АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-11043/2010
06 августа 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 06.08.2010. Полный текст решения изготовлен 06.08.2010.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Колтуновой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Романовой С.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Лесозаводского межрайонного прокурора
в отношении ООО «Ирис»
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, прокурор, удостоверение №096784
ответчик – ФИО2, доверенность от 28.07.2010 сроком действия 1 год
установил: Лесозаводский межрайонный прокурор (далее по тексту - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ирис» (далее по тексту – Общество, ответчик, ООО «Ирис») к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Заявитель поддержал заявленные требования, указав, что представленные в материалы дела документы подтверждают факт (событие) совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представитель ответчика факт нарушения не признал, пояснил, что по техническим причинам установка пандуса невозможна. Дополнительно представитель ответчика указал, что проверка проводилась в присутствии понятых – работников прокуратуры, а именно: водителя ФИО3
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час. 00 мин. 06.08.2010. После перерыва судебное разбирательство продолжено с участием тех же представителей сторон.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Ирис» зарегистрировано в качестве юридического лица 05.04.2007 Межрайонной ИФНС №7 по Приморскому краю, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным номером <***>.
20.09.2007 Обществу Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдана лицензия на осуществление фармацевтической деятельности №25-02-000058 сроком действия до 20.09.2012.
28.06.2010 инспекционной группой в составе помощника Лесозаводского межрайонного прокурора и понятых ФИО4 и ФИО3 при участии директора Общества ФИО5 произведен осмотр территории аптечного пункта, принадлежащего ООО «Ирис», расположенного в <...>.
В ходе проведенной проверки установлен факт отсутствия на входе в аптеку устройства беспрепятственного доступа маломобильных групп населения – пандуса. Результаты осмотра оформлены протоколом осмотра.
В тот же день по факту выявленных нарушений Лесозаводским межрайонным прокурором вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Ирис» по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Заявление и материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд Приморского края.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Примечанием к указанной норме закона установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктом 47 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьей 34 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Условия и требования, предъявляемые к осуществлению фармацевтической деятельности, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно подпункту "в" пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Пунктом 5 Положения о лицензировании предусмотрено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения о лицензировании.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (далее - Отраслевой стандарт), который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
В силу пункта 3.1 Отраслевого стандарта все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации.
Аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73, в соответствии со статьями 2, 3, 6, пунктом 1 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В соответствии с пунктами 3.9, 3.13, 3.14, 3.32 СНиП 3501-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0.4 метра, высоту подъемов ступеней - не более 0.12 метров. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1-2 %. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленных для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп подземного и надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0.45 метров необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0.7 и 0.9 метров, у лестниц - на высоте 0.9 метров, а в дошкольных учреждениях также на высоте 0.5 метров.
Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Из материалов дела следует и не отрицается ответчиком, что при осуществлении Прокурором проверки вход в аптеку не был оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - пандусом.
Факт грубого нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности подтвержден имеющимися в материалах дела документами: протоколом осмотра от 28.06.2010, фотоматериалами, объяснительной директора Общества ФИО5, данной Лесозаводскому межрайонному прокурору в ходе рассмотрения материалов административного дела.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно – осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что в соответствии с санкцией данной нормы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом судом не принимается довод ответчика об отсутствии вины в совершении вменяемого правонарушения ввиду отсутствия технической возможности для установки на входе в аптечный пункт пандуса, поскольку, согласно общим принципам гражданского законодательства ведение предпринимательской деятельности осуществляется субъектом права на свой страх и риск и отсутствие технических возможностей для обеспечения выполнения лицензионных требований не может освобождать от ответственности, предусмотренной административным законодательством Российской Федерации. Осуществляя предпринимательскую деятельность, подлежащую лицензированию, общество должно было предпринять все зависящие от него действия, направленные на соблюдение лицензионных требований.
Также не принимается ссылка ответчика на допущенные в ходе административного расследования процессуальные нарушения сотрудниками прокуратуры, допущенные при составлении протокола осмотра территории, поскольку данное обстоятельство не получило подтверждения в материалах дела.
Так, представителем заявителя в материалы дела представлена справка, выданная отделом кадров Прокуратуры Приморского края о том, что ФИО3, 13.09.1985, являвшийся понятым при осмотре территории аптечного пункта, службу в органах прокуратуры не проходил и в настоящее время не проходит.
Возбуждая дело об административном правонарушении, прокурор действовал в соответствии с возложенными на него полномочиями (ст. 28.4 КоАП РФ), поскольку прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, препятствующих ответчику соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также не найдено доказательств принятия ответчиком всех зависящих от него мер по их соблюдению. В связи с чем, суд полагает, что предприниматель виновен в совершении правонарушения.
Вместе с тем, одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализма, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
При рассмотрении дела судом не установлено отягчающих административную ответственность обстоятельств, учитывая то, что ООО «Ирис» привлекается к административной ответственности впервые, суд налагает на правонарушителя минимальный штраф, в пределах санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 169, 170, 204, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 2.1, 2.2, ч.4 ст.14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Арбитражный суд Приморского края
р е ш и л :
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Ирис», расположенное по адресу: <...>, зарегистрированное в качестве юридического лица 05.04.2007 Межрайонной ИФНС №7 по Приморскому краю, ОГРН <***>, к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию по следующим реквизитам: УФК по Приморскому краю (Прокуратура Приморского края), ИНН <***>, КПП 253601001, расчетный счет <***>, БИК 040507001, ОКАТО 05401000000, КБК 415 1 16 90010 01 0000 140, назначение платежа - административный штраф.
Квитанцию об уплате штрафа в трехдневный срок представить арбитражному суду, вынесшему решение. В случае неуплаты штрафа в 30-дневный срок и непредставления суду доказательств уплаты, выдать исполнительный лист.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья Колтунова Н.В.