ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-10693/11 от 08.09.2011 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-10693/2011

09 сентября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 08.09.2011 года. Полный текст решения изготовлен 09.09.2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.В. Борисова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В. Двойнишниковой,

рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда дело по заявлению Гаражно-строительного кооператива №117 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными действий по исключению ГСК №117 из Единого государственного реестра и об обязании устранить допущенные нарушения,

при участии в заседании:

от заявителя: председатель ФИО1 (дов. №1 от 05.07.2010г.), представитель ФИО2 (дов. №2 от 14.07.2011г.),

от налогового органа: начальник юридического отдела ФИО3 (дов. №10-12/180 от 28.02.2011г., уд. УР №650816),

установил:Гаражно-строительный кооператив №117 (далее – заявитель, кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока о признании незаконными действий по исключению ГСК №117 из Единого государственного реестра и об обязании устранить допущенные нарушения.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. По существу пояснил, что инспекция приняла решение о предстоящем исключении ГСК №117 из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица №1161 от 07.04.2006, на основании которого 11.08.2006 внесла в ЕГРЮЛ сведения об исключении из ЕГРЮЛ данного ГСК, как юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность и исключила из ЕГРЮЛ, о чем была внесена запись №2062536095708.

Указанные обстоятельства стали известны ГСК №117 после получения выписки из ЕГРЮЛ от 12.07.2010.

Кроме того, заявитель пояснил, что бухгалтерская отчетность обществом не сдавалась, поскольку кооператив не ведет никакой предпринимательской деятельности, доходы у ГСК отсутствуют. При этом, по мнению заявителя, инспекция не воспользовалась своим правом провести выездную налоговую проверку по месту нахождения ГСК №117, перед принятием решения об исключении кооператива из реестра юридических лиц.

Учитывая изложенное, представитель заявителя считает, что оспариваемое решение препятствует дальнейшей деятельности кооператива как юридического лица, чем нарушает права и законные интересы заявителя.

Представитель налогового органа с требованиями заявителя не согласен по основаниям, изложенным в пояснениях представленных суду 25.07.2011 в предварительном судебном заседании.

По существу пояснил, что согласно справке №1184 от 06.04.2006г. о наличии признаков недействующего юридического лица, ГСК №117 отчетность не предоставлял, сведений об открытых банковских счетах кооператива отсутствуют. Согласно справке №1567 от 07.04.2006г. ГСК «не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации».

07.04.2006г. в соответствии с п.2 ст.21.1 Закона, было принято решение №1161 о предстоящем исключении недействующего юридическою лица из ЕГРЮЛ.

В соответствии с п.3 ст.21.1 Закона в журнале «Вестник государственной регистрации» было опубликовано решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Одновременно с решением о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, были опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

По мнению налогового органа, регистрирующий орган не принимает решения об исключении юридического лица из Реестра, если к моменту, когда это решение должно быть принято, поступают заявлениясоответствующих лиц, либо у регистрирующего органа имеются данные, свидетельствующие об отсутствие у организации признаков недействующего юридического лица. По утверждению инспекции, поскольку в течение установленного законодательством срока, какие-либо заявления не поступали, иных сведений о том, что юридическое лицо является действующим, не было, то в соответствии с п.7 ст.22 Закона 11.08.2006 г. ГСК №117 исключено Инспекцией из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

Кроме того, инспекция считает, что исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

23.06.2008г. ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока предоставило сведения о ликвидации ГСК №117 представителю по доверенности ФИО4 Таким образом, ГСК нарушен срок на обжалование решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

На основании вышеизложенного ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока просит суд в удовлетворении заявления отказать.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Гаражно-строительный кооператив №117 зарегистрирован в качестве юридического лица 04.08.1992г. Постановлением №524 Главы администрации Ленинского района г.Владивостока Приморского края.

ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.

В связи с отсутствием открытых банковских счетов и непредставлением ГСК №117 в течение 12 месяцев в налоговый орган бухгалтерской отчетности, ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока 07.04.2006г. было принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ за №1161. Указанное решение опубликовано в «Вестнике государственной регистрации».

На основании решения ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока от 07.04.2006г. №1161, в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001г., в ЕГРЮЛ была внесена запись №2062536095708 от 11.08.2006г. об исключении ГСК №117 из государственного реестра.

13.07.2010 после получения ГСК №117 выписки из ЕГРЮЛ, для подготовки документов по оформлению земельных участков, находящихся под боксами гаражей, принадлежащих на праве собственности членам кооператива, данное обстоятельство стало известно заявителю.

Из выданной выписки из ЕГРЮЛ от 12.07.2010г. было установлено, что ГСК №117 прекратил свое существование как юридическое лицо в 2006 г., о чем свидетельствует запись, внесенная налоговым органом в единый государственный реестр юридических лиц от 11.08.2006г.

Полагая, что действия налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении из государственного реестра ГСК №117 как недействующего юридического лица являются незаконными кооператив обратился в суд с настоящим иском.

Оценив в соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, доводы заявителя, возражения налогового органа, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001г. (далее – Закон о регистрации) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 названной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений, решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Согласно п. 5 Правил ведения государственного реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 №438 «О едином государственном реестре юридических лиц» Внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании:

- документа налогового органа, подтверждающего непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации;

- документа налогового органа, подтверждающего отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открыты х банковских счетов, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Внесение в государственный реестр записи об исключении юридического лица из государственного реестра осуществляется не ранее 3 месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из государственного реестра в печатном органе, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, при условии непредставления в указанные сроки в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица соответствующего заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Как следует из материалов дела, в качестве основания для признания ГСК №117 недействующим юридическим лицом ответчик ссылается на отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов и не предоставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Между тем, на момент принятия налоговым органом решения о признании ГСК №117 недействующим юридическим лицом, кооператив осуществлял хозяйственную (уставную) деятельность, о чем свидетельствует представленные в материалы дела договора на вывоз из кооператива ТБО (договор от 15.03.2005, от 05.11.2006), договор на оказание услуг по охране территории от 15.03.2005.

При этом, как указал заявитель, расчеты велись кооперативом в наличной форме из средств вступительных, паевых, членских, целевых и иных взносов членов ГСК №117, в связи с чем, открытие банковских счетов не требовалось.

Таким образом, отсутствие у налогового органа сведений об открытых банковских счетах, не может являться основанием для признания кооператива недействующим юридическим лицом.

Следует отметить, что из положений Закона N 129-ФЗ не следует, что наличие совокупности признаков недействующего юридического лица императивно влечет исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ. Нормы статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ направлены на исключение из реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически.

Инспекцией в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнут довод заявителя о том, что Кооператив является действующим юридическим лицом.

Доводы налогового органа о непредставлении ГСК №117 в течение последних 12 месяцев бухгалтерской отчетности как основании для признания юридического лица недействующим, также несостоятельны в силу следующего.

Согласно статье 30 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов и иных обязательных платежей.

В силу изложенного, налоговые органы несут определенные обязанности, в том числе по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения; направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (статьи 31, 32 НК РФ).

Из материалов дела не следует и суду не представлены доказательства осуществления налоговым органом контрольных функций в отношении ГСК №117, в том числе направления налогоплательщику требований об уплате налогов и сборов, проведения налоговых проверок. Тогда как из пояснений представителей ГСК №117, данных в судебном заседании, следует, что члены кооператива не знали о необходимости сдачи налоговой отчетности, поскольку предпринимательской деятельностью члены кооператива не занимались и цели извлечения прибыли не имели.

Суд также отклоняет довод инспекции о том, что заявителем пропущен срок на обжалование ненормативного правового акта инспекции, поскольку 23.06.2008г. ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока предоставило представителю ГСК №117 сведения из ЕГРЮЛ в виде выписки.

Как установлено судом и подтверждено материалами настоящего дела, ФИО4, которому была вручена выписка, получал ее как представитель по доверенности. Заявление от 15.05.2008г. о получении выписки было подписано от именно председателя ГСК №117 ФИО5

Вместе с тем, в судебном заседании представитель заявителя указала на тот факт, что ФИО5 заявление от 15.05.2008г. никогда не подписывал. Более того, подпись председателя ФИО5 в его паспорте и заявлении от 15.05.2008г. не совпадают.

В материалы дела заявитель представила письменные обращения по данному факту в налоговый орган и УВД г.Владивостока.

Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Выписка от 12.07.2010г., из которой следовало, что ГСК №117 прекратило свою деятельность как юридическое лицо, получена председателем ФИО5 13.07.2010г. Заявитель обратился в суд 08.07.2011г., согласно входящему штампу канцелярии арбитражного суда.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд находит, что в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства того, что председатель ГСК №117 ФИО5 ранее 13.07.2010г. получал выписку из ЕГРЮЛ, свидетельствующую о прекращении ГСК №117 своей деятельности.

Таким образом, суд полагает, что заявителем не нарушен срок на обращение в арбитражный суд на обжалование ненормативного правового акта налогового органа.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая, что оспариваемое требование налогового органа возлагает на общество дополнительные обязанности, чем нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, суд признает заявление общества подлежащим удовлетворению.

На основании статьи 110 АПК РФ и статьи 333.17 НК РФ судебные расходы по уплате госпошлины суд относит на налоговый орган, поскольку требования заявителя удовлетворены судом.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока по исключению Гаражно-строительного кооператива №117 (ИНН <***>, ОГРН <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц, как несоответствующие Федеральному закону от 08.12.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения об исключении юридического лица – Гаражно-строительного кооператива №117 (запись №2062536095708 от 11.08.2006), как прекратившего свою деятельность и восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц сведения о Гаражно-строительном кооперативе №117, как о действующем юридическом лице.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока в пользу Гаражно-строительного кооператива №117 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Д.В. Борисов