АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-1070/2015
19 мая 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена мая 2015 года .
Полный текст решения изготовлен мая 2015 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.А. Самофал.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Филимоненко,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДВ - Трейдинг» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.04.2012)
к Дальневосточному таможенному управлению (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.06.1992)
третье лицо: Владивостокская таможня
об оспаривании решения
при участии в заседании:
от заявителя – адвокат П.В. Сетяева, доверенность от 21.01.2015 сроком на 3 года;;
от ответчика – главный государственный таможенный инспектор правового отдела ФИО1, доверенность от 16.03.2015 № 51 сроком действия до 31.12.2015; главный государственный таможенный инспектор товарной номенклатуры и происхождения товаров ФИО2, доверенность от 05.02.2015 № 37 сроком действия до 31.12.2015;
от третьего лица– не явились, извещены
установил: Общество с ограниченной ответственностью «ДВ- Трейдинг» (далее – ООО «ДВ- Трейдинг», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Дальневосточного таможенного управления (далее – ДВТУ, управление, ответчик) от 27.10.2014 № 10700000/271014/22 об отмене в порядке ведомственного контроля решения Владивостокской таможни о предоставлении тарифных преференций по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении товара, сведения о котором заявлены в декларации на товары (далее – ДТ) № 10702030/300812/0068261 (товар № 1).
Третье лицо, извещённое надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда своих представителей не направило, что не препятствует рассмотрению дела на основании части 5 статьи 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование требований заявитель указал, что в подпункте 12 пункта 5 статьи 12 Правил определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Протокола от 22.07.2011 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии «Об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г.» (далее – Правила) не упоминается об аббревиатуре уполномоченного органа, а также установлены правила написания аббревиатур уполномоченного органа. Полагает, что если в рамках межведомственного взаимодействия между уполномоченными органами Республики Сербия и Российской Федерации произошёл обмен информацией об официальных аббревиатурах, данный факт не может влиять на законные права и интересы, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поскольку такая информация не доведена до их сведения.
Кроме того, заявитель считает незаконным вывод управления, сделанный в оспариваемом решении об отсутствии в графе 4 сертификат о происхождении товара формы СТ – 2 от 19.06.2012 № б/н (далее – сертификат от 19.06.2012) регистрационного номера, поскольку такой номер имеется – 1031206 и под эти номером сертификат также был указан в ДТ №10702030/300812/0068261.
Общество не согласно с выводами ДВТУ о неправильности заполнения графы 10 сертификата: отсутствует информация о массе нетто товара, так как по мнению заявителя из буквального толкования подпункта 10 пункта 5 статьи 12 Правил знак «косая черта» следует читать в значении «или», то есть в сертификате допускается указывать или вес брутто или вес нетто, или другие количественные характеристики, поскольку Правила не устанавливают жестких требований к указанию конкретных количественных характеристик товара, оставляя данный вопрос на усмотрение уполномоченного органа, осуществляющего выдачу данного документа.
Общество, сославшись на положения пункта 5 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза, указало, что таможенный орган при проведении таможенного контроля не обратилось к уполномоченным органам, выдавшим сертификат с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения ни при проведении таможенного контроля до выпуска товара, ни после выпуска.
По мнению общества, ДВТУ не представило доказательств недействительности рассматриваемого сертификата.
ДВТУ заявленные требования общества не признало, указав, что в нарушение подпункта 4 пункта 5 статьи 12 Правил сертификат от 19.06.2012 не имеет регистрационного номера, проставленного штампом или написанного от руки, следовательно, данный сертификат не зарегистрирован в уполномоченных органах Республики Сербия по работе с сертификатами.
Кроме того, в графе 10 сертификата от 19.06.2012 отсутствует информация о массе нетто товара (подпункт 10 пункта 5 статьи 12 Правил).
Управление также привело довод о том, что в нарушение положения, установленного подпунктом 12 пункта 5 статьи 12 Правил в графе 12 сертификата аббревиатура уполномоченного органа (CR) не соответствует аббревиатуре уполномоченных органов CP/CU, информация о которой направлена в рамках административного сотрудничества Таможенной администрацией Республики Сербия в ФТС России (письмо ФТС России от 23.08.2015 № 05-92/42598дсп «О сертификатах о происхождении товаров, выдаваемых в республике Сербия»).
По мнению управления, в ходе проверки с учётом положений с пункта 1 статьи 13 Правил и пункта 4 статьи 61 ТК ТС им был сделан верный вывод о том, что указанный сертификат не может служить основанием для предоставления тарифных преференций, в связи с чем ДВТУ были приняты меры по отмене в порядке ведомственного контроля решения таможенного поста о предоставлении тарифных преференций.
Владивостокская таможня письменного отношения к предмету спора не выразила.
При рассмотрении дела суд установил, что ООО «ДВ-Трейдинг» в таможенный пост Морской порт Владивосток Владивостокской таможни подана ДТ № 10702030/300812/0068261, в которой указаны сведения о товаре – мясо свинина мороженая необваленная – полутуши, содержание жира 20%, заявленная в ДТ страна происхождения – Республика Сербия.
На этапе таможенного декларирования в отношении данного товара применен режим свободной торговли в виде предоставления тарифных преференции (освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины).
Основанием для применения режима свободной торговли послужил сертификат от 19.06.2012.
ДВТУ в соответствии со статьей 99 ТК ТС проведена проверка обоснованности предоставления режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии, по результатам которой сертификат от 19.06.2012 на основании требований пункта 6 приказа ФТС России от 31.10.2011 № 2223 «О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии» был направлен в ФТС России в целях подтверждения возможности использования его в качестве основания для применения режима свободной торговли.
Помимо этого, в ходе проверки сертификата от 19.06.2012 на предмет соответствия его заполнения Правилам были выявлены нарушения: отсутствие основного идентификационного признака сертификата от 19.06.2012, а именно: его регистрационного номера, а также характер нарушений в графах 10 и 12 данного сертификата, ДВТУ посчитало данные основания достаточными для отмены тарифных преференций по товару № 1 ДТ №. 10702030/300812/006826.
ДВТУ по результатам проведённого ведомственного контроля принято решение от 27.10.2014 № 10700000/271014/22 об отмене в порядке ведомственного контроля решения Владивостокской таможни о предоставлении тарифных преференций по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении товара, сведения о котором заявлены в ДТ № 10702030/300812/0068261 (товар № 1).
Посчитав, что указанное решение управления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО «ДВ-Трейдинг», заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон,
проанализировав законность оспариваемого отказа, изложенного в письме, суд находит требование заявителя не подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
В силу пункта 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Подпункт 31 пункта 1 статьи 4 ТК ТС определяет таможенный контроль как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза.
Исходя из норм пункта 2 статьи 95 ТК ТС таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
В соответствии со статьёй 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрено, что вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела.
Статьей 183 ТК ТС определено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация.
К таким документам, в частности, относятся документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей (подпункт 10 пункта 1 статьи 183 ТК ТС).
В силу статьи 74 ТК ТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе тарифные преференции.
Согласно статье 58 ТК ТС определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождении товаров.
Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 59 ТК ТС документами, подтверждающими страну происхождения товаров, является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (часть 1 статьи 61 ТК ТС).
В пункте 2 статьи 62 ТК ТС указано, что предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 61 ТК ТС, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией (заключено в г. Белграде 28.08.2000) (далее – Соглашение от 28.08.2000) определено, что договаривающиеся стороны будут стремиться в течение пятилетнего периода принять согласованные меры к поэтапной отмене во взаимной торговле ввозных таможенных пошлин и эквивалентных им сборов в отношении товаров, происходящих с таможенной территории государств договаривающихся сторон.
Во исполнение требований статьи 4 Соглашения от 28.08.2000 был подписан Протокол.
В соответствии со статьей 3 Протокола происхождение товаров определяется на основе Правил определения страны происхождения товаров, содержащихся в Приложении 3 к Протоколу, которое является его неотъемлемой частью (далее – Правила).
Пунктом 1 статьи 9 Правил определено, что для подтверждения страны происхождения товара в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата о происхождении товаров формы СТ – 2 (далее – сертификат).
Согласно статье 8 Правил одним из условий предоставления режима свободной торговли является представление в таможенные органы страны ввоза сертификата, оформленного в соответствии с требованиями к его оформлению, установленными статьей 12 Правил.
Статьей 12 Правил определены требования и порядок заполнения каждой из тринадцати граф сертификата.
В ходе проверки правильности заполнения сертификата от 19.06.2012 на предмет соответствия Правилам выявлены следующие нарушения.
Подпунктом 4 пункта 5 статьи 12 Правил определено, что в графе 4 сертификата указываются его регистрационный номер, страна, выдавшая сертификат, и страна, для которой этот сертификат предназначен. Допускается внесение регистрационного номера от руки или проставление штампом.
Вместе с тем, сертификат от 19.06.2012 не имеет регистрационного номера, проставленного штампом или написанного от руки, следовательно, данный сертификат не зарегистрирован в уполномоченных органах Республики Сербия по работе с сертификатами.
Подпунктом 10 пункта 5 статьи 12 Правил определено, что в графе 10 «Количество товара» («Quantity of goods») сертификата указываются масса брутто/нетто (кг) и (или) другие количественные характеристики товара. Фактическое количество поставленного товара не должно превышать количество, указанное в сертификате, более чем на 5 процентов. Масса нетто указывается с учетом первичной упаковки, неотделимой от товара при розничной торговле.
Однако в графе 10 сертификата от 19.06.2012 отсутствует информация о массе нетто товара.
Пунктом 1 статьи 11 Правил определено, что уполномоченные органы обмениваются информацией о наименованиях и адресах органов уполномоченных в соответствии с законодательством удостоверять и (или) выдавать сертификаты, а также органах, уполномоченных верифицировать сертификаты и декларации о происхождении товаров.
Подпунктом 12 пункта 5 статьи 12 Правил определено, что графа 12 «Удостоверение» («Certification») сертификата заполняется уполномоченным органом страны выдачи и должна содержать его наименование, адрес, печать и дату выдачи сертификата (дубликата), а также подпись, фамилию и инициалы лица, уполномоченного заверять сертификат (дубликат).
При этом указанная в графе 12 сертификата от 19.06.2012 аббревиатура уполномоченного органа (CR) не соответствует аббревиатуре уполномоченных органов CP/CU, информация о которой направлена в рамках административного сотрудничества Таможенной администрацией Республики Сербия в ФТС России (письмо ФТС России от 23.08.2015 № 05-92/42598дсп «О сертификатах о происхождении товаров, выдаваемых в республике Сербия»).
Как установлено судом, соблюдая международные договоренности (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии от 28.08.2000 «О свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией», Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии от 22.07.2011 «Об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г.») Таможенная администрация Республики Сербия направляет в ФТС России информацию, касающуюся организации деятельности уполномоченных органов по работе с сертификатами (их наименования, адреса, реквизиты, аббревиатуры и т.д.) и незамедлительно информирует в случае любых изменений указанной информации.
Необходимость в обмене информацией о наименованиях и адресах органов уполномоченных в соответствии с законодательством удостоверять и (или) выдавать сертификаты, а также органах, уполномоченных верифицировать сертификаты и декларации о происхождении товаров, отсутствие доступа к такого рода информации у участников ВЭД, ее обязательное наличие и соответствие в графе 12 сертификатов, позволяет сторонам указанного выше международного соглашения контролировать соблюдение участниками ВЭД условий предоставления режима свободной торговли. Таким образом, информация в графе 12 сертификата, наряду с защитной цветной сеткой сертификата, фактически является одним из элементов защиты документа от подделок.
Учитывая, что заполнение каждой из граф сертификата, в том числе 4, 10 и 12 граф, строго регламентировано статьей 12 Правил, отсутствие в графах 4, 10 сертификата от 19.06.2012 информации о его регистрационном номере и массе нетто товара, а также несоответствие в графе 12 сертификата от 19.06.2012 информации, полученной от Таможенной администрации Республики Сербия об аббревиатуре наименования уполномоченного органа по работе с сертификатами, является прямым нарушением требований Правил по заполнению граф сертификата.
Довод заявителя о том, что уполномоченный по работе с сертификатами орган Республики Сербия при заполнении графы 10 сертификата самостоятельно выбирает одну из количественных характеристик товара, в том числе на выбор – о весе брутто или весе нетто товара, не соответствует сложившейся между Российской Федерацией и Республикой Сербия практикой обмена сертификатами о происхождении товаров в целях применения режима свободной торговли в виде предоставления тарифных преференции (освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины).
Из проведённого анализа сертификатов, выдаваемых уполномоченными органами Республики Сербия, следует, что во всех сертификатах из Республики Сербия, предъявляемых таможенным органам Российской Федерации при таможенном декларировании товаров, в графе 10 в совокупности указывается информация как о весе брутто товара, так и о весе нетто, что соответствует и соотносится с графой 35 ДТ «Вес брутто (кг)» и графой 38 «Вес нетто (кг)».
Также суд считает безосновательной ссылку заявителя о том, что толкование знака «/» (косая черта) в графе 10 сертификата от 19.06.2012 в соответствии с правилами, указанными в справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. ФИО3. 2006 г.), следует читать в значении «или», так как в самом предложении содержится альтернатива (и – или), поскольку Правила, содержащие требования к заполнению сертификатов, являются неотъемлемой частью Протокола от 22.07.2011 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии «Об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г.» - международного документа, составленного, в двух экземплярах, каждый на русском и сербском языках. Учитывая, что заполнение и выдачу сертификатов, подтверждающих заявленную страну происхождения товаров (Республика Сербия) осуществляют уполномоченные органы Республики Сербия, руководствуясь Правилами, составленными на сербском языке, трактовать знак «/» (косая черта) в соответствии с правилами русского языка, некорректно.
Учитывая отсутствие основного идентификационного признака сертификата от 19.06.2012, а именно: его регистрационного номера, а также характер нарушений в графах 10 и 12 данного сертификата, ДВТУ посчитало данные основания достаточными для отмены тарифных преференций по товару № 1 ДТ №. 10702030/300812/006826.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Правил основанием для отказа в предоставлении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербия, является, в том числе, нарушение условий предоставления режима свободной торговли, указанных в статье 8 Правил, пунктом 2 которой закреплено представление в таможенные органы страны ввоза сертификата, оформленного в соответствии с требованиями к его оформлению, установленными статьей 12 Правил.
Таким образом, в ходе проверки было установлено, что с учетом положений пункта 4 статьи 61 ТК ТС указанный сертификат не может служить основанием для предоставления тарифных преференций, в связи с чем ДВТУ были приняты меры по отмене в порядке ведомственного контроля решения таможенного поста о предоставлении тарифных преференций.
Учитывая изложенное, суд полагает, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для применения к задекларированным в названных ДТ товарам преференциального режима, а следовательно в силу пункта 5 статьи 61 ТК ТС и пункта 19 Порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций, утвержденного Приказом ФТС России от 02.08.2012 № 1565, управление правомерно вынесло решение от 27.10.2014 № 10700000/271014/22 об отмене в порядке ведомственного контроля решения Владивостокской таможни о предоставлении тарифных преференций по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении товара, сведения о котором заявлены в ДТ № 10702030/300812/0068261 (товар № 1), а следовательно, данное решение не подлежит признанию незаконным, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований ООО «ДВ Трейдинг» отсутствуют.
Поскольку в удовлетворении требований общества отказано, то судебные расходы в виде государственной пошлины по заявлению в силу статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «ДВ- Трейдинг» в удовлетворении заявления о признании незаконными решения Дальневосточного таможенного управления от 27.10.2014 № 10700000/271014/22 об отмене в порядке ведомственного контроля решения Владивостокской таможни о предоставлении тарифных преференций по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении товара, сведения о котором заявлены в декларации на товары № 10702030/300812/0068261 (товар № 1).
Проверено на соответствие Таможенному кодексу Таможенного союза.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Д.А. Самофал