ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-11039/2021 от 19.11.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-11039/2021

19 ноября 2021 года

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Зайцевой Л.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы»   (ИНН 7709827266, ОГРН 1097746150292, дата государственной регистрации: 19.03.2009)

к  обществу с ограниченной ответственностью «Транс Сэйфти» (ИНН 2511075803, ОГРН 1112511005199, дата государственной регистрации:11.08.2011)

о взыскании 786 000 рублей,

 без вызова сторон,

установил:

Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Транс Сэйфти» (далее - ответчик) о взыскании  786 000 рублей убытков.

Исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам, установленным статьями 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по имеющимся в материалы дела документам.

Истец, ответчик о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства уведомлены надлежащим образом.

Рассмотрев дело по существу в срок установленный частью 2 статьи 226 АПК РФ суд на основании части 1 статьи 229 АПК РФ вынес 30.08.2021 резолютивную часть решения, разместив ее на официальном сайте арбитражного суда в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Ответчиком подана апелляционная жалоба на решение в виде резолютивной части Арбитражного суда Приморского края от 30.08.2021, в связи с чем судом изготовлено мотивированное решение.

Исковые требования мотивированы причинением ответчиком убытков в виде повреждения автомобильных весов «АВИОН 80-22-4».

Ответчик исковые требования оспорил по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Истец представил письменные возражения на отзыв.

  Ответчиком также заявлено ходатайство о переходе к рассмотрению дела по общим правилам.

Заявленное ходатайство рассмотрено судом и отклонено в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц восемьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей четыреста тысяч рублей.

Обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанны в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанны в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Указанных обстоятельств по настоящему делу не усматривается, в связи с чем у суда не имеется оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее.

24.12.2020 в 10 часов  25 минут на территории многостороннего автомобильного пункта пропуска Краскино (Хасанский район Приморского края) водитель Иванищев Андрей Александрович, 28.03.1972 года рождения грузовой автомашины «Volvo», государственный номер «У868АТ/125рус», принадлежащей ООО «Транс Сэйфти», не убедившись в безопасности маневра, наехал на центральные люки и повредил автомобильные весы «АВИОН 80-22-4», принадлежащие ФГКУ Росгранстрой, после чего уехал с места происшествия.

24.12.2020 по факту произошедшего Инженером обособленного отделения МАПП Краскино Владивостокского филиала ФГКУ Росгранстрой Гусевым Ю.А. с участием двух сотрудников ООО «Автомобильный переход Краскино» составлен акт, в котором зафиксированы видимые на первый взгляд повреждения автомобильных весов и произведена фотосъемка.

Также истцом было запрошено коммерческое предложение на ремонт автомобильных весов «АВИОН 80-22-4».

30.12.2020 ООО «Уссурвеском» представлен ответ № 00247, согласно которому предварительная стоимость ремонта составляет 693 700 рублей.

15.01.2021 сотрудники компании ООО «Уссурвеском» в рамках гарантийных обязательств провели полное обследование поврежденных автомобильных весов «АВИОН 80-22-4» в МАПП Краскино и составили акт ремонта электронных устройств, в котором установили, что весы находятся в неисправном состоянии, были повреждены в результате наезда большегрузного транспорта на срединный настил весов. В результате наезда повреждены: ящик стальной для установки оборудования - 1 шт., центральный люк с крепежами для весов АВИОН 80-22-4 - 8 шт., датчики весоизмерительные тензорезисторные МВ 150-3 От (Стандарт) в количестве 5 шт.,  цифровой нормирующий преобразователь ПН-012-1 шт.

Данный случай не является гарантийным и автомобильные весы «АВИОН 80-22-4» не подлежат ремонту по гарантии.

04.03.2021  истцом в адрес владельца автомашины ООО «Транс Сэйфти» направлена претензия №СК-712/04Ф (получена 12.03.2021 согласно отчета об отслеживании почтовых отправлений).

19.04.2021 с целью установления принадлежности грузовой автомашины «Volvo», государственный номер «У868АТ/125рус» истцом сделаны запросы в Уссурийскую таможню №СК-1276 и Управление государственного автодорожного надзора по Приморскому краю №СК-1277.

Согласно полученной информации из Уссурийской таможни № 1507 11.05.2021  и Управления государственного автодорожного надзора по Приморскому краю №1560 от 12.05.2021 грузовая автомашина «Volvo», государственный номер «У868АТ/125рус» принадлежит ООО «Транс Сэйфти».

24.12.2020 в 10 часов 09 минут водитель грузовой автомашины «Volvo», государственный номер «У868АТ/125рус», Иванищев Андрей Александрович представил на таможенный пост документы для регистрации сообщения об убытии.

24.12.2020 в 10 часов 25 минут во время проведения транспортного контроля, в результате перемещения указанной автомашины по территории пункта пропуска в период прохождения транспортного контроля, согласно данных видеозаписи и сделанной на основе видеозаписей Фототаблицы, совершен наезд на весы автомашиной «Volvo», государственный номер «У868АТ/125рус».

В соответствии с пунктом 1.5 Устава ФГКУ Росгранстрой является федеральным государственным казенным учреждением, обеспечивающим выполнение функций, связанных оборудованием, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Автомобильные весы «АВИОН 80-22-4» необходимы для осуществления транспортного контроля автомашин, убывающих за границу и прибывающих из-за границы и без них невозможна нормальная работа государственных контрольных органов, осуществляющих государственный контроль за перемещением автомашин и грузов через границу Таможенного союза. В связи с чем у истца возникла необходимость в их ремонте.

Поскольку ООО «Транс Сэйфти» ответ на претензию о добровольном возмещении ущерба в адрес ФГКУ Росгранстрой не представил, истцом было принято решение осуществить ремонт автомобильных весов за счёт ФГКУ Росгранстрой, с этой целью в единой информационной системе  (ЕИС) размещена закупка в форме электронного аукциона на ремонт автомобильных весов «АВИОН 80-22-4» в МАПЛ Краскино.

07.04.2021 аукционная документация была размещена в ЕИС.

04.05.2021 по итогам проведения электронного аукциона на ремонт автомобильных весов «АВИОН 80-22-4» в МАПП Краскино заключен государственный контракт №ВЛК02-059-04/21 с индивидуальным  предпринимателем Пащенко Евгением  Анатольевичем на сумму 786 000 рублей, который исполнен согласно акта выполненных работ № 37 от 21.05.2021 по государственному контракту №ВЖ02-059-04/21, оплаченных платежным поручением № 433234 от 04.06.2021.

11.05.2021 ООО «Транс Сейфти» представил ответ на претензию о возмещении причиненного ущерба №1549, в котором отказал в удовлетворении требований по возмещению ущерба.

Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав и оценив в соответствии со статьями 65, 71 АПК РФ представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

  В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

  В силу статьи 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

  Согласно статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 25) разъяснено, что применяя статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное (пункт 12 Постановления № 25).

Согласно положениям статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Материалами дела подтверждается, что 24.12.2020  на территории многостороннего автомобильного пункта пропуска Краскино (Хасанский район Приморского края) водитель Иванищев Андрей Александрович, 28.03.1972 года рождения грузовой автомашины «Volvo», государственный номер «У868АТ/125рус», принадлежащей ООО «Транс Сэйфти», не убедившись в безопасности маневра, наехал на центральные люки и повредил автомобильные весы «АВИОН 80-22-4» принадлежащие ФГКУ Росгранстрой, после чего уехал с места происшествия. 24.12.2020 по факту произошедшего инженером обособленного отделения МАПП Краскино Владивостокского филиала ФГКУ Росгранстрой Гусевым Ю.А. с участием двух сотрудников ООО «Автомобильный переход Краскино» составлен акт, в котором зафиксированы видимые повреждения автомобильных весов.

В силу статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

В подтверждение произошедшего события в дело также представлены данные видеозаписи с камер, установленных в МАПП Краскино, фототаблица наезда на весы, составленной на основании видеозаписей, а также на основании информации, полученной из Уссурийской таможни №1507 от 11.05.2021, из Ространснадзора №1560 от 12.05.2021, установлен факт принадлежности грузовой автомашины «Volvo», государственный номер «У868АТ/125рус» ООО «Транс Сэйфти».

ООО «Транс Сейфти» не оспорен тот факт, что управлявшее автомашиной лицо являлось работником ответчика, а также не представил доказательств того, что на момент происшествия автомашина находилась на законных основаниях во владении иного лица.

При этом на основании положений статьи 402 Гражданского кодекса Российской Федерации действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Как уже указывалось выше, в соответствии со статьей 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.

Согласно справки о балансовой стоимости автомобильных весов «АВИОН 80-22-4» (инвентарный номер 33028205000001) она составляет 6 199 494 рублей 51 копеек.

Объем повреждений, размер ущерба, факт и размер понесенных расходов на оплату ремонта оборудования в сумме 786 000 рублей подтверждается представленными доказательствами, а именно актом о повреждении весов от 24.12.2020, фототаблицей № 1 поврежденных весов, актом ремонта электронных устройств от 15.01.2021, актом выполненных работ № 37 от 21.05.2021 по государственному контракту №ВЖ02-059-04/21, оплаченных платежным поручением № 433234 от 04.06.2021.

Таким образом, размер ущерба подтвержден и обоснован. Надлежащих доказательств обратного ответчиком не представлено.

Довод ответчика о том, что спорное событие по наезду грузовой автомашины на автомобильные весы является ДТП и в соответствии с Правилами дорожного движения, утверждёнными Постановлением совета Министров-Правителъства РФ от 23.10.1993 № 190 (далее - Правила дорожного движения), для фиксации факта ДТП необходимо было вызвать сотрудников ДПС судом во внимание не принимается как не имеющий значения в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

В соответствии с пунктом 2.6.1. Правил дорожного движения, если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств.

Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно- транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.

Водитель Иванищев Андрей Александрович грузовой автомашины «Volvo», государственный номер «У868 АТ/125рус», принадлежащей ООО «Транс Сэйфти», не остановился после наезда на автомобильные весы, а уехал.

13.01.2021 по факту повреждения автомобильных весов ФГКУ Росгранстрой направлено обращение в ОМВД России по Хасанскому району исх. №ТБ- 8/04Ф, на что из ОГИБДД ОМВД России по Хасанскому району получено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15.01.2021 в связи с тем, что 24.12.2020 какого-либо сообщения о дорожно-транспортных происшествиях от участников указанных в заявлении не поступало.

Вместе с тем 24.12.2020 после обнаружения поврежденных весов инженером обособленного отделения МАПЛ Краскино Владивостокского филиала ФГКУ Росгранстрой Гусевым Ю.А., заместителем директора ООО «Автомобильный переход Краскино» Ляшуком А.Н. и рабочим ООО «Автомобильный переход Краскино» Гибадулиным И.И. зафиксирован факт повреждения автомобильных весов и составлен акт о повреждениях на автомобильных весах, о том, что эти повреждения были причинены в результате наезда грузовой автомашины «Volvo», государственный номер «У868АТ/125рус» и время наезда на весы было установлено после просмотра камер видеонаблюдения. К тому времени автомашина «Volvo», государственный номер «У 868 АТ/125рус» уже покинула пункт пропуска.

Доказательств того, что зафиксированные в акте обстоятельства и сведения не соответствуют действительности  ответчиком не представлено.

ООО «Транс Сэйфти» по существу не оспаривает и не опровергает тот факт, что принадлежащая организации грузовая автомашина «Volvo», государственный номер «У868АТ/125рус», является источником повышенной опасности, совершила наезд на автомобильные весы.

Ответчик также не обосновал со ссылкой на нормативные документы, что установка бокового ограждения автомобильных весов, на необходимость установки которого он ссылается является в данном случае на спорном участке обязательной.

Суд также соглашается с позицией истца о том, что при анализе доказательств по делу, включая фототаблицу установлено, что водитель автомашины «Volvo», государственный номер «У868АТ/125рус» не убедившись в безопасности маневра, объезжая препятствия, объезжая автомашину, которая перекрывала въезд на весы, а также объезжая впередистоящую автомашину, самостоятельно, без надобности взвешивания, под углом заехал на площадку, в которую вмонтированы автомобильные весы «АВИОН 80-22-4» и повредил их.

Иные доводы и возражения сторон судом не принимаются, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего дела и не влияющие на вышеизложенные  выводы суда по существу спора.

При таких обстоятельствах, установив все необходимые элементы состава убытков, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения спора и учитывая, что при подаче иска истец федеральное казенное учреждение  освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, государственная пошлина по иску относится на ответчика и взыскивается с него непосредственно в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ, с учетом пункта 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах».

          Руководствуясь статьями 110, 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Транс Сэйфти» в пользу федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы»   786 000 рублей убытков.

          Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя.

          Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Транс Сэйфти» в доход федерального бюджета 18 720 рублей  государственной пошлины.

Исполнительный лист на взыскание в доход федерального бюджета государственной пошлины выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение пятнадцати дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                              Зайцева Л.В.