоустанавливающие документы не позволяют достоверно определить границы земельного участка ДВО РАН, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 25.10.2017 установлено, что границы земельного участка, общей площадью 160 га, предоставленного ДНЦ АН СССР на основании акта о предоставлении в бессрочное пользование для капитального строительства Академгородка от 23.07.1973 отсутствуют, в 2008 году были приняты меры по межеванию. В настоящее время третьим лицом принимаются меры по межеванию территории, закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Представитель ФГБУ «РАН» пояснил, что постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1598 и уставом, третьему лицу не предоставлено полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, и закрепленными за входящими в ее структуру региональными отделениями на праве постоянного (бессрочного) пользования.

По мнению, ДВО РАН тот факт, что объекты недвижимости, принадлежащие третьему лицу или другим научным и вспомогательным организациям, ранее подведомственным ДВО РАН, на земельных участках площадью 3017 кв.м и 5688 кв.м, расположенных по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Чапаева, 1Д отсутствуют, а указанные участки отнесены к территориальной зоне ОЖ1 – общественно-жилой зоне. ДВО РАН не планирует включать спорные земельные участки в уточненные границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:66466.

По мнению, ТУ Росимущества в Приморском крае земельный участок площадью 160 га, предоставленный ДВО РАН в постоянное (бессрочное) пользование на основании решения № 681 и в соответствии с Государственным актом от 23.07.1973, в силу закона относится к федеральной собственности. УМС г. Владивостока не вправе распоряжаться испрашиваемые обществом земельными участками, поскольку границы данных участков накладываются на границы земель, предоставленных ДВО РАН в постоянное (бессрочное) пользование.

Дальневосточное ТУ Минобрнауки России требования оспорило, пояснило, что за ДВО РАН сохраняется право оформить документ о праве на земельные участки, входящие в состав предоставленной ранее территории, для других очередей строительства, с соблюдением требований о межевании земельных участков и их постановки на кадастровый учет. Следовательно, ДВО РАН сохраняет право на использование спорной территории в районе 12 км – Седанка. Таким образом, предварительное согласование земельных участков в границах земельного участка площадью 160 Га, предоставленного Дальневосточному научному центру Академии наук СССР по акту бессрочного пользования от 23.07.1973 (кадастровый номер 25:28:000000:66466) нарушит права научных организаций и интересы Российской Федерации.

По тексту отзыва АО «КРДВ» поддержало заявление общества в полном объеме, указывая не неправомерность обжалуемых отказов. По мнению, третьего лица доказательства того, что границы земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ДВО РАН определены на местности, ответчиком в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлены.

Исследовав материалы дела, суд установил, что решением Исполнительного комитета Владивостокского городского совета депутатов трудящихся от 05.08.1971 № 681 за Дальневосточным научным центром Академии наук СССР закреплена территория под строительство научно-исследовательских и вспомогательных учреждений в районе между 11 км и 17 км и размещение жилой застройки в селитебной части г. Владивостока, ограниченную: с сервера - ул. Д. Бедного в районе ст. Седанка; с юга - северной границей 3-его и 4-го микрорайонов г. Владивостока (район 2-й речки); с востока - автомагистралью Владивосток-Хабаровск; с запада - берегом Амурского залива. Данным актом Дальневосточный научный центр АН ССР, обязан в том числе разработать генеральный план и проект детальной планировки территорий Дальневосточного научного центра Академии наук СССР отвести земельный участок в натуре и заключить в УГАГ акт на бессрочное пользование; строительство начать в 1971 и закончить 1-ую очередь в 1980 году.

На основании решения Владгорисполкома от 05.08.1971 № 681 управлением главного архитектора Владгорсовета УКСу ДВНЦ выдан акт от 23.07.1973 о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка площадью 160га, расположенного 12 км - Седанка, для строительства 1 очереди - Чайка.

Решением Ленинского суда г. Владивостока от 25.09.2017 по делу № 2-2364/17 на ДВО РАН возложена обязанность по постановке на кадастровый учет земельного участка, предоставленного Академии наук ССР, площадью 160 га в районе ул. 12 км-Седанка (1 очередь - Чайка) район Советский ВГО. Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20.12.2017 резолютивная часть решения Ленинского суда г. Владивостока от 25.09.2017 уточнена, на ДВО РАН возложена обязанность по принятию мер по кадастровому учету земельного участка, предоставленного УКСу ДВНЦ на основании акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 23.07.1973, выданного управлением главного архитектора Владгорсовета.

ООО «Талан» является резидентом свободного порта Владивосток, о чем в реестре резидентов Свободного порта Владивосток сделана запись о регистрации от 21.12.2018 № 25000001067 и Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока выдано соответствующее свидетельство.

В соответствии с соглашением об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток от 21.12.2018 № СПВ-1067/18 (в редакции дополнительного соглашения от 07.05.2019 № 1), заключенным ООО «Талан» с АО «КРДВ» резидент принял на себя обязательства по реализации трех инвестиционных проектов:

- «Строительство станции технического обслуживания с коммерческими помещениями на территории города Владивостока» в период с 2019 по 2022 года. Общий объем инвестиций составляет 17 537 170 руб., в т.ч. капитальных вложений – 15 758 000 руб.;

- «Строительство спортивного клуба в районе ул. Чапаева, 1Д на территории города Владивостока» в период с 2019 по 2021 года. Общий объем инвестиций составляет 29 254 500 руб., в т.ч. капитальных вложений – 21 578 340 руб.;

- «Строительство спортивного клуба на территории города Владивостока» в период с 2019 по 2022 года. Общий объем инвестиций составляет 21 025 930 руб., в т.ч. капитальных вложений – 15 693 340 руб.

Пунктом 1.4. соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 07.05.2019 № 1) предусмотрено, что резидент осуществляет деятельность, указанную в п. 1.3 соглашения, на территории Владивостокского городского округа в границах следующих земельных участков:

1.4.1 в рамках инвестиционного проекта № 1 в границах земельного участка в кадастровом квартале 25:28:040014 площадью 3200 кв.м., в районе ул. Адмирала ФИО6, 38;

1.4.2 в рамках инвестиционного проекта № 2 в границах земельного участка в кадастровом квартале 25:28:050037 площадью 5688 кв.м., в районе ул. Чапаева, 1Д;

1.4.3 в рамках инвестиционного проекта № 3 в границах земельного участка в кадастровом квартале 25:28:050037 площадью 3017 кв.м., в районе ул. Чапаева, 1Д.

13.05.2019 ООО «Талан» обратилось в управление с заявлением вх. № 7273/20у с просьбой предварительно согласовать предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 3017 кв.м, расположенного по адресу г. Владивосток, в районе ул. Чапаева, 1Д, для реализации инвестиционного проекта «Строительство спортивного клуба в районе ул. Чапаева, 1Д на территории города Владивостока».

13.05.2019 ООО «Талан» обратилось в управление с заявлением вх. № 7270/20у с просьбой предварительно согласовать предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 5688 кв.м, расположенного по адресу г. Владивосток, в районе ул. Чапаева, 1Д, для реализации инвестиционного проекта «Строительство спортивного клуба в районе ул. Чапаева, 1Д на территории города Владивостока».

04.06.2020 УМС г. Владивостока решением, оформленным письмом № 7273/20у, отказало обществу в предоставлении в аренду земельного участка площадью 3017 кв.м ввиду того, что планируемый к образованию земельный участок входит в границы земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ДВО РАН в соответствии с решением исполкома Владивостокского Совета депутатов трудящихся от 05.08.1971 № 681, согласованным решением исполкома Приморского краевого Совета депутатов трудящихся от 27.08.1971, актом «О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации» от 23.07.1973.

11.06.2020 УМС г. Владивостока решением, оформленным письмом № 7270/20у, отказало обществу в предоставлении в аренду земельного участка площадью 5688 кв.м ввиду того, что планируемый к образованию земельный участок входит в границы земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ДВО РАН в соответствии с решением исполкома Владивостокского Совета депутатов трудящихся от 05.08.1971 № 681, согласованным решением исполкома Приморского краевого Совета депутатов трудящихся от 27.08.1971, актом «О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации» от 23.07.1973.

Не согласившись с вынесенными решениями, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив факты, установленные в рамках рассматриваемого спора, проанализировав на соответствие закону оспариваемые решения ответчика, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Исходя из положений ст.ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

Вместе с тем, заявитель в силу положений ст. 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.

Отношения в области оборота земельных участков регулируются ЗК РФ, ГК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9 - 11 ЗК РФ (ст. 39.2 ЗК РФ).

По общему, закрепленному в ст. 39.6 ЗК РФ, правилу земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется заинтересованному лицу в аренду на основании договора, заключаемого на торгах, проводимых в форме аукциона. Без проведения торгов договоры аренды указанных земельных участков заключаются в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. К таким случаям в числе прочих пп. 33 указанной нормы отнесено предоставление земельного участка в аренду резиденту Свободного порта Владивосток на территории порта Владивосток.

Отношения, связанные с созданием и функционированием свободного порта Владивосток, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (далее - Закон № 212-ФЗ).

Частью 1 ст. 2 Закона № 212-ФЗ установлено, что под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии Законом № 212-ФЗ и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.

К свободному порту Владивосток относятся территории муниципальных образований Приморского края, в том числе Владивостокского городского округа (ч. 1 ст. 4 Закона № 212-ФЗ).

На территории свободного порта Владивосток допускается осуществление любой не запрещенной законодательством РФ предпринимательской деятельности. Критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток определяются Правительством Российской Федерации (ч.ч. 1, 4 ст. 6 Закона № 212-ФЗ).

Главой 3 Закона № 212-ФЗ определено правовое положение резидентов свободного порта Владивосток.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 212-ФЗ под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток.

Процедура предоставления земельных участок без торгов согласно ст. 39.14 ЗК РФ предусматривает: подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (пп. 2 - 7 п.1 ст. 39.14 ЗК РФ).

По правилам п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к данному заявлению должны быть приложены соответствующие документы, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, и схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать, предоставление такого земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов включает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 ЗК РФ.

Согласно пп. 18 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с резидентом свободного порта Владивосток на срок реализации соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Законом № 212-ФЗ.

В силу п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Согласно приведенному в письмах от 04.06.2019 № 7273/20у, от 11.06.2019 № 7270/20у обоснованию отказ управления в предварительном согласовании предоставления обществу земельных участков в аренду мотивирован тем, что планируемые к образованию земельные участки входят в границы земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ДВО РАН в соответствии с решением исполкома Владивостокского Совета депутатов трудящихся от 05.08.1971 № 681, согласованным решением исполкома Приморского краевого Совета депутатов трудящихся от 27.08.1971, актом «О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации» от 23.07.1973.

Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 25.09.2017 по делу № 2-2364/2017, оставленным в силе Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20.12.2017 дело № 33-12642 установлено, что границы спорного земельного участка площадью 160 га отсутствуют, в 2008 году были приняты меры по межеванию, в результате чего было установлено, что на указанный период имелся участок площадью 4522765 кв. м (страница 7 решения).

В рамках рассмотрения названного дела представитель ТУ Росимущества в Приморском крае пояснял, что в 1994 году в ДВО РАН была проведена инвентаризация и имелся земельный участок площадью 560 га, все объекты, находившиеся на земельном участке, предоставленном по решению № 681, были перенесены, участок существовал как единый. Кроме того, у ТУ Росимущества в Приморском крае отсутствуют данные о том, что на спорном земельном участке имеются участки, которые переданы в аренду или собственность иных лиц (страница 4 решения). Представитель ДВО РАН пояснил, что участок, предоставленный по акту от 23.07.1973 не является единой неделимой территорией, границы которой можно уточнить, в связи со следующим: на момент предоставления часть территории была застроена, изъятие земельных участков под застроенными объектами не проводилось, застройка велась на пустующей территории, часть территории была изъята и предоставлена в собственность и долгосрочную аренду физическим и юридическим лицам для различных целей. В июле 2008 принято решение о формировании земельных участков и их постановке на государственный кадастровый учет каждой подведомственной ДВО РАН (ФАНО России) организации самостоятельно, ДВО РАН должно было сформировать и поставить на кадастровый учет земельные участки, занятые структурными подразделениями и незастроенные земельные участки на территории «Академгородка» в целях перспективного развития ДВО РАН, что не было осуществлено (страница 3 решения).

Во исполнение решения Ленинского районного суда г. Владивостока от 25.09.2017 заключен государственный контракт № 0120100004618000007-0026362-01 от 29.10.2018 на выполнение геодезических и кадастровых работ по межеванию земельного участка в целях уточнения местоположения границ земельного участка площадью 160 га, предоставленного ДВО РАН на основании Акта от 23.07.1973.

Межевание земельного участка на момент судебного разбирательства по делу проведено ООО «Земельный вопрос», составлены межевые планы, между тем, 04.04.2019 ДВО РАН в ТУ Росимущества в Приморском крае направлен запрос о согласовании указанных межевых планов. Поскольку ответ на запрос получен не был, прокуратура Ленинского района г. Владивостока в отношении главного специалиста административно-правового отдела ДВО РАН 12.04.2019 вынесла предостережение о недопустимости нарушения закона.

В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук.

Таким образом, земельный участок, предоставленный правопредшественнику ДВО РАН по акту о предоставлении в бессрочное пользование, в силу названной нормы относится к федеральной собственности.

Пунктом 1 ст. 3 Закона № 137-ФЗ предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.

Согласно п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.

Факт взаимного наложения земельных участков площадью 3017 кв.м, 5688 кв.м, испрашиваемых обществом для строительства спортивного клуба в районе ул. Чапаева, 1Д на территории города Владивостока, на земельный участок, предоставленный ДВО РАН, подтверждается представленными в суд обзорными схемами, подготовленными ДВО РАН и МКУ «Комплексное развитие земель и недвижимости города Владивостока» по запросу управления.

При таких обстоятельствах УМС г. Владивостока по тексту оспариваемых отказов обоснованно указало на то, что планируемые к образованию земельные участки входят в границы земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ДВО РАН, в связи с чем у него отсутствовали правовые основания для предварительного согласования предоставления в аренду без проведения торгов испрашиваемых земельных участков.

Довод ДВО РАН о то, что он не планирует включать спорные земельные участки в уточненные границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:66466, судом признается необоснованным, поскольку третье лицо не является лицом правомочным на отчуждение, предоставленного ему земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Довод общества о том, что испрашиваемые земельные участки не входят в границы земельного участка, предоставленного ДВО РАН ссылаясь на судебную практику по делу №А51-12810/2018, судом не принимается в силу следующего.

Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ признакам преюдиции отвечают обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

При этом данная норма права освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключает их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора.

Из текста указанного выше судебного акта следует, что, делая вывод об отсутствии доказательств наложения земельного участка, испрашиваемого обществом, на земельный участок ДВО РАН, являющийся собственностью Российской Федерации, арбитражный суд исходил из отсутствия документов, на основании которых были обозначены границы участка ДВО РАН.

В свою очередь графические документы, представленные в рамках настоящего спора и содержащие сведения о взаимном расположении земельных участков площадью 3017 кв. м и площадью 5688 кв. м, содержат сведения о документах, на основании которых обозначены границы данных земельных участков. При этом сведения о наложении границ земельных участков площадью 3017 кв. м и площадью 5688 кв. м документально обществом не опровергнуты.

Таким образом, отсутствие установленных границ земельного участка ДВО РАН не влечет безусловную обязанность УМС г. Владивостока по предварительному согласованию предоставления в аренду испрашиваемых земельных участков. Тем более, что УМС г. Владивостока в силу закона не вправе распоряжаться земельными участками, относящимися к федеральной собственности.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом № 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В силу ч. 2 ст. 8 Закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.

Пунктом 3 ч. 4 ст. 8 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения об описании местоположения объекта недвижимости.

Согласно ч. 8 ст. 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных настоящим Федеральным законом случаях.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно ч. 8 ст. 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Тот факт, что на сегодняшний день третьим лицом в отношении земельных участков не установлены границы, суд отмечает, что 12.04.2019 прокуратура Ленинского района г. Владивостока в отношении главного специалиста административно-правового отдела ДВО РАН вынесла предостережение о недопустимости нарушения закона, согласно которому необходимо согласование межевых планов ТУ Росимуществом в Приморском крае, а поскольку такое согласование получено не было, вопрос об уточнении границ земельных участков ДВО РАН на сегодняшний день не решен.

Таким образом, установив, что испрашиваемые обществом земельные участки налагаются на границы земельного участка, предоставленного на праве безвозмездного пользования управление, пришло к правомерному выводу об отсутствии оснований для принятия решения о предварительном согласовании предоставления обществу испрашиваемых земельных участков.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о правомерности оспариваемых отказов УМС г. Владивостока и отсутствии оснований для удовлетворения требований общества в указанной части.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Как следует из п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, требование о понуждении государственного органа или органа местного самоуправления принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к самостоятельным требованиям, а является способом устранения нарушенного права заявителя.

Поскольку в удовлетворении требований заявителя об оспаривании решений управления судом отказано, то оснований для понуждения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в виде обязания УМС г. Владивостока в течение двух недель с даты вступления решения суда в законную силу, принять решения о предварительном согласовании и предоставлении в аренду заявителю без проведения торгов земельных участков площадью 3017 кв.м, 5688 кв.м расположенных по адресу г. Владивосток, в районе ул. Чапаева, 1Д, для реализации инвестиционного проекта «Строительство спортивного клуба в районе ул. Чапаева, 1Д на территории города Владивостока» у суда не имеется, в связи с чем требования заявителя в указанной части также не подлежат удовлетворению.

В связи с отказом в удовлетворении требований, судебные расходы по государственной пошлине на основании ст. 110 АПК РФ относятся судом на заявителя.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Талан» в удовлетворении требований о признании незаконными решений Управления муниципальной собственности г. Владивостока № 7273/20у от 04.06.2019, № 7270/20у от 11.06.2019 проверенных на соответствие Земельному кодексу РФ.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья                                                                            Н.А. Беспалова